О критике (Ли Майер)


----------
Автор: Ли Майер
https://www.litprichal.ru/users/Lilandra/
Произведение на Литпричале:
https://www.litprichal.ru/work/50444/
----------

В последние годы столь остро и пристально обсуждаются вопросы эффективности, действительности, практической результативности критической мысли.

Подвижность границ художественного, различные промежуточные зоны между ним и нехудожественным – всё это результат расширения сегодняшних и завтрашних сфер реальности, охватываемой исскуством, следствие расширения художественных потенций человеческого творчества.

«Повторение – мать учения». Ещё и ещё, иск – тысячный раз указать на то, что критик не акушерка и не кормилица писателя. Критика само собою ясно род литературной деятельности. Она обращается и к писателю, но прежде и более всего к публике. Подобно тому, как писатель столь же мало пишет для читателей или для критиков, подобно этому и критик столь же мало пишет для литературных критиков или писателей. Прежде всего, литературная критика призвана образовать вкус читателя, помочь стать ему настоящим любителем, знатоком литературы. И, конечно же, нельзя упускать из виду, что критика обращается и к писателю, является реальной силой, так или иначе воздействующей на создателей художественных ценностей.

В критике пишут скрытый диалог – общие процессы современного искусства, о творчестве его коллег, его художественных единомышленниках и противниках.

Каждая критическая работа должна исходить из целостного анализа произведения.

Критика не является художественным творчеством.

Критику нужно писать «ярко», «образно», то есть интересно, не скучно и т.д.

Нередко (критика) реализуется в дневниках или письмах.

Критик – это, прежде всего человек, который может и должен про себя сказать словами поэта: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Настоящий критик обладает беспокойным умом, он задаёт себе вопрос даже тогда, когда, казалось бы, всё и так ясно.

Анализ произведения.

Тема, идея, характеры, типы, сюжет, конфликт, композиция, язык и стиль.

Размышления над прочитанным, увиденным, услышанным. Критик ещё раз задумывается, о чём произведение (тема), какова его главная мысль (идея), каковы его герои (характеры, типы), как они связаны друг с другом (сюжет, конфликт), в какой временной последовательности компонуются автором события и картины (композиция), как говорят герои и каковы особенности авторского повествования (язык и стиль).

Рецензия.

Чувство письма жизни: знать, какие проблемы современности волнуют или способны волновать сегодня общественность, с какими духовными проблемами корреспондируют искусство.

Чувство меры: ощущать, с какой целью, в какой тональности и даже объёме должен быть написан материал.

Чувство аудитории: знать, к кому обращаться, чего ждут люди, с которыми ты вступаешь в контакт и что они должны понять, впитать твоего выступления.

Литературный критик может писать о личности художника, о событиях реальной жизни (сопоставляя их с событиями, вымышленными авторами), о речевых достоинствах, однако всё это – принципиально неустранимое из объекта критического интереса – ещё не составляет специфического предмета литературной критики.

«Критика есть суждение о достоинствах и не достоинствах какого-нибудь литературного произведения. Её назначение – служить выражением мнения лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе», - писал Н.Ч. Чернышевский.


© Ли Майер, 2010



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературоведение
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 628
Опубликовано: 24.07.2010 в 00:07
© Copyright: Мастер-Класс master-class
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1