
***
Надземное, 242 Урусвати знает, что сеятель ветра пожнет бурю. Но когда эта буря разразится и кто ею смятен будет, о том люди не думают. Они твердят о Карме и ограничивают ее своими мерами, но Карма действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие обрушится на сеятеля ветра.
Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так, не земными часами измеряется накопление бури. Одно остается несомненным, что сеятель и пожнет.
Можно наблюдать за прогрессом Кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и летописи. Там можно наблюдать, как росла Карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать Карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными мерами. Только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное.
Мы говорим о капле яда, но одно малое слово может действовать как сильный яд. Можно пожалеть, что люди не вдумываются в слова, ими произносимые. Процесс эволюции долго совершается, но качество мышления и слова человеческого не повышается. Вспомним о высоком мышлении индийских и греческих философов. Может ли двадцатый век гордиться такою же утонченностью мышления?
Мыслитель говорил: «Наверно, ранее нас кто-то размышлял лучше. Не будем надеяться, что мы преуспели. Пусть наши недостатки послужат рычагом к совершенствованию».
Надземное, 316 Урусвати знает, как некоторые люди пытаются обмануть Карму. Не говорю о тех, кто о Карме вообще не слыхал, но даже знающие о Карме пытаются обойти ее. Можно представить, как преступник дрожит после злодейства и ждет кары. Но дни проходят, и ничего не случается. Тогда преступник смелеет и начинает воображать, что преступление его было маловажно, или было оправдано по каким-то высшим законам. Потом преступник настолько костенеет, что начинает глумиться над Кармою, называя ее выдумкой невежд. Но в самый неожиданный час происходит удар, и человек обвиняет Карму в том, что она подстерегает лучшее состояние, чтобы тем сильнее поразить. При этом преступник не думает, что могут существовать многие причины, обусловливающие час действия Кармы.
Человек может впасть в такое самомнение, что может подумать, что он сам определит час действия основных законов. Один кричит – почему медлит Карма? Другой жалуется на поспешность ее, но никто не подумает, какие сложные обстоятельства окружают каждое явление. Одни хотят упростить мироздание до неправдоподобия, другие так усложняют строение, что оно лишается всякого движения и подвижности. Но можно ли сотрудничать при таких крайностях?