Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

«Не по-русски - "Царская милость" - "Я большой!" - Один из многих - Без царя - Всё могущие - Три года ждали»


­Не по-русски
От арабов-джихадистов и от наших воинственных предков защищал византийские берега флотоводец Роман Лакапин (около 870-948).Он был не из тех, кому «экипаж – семья». (И преуспел, заметим, весьма во всём.) Царица-мать Зоя Углеокая приказала выколоть ему глаза: очень уж озаботился бравый моряк проблемами царствующего дома.
Приговор не был приведён в исполнение. Немного времени спустя царь Роман Первый – он самый – постриг вдовую государыню-регентшу в монахини. Согласитесь – более чем гуманно. А что стало с её царственным сыном, почти ребёнком? Не зная подробностей, воздержимся от комментариев. Скажем только: при наших царях и царицах такого не было.

«Царская милость»

Наш заголовок – название нашего фильма, посвящённого Болгарии. Тамошняя патриотка Ирина Родионова спасла царя Фердинанда Кобурга (1861-1948) от бомбы террориста. Царский дворец всегда для неё открыт. А тут – Первая мировая, с румынами война, с греками. Сын Родионовой, призванный в армию, арестован за антивоенную пропаганду.
Царь опять явил свою милость. В Индии, населённой индусами, мусульманами и прочими, это милостью не назвали бы: там в порядке вещей (если верить их кино). Но в Европе другие традиции: вспомним хоть декабристов, хоть век двадцатый – у нас или у тех же немцев, из которых родом болгарский Фердинанд.
В чём же его милость?

«Я большой!»

Снова средние века. Много лет спорили, кому быть великим князем Московским: юному внуку Дмитрия Донского Василию Васильевичу (впоследствии Тёмному) или же Юрию Дмитриевичу, дяде Василия. Обратились к ордынскому хану. Тот решил в пользу Василия, а непослушному дяде велел в наказание выполнить работу – лёгкую, чистую, но унизительную.
Племянник-победитель упросил отменить наказание. То ли он пожалел старика, то ли испугался его озлобления и мести. А могло быть и так: князь Василий, едва достигший шестнадцати лет, понял, что наказание может превратиться в дядюшкин триумф. А он, Василий, будет как дитя малое.
Что же должен был сделать Юрий?

Один из многих

Тёмным князь Василий стал в тридцать один год, когда его ослепили. А до того? С десяти лет без отца, он вырос хорошим воином, владел мечом, умело стрелял из лука. Не хуже деда, прозванного Донским, он бился с татарами: летописцы не умолчали. Он же умел договоры скреплять печатью. Уже слепой, князь Василий победил всех недругов. Его наставницей и помощницей была мать Софья Витовтовна, пришелица с «дикого Запада», из Литвы. Не потому ли Василий был одним из многих, из большинства?
Каким же он был?

Без царя

Что вообще могут коронованные особы? Государыня Анна Ивановна могла конюха сделать герцогом, а князя шутом. По её воле встал ледяной дворец. Челом ей били грузинские князья, киргиз-кайсацкие ханы. Только скучно без царя. Перемена наметилась в 1735 году: нашлись расторопные отец с сыном… Но слишком грешной оказалась царица, слишком часто горела первопрестольная Москва. Не услышала Анна того, чего хотела.
Чего же?

Всё могущие

1. Любимцем Анны Ивановны был герцог Эрнст Бирон, бывший конюх. Как-то он стал читать стихи шуту Михаилу Голицыну, бывшему князю.
- Кто сочинил эту дрянь? – примерно так спросил тот.
- Я, – отвечал всемогущий герцог.
Шут, хотя и струхнул, не стал просить прощения. Он признал эксперимент удавшимся и отметил явное превосходство герцога над всеми прочими: тот может всё. А нельзя ли сказать яснее?

2
. Охота – достойнейшее занятие царей и князей. Персидский царь Бахрам Гур, живший в V веке, был великолепным стрелком. Один раз, охотясь в горах со своей возлюбленной Азадэ, он заметил двух газелей – самца-красавца и безрогую самку.
- Хоть ты и великий царь, – сказала Азадэ, – тебе не сделать самки самцом, а самца самкой.
Бахрам тут же делом доказал, что ему и это под силу. Каким же образом?

3. Леонтий Леонтьевич Беннигсен (1745-1826) тоже мог многое. Похоронил трёх жён-баронесс, четвёртую оставил графиней. По-русски не умея говорить, стал генералом на русской службе. Вместе с другими убийцами ворвался в царскую спальню, но сумел остаться ни при чём: в последний момент вышел. (И новый царь, уволивший убийц, вернул его на службу.) Он хотел на окраинах Москвы побить Наполеона. Не дали. Сыну, рождённому перед этим, обеспечил хорошие гены, долгую жизнь. Всё понятно. Но как
он смог его, грудного младенца, сделать дедушкой?

4. И, конечно, всемогущим (и всё могущим) себя мнил Сталин. Говаривал: «У нас незаменимых нет». Пугал даже Надежду Крупскую. Та после смерти мужа, Ульянова-Ленина, занимала кое-какие должности, пыталась даже играть роль. Так ей дали понять: есть достойная кандидатка на её место – большевичка Елена Стасова. Мог быть такой разговор. И, если что, всё прошло бы гладко: одни рта не раскрыли бы, у других и вопросов бы не возникло. Напротив – отпали бы иные вопросы. Но о какой должности речь?

Три года ждали

Бисмарк, создатель Второго рейха, не был всё могущим. В 1895 году он, заслуженный пенсионер, отмечал восьмидесятилетие. Среди множества поздравлявших был один портной. Тот извещал, что назвал сына Бисмарком. Не Отто, не Леопольдом, не Эдуардом, не всеми сразу. Фамилия в роли имени (вполне возможно такое у лютеран)! Портняжка ждал, что богатый и влиятельный старец растрогается, расщедрится. И Бисмарк в своём ответе обещал… Неплохо было бы: один, что ли, в том городе портной?.. Но обещанного, как говорится, три года ждут. Столько и ждали, а там и Бисмарк помер, не выполнив обещания. А что он обещал?










ОТВЕТЫ
Не по-русски

Роман женил юного царя (Константина Седьмого) на своей дочери и царствовал вместе с зятем.

«Царская милость»
Царь Фердинанд велел отдать матери тело казнённого сына. (Таких обычно хоронят в безымянных могилах, как тех же пятерых декабристов.)

«Я большой»
Князь Юрий должен был провести под уздцы по кругу лошадь, на которой будет сидеть его племянник.

Один из многих
Василий Васильевич был неграмотен («не учён, не книжен», как и большинство его современников на Руси и в прочих странах, тем более – в полуязыческой Литве).

Без царя
Как звонит Царь-колокол. (Он, созданный мастерами Иваном и Михаилом Моториными, стал жертвой пожара.)

Всё могущие
1. «Вы нарочно так написали, чтобы было хуже, чем у всех. Вы же всё можете», – примерно так отвечал шут.

2. Бахрам, согласно преданию, одной стрелой сбил рога у самца, а две другие вонзились самке в лоб и стали похожими на рога.

3. Старшая дочь Беннигсена ко времени рождения брата стала уже бабушкой (в чём, конечно, была заслуга Леонтия Леонтьевича, успешно пристроившего своё потомство). Брат, едва родившись, оказался дедушкой – правда, двоюродным – для правнуков своего почти семидесятилетнего отца.

4. Вдовы покойного вождя. (Будь ею назначена Елена Стасова, понятно было бы, почему Ульянов назвался Лениным.)

Три года ждали
«Когда у меня родится сын, я назову его вашей фамилией», – примерно так отвечал старый князь, знавший свои возможности. (А хорошая была бы реклама!)
­


Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Разное ~ Научная литература
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 23
Рейтинг произведения: 1
Свидетельство о публикации: №1230923524543
@ Copyright: Михаил Евгеньевич Струнников (Темниковский и Кондровский), 23.09.2023г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1