Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

«Памяти легендарному капитану ЛОРП А.К. Бабичеву.»


­­­ 
Предисловие:
(В городе Ленске, в Якутии, живёт такой борзописец Сергей Москвитин. Он без всякого стеснения
ворует интеллектуальную собственность у авторов и выдаёт это от собственного имени, при этом получая зарплату и гонорары за плагиат. Его ни раз ловили за руку и тыкали бессовестной мордой в Ленскую районную многотиражку, такую же брехливую газетёнку, как и сам Москвитин. Но ему всё неймётся и он продолжает воровать материалы авторов, не ссылаясь на источники. Ведь на том месте где у Москвитина должна быть совесть у него задница выросла. Вор - должен сидеть в тюрьме, - как говорил В.Высоцкий. Обращение в прокуратуру думаю отрезвит этого негодяя ворующего чужую собственность).
***
 
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ МОЕГО ОТЦА - АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА БАБИЧЕВА
 
Александр Константинович Бабичев родился 28 сентября 1929 года в селе Бровничи Венгеровского района Новосибирской области в семье Константина Андреевича и Екатерины Николаевны. В 1932 году семья переехала в Якутск, осела в посёлке Пригородный. (Об этом я подробно писал в своей книге ДИНАСТИЯ.

Здесь прошло Сашино детство. Вечный заводила, предводитель мальчишеской ватаги в походах по реке Лене, он уже тогда мечтал стать капитаном. Всё своё свододное время ребята проводили на реке, в лодках которые своими руками строил их отец Константин Андреевич. 
Однажды, когда Саша возвращался с рыбалки с младшим братом Анатолием на лодке, начало штормить. Волны хлестали через борт. Малолетний братишка заревел от страха, бросил весло.
- "Греби! – закричал на него Саша. – А ну греби!"
Он понимал, если лодка потеряет скорость, то её, развернув бортом к волне, перевернёт, и тогда им не выплыть. Уже тогда у Саши было в экстренных случаях выражение:
- "Не теряйте мужества - худшее впереди"! 
Это всегда действовало как магическое заклинание на подростков. Анатолий схватил весло и начал грести. Так братья добрались до тихой заводи и переждав шторм благополучно вернулись к своей пристани в Пригородном. 

Родители занимались подсобным хозяйством, приучали к труду четверых детей. Шла война. Старший сын Бабичевых Дмитрий был призван в действующую армию. Видя, как тяжело приходится родителям поднимать большое семейство, Александр после окончания восьмилетки самостоятельно принял решение о поступлении в Якутское речное училище на судоводителя.
Здесь давали форму, сухой паёк и обучали настоящей мужской специальности. Это было также значительным подспорьем семье.

На фото: слева на право - Секиркин, Александр Бабичев, Михаил Бухарин, Шелковников.

Учился курсант Бабичев хорошо, как делал всё, за что брался. Увлекался тяжёлой атлетикой и был чемпионом училища по этому виду спорта, много читал. Обладая ярко выраженными лидерскими качествами, никогда это не выпячивал и все вопросы решал по справедливости. 

Товарищи ценили в нем целеустремлённость, честность во всём. По натуре человек интересующийся, наблюдательный, Александр вёл дневниковые записи, писал послания в стихах друзьям и родным. Это свойство характера осталось за ним навсегда, помогая восстанавливать в памяти прошлое, переживать долгую разлуку с семьёй в продолжительных флотских походах. 


Получив специальность судоводителя, А.К. Бабичев прибыл по направлению в Жигаловский техучасток. В свою первую самостоятельную навигацию 20-летний Александр ушёл на пароходе «Будённовец» первым помощником капитана. Трудно было начинать. Всё, чем насыщена жизнь речника, пришлось испытать ему с первых дней работы на судне.
Работа речника – это не просто романтика,это тяжёлый труд. Но трудности не испугали, а помогли понять, что он выбрал правильный путь, что именно здесь он сможет в полной мере приложить свои силы и знания на благо Отечества.
Здесь, в Жигалово, двадцатилетний капитан Александр Константинович Бабичев встретил свою  настоящую любовь – Зинаиду Васильевну, ставшую ему верной спутницей на всю жизнь.



Здесь родилась их дочь Ольга. 
В мае 1951 года Бабичева переводят в Киренский техучасток. 

Из дневника А.К. Бабичева (который он именовал "ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ":

«Итак, 17.05.1951 меня рассчитали в Жигалова и перевели в Киренск, где предложили должность первого помощника капитана парохода «Шахтёр» с окладом 705 рублей. Трудности меня не пугают, я видел много и много пережил на своём коротком веку. Ведь мне уже 22 года.

26.05.1951 на пароходе «Шахтёр» делаю первый рейс из Киренска в Осетрово. Всё идёт нормально. В Осетрово беру на борт зам. министра Чеботарёва со свитой в 5 человек и срочным рейсом за 16 часов «вылетаем» в Киренск. В Осетрово на нефтебазе получил 1697 кг керосина.

29.05.1951 с начальством на борту «вылетаем» срочно в Витим. Присматривают затон Сосновский. Чеботарёв – мощный мужик. Я сравниваю его с царём Петром Первым и жду, когда он вытянет вперёд руку и скажет: «Здесь будет город заложен». Из Витима ушли в Бодайбо, по реке Витим. Во время вахты второго помощника капитана в левое колесо попадает «топляк» и ломает деревянные плицы. С намёткой подходим к берегу, грузим дрова и производим ремонт. 

Сентябрь 1951 года. На перекате Балахнинский при подходе к брандвахте чуть не сели на мель. Отделались поломкой плиц левого колеса. Ещё раз всех помощников и штурманов инструктировал: подходите «с намёткой».
***



Проработав в Киренске две навигации в должности капитана, Бабичев перевёлся в Витимский техучасток. Здесь, работая в должности капитана на разного класса судах, он приобрёл бесценный судоводительский опыт, знание лоции, которые в дальнейшем он будет только совершенствовать. 

В 1958 году Бабичев вступил в члены КПСС и удостоился звания «Лучший капитан Ленского флота». В Киренске родился его сын Сергей.



Перевод в 1960 году в Пеледуйскую РЭБ флота стал поворотным в трудовой биографии Бабичева. Именно здесь в полной мере проявились его судоводительские знания и опыт. Здесь довелось ему осваивать новые суда – танкерный и буксирный флот, пришедший в Ленский бассейн в конце шестидесятых – семидесятые годы. 

Здесь имя А.К. Бабичева, к кому мечтали попасть в ученики не только молодые, но и люди старшего поколения, стало легендой при жизни, а сам он – ярким примером настоящего Капитана для всех последующих поколений речников.
В Пеледуйской РЭБ А.К.Бабичев назначается на должность первого пом.капитана парохода «Клязьма», и в том же году назначается и работает капитаном пароходов «Комсомол», «Анабар», 600-сильного «Риона». 



Экипажи, возглавляемые им, выходят в передовые, на них равняются, им стараются подражать. Учитывая большой опыт Александра Константиновича как судоводителя и организатора производства, в марте 1963 года его назначают капитаном-наставником по Пеледуйскому кусту.

На общем собрании командного состава флота Пеледуйской РЭБ он избирается председателем совета командиров. Эту работу он выполнял до 1969 года. На посту капитана-наставника Бабичев проявил себя с новой стороны – в качестве государственного и политического деятеля Ленского бассейна. депутат поселкового, районного, областного Советов.
Капитан Бабичев Александр Константинович, как учитель, воспитатель, сочетающий требовательность с заботой о людях. Его выступления на партийных конференциях, собраниях командного состава были продуманы, обоснованы и, несомненно, оказывали на аудиторию большое влияние. 

Несмотря на огромную занятость, А.К.Бабичев, прилежно учился на заочном отделении Новосибирского института инженеров водного транспорта, считая, что дополнительные знания нужны всегда: капитан должен идти в ногу со временем. 

В 1966 году А.К. Бабичев отбыв трёхлетнюю "повинность" наставника, вернулся на флот, так как считал, что кабинетная работа берегового чиновника для него скучна и его место на флоте.
С Волги пришли танкеры смешанного плавания проекта 576-Т, предназначенные для похода на Яну. Он обучился в составе первой группы капитанов каботажников, на получение права выхода в море – и возглавил экипаж танкера ТР-2801.


Фото автора: Второй слева в первом ряду Александр Константинович Бабичев. Первая группа капитанов каботажного плавания с выходом в Море Лаптевых.

Требовательный к себе во всём, Бабичев всегда являл собою личный пример для экипажа. Достигнутые успехи – также результат полной слаженности в работе членов судовой команды, их дисциплинированности. 


Фото: третий слева капитан А.К Бабичев.

Танкер 2801, каботажное судно, совершало рейсы по морю Лаптевых. О том, насколько сурова морская стихия, говорят лаконичные записи в вахтенном журнале: 

«1966, 19 августа, 11-20. В районе мыса Буор-Хая получена пробоина. 15-45. Пробоина заделана. Рейс продолжаем…»

Танкер шёл по редким разводьям среди льда. При повороте от удара об льдину ватерлинию пересекла трёхметровая трещина. Капитан дал сигнал – три длинных звонка. Авральная тревога! Сразу же начали перекачивать горючее из повреждённого танка в другие. С борта спустили на воду шлюпку. Зияющую трещину забили еловыми клиньями, затем зацементировали изнутри. 

«1966, 8 сентября, 20-30. Ветер силой 18 м/с. Высота волны 8 метров. Судно на волнах гнётся, идём галсами». 

Сильный зюйд-остовый ветер вздыбил море, срывая пену с гребня волн. Судно шло порожняком из Нижнеянска в морские ворота Якутии Тикси. Под ударами волн носовая часть танкера опускалась, 110-метровый корпус его стал прогибаться. В междонное пространство закачали для балласта воду. Бабичев с пульта управления перекладывал руль, чтобы судно встречало накатывающую волну под углом. Но шторм всё крепчал. Тогда капитан отдал приказ: заполнить водой все питьевые и балластные баки. В течение двух суток, пока танкер не пришёл в Тикси, пришлось обходиться без пресной воды. 

В сентябре 1966 года во время рейса по морю на имя А.К.Бабичева судовой радист принял телеграмму о награждении его орденом Трудового Красного Знамени. 



Капитан А.К. Бабичев не был удивлён когда радист с горящими от радости глазами взбежал на капитанский мостик, он всегда сдержанно и по мужски относился в наградам Родины и считал что он просто выполняет свою работу. Взял телеграмму.  «Начальник пароходства, баскомфлот поздравляют вас с награждением Орденом Трудового Красного Знамени…».

Правильные действия капитана А.К. Бабичева по спасению танкера, в дальнейшем не были учтены другими капитанами этого класса. А 110 метровые "лоханки", прозванные на Лене "крокодилами"  в действительности не были предназначены для работы в суровых штормовых условиях Арктики и ломались на гребне волны пополам. Из за неопытности судоводителей и растерянности капитанов погибали люди.


Отличное знание дела помогало А.К. Бабичеву безаварийно проводить судно в самых сложных условиях. Осенью 1967 года от Витима на сотни километров вверх по Лене горела тайга. Сквозь дымовую завесу тускло светило солнце. Видимость на реке была настолько ограничена, что створы не просматривались. Однако капитан Бабичев уверенно ориентировался по береговому рельефу, зная лоцию проходимых участков. 

По словам знавших его людей, у Бабичева была феноменальная память. Поднимаясь в рулевую рубку, не глядя в лоцманскую карту, он безошибочно называл место нахождения судна и расстояние до Якутска. Знал по памяти названия всех ленских перекатов, островов и всех поселений на берегу Лены. На вопрос, как можно помнить столько названий, отвечал: ты у себя дома или в своей каюте помнишь, где что лежит и как называется? Вот так и я ориентируюсь, как в собственном доме, потому как вся Лена и есть мой дом. 

Порою, береговые крысёныши действия капитана находили просто рисковыми. Так, в 1968 году при загрузке в Осетрово с водомерного поста сообщили, что на Хатын-Тумульском перекате, через который танкер должен пройти через двое суток, глубина составит 3 м 20 см. Значит, по инструкции танкер нельзя было полностью загружать. В то же время осадка судна на каждый сантиметр – это 10 тонн дизтоплива, столь необходимого для машин в Заполярье. Многолетний опыт позволил капитану принять решение: с учётом падения горизонтов воды необходимо выиграть в пути полсуток, и тогда при широком фарватере на перекате можно провести танкер с полной загрузкой по центру судового хода. Точность расчёта оправдала себя. Танкер прошёл через перекат с осадкой в три сорок. 

«Для меня работа, – признавался Александр Константинович, – не однообразное выполнение скучных обязанностей. Я нахожу удовлетворение в том, чтобы выполнить поставленную передо мной задачу с наименьшей затратой времени. В общем, люблю работать творчески». 

«Находясь среди плавсостава Пеледуйской РЭБ, – рассказывал Л. Карзанов, – я слышал много добрых слов о Бабичеве от его товарищей. Вспоминали, как он по просьбе диспетчеров выводил перед ледоставом на своём не приспособленном для буксировки танкере от Ленска гружёные лихтёры и баржи. Будучи капитаном парохода «Витим», вместе со всей командой носил дрова, которых требовалось для работы судовых машин загружать по сотне кубометров. 

Александр Константинович пользуется большим уважением речников РЭБ за свою принципиальность, твёрдость характера, когда того требуют интересы общего дела. Дважды Бабичева избирали председателем совета командиров. Его имя занесено в Книгу почёта Ленского бассейнового управления речных путей».

Александр Константинович работал капитаном – вторым помощником механика танкеров ТР-2801, 2803, ходил в северные широты. Будучи человеком деятельным, он не терпел никаких простоев в работе, избегал стоянок, дорожил каждым трудовым часом. Не в его природе было «ждать у моря погоды», а на баре Яны судам приходилось простаивать до 20 дней. Но и здесь он работал и не терпел безделья в других.

Каждому в команде находилось дело, будь то профилактические работы, покраска корпуса и тому подобное. Государственные перевозки, выполнение плановых заданий были для А. К. Бабичева непреложным законом. Экипажи судов, возглавляемые им, ежегодно выполняли и перевыполняли планы, выходили в число передовых, получали почётные звания «Экипаж коммунистического труда», представлялись к республиканским премиям. 

В зимнее время Бабичев работал начальником отстоя, много сил вкладывая в безопасность отстоя флота и в судоремонт. Проявлял силу духа и изобретательность при спасении судов, заводке их в затон при низких температурах. Результаты работы по спасению флота Пеледуйской РЭБ и выводу его со случайных отстоев в 1974 году были обобщены и опубликованы в его статье в журнале «Речной транспорт». 

С начала 1970-х годов перегоном на Лену пришли ОТы, 2000-сильные толкачи, построенные на венгерских судоверфях. В Пеледуй поступило четыре таких буксирных теплохода. А.К.Бабичев два года работал на ОТ-2012,


Фото: второй слева капитан Бабичев. во втором ряду, второй справа его сын Сергей А. Бабичев мне 17 лет.

В 1972 году Александр Константинович был назначен на новый ОТ-2049. 


Восемь навигаций отходил Бабичев капитаном, на одном из самых мощных ленских буксиров. В связке водил по 10–20 лихтёров. Это были очень большие составы, требующие от судоводителя огромного мастерства и крепких нервов. Накопленный опыт помогал Бабичеву ориентироваться в обстановке. Даже, казалось, при отсутствии возможности находил он, где можно провести состав.
Такой рекордный караван в 20 лихтеров, по одной тысячи тонн груза на каждом, провёл только капитан Бабичев:


Под его руководством экипаж буксира постоянно участвовал в спасательных операциях.

Выручал севшие на мель теплоходы, при возвращении поздней осенью домой по пути вытаскивал суда, попавшие в ледовый плен. Помогал застрявшему во льду флоту пробиваться в родную гавань, с помощью мощных винтов своего ОТа размывая лед, спуская его и проделывая судоходные каналы. 

Это была грандиозная, тяжёлая, изнуряющая работа, стоившая Бабичеву потраченных нервов и здоровья. Командный состав старался соответствовать своему командиру, но не все из молодых выдерживали заданный им темп. По воспоминаниям современников, на своем ОТ-2049 Бабичев всегда оказывался там, где было плохо, где возникала сложная ситуация. И, как правило, в борьбе со стихией всегда выходил победителем. 

Был в трудовых буднях капитана Александра Бабичева такой показательный случай. 

Поздней осенью озёрный толкач N 2049 шёл на отстой. Трудности у замыкающего корабля начались на Хатын-Тымульском перекате. Судно получило пробоину. Время, ушедшее на ремонт, сказалось и на уровне воды. Её на перекатах стало ещё меньше. Недалеко от Песковой ОТ-2049 догнал караван судов. Надвигалась ночь, и теплоходы остановились до рассвета на ночлег. Никто не хотел рисковать. 

Утром буксиры приступили к проводке лихтёров. Мелкосидящие суда благополучно миновали перекат, но толкачам сделать это не удалось. 

22 октября в вахтенном журнале появилась такая запись: «Теплоход «Селенга» проводит ОТ-2035 через перекат. Не проходит. Теплоход «Рион» с составом «Можайск», СТ-910, танкеры 1010, 1011 зашли правее ОТ-2035. «Можайск» сел на мель. Помогли «Риону». «Селенга» и «Илим» состав вывели. Попытка пройти перекат самим не вышла. Попрыгали по камням и выплыли ниже переката. «Рион» стал помогать нам. Ничего не вышло. Не хватает воды. «Селенга» и «Илим» не смогли провести ОТ-2035». 

23 октября. «Попытка снять нас безрезультатна. ОТ-2050 вернулся и пытался снять нас вниз. Подались на 25 метров. Лопнул буксир». 

24 октября. «ОТ-2050 хватает грунт, дёргать не стали. Бросили буксир, и мы остались».

25 октября. «Вода падает».

26 октября. «Вода падает»…

Так началась непредвиденная стоянка во льдах вдали от базы, от мастерских, вдали от людей. Капитан судна «Селенга», отказавшись выполнить приказ, не доставил на буксиры топливо. Направленный с горючим теплоход «Яна» налетел на камень, и капитан, спасая судно, выбросил его на берег. 

Два толкача ОТ-2049 и ОТ-2035 оказались в трудном положении. Падала вода. По обмелевшему перекату всё плотнее шёл лёд, надвигался ледостав, приближалась зима.

27 октября на одном из толкачей состоялось экстренное собрание. Присутствовали капитаны А.К. Бабичев, Н.И. Красноштанов, механики В.П. Мальцев и В.И. Кириллов. Решили делать всё, чтобы увести корабли с переката. Бабичева участники собрания единодушно избрали старшим. Подводя итог, он сказал:  "Будем ждать «чёрную воду». Когда она поднимет корабли, пойдём домой. Если у механиков машины будут крутиться, то мы пробьёмся". 

Механики приступили к выполнению возложенной на них миссии. Поставленная задача была трудной хотя бы потому, что не все верили в «чёрную воду», ещё меньше верили в то, что своим ходом придут домой. 

Не до конца разделял эту уверенность и Владимир Мальцев, но готовил корабль к походу, ремонтировал вместе с товарищами и вспомогательный двигатель. 

Были и такие, кто в возможность вырваться с переката не верили с самого начала. Старпом Сизов, сославшись на начало занятий в училище, покинул корабль. 

В Пеледуе тоже не верили. Когда капитан Красноштанов запросил топливо, ему ответили отказом: «Не придёте, зря деньги будем тратить». Так ответило руководство РЭБ. Но, к счастью, были и такие, кто верил без всяких скидок на случайности. 

29 октября зимовщики вышли на связь с пароходством. К рации подошёл начальник ЛОРП В. М. Дубровский.

 Где думаете отстаиваться? – спросил он.

– В Пеледуе ответил Бабичев.

– Слушай, это не рядом, всё-таки 60 километров!

– Ничего особенного, пойдём вперёд.

– Вам предлагают отстаиваться под островом Еловым.

– Нам нельзя там оставаться, там мелко. Мы пойдём вперёд. Поможем «Яне» и СТ-929, выберем лучшее место для отстоя, чем остров Еловый, но у нас топлива маловато. 

– Сколько воды будет?

– Не менее двух метров.

– Когда станет река?

– Примерно 5 – 7 ноября.

– Хорошо. Ждите топливо.

Назавтра в вахтенном журнале корабля ОТ-2049 появилась непривычная запись: «Для ОТ-2035 привезли вертолётом две виры дизтоплива».

Началась подготовка к будущему походу. Что он будет, Александр Константинович не сомневался. Он верил в людей, верил, что с ними из любой беды выйдет. Такая вера у всех людей должна быть, а капитанов без неё и представить трудно. С нею капитан Бабичев брался за ответственные дела, с нею одолевал их.

Так было со спасением флота возле речки Намана в 1969 году. Из 10 единиц семь было в полузатопленном состоянии. Так было на пустынном острове Липаевском в 1968 году. Так было с проводкой судов во льдах в 1974 году. Так было часто. Но люди делали чудеса. Вот поэтому капитан в людях не сомневался. Он верил в каждого из них, верил в успех задуманного. 

7 ноября начала прибывать вода. Праздничное настроение усилила поступившая на борт радиограмма из Якутска: «ОТ-2049, 2035, т/х Яна. Пароходство сердечно поздравляет экипажи судов 59 годовщиной Октября. Желаем вам всем отличного здоровья, хорошего настроения. Несмотря на то, что вы территориально находитесь вдали основного коллектива, мы уверены, что вам удастся встать безопасное место отстоя, возможно при полной гарантии и сохранении судов подойти ближе Пеледую, оказать помощь т/х Яна, СТ-929, но это надо делать целью полного сохранения флота. Желаем вам успеха. Дубровский».

Отлично зная обстановку, начальник пароходства не стал настаивать на том, чтобы дойти до базы, он только попросил «подойти ближе Пеледую».

А в это время от прибывшей воды корпус корабля оторвался от грунта, и экипаж понял, что задача номер один – уйти с середины реки – будет выполнена.

Освобождённый ото льда ОТ-2049 двинулся вперёд. Полуметровой толщины лёд не поддался, пришлось отходить назад и набегами пробивать преграду. Первые 20 метров хода окрылили всех, но впереди были ещё 60 трудных километров. Но зато эти километры вели домой.

В этот день прошли мало. На корабле ОТ-2049 из-за поломки масляного насоса вышел из строя главный двигатель. Второй толкач упёрся рогами в корму ведущего, и двойной тягой они двинулись дальше.

«Двигались медленно, – вспоминал капитан Красноштанов, – шли в жёсткой сцепке. Если первый корабль застревал во льдах, второй его сдёргивал, если застревали оба, тогда первый промывал лёд струёй, помогая второму освободиться. Но если встречался тонкий лёд, шли быстрее – пешком не догонишь».

Так дошли до затёртого во льдах теплохода «Яна». К чести капитана «Яны» Василия Гончарова, экипаж судна сделал ремонт и подготовил судно к переходу на базу, рассчитывая, что толкачи обязательно придут на помощь.

В подобной ситуации находился и теплоход «Севан», но его капитан оставил судно во льдах, нисколько не заботясь о дальнейшей судьбе корабля.

К большим толкачам, штурмующим льды, прибавилась маленькая «Яна». Сложнее было с СТ-929. Экипаж во главе с капитаном Наумовым бросил судно на произвол судьбы, даже не позаботившись об охране ценного груза.

Сутки ушли на то, чтобы подойти к СТ. Но наконец лёд сдался, и заснеженное, обледеневшее судно заняло своё место в необычном караване.

А в это время вдоль берега на лошадке ехали два капитана – Александр Куклин и Валерий Рудых. Они везли на ОТ-2049 масляный насос. Дорога была трудной, насос тяжёлым, лошадь своенравной, возчики неопытные, но всё же механизм на судно был доставлен вовремя.

Капитаны прибыли ночью, сгрузили насос на лёд, отказались от ужина и, сославшись и, сославшись на то, что, пока они пьют чай, волк сожрёт их казённое имущество, повернули оглобли обратно.

10 ноября караван из двух толкачей, теплохода «Яна», СТ-929 подошёл к пионерскому лагерю. На борт ОТ-2049 поступило несколько распоряжений. Первое предписывало подготовиться к заводке судна в затон. Второе являло собой образец запоздалого прозрения – оно обязывало не спускать глаз с СТ-929. Выяснилось, что трюмы самоходки набиты шоколадом и молоком. 

Назавтра началась большая работа по подготовке к заводке 30 единиц самоходного флота в затон. 11 ноября толкачи предприняли попытку пройти в Пеледуй, но эти пять километров они преодолеть не сумели. Не пробившись к посёлку, толкачи стали пробивать каналы к замёрзшим лихтёрам. 

Когда появилась возможность, «ледоколы» подошли к посёлку. На борт ОТ-2049 поднялся начальник базы Анатолий Астафьев и, обращаясь к Бабичеву, сообщил: «Александр Константинович, вам предлагается возглавить работы по заводке и отстою флота».

Неожиданно для прибывших всегда спокойный и сдержанный капитан ответил резко: «Я не вижу выхода из создавшегося положения, вы не могли позаботиться об этом раньше?».

Но для тех, кто пришёл с Бабичевым с Песковского переката, резкий ответ Бабичева не был загадкой. Они хорошо помнили трудные минуты, когда руководство РЭБ не поверило в возможность перехода во льдах. В те минуты уверенность руководства была нужнее всего. Нужнее «чёрной воды», топлива и ритмичной работы главных двигателей.

Назавтра, встретившись с Бабичевым, начальник базы спросил:

– Ну как дела? – и вновь увидел перед собой спокойного, сдержанного капитана, для которого личная обида – явление мимолётное.

– Нормально.

– Будем работать?

 Будем работать.

Озёрные толкачи под командованием капитанов Александра Бабичева, Николая Красноштанова приступили к операции по заводке разбросанного по Лене флота в затон. Через 20 дней все 30 единиц флота были поставлены в безопасное место.

«Если бы наши корабли не подошли с Песковского переката, – вспоминал Н. И. Красноштанов, – эта работа осталась бы невыполненной».

В 1975 году экипаж судна ОТ-2049 первым среди буксирного флота Пеледуйской РЭБ рапортовал о завершении пятилетки (9 августа). В эту навигацию, как и во множество других, большую часть экипажа составляла молодёжь – четверо курсантов СПТУ-6 и один практикант Якутского речного училища. И это было правилом капитана Бабичева – брать к себе молодых речников, учить их не только рабочему мастерству, но и нормам человеческой морали и нравственности. Недаром многие его воспитанники потом сами стали руководителями команд многих речных судов.

Бывший начальником пароходства В.М.Дубровский в трудные моменты посылал своих заместителей к Бабичеву не руководить – учиться работать.
В 1975 году имя А.К.Бабичева было занесено в Книгу почёта. По итогам работы ему присвоили звание «Победитель соцсоревнования». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за достигнутые успехи в выполнении девятого пятилетнего плана развития речного транспорта и принятых социалистических обязательств А. К. Бабичев был награждён орденом Ленина. 


В феврале 1979 года, накануне навигации-79 секретарь парткома Пеледуйской РЭБ Георгий Криницын признался: «Если бы меня спросили, кто самый лучший человек в нашем коллективе, я бы, ничуть не задумываясь, первым назвал бы Александра Константиновича Бабичева». 



Александр Константинович Бабичев рано ушёл из жизни. Ему было всего лишь 50 лет. Навигация 1979 года стала последней в его жизни, хотя сам он был уверен, что справится с болезнью и вернётся в строй. Работа на буксире считается одной из самых опасных на флоте, так как приходится работать на манёврах, самостоятельно формировать караваны, снимать с мелей зазевавшихся судоводителей. А это и рвущиеся буксирные троса, и не выдерживающие нагрузок чалки. Так накрыв своим телом молодого матроса, Александр Константинович получил сильный удар лопнувшим стальным тросом по спине. После чего и начал болеть.

Многое из того, что запланировал, он не успел сделать. 

Хотел написать книгу воспоминаний, пройти по любимой реке Лене на плоту от истоков и до устья.

Уход А.К.Бабичева из жизни глубоко тронул всех, кто когда-либо знал его. Жарким августовским днем 1980 года сотни людей в Якутске пришли проститься со знаменитым капитаном к зданию управления Ленского речного пароходства. Гроб с его телом от пароходства до самого кладбища поочередно несли на руках все руководители пароходства, друзья, коллеги. В городе были перекрыты улицы. Скорбь по выдающемуся человеку, одному из лучших капитанов Ленского бассейна, была великая.



В 1980 году за выдающиеся трудовые заслуги, высокую эффективность и качество работы на транспорте А.К. Бабичеву была присуждена Государственная премия СССР (посмертно). 



По ходатайству коллектива Ленского речного пароходства имя Александра Константиновича Бабичева было присвоено ледоколу, поступившему по импорту из Финляндии. Из приказа министра речного флота РСФСР Л. Багрова от 2 сентября 1982 года: «...Впредь именовать ледокол проекта Р-1191, строительный  N 443 «Капитан Бабичев».  



Ледоколу такое название дали не случайно! Сколько судов выручил при жизни капитан Бабичев, вывел из ледового плена! А после его смерти другой «Капитан Бабичев» – стальной – продолжил его благородное дело.

Многие известные на Лене речники, знавшие при жизни А.К.Бабичева, отзывались о нём с большим уважением и даже восхищением. 

«С Александром Константиновичем Бабичевым мы знакомы с 1961 года,  рассказывал первый капитан ледокола «Капитан Бабичев»  В. Балаценко.
– Это был кристально честный, справедливый человек с сильным характером. Очень грамотный, надёжный. Когда он принимал решение, то отстаивал его до последнего, не взирая на чины и ранги. Он обладал разумной долей риска, и, если случались ошибки, моментально реагировал и самостоятельно разрешал сложные ситуации. И, как правило, делал ещё сверх того. 

Осенью 1976 года, работая на ОТах, он на ОТ-2049, я – на ОТ-2050, мы шли караваном из Ленска на Пеледуй. Завершали навигацию в сплошном ледоходе и шуге. На Песковском перекате встали из-за нехватки глубин. Бабичев сделав промеры попытался первым войти в протоку и сел на мель. Мы вышли средней протокой, где после промерки Бабичев обнаружил судовой ход.
***
Спасая собственную шкуру Балаценко бросил товарищей, и ушёл в Пеледуй воспользовавшись промерами Бабичева. Река остановилась. В сложной ситуации Бабичев не растерялся. Он выждал момент, когда начнутся ледостав и прибытие воды, благополучно снялся с мели и, прихватив с собой весь оставшийся караван, пришёл в Пеледуй. 

Он был патриотом своего дела, если надо – выполнит любой ценой. При нехватке людей на выморозке он мог вывести на работу весь инженерно-технический состав завода, и люди за ним шли». 
***
«В Пеледуй я приехал в 1966 году на первую практику после третьего курса Якутского речного училища, – рассказывал начальник Пеледуйского диспетчерского участка Валерий Рудых.

– По распределению попал на танкер ТР-2801 к капитану А.К.Бабичеву. Это был очень грамотный специалист, человек серьёзный и в то же время скромный. Когда мы пришли в Тикси, обстановка ещё не открылась, бухта была заполнена льдом. Пришлось стоять продолжительное время в ожидании выхода в море. Морская навигация открылась только в августе. 

Как-то мы с ребятами купили билеты в кино, а тут подходит Бабичев и говорит: ну что так стоять, давайте красить танкер. Мы говорим: билеты взяли, пропадут ведь! Он только и сказал: «Ну идите». Приходим после сеанса и видим: наш капитан красит палубу в гордом одиночестве. Мы, конечно, сразу взялись за кисточки и продолжили красить. 

В самых сложных ситуациях Бабичев проявлял самообладание, железную волю и всегда находил возможность выйти из сложного положения. Александр Константинович был человеком труда, трудоголиком, постоянно находился в рубке, всегда чем-то занимал себя. Он был человек думающий, уравновешенный, никогда не позволял себе вспылить. Я ни разу не видел его в возбуждённом состоянии. Дисциплина у него лично и в экипаже была на первом месте. А экипаж немалый – 15 человек. И теплоход был большой, мы по три-четыре тысячи тонн груза брали. На Яну по пять рейсов делали.

Александра Константиновича уважали руководители предприятий и пароходства. Мы не слышали, чтобы кто-то повышал на него голос. Он сам вёл себя достойно, всегда доходчиво объяснял начальству, что ему требуется и как надо сделать. На всё имел свою точку зрения. Личным примером призывал молодёжь на судне не курить. Для него в навигацию существовали только работа и план». 
***
«Как-то стояли мы на Мамакане, это по Витиму,  вспоминал капитан Валерий Антипин
– на теплоходе «Клязьма», брали там деревянные баржи. Находимся на палубе, тянем трос. Выходит кочегар, украинец Федя Сыщук. Вдруг его ударяет тросом по голове, и он падает в воду. А вода большая, течение сильное. На Витиме люди редко спасаются, река бурная. Александр Константинович в считанные секунды бросается в воду. Одной рукой хватает утопающего, другой цепляется за руль. Так они и держатся. Наша растерянность могла стоить Феде жизни. Когда мы пришли в себя, достали сначала Федю. А Александра Константиновича пришлось буквально отрывать от руля: он так крепко держался, что руки свело, и сам он отцепиться не мог. 

Со мной тоже произошёл страшный случай. Слетев в воду, я оказался меж двух судов. Они быстро сближались, и я с ужасом понимал, что буду раздавлен. Народу на обоих судах было много, все с оцепенением глядели на происходящее, и только Бабичев не растерялся. Он схватил лежки, которых полно было на палубе и начал совать их между баржами. За ним последовали и остальные, меня достали». 
 

«Александр Константинович был легендарной личностью, – рассказывал Владимир Арбатский (в начале 90-х заместитель начальника пароходства), – как-то ему пришлось выручать танкер 2004 с грузом, зажатый льдом посреди реки. Лебёдок на буксир в то время на ОТ не было. Александр Константинович, как всегда, спокойный, выдержанный, молчаливый, через кнехты подал на танкер буксир, подтянулся, промыл струёй воды выход, танкер сняли и пошли. 

При заходе в Плитку, в 160 км от Якутска, буксир лопнул. Это означало конец, танкер могло унести. Не растерявшись, Александр Константинович кормой подошёл к танкеру, взял остатки буксира (у него были очень сильные руки) и каким-то невероятным образом связал обрывки буксира в прямой узел! Всё это было сделано очень грамотно. Суда пришли в затон».

«С Бабичевым мы близко познакомились в 1973 году, – вспоминал известный капитан-механик Геннадий Маслюк.
– Я работал начальником саморемонтного цеха, Александр Константинович – начальником отстоя. По работе нам приходилось много встречаться и участвовать в различных совещаниях. Он аргументированно отстаивал свои позиции и всегда добивался выполнения поставленных задач.

До этого я слышал о нём как о передовом капитане, пионере освоения реки Алдан большегрузными танкерами (А. К. Бабичев первым на танкере ТР-2801 прошёл по Алдану до п. Белькачи), зачинателей толкания по Лене большегрузных составов.

В 1974 году в районе Пеледуя из-за осеннего мелководья и раннего ледохода на реке осталось несколько судов. Теплоход «Сокол», на котором я работал капитаном, и теплоход «Рион» остались в перекате за островом Романовским. По предложению Бабичева и по его же плану было решено все суда привести в район отстоя «Сенной». Руководство этими работами было возложено на Бабичева. Под его наблюдением и при его непосредственном участии были пробиты каналы во льду, и вся операция завешена успешно.

Здесь нужно сказать, что успешному выполнению задачи способствовали во многом личный авторитет, неутомимость в работе и энтузиазм Александра Константиновича, сутками не уходившего с работы. Следуя его личному примеру, также не считались со временем, работали его ученики и последователи – В.П.Антипин, В.А.Балаценко, Г.А.Кузнецов, В.А.Кузнецов и другие. По результатам этой работы Бабичев написал статью в журнал «Речной транспорт», проиллюстрировав её своими фотографиями».

«С А.К.Бабичевым мне довелось работать на теплоходах «Рион» и ОТ-2012, – рассказывал механик Виктор Брюханов. 
– Да, это действительно был человек с большой буквы. Со многими капитанами приходилось работать, но такого, чтоб капитан пришёл в машинное отделение и потребовал дать ему работу и выполнил её хорошо, видеть не приходилось. При снятии судов с мели, при работе с буксирными тросами он всегда был среди нас, мог подбодрить и словами, и делом. Работалось с ним легко и непринуждённо. 

Заядлый охотник и рыболов, он умел увлечь этим команду. Проводились даже соревнования по ловле щук во время непредвиденных стоянок. С таким человеком можно выполнить любую задачу, образно говоря, пойти в огонь и в воду». 


фото: в центре капитан А.К, Бабичев. Справа С.А. Бабичев сне 17 лет.

«Александр Константинович Бабичев, несомненно, является выдающейся личностью в истории Ленского объединённого речного пароходства, одним из лучших капитанов Ленского бассейна,  отзывался о прославленном капитане директор Пеледуйского ССРЗ Юрий Бублик Речники Пеледуя гордятся, что именно здесь жил и работал А.К.Бабичев.

Получив в Якутском речном техникуме профессию судоводителя, он профессионально рос, развивался и мужал в коллективе Пеледуйской РЭБ флота. Здесь он стал не просто настоящим капитаном, а мудрым учителем, наставником молодёжи, снискал себе всеобщие уважение, славу и почет, был удостоен высоких наград. 

Александра Константиновича всегда отличали высокая работоспособность и беззаветная преданность флотскому мастерству, граничившие порой с самоотреченностью и самопожертвованием ради выполнения навигационных заданий. 

А.К.Бабичев находился в постоянном поиске новых методов работы, совершенствовал приемы судовождения и максимального использования возможностей судов. Так, будучи капитаном теплоходов ОТ-2012, ОТ-2049, он впервые на Лене внедрил и начал водить большегрузные составы из 1012 барж, воспитал и подготовил целую плеяду молодых специалистов, ставших хорошими капитанами и механиками.

В силу своего характера, преданности коллективу и флотскому делу А.К.Бабичев и в межнавигационный период не мог сидеть без работы, на протяжении десятилетий зимой возглавляя караванный участок и отстой флота. Его всегда можно было видеть во всех уголках Пеледуйского затона – на подъёме барж, в майнах выморозки, выгрузке и так далее.

Коллектив Пеледуйского судоремонтно-судостроительного завода бережно хранит память о замечательном капитане. Его именем назван один из самых современных и мощных судов Ленского бассейна. 

Ледокол «Капитан Бабичев» вот уже на протяжении четверти века бороздит воды великой реки Лены, проводит караваны судов по северным морям. В одном из его помещений оформлен уголок, где молодое поколение речников может узнать биографию человека, чьё имя носит ледокол. Пеледуйским ССРЗ проводится районный турнир по волейболу на приз имени капитана А.К.Бабичева, который имеет более чем 20-летнюю историю. С помощью семьи Бабичева заводчанами создана и экспонируется выставка, посвящённая жизни и деятельности знаменитого капитана, которая представлена в музее ветеранов. 
На берегу Лены стоит этот памятник, с фотографической точностью капитана А.К. Бабичева, сделанный скульптором Свистуновым по фотографиям Александра Константиновича.




В посёлке Пеледуй именем капитана Бабичева названа одна из улиц, где стоят дома, построенные руками плавсостава. Проживавшая в посёлке вдова капитана Бабичева Зинаида Васильевна являлась почётным гостем волейбольных турниров, праздничных мероприятий, проводимых заводом.



Таким незаурядным человеком, беззаветно преданным флотскому делу, влюблённым в красавицу реку Лену, до последнего дня трудившимся на её бескрайних просторах, помнит коллектив Пеледуйского судоремонтно-судостроительного завода Александра Константиновича Бабичева». 

А вот что рассказывала про Александра Константиновича его жена Зинаида Васильевна:

«С Сашей мы встретились в Жигалово, куда он приехал работать после окончания речного училища. В 1950 году поженились. Через год родилась дочь Оля, спустя четыре года сын Сергей. Переезжала за мужем туда, куда его направляли работать – в Киренск, Витим, Пеледуй. Здесь и осели. 

Он всё время работал, дома бывал редко. Всё лето в плавании, а зимой то на партийной конференции, то на совещании в Якутске, нередко зимовал на случайных отстоях. Муж очень скучал по семье, но в навигацию с собой старался меня не брать, считая, что жене не место на корабле. Один только раз я у него работала, когда повара не было. В навигации писал и посвящал нам стихи. Одно из его писем в стихах я обнаружила уже после его смерти, разбирая старые документы. Очень личное, сам он не отважился его отдать. 

Саша полностью посвящал себя работе, в тяжелейших ледовых условиях проводил флот, растрачивал себя, не жалея, совершенно не заботясь о своём здоровье. Обычно он урывками навещал нас, когда на своём ОТ-2049 проходил Пеледуй. 

Как-то я заволновалась: несколько раз он прошёл на теплоходе мимо, не заходя домой. Чувствовала: что-то произошло. Отправила сына на пристань, и он привёз отца домой. Случилось, что при буксировке барж лопнул трос, он закрыл матроса и упал на кнехт, сильно ушибся и не мог ходить. В рубке ему положили постель, и он как-то управлял, подсказывая, что надо делать. После этого он начал болеть.

В Москве на обследовании врачи сказали, что эта травма повлияла на начало болезни. Сделали операцию, предлагали подлечиться в санатории, но он рвался домой. Дескать, дома и стены помогают. В марте мы ещё вместе ходили на лыжах, раньше это был наш любимый отдых. Когда лежал в больнице, признался, что жалеет, что не брал меня с собой на теплоход – больше бы времени провели вместе».

Прославленному капитану посвящена книга «Бабичев Александр Константинович» из серии «Слава и гордость Лены» (Якутск, 2008).


Мне нравится:
2

Рубрика произведения: Разное ~ Публицистика
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 87
Свидетельство о публикации: №1230416505647
@ Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 16.04.2023г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1