Большую часть прошедшей ночи я посвятил поискам следов человека по имени Saša Subota. Подобные поиски я уже предпринимал, помнится, лет 8 назад, но тогда они у меня успехом не увенчались.
Ох, увлекательнейшее это занятие, поиск в интернете. Я бы даже сказал, романтичное. Особенно, когда поиск происходит ночью, а дело касается Прошлого.
Все мы родом из детства. Став взрослыми, мы лелеем детские воспоминания всю жизнь и чем старше становимся, тем более эти воспоминания для нас дороги.
Вспоминаю свой 6-й класс. Помню, в кабинете математики у нас, у дальней стены позади парт, на маленьком столике стоял старый проигрыватель, а возле на том же столике лежала небольшая кипа виниловых пластинок. Откуда взялись пластинки и проигрыватель, я точно не скажу - скорее всего их принесла из дома классный руководитель наш Маргарита Ильинична - в всяком случае, распоряжалась этим хозяйством она. Со временем Марго стала разрешать включать проигрыватель ребятам, только ребята этим разрешением не очень-то пользовались - на переменах музыку слушать не будешь, а после уроков детям хочется скорее бежать домой. Среди кипы пластинок был один диск без конверта, где на лейбле, бледно-розовом кружке посредине, значилось "Ансамбль под управлением С. Суботы" и было указано, что ансамбль этот из Югославии. Песни на пластинке мне хоть и нравились, но большого восторга не вызывали - подобных музыкальных групп "из социалистических стран" в то время было уйма и советскими слушателями они как-то не особо ценились. Сейчас мне трудно понять почему, но в "ансамбле под управлением С. Суботы" меня больше привлекали не песни, а фамилия "Субота". Как-то интригующе она звучала... "суббота" с одной "б", а носитель её - югослав. На лейбле также было указано, что несколько песен исполнено на сербо-хорватском языке. "Сербо-хорватский"... тоже какая-то экзотика. Далее мне любопытно стало, как выглядит человек с фамилией Субота, а также все участники его ансамбля - конверта, повторяю, у пластинки не было. Вообще, хотелось узнать об этом коллективе побольше. Но где узнаешь, семьдесят восьмой год, даже о мировых знаменитостях уровня Битлз или Роллинг Стоунз информация стала появляться в СМИ лишь к середине 80-х, в журнале типа "Ровесник", и то в микроскопических дозах.
Потом пластинка у нас из класса пропала - скорее, кто-то из ребят утащил домой и не вернул. И я, как помню, эту пропажу не заметил - подростковый возраст, жизнь бьет ключом, столько волнующих событий вокруг, девочки, какая пластинка. И только после окончания школы, когда мне было уже лет, наверное, 18, а то и 20, я вдруг вспомнил: "А ведь был же у нас такой диск, потом исчез, а я даже не заметил". С сожалением вздохнул: "И ведь так не узнал я, кто этот загадочный Субота и что у него там за группа".
В следующий раз я так вздохнул через много-много лет, в эпоху интернета, году в 2015-м, о чём упомянул в начале. И поспешил удовлетворить своё любопытство. Но в тот раз... кроме того, что Суботу зовут Saša, мне ничего узнать не удалось - информации в интернете 8 лет назад было не так много. А тут смотрю, Субота в Википедии есть, фото, биография, всё как положено. И помимо Вики, с десяток других источников нашлось, но на сербском языке, правда.
И вот: глубокая апрельская ночь, мир весь спит вокруг крепким сном. Светящийся монитор компьютера, и я, точно тайный агент или сыщик, проникаю сквозь экран в тайны Прошлого; пытаюсь разгадать загадку из детства. Рука на мыши делает делает дело своё, на экране мелькают меняющиеся картинки и буквы, а в воображении стоит наша классная комната, в салатный цвет окрашенная стена, низенький столик и серый пластмассовый корпус проигрывателя... и на бледно-розовом фоне: "Ансамбль под управлением С. Суботы (Югославия)". Я набираю в поисковике вводную фразу на сербском, он мне выдаёт сербский ресурс, захожу туда, перевожу информацию на русский... и так один раз, другой, третий, и вот, смотрю, кой-какая картина уже вырисовывается...
Родился Saša в 1935-ом году в столице Боснии и Герцеговины Сараево. Рос в сербской православной семье, в которой было двое сыновей: старший Александр "Саша" и младший Милан "Миня", также впоследствии связавший жизнь с музыкой. В 1942-м году, спасаясь от преследования пронацистски настроенных усташей, семья переезжает в Загреб. После войны Суботы поселились в Белграде.
С шести лет Saša начинает играть на пианино; музыкальное образование он получил в музыкальной школе.
Джазом и поп-музыкой начал заниматься 16 лет. В 18 поступил в Ассоциацию джазовых музыкантов и с тех пор стал сочинять и аранжировать музыку для джазовых ансамблей.
Первые записи с трио и квартетом для "Радио Белград" были им сделаны в 1958 году, затем он регулярно записывался на радио. С трио и квартетом выступал в джазовых фестивалях. Много записей было сделано им с большим ревю-оркестром. Участвовал в различных телепередачах.
Известно около тридцати грамзаписей, где он аккомпанировал известным сербским певцам.
Со своим оркестром сопровождал многих известных европейских певцов, а также мэтра советской эстрады Марка Бернеса.
С 1966-й по 1988-й год восемнадцать раз посетил СССР с гастролями, в 1988-ом году дал 12 сольных фортепианных концертов в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Киеве, Сочи, Севастополе, Риге. В качестве представителя Сербии три раза выступал на заседаниях в Детском фонде ООН.
В 1979-ом году ему присвоено звание выдающегося деятеля культуры.
Из жизни ушёл в 2007-м в возрасте 71-го года. Вот и всё, что о нём на сегодняшний день интернету известно.
Как видим, ничего необычного для музыканта в биографии нет. Сам он не пел, на той пластинке, с которой мы начали разговор, песни исполняют знаменитый в то время югославский певец Оливер Драгоевич и менее знаменитая югославская певица Ядранка Стоякович. (Чтоб это выяснить, мне пришлось основательно погрузиться в жизнь югославской эстрады 70-80-ых годов, послушать в том числе сольные исполнения Драговича и Стоякович)
Любопытно, что фамилия Субота переводится на русский язык именно как "суббота", день недели.
Младший Субота при жизни имел ютюб-канал "Minja Subota". После смерти Милана в 2021-м году канал принадлежит его детям.
Тот альбом, что был на пластинке у нас в классе, как я узнал, не имеет названия, но в свет он вышел в 1976-ом году. И скорее это был даже не альбом в привычном понимании, а просто сборник песен.
Но главное, мне повезло найти в интернете изображение лейбла того самого, бледно-розового, который я в глаза не видел уже, получается, целых 45лет! Для читателей я его вывесил вверху, а внизу поместил фото самого Саши Суботы. Как он выглядит, точнее, выглядел, я тоже узнал лишь через четыре с половиной десятка лет. Справа от Саши - изображение конверта, которого, как уже сказал, у пластинки не было, и впервые в жизни я увидел его, выходит, сегодня ночью. Такие открытия! Ниже - видео от 1992-го года, где братья выступают дуэтом, Saša за фортепиано, Minja поёт. По-моему, исполнение у них получилось замечательно. В звуковом файле - коронная песня из того сборника, называется "Это было". Исполняется на итальянском языке. Может, кому-то не понравится, но для меня она - память о прошлом.
Какие всё же чудеса совершает в наши дни интернет.
* * *
Человек должен быть во всех смыслах свободным, его жизнь должна напоминать полёт птицы. (Лучше, конечно, чтобы напоминала высокий полёт орла, но это уже как получится) Понятие свобода включает в себя и такой немаловажный компонент, как исполнение желаний. Чем больше у человека в жизни исполненных желаний, тем более он внутренне свободен. И, соответственно, чем меньше исполненных желаний, тем он менее свободен - не реализованные желание его подсознательно угнетают. (В конце концов, работа психолога в значительной мере состоит как раз в том, чтобы вытянуть из человека наружу все эти сидящие в нем застарелые нереализованные желания) Поэтому все желания свои нужно по мере возможности реализовывать. Не исполненных желаний в себе лучше не накапливать.
Любопытство это тоже желание - желание знать. Стало быть, любопытство своё тоже надо удовлетворять, а не держать в себе. Тогда как многие, знаю, стыдятся собственного любопытства - оно ассоциируется у них с чем-то инфантильным или неприличным... Глупые предрассудки.
Дальше хочу привести цитату из своего же эссе, в котором рассказываю о поиске информации о фильме "Мальчик со шпагой":
«С появлением в нашей жизни сети Internet, я, движимый чувством ностальгии, стал в находить в сети и сохранять у себя в компьютере то, что для меня было дорого в детстве, юности и вообще когда-либо в прошлом. Так я за всё время собрал - в виде скачанного контента и просто ссылок - все, какие в интернете есть, выпуски передачи "Будильник", все, какие есть, выпуски "Кабачка 13 стульев", множество забытых сейчас детских фильмов, также нашёл почти все песни, которые в нашем доме пели взрослые во время застолий, когда сам я был ещё ребёнком, - вводил в поисковик обрывки слов, какие помнил, и находил таким образом песни. Очень часто эти песни оказывались в исполнении участников передачи "В нашу гавань заходили корабли", поэтому и видеороликов с фрагментами этой передачи у меня тоже имеется скаченных пара десятков. Словом, я человек такой ностальгический, хотя прошлым вовсе не живу. Но мне нужно иметь возможность в любой момент, когда возникнет желание, к прошлому прикоснуться. Так я себя в жизни комфортнее чувствую».Единственное, в том эссе у меня не было повода сказать, что дело не только в прикосновении к прошлому, (хотя это, бесспорно, главное) но ещё и в разгадках тайн прошлого. Потому как это всегда интересно и приятно - узнать то, чего раньше много лет не знал.
29.04.2023 г. Т.Тамирхан
