Заточен карандаш на точность слова


Творчество семерых поэтов, имеющих непосредственное отношение к Политехническому, представлено в опубликованной Союзом Писателей России Антологии современной петербургской поэзии «Точка отсчёта». «Физикам-лирикам», как никому, близка формулировка, звучащая в названии. С точки начинается изображение слова и слово должно встать точно на своё место в системе образов, создаваемых поэтом, и тогда

То нежно звучит,
то сурово
высокое русское слово.

(Николай Рачков)

Как любая система будет нежизнеспособна без тщательно подогнанных деталей, так и стихи требуют отточенности, иначе труды напрасны и вслед неумехам прозвучат саркастические строки Игоря Кравченко:

Зачем же ей слова твои, товарищ?
Ты лучше гвоздь как следует забей.

Болью и тревогой за будущее нашей страны наполнены строки в его стихотворении «Ветер в поле»:

Перекупщиков тучи, начальников тьма,
работяг и умельцев воистину мало.
Наше горе не в том, что оно от ума,
а скорей от того, что ума не хватало.
..................
Что с Россией своей мы опять сотворили?


Вот тоже члены СП России выпускники Политеха Алина Мальцева, сетующая на то, что

И сердец наших говор
Смяли слов каблуки

и Олег Юрков в стихотворении «Грабли» (аллегории постоянства расплаты за одни и те же ошибки), говорящий о себе:

Я – в пенной синеве затерянный кораблик,
Лучами радуги сшивающий стихи,


не смотря ни на что, всем сердце с Россией:

В Италии мороз, штормит в Иокогаме.
Зато Россия – сад, и почва, и судьба.
(Олег Юрков)


Сергей Воронов вторит ему:

Мы ведь листаем свои буквари

Мы ведь не учим чужие уроки.

В стихотворении «Скоморох» не намёком, а открытым текстом он говорит, что не должны впустую тратиться слова поэта как и иносказания скомороха, ибо

Воду льёт он в решето,
Да не проливает,


и останется надежда, что народам нашей родины

Может выйдет прямая дорога.

Недаром умельцам-мужчинам почти во всём издревле не уступают наши женщины – жизнь такова… Любовь Венедиктова в стихотворении «Я сама», тоскуя о возможности хотя бы казаться, прикинуться слабой, просит «Земного рая» для «воинствующих амазонок».
А стихотворение «Центурион» Ольги Атамановой не просто экскурс в эпоху Древнего Рима. Оно яснее ясного даёт понять как психологически и нравственно мы не далеко ушли от той цивилизации. Пестуя свои якобы высокие идеи и помыслы «могучий центурион» пренебрегает слезинкой ребёнка и отчаянием матери (читай: страданием народа), причём недоумевает этот высокий муж:

До глубины души самодовольный.
Как странно, что не все тебя хотят.


Глубоки в своей простоте и изяществе стихи Полины Штурбиной, затрагивающие пласт социальных, человеческих отношений. «Меловая тонкая черта» из стихотворения «Круг», давшая нашей литературной студии название «Меловая черта», только она незримо предохраняет каждого из нас от соблазнов и попрания незыблемых законов нравственности в мире, где

Прорваться в круг пытаясь то и дело,
Гримасничают ненависть и зло…


О чувствах и взаимном их ощущении на тонком уровне, когда благие порывы и понимаются, и остаются только вежливым проявлением сочувствия, повествуется в стихотворении «Из вежливости», но это не перечёркивает то, что:

Душевные раны и словом и взглядом
Друг другу мы лечим.

И заканчивая «пересчёт поэтов-физиков», которые и которых помнят стены ВУЗа, хочется пожелать им творческого горения, чтобы в горниле вдохновения выплавлялись достойные произведения, которыми гордились и сами авторы, и их окружение, и «alma mater», и потомки, которым

Останутся написанные строчки,
и этот толстый или тонкий пласт
оценит время до последней точки
и по заслугам каждому воздаст.
(Игорь Кравченко)

Ждём следующей Антологии, где должны быть напечатаны стихи поэтов Литстудии «Меловая черта», оттачивающих своё мастерство в процессе дружеского общения «старых и малых» под руководством И.Г.Кравченко в гостеприимной аудитории №123 по вторым и четвёртым средам каждого месяца учебного года.

Татьяна Кувшиновская



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Критика
Количество рецензий: 4
Количество просмотров: 611
Опубликовано: 21.03.2011 в 23:16
© Copyright: Татьяна Кувшиновская
Просмотреть профиль автора

Валерий Тищенко     (01.04.2012 в 23:49)
Татьяна Аркадьевна, я имел несторожность назвать в одном своём стихотворени ресничку волоском. Мне один злобный критик сказал: Ресничка, это ресничка! А волосок может быть на голове, руке, ноге, заднице и тд. В общеми, никакая это не метафора! Вырезай! Я не вырезал. Прав ли я? Или он?
Что бы Вы поняли в каком это эвучало контексте, прочитайте эту мою незамысловатую лирику. Кстати, один из первых моих стихов. https://www.litprichal.ru/work/114397/
Я сразу говорю, СПАСИБО, Вы наверняка ответите.

Татьяна Кувшиновская     (02.04.2012 в 14:09)
Поговорили, однако!

Forefinge Comforter     (02.04.2011 в 21:29)
стоит ли свой вкусик так афишировать?

Татьяна Кувшиновская     (04.04.2011 в 14:04)
Читала у Вас я рекомендацию одному из авторов прислушаться именно к моему мнению. Так что уязвить Вам меня не удалось. Хотя ту запись Вы и удалили, но в памяти она у меня есть.

Forefinge Comforter     (06.04.2011 в 09:46)
-

Forefinge Comforter     (04.04.2011 в 15:56)
память дамская изворотлива

Администрация     (02.04.2011 в 13:11)
Спасибо, Татьяна Аркадьевна. Я проанонсировала в реданонсах.

У меня вопрос по отрывку:
-------------------------------------

и Олег Юрков в стихотворении «Грабли» (аллегории постоянства расплаты за одни и те же ошибки), говорящий о себе:

Я – в пенной синеве затерянный кораблик,
Лучами радуги сшивающий стихи,

не смотря ни на что, всем сердце с Россией:

В Италии мороз, штормит в Иокогаме.
Зато Россия – сад, и почва, и судьба.
(Олег Юрков)

Сергей Воронов вторит ему:

Мы ведь листаем свои буквари

Мы ведь не учим чужие уроки.
-------------------------------------------------

Почему Вы считаете, что Воронов вторит Юркову? Можно подробней раскрыть тему о "пересечении" их поэтической мысли? А то из выделенных Вами отрывков я не отметила "переклички"...


А Ольга Атаманова - просто прелесть:
***
До глубины души самодовольный.
Как странно, что не все тебя хотят.

Я бы с интересом почитала представленную Вами антологию.

Татьяна Кувшиновская     (04.04.2011 в 13:57)
Дорогая Светлана, эта заметка писалась для газеты "Политехник" - рамки текста ооочень, ограничены. От того, видимо, и не получилось плавности перехода. Да и тираж самой Антологии всего 700 экземпляров, мало в продажу и библиотеки попадёт.
ЦЕНТУРИОН ОЛЬГИ АТАМАНОВОЙ http://www.stihi.ru/2010/04/04/4326
Других авторов я что-то в сети не вижу.
Но сетования на неустройство жизни присуще многим из них и вся цепочка цитат, начиная с "Что с Россией своей мы опять сотворили?", из таких стихов.

Галина Карташова     (24.03.2011 в 21:11)
Спасибо, Татьяна Аркадьевна! Замечательный обзор, после которого возникло желание прочесть представленные здесь произведения.

Татьяна Кувшиновская     (26.03.2011 в 13:32)
Спасибо, милая Галина, за внимание!






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1