


7 сентября 2023. 2.15 ночи. Выспалась. Включила фонарик. Его кладу с вечера рядом с подушкой, чтоб всегда находился под рукой. В тайге случается экстренно порой соскакивать с постели, мгновенно просыпаться. На то и – лес! А тут я ещё и совсем одна, не считая лаек. Полагаться можно во всех жизненных перипетиях лишь на себя.
Спустила ноги с постели. Нары для меня высоковаты. Муж делал под свой рост, да ещё водрузила три спальника. Теперь спускаться приходится осторожно. Так теплее. - Чем выше постель в избе, тем уютнее, теплее спать. А на полу может и вода застыть в чеплашках, подёрнуться ледком. Ночью пока не топлю, - стоит плюс, это не зимние морозы под сорок, когда необходимо ночью подтапливать, чтобы по-домашнему роскошно спать, не крутясь с замерзающим носом.
Хожу по избе в мужниных калошах. Те с мехом, в меховой оторочке, только в каждый сможет войти не одна, а обе моих ноги: по размеру больше моей дамской ножки на десять размеров. Свои же обувки разместила у печи просушивать. Муж изготовил специальные сушилки для сапог, валенок: на низенькие чурочки прибиты два вертикальных деревянных штыря. На них и размещается обувка после каждого дня на просушку. За ночь, отпотевшие, отсыревшие сапоги просыхают. Носки, портянки, одежда развешены на гвоздях на стенах, около печи. В лесу непрерывно требуется всю обувь и одежду подсушивать. В сухом теплее ходить по тайге, уютнее.
Встала. Подошла к столу. Села на «стул». Это огромный чурбан, покрытый сверху моей старой меховой жилеткой. Временами и накидываю ту на плечи, чтоб по делам неотложным выйти в ночь, в холодную. Попила с термоса черничный компот. Кружки развешаны на гвоздиках возле окна. В тайге для каждой вещи предусмотрено своё место, чтоб и на ощупь при необходимости взять. Подсвечивает в окно немного Луна. Мирно, по-домашнему, тикают часы. Сижу за столом, пью вкусный ароматный компот, горячий! Блаженство неописуемое!
Уснула мгновенно, ещё и восьми вечера не дошло. Спала: подстелила три спальника толстых – древних, геологических, полевых, с верблюжьей шерстью, и ватные, подо мной, вокруг головы, куча подушек, подушечек с утиным, глухариным пухом и пером. Лишнее всё и из дома сюда перекочевало с годами. - Тут шила их. Сверху укрывалась Володиным старым спальником - одеялом. Он до сих пор хранит запах родного человека, курева, мужика, охотника.
Тепло в избе, и полное ощущение, что нахожусь не в тайге, а у себя дома. – Это мой истинный дом! Мне уютнее, спокойнее тут, а не в селе, где каждое утро начинается сейчас с бойни за жизнь, - с подстав, раскруток на деньги, с ненависти чиновничества, что «слуги» наши… - люто ненавидящие нас – своих «хозяев», за голоса которых готовы ползать на четвереньках в очередную избирательную компанию, рвать глотки насмерть друг другу - конкурентам, лживо заверять в любви к «народу», в искреннем стремлении сделать нашу жизнь лучше, а суть - хищническая, алчная, грязная, подлая: ограбить бюджет на «миллион» в свои необъёмные карманы, насытиться властью, отомстить врагам…
…Собачат не описать! – блаженствуют! На мордах улыбки даже во сне не сходят.- Нежатся на свежей тростниковой ароматной подстилке. Вчера, как пришли, и сейчас, Пуля спит клубком на своей овчинке на моей постели в избе. – Счастливая! Дымка вчера вечером лежал на опилках, вытянув вперёд задние лапы, у костра, а на ночь залез в свою конуру, как огонь потух, прогорев.
Вечером мошка крепко кусала меня у костра – доставала да так, что не посидеть, не помечтать, не повоспоминать, глядя на пламя, засыпающий лес, на темнеющие кедры. А в избе её нет. Перед тем, как отправиться спать, сгребла граблями опилы, мусор, корьё, щепки, принесла гнилушек – положила на огонь для дымокура, чтоб лайкам легче жилось, да дымом немного отпугнуть дикое зверьё от избы. Дым поднимается ввысь, а потом стелется по тайге на сотни метров, разгоняет гнус, и лаек меньше кусают, да и в избу гнуса меньше залетает. Оттого Дымка и лёг рядом с костром под дым, расправив наконец-то уставший живот и свои особо уязвимые причиндалы. - Наслаждается – не клубком ютится! В конуру ему положила вчера резанную траву – тростник. Гляжу сейчас в окно: пёс растянулся в своём домике головой к выходу. В длину он еле вмещается, и ушами упираясь в жердочки выхода. Конуру не рассчитали на столь крупного пса. Морда развёрнута вбок и вверх, торчат клыки. - Крепко спит, да так, что рот приоткрыт в наслаждении сладкого спокойного сна.
Ночью Пулька во сне подлаивала, - на кого-то охотилась, она всё ещё беспокоится, - хозяина погибшего не забывает. Так роскошно дома не спится. Шумит по камням река Манья. Её далеко с вечера слышно, а ночью ощущение, будто она течёт тут – у самой избы, тогда как до неё с километр. Таков особенный звук в охлаждённом вечерне-ночном воздухе тайги. Утром река опять затихнет, а вместо неё зашумит под ветром лес, запоют, защебечут птицы.
Заметила: смарт сильно разряжается при включении, когда смотрю время, зарядка при каждом включении расходуется на единицу – на один процент! Вывод: «Не включать! Долго ищет сеть. Для экономии заряда батареи поставила «пилот». Заметила в селе, что выключенный телефон продолжает заметно разряжаться, если не включить «самолёт», то есть, - и в выключенном состоянии непрерывно ловит сеть, работая налево!..
- Как тут спится чудно!.. - Непередаваемое блаженство.
- Что волнует?.. – думаю постоянно, - осталась ли мука, крупы?..
- Беспокоит, что выходить в село придётся с ночевой. – Хорошо, если только с одной!.. – ночевать не хочется, да только расстояние по прямой до села сорок с гаком километров, а по лесу накручиваю далеко за полсотни! В один переход сил не хватит выйти. По молодости, по хорошей лыжне, удавалось дойти порой за десять часов, только дотаскивалась до квартиры никакая! Теперь нереальна подобная перегрузка организма.
…Нужно подтесать путик – не видать затеси. Володя иногда подтёсывал, специально брал топор и уделял день, только слишком хлопотно, оттого и ходил по джипиес, а мне предстоит ходить по-старинке, по звёздам, Луне и по Солнцу с компасом, подправляя направление маршрута и по мхам.
Для разгрузки нервов и тела следует подготовить стоянки для отдыха. На случай непредвиденного ночлега, заготовить дрова, куски бересты, листы бересты для подстилки, привязать те к дереву (для ковриков). Ибо их скоро занесёт снегом.
Смотрю в окно. Над тайгою распростёрта тихая спящая ночь. Ещё нет и трёх часов. - Нужно дальше спать. Завтра много-много дел…
Ключевые слова: изба, зимовье, часы, печь, окно, ночь, костёр, тайга, Западная Сибирь, лайки, собаки, Дымка, Пуля, лес, осень, сентябрь, кедр, Приполярный Урал, Югра, ХМАО, спальник, печь, дрова, чай, компот черничный, окно, спальник, муж, таёжник, река, Манья.
Анонс: Таёжный экстрим. В таёжной избе. Сентябрьская ночь.
Фотоснимки автора. На фото Западная Сибирь. Крайний Север. Северная тайга. ХМАО-Югра. Последние числа сентября 2013-2018 года. Река Манья.
Черновое.
Ты гуляй, мой конь, пока не зауздаю. Часть 12.