О ветре свежем сентября



Дорогие новопричалившие и завсегдатели ПРИЧАЛА! Простите за конспективность большинства комментариев и непрошенные предложения по поводу «искоренения» тех или иных шероховатостей (с моей сугубо личной точки зрения) в замечательных стихотворениях сентябрьского приобретения сайта. Что заметила, то отметила – что проморгала, сами с усами, приглядитесь сторонним взглядом.
С дружеским вниманием, Татьяна Аркадьевна

КОНКУРС https://www.litprichal.ru/commentary.php?id=2177 - идите голосуйте, не читая мои размышления, или читайте, спорьте, но голосуйте!

1. Прозрачна [Ольга]
https://www.litprichal.ru/work/57218/

Прозрачна мысль на дне своих истоков,
И ветер провиденья свеж и тих,
Но Богом зашифрованные строки
Как бабочки, слетают с губ твоих.

Поймать бы их, но ловля незаконна,
Когда душа предвосхищает плен,
Ты слышишь эхо? - Это я бессонно
Снимаю ночью бабочек со стен.

Пусть чьи-то сны – хрустальные подвески,
Ветрами потревожены, звенят,
Всё тот же мотылёк – смешной и дерзкий
С ладони неба смотрит на меня.

Вроде бы и поэтично, и красиво, но путаница возникает при осмыслении. Мысли-строки – бабочки, так; эхо – от звука незаконно снимаемых строк, положим; а сны причём, когда бессонна лирическая героиня, и мотылёк – это метафора чего? мысли, строкИ, возлюбленного… Непонятливая я.
========================

2. ПРОТЯНИ МНЕ ЛАДОНИ [Валентина Тимофеева]
https://www.litprichal.ru/work/56730/

Протяни мне ладони.
Я лицо опущу
в эту ласку бездонную
и замру, замолчу…
А за окнами стонет
вьюга, вьюга стозвонная.

Ей стонать и звонить,
ей кричать до утра,
тосковать в одиночестве.
Ты мне скажешь: — Усни,
успокойся, пора,
позабудь все пророчества…

В этой ласке твоей,
в тёплой нежности рук
мне расплакаться хочется…
Ты уйдёшь. В окна вдруг
станет бить снеговей,
насмехаться и корчиться.

Подкупает искренность и песенность стихотворения. Только стоит подумать, не заменить ли «звонить» (т.е. создавать звук чем-то, обо что-то, кому-то) на «звенеть» (т.е. самой собой) или лучше ещё поразмыслить и что-то вроде такого написать:

Ей стенать-голосить, (голосить-усни)
завывать до утра,
тосковать в одиночестве.
========================

3. Вечер [Мир Всем]
https://www.litprichal.ru/work/57172/

Отраженья потускневших зорь
Не ищи в осеннем перезвоне
Он оставит трон, потупя взор,
Не приняв протянутой ладони.
Опустеют слухов закрома,
И уже совсем чужой и чуждый,
Кто-то выйдет за свои грома
Чтобы темень заводи жемчужной
Звездами и брызгами комет
Взоры и сердца соеденила...
Снова вечер белый-белый свет
Опрокинул в синие чернила...

Очень понравились последние две строки. А вот нераспознанным остался Некто «оставивший трон, потупивши взор», неужели «перезвон»?
Правильно пишется – «соедИнила».
========================

4. Я не люблю... [Анд-Рей]
https://www.litprichal.ru/work/57960/

Я не люблю большие города…
Их суеты туманное дыханье...
В них - для души большие расстоянья
И все дороги мчатся " в никуда".

Я не люблю такую суету
Когда несёт тебя не по желанью
А по пути, указанному дланью,
Того, кто ненавидит пустоту…

Я не люблю трамвайный перезвон,
И пыльный выдох города большого.
И - на работу утром в полшестого,
Размазав по лицу приятный сон…

Я не люблю мельканье этих лиц,
Зашторенных, как окна - занавеской.
И улицы - как антураж из пьески,
Из непрочтённых многими страниц…

Я не люблю сплетенье проводов,
И разноцветье вычурной рекламы
И из окна скупые панорамы,
Как символы огромных городов….

Я - НЕ ЛЮБЛЮ. Но ведь живут же люди
Среди всего, что мне не по душе.
И мир, который весь из этажей
Так безнадёжно и упрямо любят…

Знакомые нотки отрицания, но в данном случае относящиеся к быту больших городов, а не к человеческим качествам. Хотелось, чтобы вместо безотносительного «этих лиц» Автор нашёл конкретное определение (встречных, хотя бы), со звукописью «какокна» бы разобрался, например, так:

Я не люблю мельканье встречных лиц
Зашторенных: не лица – занавески.

То же и в строке

Я не люблю (вместо «такую», например, «потока») суету,
Когда несёт тебя не по желанью,
А…

и пару запятых я здесь добавила.
Прошу прощения за вторжение в творческую кухню, уважаемый Анд-Рей.
========================

5. И поцелуи первые - предвестники стихов [Виктор Курильчук]
https://www.litprichal.ru/work/58690/

Иркутск из зорь бульварится,
Где Юность, островок.
Малиновыми кварцами
Открасился восток.

Вечернее свидание.
Моторки по реке.
Как лучшее приданое -
Румянец на щеке.

Зазывчивость мороженщиц.
Для сдач вулкан монет.
По лужам наши рожицы -
Счастливейший момент.

Все фонари наседками
Проснулись и лучат,
Нам стелют путь салфетками
Из солнечных зайчат.

То валуном, то перьями -
Рассада облаков.
И поцелуи первые -
предвестники стихов.

Автор пытается словотворствовать, но в одном случае у него не очень-то вышло, а именно в «открасился». Из глагола новый глагол как-то не вытанцовывается, хотя понятно, что отпылала утренняя заря и без перехода, сию же секунду, устроила вечернее свидание ЛГ.
========================

6. Обмани меня, жизнь... [Леопольда]
https://www.litprichal.ru/work/58844/

обмани меня, жизнь,
обмани, как всегда – без причины,
обкради, обсуди, и заплюй мне дождями глаза,
обмани меня сказкой,
цыганкой, торговкой, мужчиной…
даже если об этом… мне не придётся узнать…
повернись, наконец,
своей схожей на кукиш орлицей,
чтоб не только за решкою снова послать тебя на…
я готова к войне,
я готова с тобой примириться,
ты нужна мне настолько, насколько совсем не нужна…
за забором иллюзий
не видно ни тьмы, ни рассвета...
растирая надежды, надсадно скрипят жернова…
я зверею
от гордо звучащего - «хочешь совета?..»
мне на чьи-то советы давно глубоко наплевать.
я смеюсь над собой…
это можно… себе я родная…
я смеюсь над судьбой, оттого, что смеется она…
я над всеми смеюсь,
оттого, что я всех презираю,
и смеюсь оттого, что я знаю, что я не права…
мне давно не в новинку,
что честность дешевле, чем чванство,
за гламурным фасадом - пороки и вонь естества,
а любовь изменила нам
и поменяла гражданство -
стала примой в кино и о нас теперь помнит едва…
по разбитым причинам
я не пытаюсь молиться,
ожидая в просвете свинцовую пулю в упор…
если я упаду,
мир пройдет равнодушными лицами,
и в последнем участье один только склонится – вор.
…обмани меня, жизнь,
обмани, как всегда, как обычно,
за злоумием нрава еще во мне есть что украсть,
а потом я уйду…
без поклона... и все же прилично…
и какая мне разница – чья надо мной будет власть…

Я засохшим гербарием лягу на ветхих страницах,
в отмирающих мыслях шуршаще сотрусь в порошок,
поседевшей весной улечу за последнею птицей,
выпив воздуха – вдох, как положено - на посошок.

Интересное по своей цельности мироощущения и экспрессивности произведение, пусть даже в основе своей глубоко пессимистичное.
Но мне «всегда чего-то не хватает» для безукоризненности воплощения – такая вот бабка-ёжка. Здесь есть стилистическая неточность – «схожий» управляет предлогом «с (кем, с чем)», «похожий» - «на (кого, что)», и, как обычно, меня не устраивает звукоряд «какабычно», но последнее – это мои заморочки.
========================

7. Душно [Ирина Луцюк]
https://www.litprichal.ru/work/58799/

Бережливый опустит монету в прорезь,
Расточительный бросит на дно колодца…
Я – отдам бедняку и запомню, то есть
Малодушно надеюсь, что мне зачтётся.

Мне с собой тяжело. Без креста на нитке,
Вдоль проспекта – и дую себе на пальцы.
Нет, мне вовсе не больно: я в мнимой пытке
Продолжаю упрямо играть страдальца.

Но – ни слова. Лишь взгляды-полувопросы.
А в груди – как всегда, пустота и душно.
«Сохрани меня, Ангел светловолосый, -
Мне так хочется быть хоть кому-то нужной».

Страдательное стихотворение, мнимо – физическое страдание, реально – душевное.
Одно смущает, когда читается вслух, естественней услышать «Вдоль проспЕкта – идУ юсебЕ». А может быть скаламбурить печально: «Вдоль проспекта иду и дую на пальцы» (никому ведь в голову не придёт, что лирический герой не себе исцеляет пальцы). Правда, здесь вместо такой последовательности стоп
--/--/--/-/- получается чуть другая:
--/--/-/--/-
«Без креста на нитке вдоль проспекта (– = иду)», запятая ни к чему, уж больно разнородны члены предложения.
========================

8. Зимняя сказка [Мария Смирнова-Аберт]
https://www.litprichal.ru/work/58935/

Мы с тобой унесёмся в заснеженный утренний край,
Где буянят метели над крышами древних селений,
Где слагаются в строчки неведомых стихотворений
Наши светлые думы, в морозный повергнуты рай.

И в печурке дрова, загоревшись, тепло нам приносят,
Как уютно с тобой! Но скрипит под ногою снежок,
И является гость, и нелепый читает стишок
Про любовь и морковь, и ещё - поматросят и бросят.

И не греет огонь, и искрит, и дымится труба,
И по-чёрному грусть проползает в закрытые ставни.
Я не верю в любовь. Что же с нами, нелепыми, станет,
Если в зимнем раю - не тепло, не жильё, не судьба?

И уходит в забвение, в бездну врачующих лет,
Тот придуманный кем-то сверкающе-зимний рассвет.

Нежное стихотворение. Разнобой есть в строфах по части чередования мужских и женских рифм.
Придерусь «к столбу», как милиционер из анекдота: «дымится труба» – она для этого и предназначена. И тут же предложу Автору подумать над этой строкой, чтобы рифмовать «трубу-судьбу», так как в строке, которой хотелось бы и закончить стихотворение, вместо частицы «не» просится частица «ни»:

Если в зимнем раю ни тепла, ни жилья, ни судьбы? – предположим так:

И не греет огонь, искры с гарью (с дымом) летят из трубы,
И по-чёрному грусть проползает в закрытые ставни.
Я не верю в любовь. Что же с нами, нелепыми, станет,
Если в зимнем раю ни тепла, ни жилья, ни судьбы?

Прошу снисхождения за искреннее желание со-творчествовать с Автором.
========================

9. Всем [Cергей Чутьев]
https://www.litprichal.ru/work/56754/

Врастают столбики
в ладони-холмики
как свечки-столпники...

Дремучий лес --
заветных столбиков
в ладонях-холмиках
свечами столпников...

Наперерез --
минуя кочечкой
глотая строчечкой
шифруя точечкой...

Не перечесть --
кровей-ребятушек
печёнок-братушек
молодок-матушек...

Как Бог не весть --
стоят озимые
горят родимые
о земь ранимые...

Вы все мои --
слова-касатики
глаза-квадратики
гроши-солдатики...
Златы рубли!

Стихотворение интересно стилизовано, но я не нашла ключа для расшифровки, может быть это о всеобъемлющей Любви?
========================

Желаю ВСЕМ счастливого пребывания на ЛитПричале!



Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество рецензий: 9
Количество просмотров: 752
Опубликовано: 25.10.2010 в 11:39
© Copyright: Татьяна Кувшиновская
Просмотреть профиль автора

Ксана Василенко     (10.03.2018 в 13:49)
"Ведь были люди в наше время"! Поневоле процитируешь... С некоторыми из них знакома, кое с кем даже лично) Горжусь!
А Вы, Татьяна Аркадьевна, что ж забросили свои критические заметки на СВП? Или 8 лет назад было на ЧТО их писать, а сейчас... Понимаю.

Татьяна Кувшиновская     (10.03.2018 в 17:43)
влвдлпоадраждрлпжолпжлпжжиьжэьижььлижьиииьь

Раньше, Ксаночка, Аndy сам выдавал на редСоветовский зуб по стихотворению из авторских подборок, так что мы могли сосредоточиться на конкретном произведении каждого автора, нынче всем и каждому приходится выискивать пригодное. Было бы, конечно, хорошо, если бы каждый из нас обстоятельно защищал своих "избранных", указывая на достоинства и, если есть, то и недочёты на вящую пользу стихотворения.

    (10.03.2018 в 20:01)
Ну, про себя могу сказать только, что так и не научилась правилам стихосложения так хорошо, что можно написать не отзыв, а рецензию, да ещё и подробную... СВП, прости!))
Ой! Это Ксана пишет)))

Мария Смирнова-Аберт     (02.11.2010 в 07:40)
Спасибо, Татьяна. Тронута тем, что само содержание стихотворения не вызвало у Вас недопонимания и с его любовью-морковью оценено как нежное. Чередование мужских и женских рифм, как и разных способов рифмовки - почему бы нет? Я часто так пишу, однотипность не кажется мне законом стихосложения. А вот над строфой, которую Вы правили, надо подумать. Наверно, я была не совсем точна, пытаясь изобразит трубу, от которой дым проникает в дом "по-чёрному" - просто почти 40 лет не топила печку.
Рада, что такая форма принята на этом сайте, и благодарна, что Вы взяли на себя труд доброжелательно и вдумчиво отнестись к представленным стихам.

Татьяна Кувшиновская     (02.11.2010 в 12:51)
Благодарю, Вас, милая Мария, за тёплые слова.
А у нас баня по-чёрному, она без трубы...
Что до рифмы, так это только констатация факта, на оценку не повлиявшая, так как качеству не повредившая.
Желаю доброго здоровья и творческих успехов!
С дружеским приветом, Татьяна

Пименов Сергей     (30.10.2010 в 22:14)
"Если стихи можно пересказать, то это значит, что поэзия там и не ночевала"))))))
Цитата, конечно.
Татьяна, здравствуйте. Благодарю Вас за краткость - она дорогого стоит.
Сергей, с уважением.

Андрей Нерный     (31.10.2010 в 14:30)
Увидел несколько искаженную цитату О. Мандельштама.
По этому поводу можно почитать
https://www.litprichal.ru/work/62337/
С уважением,
А.Н.

Татьяна Кувшиновская     (01.11.2010 в 18:32)
Желаю успехов, дорогой Сергей!

Пименов Сергей     (01.11.2010 в 18:39)
Благодарю, Вас...

Леопольда     (30.10.2010 в 19:25)
Прочла ваш разбор, милая, уважаемая Татьяна... что сказать?..
с вашим первым замечанием полностью согласна, со вторым... думаю, что это - каприз вашего тонкого слуха...
в конце всех концов фигушка с ляпами...
не думаю, что мои тексты будут расшифровывать мировые филологи, даже если принять во внимание всю непредсказуемость нашей фортуны, ведь, как правило, этого надо уметь хотеть, "хотя бы при жизни"...(шучу))))
и все же я от всего сердца благодарю вас за ваш разбор талантливого и умного ценителя поэзии...

с моим искренним к вам уважением.

Татьяна Кувшиновская     (30.10.2010 в 20:03)
Спасибо, милая Леопольда, что откликнулись!

Vik Starr     (26.10.2010 в 11:23)
Жаль, что "ветеранские" стихи на этот конкурс не берут...
Вы так хорошо их комментируете!
:-)))

Татьяна Кувшиновская     (26.10.2010 в 20:53)
Смеётеся ;-)))

Vik Starr     (27.10.2010 в 13:52)
Вот ещё!
Серьёзен, как Варшавский!

Андрей Чернышев     (25.10.2010 в 14:31)
Спасибо, Татьяна Аркадьевна.
Жаль только, что совершенно случайно обнаружил этот Ваш разбор.
Безусловно исследования нужные и интересные. Особенно (про мои стихи, конечно) удивил тот факт, что сам я вот это "каканье" - КАК ОКНА - не заметил. Буду думать......
С ув.

Андрей Чернышев     (25.10.2010 в 14:34)
А стих, действительно, отражает мое отношение ИМЕННО К БЫТУ, а точнее - к организации существования - больших городов.
В нём я пытался передать то, что при попадании, скажем - в Москву, у меня сразу теряется смысл моего существования. Я не понимаю, как можно жить там, где всё - против нормальной жизни... Суета и шум вселяют какой-то бессмысленный стресс в душу.
Может быть именно поэтому я не стал жить в Питере...

Татьяна Кувшиновская     (25.10.2010 в 20:11)
А я, дорогой Андрей, родилась в Питере и, наверное, жить нигде больше не смогу. Раньше через десяток дней уже тосковала, но нынче спокойно провожу полгода в деревне под Лугой. Душа отдыхает...






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1