Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Проза «Эпоха эмигрантов»


­­­­­­­­­­­­­­­­Все, кто в 80-е годы жил и находился в сознательном возрасте, помнят, как на стыке эпох Застоя и Перестройки пролегала такая еле заметная в глобальных масштабах культурологическая перемычка, которую условно можно назвать "временем эмигрантов". "Эмигрантами" в то время называли действительно эмигрировавших в США певцов и музыкантов, чьи записи песен попадали обратно в Союз и широко тиражировались на бытовых магнитофонах. Началось то время где-то году в 1982-м и растворилось в вихре Перестройки. Вилли Токарев, Шуфутинский, Михаил Гулько, Люба Успенская... менее известные Могилевский, Звездинский, Рита Коган и многие, многие другие.

Эмигранты...

"Не падайте духом, поручик Голицын" - доносилось сквозь осточертевший советский официоз, сквозь кобзонов и лещенок и их до рвоты правильные песни. "У нас на Брайтоне весёлая мешпуха" - звучал голос из далёкого мира за океаном, где есть некий загадочный "Брайтон-Бич", есть "Манхэттен", "Бродвей" и "Гудзон".

Не было ни Википедии, ни Гугла, чтобы узнать, что такое мешпуха, но как хотелось в эту мешпуху каким-то чудом попасть:

В "Приморском" слушаю я русского Том Джонса,
Я в "Забияк" бегу и в дождик, и в мороз.
В "Националь" спешу я до восхода солнца,
Там Могилевский, там красотки Систерс Роуз.

Хотя никакой мешпухи, как позже выяснилось, там в действительности не было, там жили, работали и выживали вырвавшиеся из СССР музыканты и исполнители. Да, все они были друг с другом знакомы, бывало, кто-то с кем-то вместе работал, выступал, но об особо дружеских отношениях никто из них в интервью сейчас не сообщает, впрочем, как и об особой конкурентной борьбе или вражде. Как можно понять, люди в Америке усиленно вкалывали.

Эмигрировали они с середины 70-х по разным причинам.

После распада СССР вся мешпуха один за другим перебрались в уже свободную Россию, о чем в свойственной ему простяцкой манере спел Вилли Токарев.

Я рад, что родина Россия пробудилась
В конце концов от летаргического сна,
Как жаль что раньше это благо не случилось,
Тогда б Америка была мне не нужна.

Теперь Америка им стала не нужна. И понятно, почему: там они пели для пьяной публики в табачном дыму в кабаках - в России собирали концертные залы и стадионы восторженных зрителей. Да и зачем, собственно, проживать на свободной чужбине, когда есть свободная Родина.

Эмигранты...

В одно время, помнится, к эмигрантам причисляли Розенбаума, и лишь потом только узнали, что это доктор из Ленинграда. "А ну-ка, позовите Герца, старенького Герца". Душевно.

"Хочу записать Любу Успенскую и её мужа!" - говорил мне приятель. "Мужем Успенской" у нас без малейшего сомнения называли Михаила Шуфутинского. Тогда как сейчас достаточно в Вики заглянуть, чтобы узнать, что Шуфутинский и Успенская никогда мужем и женой не были. Вот что значит отсутствие гласности, которую сейчас у нас не ценят... воспринимают как нечто само собой разумеющееся.

А как по-разному произносили и писали фамилию Шуфутинского: и Шуфтинский, и Шухутинский, и Шехтинский, и не помню уже, ещё как. Тоже оно, отсутствие гласности.

Лично меня всегда интересовала внешность эмигрантов, мне было любопытно, как они выглядят. "Ты фото Успенской не видел, случайно?" - спрашивал я у знакомых и всегда получал отрицательный ответ.

Помню, пронесся слух, что убит Вилли Токарев - мол, то ли это какая-то нью-йоркская мафия, то ли КГБ - "чтобы не пел антисоветских песен". Позже на это отреагировал в своей песне сам Токарев: "Как у нас бывает, злые люди иногда слух пускают, что тебя убили".

И оттуда же:

Я на днях известие в Известиях прочел
Что в Союзе приоткрыли двери.
Да чтоб ты был здоров, Михал Сергеич Горбачев,
Хочется надеяться и верить!

Мне так понравились эти строчки... в то самое время я как раз приобрёл футболку с большим, во всю грудь портретом Горбачёва. И внизу под портретом, с помощью трафарета, красной типографской краской приписал: "Хочется надеяться и верить". Смотрелось, поверьте, эффектно. Единственно, жалею - до сих пор жалею - что не сфотографировался в этой футболке. Не догадался. Жизнь вокруг бурлила и о запечатлении для истории не возникало даже мысли.

Вообще же, надо сказать, мы - я и моё окружение - эмигрантами увлекались не шибко, мы были фанатами тяжёлого рока. Поэтому связанных с эмигрантами воспоминаний у меня сохранилось не так много, но то прекрасное, далёкое время осталось в душе навсегда.

Да, вот ещё вспомнил. Как-то летом на пляже мы с другом затронули тему эмигрантов. "Слушай, а ты обратил внимание, что вот как-то не видно, что гэбуха борется с эмигрантскими песнями, не слышно, чтобы кого-то проверяли или кого-то вызывали за то что слушает эмигрантов. Как-то подозрительно терпимо относятся власти к эмигрантам" - поделился своими наблюдениями друг. "Да дай бог" - почему-то не стал развивать тему я. Но сейчас могу сказать, что мы тогда, кажется, как-то очень слабо почувствовали предвестие перемен. Был, если не ошибаюсь, 1984-й год, никто ещё слыхом не слыхивал фамилию "Горбачёв", но что-то, что-то все равно ощущалось... и, возможно, также что-то ощущали и службисты гэбухи, как знать - ведь с поручиком-то Голициным не боролись, действительно, наследнички чекистов.

А ведь всё-таки странно - это я уже рассуждаю сейчас - "А в комнатах наших сидят комиссары и девочек наших ведут в кабинет", а спецслужбы не чешутся. Такое впечатление, что советский Монстр к тому времени уже устал сражаться за своё неестественное существование и несколько расслабился. Это я говорю и как человек, изучающий диссидентское движение в СССР. К 82-му году репрессии в отношении диссидентов ослабли. Отчасти и потому, что, как считалось, диссидентское движение разгромлено, и это в некоторой степени соответствовало действительности.

Впрочем, "комиссары в комнатах наших" - лишь единичные случая, в основном эмигранты антисоветское не пели - они пели просто НЕсоветское. "Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные". И тем не менее. Несоветское, да ещё в таком количестве, для советского человека было уже что-то. Во-первых, глоток свободы, во вторых - всё же какая-то, какая-то первая ласточка, которая ощущалась на уровне глубокой интуиции. Эмигранты, хотя реально новые времена не приблизили, но они к ним советского человека в течение лет как бы подготавливали - раскрепощали своими песнями.

19.11.2023. Т.Тамирхан

.


Мне нравится:
9

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 8
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 127
Рейтинг произведения: 55
Свидетельство о публикации: №1231119532333
Автор прозы: Тимур Тамирхан, 19.11.2023г.

Отзывы

Скарабей Пофнутич     (20.11.2023 в 23:08)
Каждый раз, когда заходит речь об эмиграции, почему-то вспоминают писателей, артистов, певцов и прочую творческую интеллигенцию. Но дамы и господа, они составляли ничтожную долю процента от всех, покинувших страну-мачеху. Поэтому их судьбы, карьеры, образы, ну, никак нельзя выставлять в качестве какого-то эталона или стереотипа людей, покинувших насиженные места.
Более того, многие (не все, конечно) очень легкомысленно восприняли своё перемещение в другую страну, полагая, будто туда можно переехать со своим рабочим столом, ставками, сценическим образом, книгами… Все оказалось иначе. Потому-то, после полученных в эмиграции разочарований, вся вакханалия 90-х в РФ и показалась им наступившей Свободой.
Но Свобода не разрушает институты общества. Она дает им новый импульс, импульс развития. Увы, в странах бывшего СССР, особенно в России, перемены больше напоминали израильский бульдозер в секторе Газа сегодня (включите телевизор, если еще не видели).
Все перепахивалось, перемалывалось. И если в секторе Газа ныне разрушается инфраструктура террора, то в России 90-х в поисках денег корчевали, рвали, выдавливали и выцеживали организации, оставшиеся в наследство от Советского Союза: театры, издательства, научные институты. Как в известном анекдоте про дохлую кошку, брошенную в чан с самогоном ( «Ну, кисонька, ну еще капельку!»).
Именно этот разгул самоуничтожения, закрепленный сегодня рамками закона, и был принят за Свободу. И его почувствовали очень многие, но менее других та самая творческая интеллигенция, которая тешила себя былой и быстротечной «славой».
А эмиграция? Что эмиграция? Это жизнь, начатая сначала и только в очень редких случаях законсервированная в виде экспонатов Кусткамеры.
Анатолий Лемыш     (20.11.2023 в 21:07)
Ну, я не очень любил Шуфутинского с Успенской. Не мое это. И особой свободы от советской эстрады не видел.
Именно из них вырос т.н. "русский шансон", с апологизацией гопоты, зон и "красивой жизни", которого терпеть не могу.
Тимур Тамирхан     (20.11.2023 в 21:28)
=Именно из них вырос т.н. "русский шансон", с апологизацией гопоты, зон и "красивой жизни", которого терпеть не могу=

Есть такое, да. Чего скрывать.
Ирина Савельева     (20.11.2023 в 11:38)
В основном эмигранты антисоветское не пели - они пели просто НЕсоветское. "Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные". И тем не менее. Несоветское, да ещё в таком количестве, для советского человека было уже что-то. Во-первых, глоток свободы, во вторых - всё же какая-то, какая-то первая ласточка, которая ощущалась на уровне глубокой интуиции. Эмигранты, хотя реально новые времена не приблизили, но они к ним советского человека в течение лет как бы подготавливали - раскрепощали своими песнями.
Золотые слова! А главное, они вернулись! Кому они были нужны в Америке? Какой там был уровень музыкальной культуры? Какая музыка! Какие аранжировки!
А вышеперечисленные эмигранты, не владели языком, не обладали особым голосом, перебивались на копейки... Вернулись в Россию, где их любили и любят (честно не понимаю за что?) Слушатели ходят на их концерты, дают возможность хорошие деньги зарабатывать, строить шикарные дома... А кому они со своей душевностью и проникновенностью нужны были в Америке? Пели в лучшем случае по ресторанам... а кто-то извозом занимался или мыл посуду в ресторане. А здесь они ЛЕГЕНДЫ ШАНСОНА!
Тимур Тамирхан     (20.11.2023 в 11:44)
Ирина, Вы частый гость на мое странице, к счастью - и мне очень приятно наше с Вами взаимопонимание.

Александр Титов     (20.11.2023 в 09:02)
"Это я говорю и как человек, изучающий диссидентское движение в СССР. "
Публикуй результаты!
Мне видится, похоже на историю русского рока (хм, двойной смысл:) отрывочно, недостоверно, несистематично вплоть до отсутств чёткой хронологии. Имена, даты, хронол таблица где. Даже в истории "Гулага" этого нет
а мне нужно для преподавания школьникам.
"Во-первых, глоток свободы, во вторых - всё же какая-то, какая-то первая ласточка, которая ощущалась на уровне глубокой интуиции"
Щас мы эту ихнюю интуицию :)
Не падайте брюхом, поручик Голицын
Место же было пусто?
В головах пустота, так?
Естественно, пустота заполнялась идеолгией монархизма и черносотенства. И даже немецкого нац-соц. Как же, на пустое место пришли детально разработанные, индустриально мощные готовые апробированные идеологии. Фрондёрство естесвенно уклонялось в поповщину и в идеализацию белого офицерья и белоказачества и, и..
интуиция любого животного = внутривидовая агрессия, да, очень глубоко сидящая.
Из всех этих интуит. виляний хвостами оно и выросло.
(пишу под впечатлением того, что выросло:
https://www.youtube.com/watch?v=oQ1Fom1EHnI )
Василий Прытков     (19.11.2023 в 21:44)
Интересный рассказ. А сейчас кто что хочет говорит, кто что хочет слушает. Любые рок группы: финские, американские, канадские. Вы правильно сказали про Кобзона и Лещенко: они очень правильные песни пели. Шаг влево, шаг вправо - расстрел. А сегодня наоборот, перегиб на эстраде. Пора вводить цензуру: поют уже те кто не умеет петь, некоторые матерные песни поют, все татуированные, в серьгах на всем лице. Ни мелодии, ничего, рэпперские речитативы. В России 2 беды: или полностью нет свободы или анархия полная, золотой середины не бывает.
Алекс Соник     (21.11.2023 в 17:12)
"В России 2 беды: или полностью нет свободы или анархия полная, золотой середины не бывает."

Нет, Василий, вы заблуждаетесь,-
В России 3 беды:
- нет свободы (плохо)
- анархия полная (ещё хуже)
- золотая середина (тоже дрянь дело)

Всё это одновременно варится в котле, с названием Империя.
Давид     (19.11.2023 в 20:51)
https://www.youtube.com/watch?v=6rIYgPzEROo

Тимур, поставь в тему, пожалуйста.
Тимур Тамирхан     (19.11.2023 в 21:06)
С удовольствием. Сейчас.
Давид     (19.11.2023 в 21:09)
О.К!!!
Тимур Тамирхан     (19.11.2023 в 21:10)
Поставил.
Давид     (19.11.2023 в 21:16)
где?
не вижу.
Тимур Тамирхан     (19.11.2023 в 21:23)
Внизу текста произведения.
Давид     (20.11.2023 в 04:39)
Я вчера спать ушёл -
первая смена, извини.
Да вижу!
Александр Титов     (20.11.2023 в 09:06)
СПАСИБО!!! Прекрасный артист. Какое владение каждым жестом и звуком.
Кстати, гармоничное сделанное со вкусом оформление
СПАСИБО!
Давид     (20.11.2023 в 18:40)
Александр, это Тимуру спасибо за тему!
Давид     (19.11.2023 в 20:48)
Тимур, я уже не был молод)))
Давид     (19.11.2023 в 20:39)
Тимур, тема! Зажигательная тема!
Очень надеюсь, что ты её допишешь,
доработаешь, что вней появятся песни
Шефутинского, Звездинского.
Я одно время, едва сяду в машину, включал
магнитофон и крутил без перерыва их песни.
Токарева мало, Успенскую изредко.
Да! Это была наша эстрада за рубежами С.С.С.Р.
Тимур Тамирхан     (19.11.2023 в 20:42)
Очень рад, что песни моей молодости нашли отклик в твоей душе. Тронут.
Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1