Конкурс СВЕЖИЙ ВЕТЕР ПРИЧАЛА. ИЮНЬ.(впечатление от стихов)


ТЕМА НА ФОРУМЕ https://www.litprichal.ru/commentary.php?id=1881

Публикую своё письмо, отправленное Куратору Конкурса уважаемому Andy, на тот случай, если по каким-либо причинам не смогла бы "выйти в эфир". Жаль, что маловато откликов читателей, и обидно, что большинство конкурсантов постеснялись высказаться.

18.07.2010 22:38
Тема: Мнение о стихах
Отправитель: Татьяна Кувшиновская
Получатель: МАСТЕР-КЛАСС

Добрый вечер, Andy! Высылаю рецензии как обещала. Дайте, пожалуйста, знать, когда их публиковать. С уважением, Татьяна Аркадьевна
===================================================
Скажу сразу – я показываю только свою методику работы над стихом, у автора всегда прерогатива – он может соглашаться или нет с моей редакцией, оставлять свою или искать (что предпочтительней всего) свои варианты.
Не обессудьте, я так поступаю с любым, достойным (с моей точки зрения) и имеющим право на жизнь стихотворением. Когда в открытую в комментариях, в особых случаях – приватно.
«Из стиха Поэт соринку вынет – глаз чтоб не мозолить»(своё цитирую!).
Вот Конфуций сказал примерно так: «Ошибается не тот, кто ошибается, а тот, кто упорствует в своих ошибках и повторяет их в дальнейшей жизни». А может и сказал не так, и не он – умных-то людей много!
И я имею право на ошибку, признание её и исправление.
===========================================================
1. Горькая... [ara]
https://www.litprichal.ru/work/49903/

Жанр гражданская лирика – жанр, который требует пройти по острию ножа – не впасть в ту или иную крайность. Не вызвать оскомину назидательностью или скуку банальностью. Особенно усложняется задача, если стихотворение длинное. Автор этого произведения нашёл выход в стихотворном размере (логаэд) и в его сбивающемся ритме – включением цезуры, кое-где сдвоенной и встречающейся в любой строке строф без периодики. Иначе бы монотонность на протяжении 15 катренов с опоясывающей и только женской рифмовкой была бы утомительна. Есть строки, которые очень выбиваются из ритма:
А в марсианских садах сонмы;
И от вкусов этих всё снежно;
Громыхнут раз в пятилетку.
По качеству созвучия рифмы претензия только одна «будет-прибудет», да ёще она и финальная. Остальные – если грамматические, так они полные, есть неожиданные находки «крестьянки-панки», «овцы-смеётся», «медведи-твЕрди » и авторские «угол-гугл», «лысы-кислы», «странно-пропиентарно».
По стилистике – устойчивое выражение «кануть в Лету», а у автора множественное число, хотя созвучию не повредило бы - «скелеты-Лету».
===================================================
2. Мелодия дождя [Галина Ключникова]
https://www.litprichal.ru/work/49883/

Стихотворение жанрово выдержано, размер (анапест 4-х, 3-х стопный) и ритм не нарушены, рифмы перекрёстные, мужские и женские, созвучные. Грамматические рифмы полные, разве что лёгкий ассонанс «мечтах-плодах».
К жанровости претензий нет
К технике – тоже
Теперь по стилистике пройдусь:
1. «К нашей встрече с тобою у моря.»
К МОРЮ просится эпитет вместо ничего не добавляющего, уточняющего местоимения «с тобою», вдобавок, в трёх гласных подряд «тобОЮУморя» две последние безударные и сливаются в один звук, это было бы не так явственно, если бы был хорей или ямб , например: «с тобОю У косЫ песчАной
2. «Птицы в трелях своих чувствам вторят.»
– Можно уплотнить строку и придать ей мелодичность:
Птичьи трели летят, чувствам вторя.
3. На губах тает сок. Ароматны, вкусны.
Эти ягоды. Выглядят дивно.
– Отрывочность четырёх предложений в двух строках нарушает плавность повествования. Неожиданно резкий переход от ливня к соку, от губ к ягодам рождает ассоциативный ряд «сочные губы – ягоды», пока не доберёшься до третьего катрена, приходится возвратиться, чтобы избавиться от возникшего образа, а на слух – можно потерять нить повествования, переваривая вновь открывшиеся обстоятельства.
А если так:
На губах ягод сок ароматный. Вкусны,
Спелы ягоды, выглядят дивно.
4. «На губах день тот сластью растаял.»
– «День тот» можно заменить на «полдень». Если очень хочется, оставьте кондитерскую сласть, но мне кажется, что больший простор воображению даст такой вариант:
«На губах полдень сладостью таял.»
5. В следующем катрене снова использован глагол «и растАял», его хорошо бы заменить на «растворИлся».
6. Последний катрен должен возвратить читателя к началу стихотворения, от грозы, описанной как воспоминание, к грозам, которые навевают их, а местоимение «эти» уже ближе к только что описанной (вспомненной) грозе, а поэтому лучше бы:
И когда слышу звуки июньской грозы –
Окна настежь. Мокры занавески…
7. И наконец «ПомнюЯту» незвукописно, на мой слух, можно бы:
Вспоминаю корзину из местной лозы
И картинки любви, словно фрески…
===================================================
3. Дюймовочка [Юлия Сидорова]
https://www.litprichal.ru/work/49991/

Размышления о том, что «не в деньгах счастье». Можно и прочитать.., но афоризмы лучше, чем длинные строки в объёмном стихотворении об АнтиДюймовочке, без художественных поэтических находок и банальным сюжетом.
===================================================
4. Причал [Олеся Атланова]
https://www.litprichal.ru/work/49406/

Речетативное произведение – художественная проза с вольным стихом вполне органичное настроенческое. Хорошо окольцовано повторяющимися образами.
Рифмы созвучные. Понравилась аллитерация с внутренней рифмой в стихе:
«Море ворчливое плещется чинно,
Ветер прохладный с запахом тины…».
Создаётся у читателя впечатление присутствия и слышишь море, и обоняешь…
===================================================
5. В О Д А [Таня Ру]
https://www.litprichal.ru/work/49153/

Ямб 4-х и 2-х стопный, похоже на заказное тематическое стихотворение для конкурса, описательное. Интересные «косые ветры» отброшены, как отслужившие своё в рифме.
Никогда не думала, что вода оставляет те знаки, которые обозначены в стихотворении.
По логике вещей я бы переставила местами чуть подредактировав:
Она на миг зависнув над
крутым обрывом,
Отдаст небесный свой заряд
реке и рыбам.
А вот конец человеческий и даже философский, только «свой оборот» ассоциируется с преображением в полнолуние, может:
Вольюсь в её круговорот –
легко истаю.
или что-нибудь получше.
===================================================
6. Азбука жизни [Николай Агеев]
https://www.litprichal.ru/work/49148/

Мудрая азбука. Тот же акростих с заданной последовательностью первых букв стиха. Знаю одного мастера графического построения акростиха, там ещё труднее соблюсти смысловую цепочку. В этом алфавитном стихотворении строка в строку логически перетекает.
Рифмы – достаточно много не полных глагольных, есть однокоренная «зовётся-отзовётся». Хороша составная «глаза-там за».
В строке «Книгу книг, как и все, ты когда-то прочтёшь,» хорошо бы «как и все, ты когда-то» заменить, предположим на «час придёт, ты, конечно»;
– «От которой умели мы только лишь брать,» – «От которой умели мы с жадностью брать,»;
– «Юность эры планеты, то вовсе не крах» – несколько корявая строчка стилистически, видно поторопился автор закончить трудоёмкую акростишную работу.
===================================================
7. *** [Любава Горницкая]
https://www.litprichal.ru/work/48576/

Подготовительные два куплета к афористичному финалу – просто витиеватость фраз, которая быть может и завораживает, но если в них вдуматься, то смысл их настолько же туманен, насколько красивы применённые слова. Попробуйте по ним создать логическую цепочку, подводящую к заключительному утверждению. Особенно показателен в этом отношении второй катрен – смесь не совместимого и необъяснимого.
Остаётся порадоваться только последней строфе.
===================================================
8. Твой чудный кораблик [Федор Головач]
https://www.litprichal.ru/work/48011/

Проникновенное доброе стихотворение. В этом главное его достоинство. Сюжет частенько эксплуатируется, нет изюминки и в подаче материала – преобладает прозаизм, присущий автологическим стихам.
К размеру у автора нет особого почтения.
Тавтология в 7 катрене «наводкой наводи».
Сильное слово «топор» для рифмы к «упору» в руках папы, страхующего сына из подводной лодки, парадоксально и запоминается, а по ходу чтения неожиданно приходит на ум в заключительной строфе. Такого типа стихи хороши для теплого домашнего круга.
===================================================
9. Между нами шумят холода [Ирина Малкова]
https://www.litprichal.ru/work/46928/

Стихотворение в основном написано логаэдом, рифма мужская, есть строки с 3-х стопным анапестом, что вкупе обеспечивает ощущение чуть аритмичного биения пульса и монотонность вечерней тихой песни, которая и оказывается в конце-концов колыбельной. Рифма незатейливая и не перетягивает на себя внимание, интересные метафоры греют душу в житейской истории.
«Тотишь» по звуку меня немножко беспокоит.
===================================================
10. Силу пробует свет... [recikus]
https://www.litprichal.ru/work/46200/

Стихотворение напевное, с крепкими метафорами, чёткими рифмами и ритмом.
По первому предложению такое замечание:
– если отсечь деепричастный оборот, то получится «силу пробует свет и бросает...в круг» Грамматически правильными были бы два варианта:
или «пробует.., отсекает минуты... и бросает (их)...»,
или «пробует.., отсекая минуты... и бросая (их)...».
===================================================
11. Тишина и покой [Барбацуца]
https://www.litprichal.ru/work/45669/

Мне показалось, что несоответствует выбранный «подскакивающий» ритм стихотворения его драматическому содержанию.
Горькие «Тишину и покой» навевают только три последние строки.
===================================================
12. Бедняга лист... [Ирина Барабаш]
https://www.litprichal.ru/work/45709/

Лирика пейзажно-любовная. Первая строфа «не причёсана» по размеру и рифме. Образ распятья диссонирует с незначительностью предмета, навеявшего его. Мне эта строфа кажется выспренной (уста, грешник, молитва), но у художественной натуры автора своё восприятие окружающего мира и способы его выражения. Кстати, конструкция «ведь как и он» - неблагозвучна.
===================================================
13. Сирень [Шурьетта]
https://www.litprichal.ru/work/45151/

А это гармоничное стихотворение с нечасто встречающейся рифмовкой в восьмистишьях. Анапест, дактилическая рифма плюс мужская через три стиха. Даже «перламутр» ни взгляд, ни слух не цепляет, а спокойно вписывается в красочную гамму утреннего наряда ветра. Мелодия весеннего оптимизма подкупает, несмотря на кое-где неточную рифму.
===================================================
14. Обмани… [Михаил Добробабин]
https://www.litprichal.ru/work/44722/

Такое впечатление, что конкурсная подборка состоит преимущественно из стихов со стопой анапеста – уже которое?
К размеру не придраться, к рифме – разве что к составной. если «забыть я - наитье» хорошая, то «навеки – грех; и» плохо сопрягаются из-за того, что союз «и» требует перед собой некоторой паузы и её достаточно, чтобы рассыпать эту рифму.
Я бы подумала на четвертой строкой первой строфы в части мелодичности «грустьчрезпространство» и логики – на одном уровне .с провидением и наитьем находится, как побудительная сила – грусть.
===================================================
15. Прошлое [Андрей Шигин]
https://www.litprichal.ru/work/43955/

Добротное стихотворение с прозрачным подтекстом.
Пятистопный ямб, рифмы созвучные.
Начало обещало нечто «геркулесовское», а последние сроки показывают, что когда болит душа, и сильный физически человек может сломаться. Простите за читательскую трактовку сюжета.
===================================================
16. Наташа [Просто Катя]

Пронзительное сюжетное стихотворение, бьющее без промаха по чувствительным, отзывчивым душам. Краткое, но неодноплановое.
Такие стихи беспроигрышны в эмоциональном плане. Хороши рифмы «ирисок-авантюристы», «сладеньким-садике». Понравился и ритмический строй стиха, создающий житейскую атмосферу соболезнования. но в шорт-лист я его не включила.
===================================================
ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ за порой нелицеприятные высказывания. Поскольку это Конкурс и авторы согласились на разбор своих «детищ», то непрошенным мнение членов жюри априори быть не может.
А вот это высказывание я нашла в сети:
Конфуций:
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». (с)

С уважением ко всем и каждому, Татьяна Аркадьевна


ТЕМА НА ФОРУМЕ https://www.litprichal.ru/commentary.php?id=1881



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 710
Опубликовано: 31.07.2010 в 10:28
© Copyright: Татьяна Кувшиновская
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1