Был вариант поставить эту главу первой, но лучше сначала конкретное, а "за жизнь" лучше потом. Вот и пришло время. Хотя и ранее уже приводился отрывок из жизни знатного судовладельца Бугрова:)
Итак, закончено изложение конкретного ОДНОГО вполне определённого, чёткого классического подхода (канона) в компьютерной бухгалтерии.
Вспомним, как он устроен.
0. Придумывается-проектируется (или выясняется, какая уже есть) логическая схема базы данных. То есть - что в каких таблицах и как оно называется. Таблицы организованы так, что "двойная запись" и сальдовки-шахматки из необходимого инструмента ведения бухгалтерии превратились в необязательные формы отчётности или контроля.
1. Рисуются (или выясняется, какие есть готовые) формы ввода в эти таблицы оперативной и условно-постоянной информации.
2. Рисуются (или выясняется, какие есть готовые)формы выходных документов (простых отчётов, которые так и называются: отчёты).
Но это же не всё!!! А где же Расчёт? И где те безумные выходные формы, которые вышеописанный генератор отчётов не поддерживает?
В самом деле, в приведенных примерах на выходе те же данные, что на входе, но всего лишь перекомпонованные. Максимум, что считается, так это итоги и под-итоги по каким-то группам.
Отчёты так и называются Reports где-то с конца 60-х гг и по сей день.
И табличные базы данных придуманы до того, как Кодд развёл своё наукообразие.
И всё это где-то там применяется 60 лет.
Это рабочий инструмент.
Но вероятно, пока не ваш, а для какого-то другого рабочего места.
То ли вы бухгалтер, которого нанял хозяин,
то ли вы и есть хозяин, у которого свои заводы-пароходы, но они уже без компьютера не запоминаются, и не помещаются в записные книжки (как помещались у Н.И.Бугрова на Волге 19 века).
Давайте разбираться по вариантам.
Начнём с варианта "бухгалтер" (тем более, что хозяину могут впарить бухгалтерское, а не хозяйское)
Часто в машине стоит что-то "бухгалтерское", например, 1С или Парус. Обычно оно шире, чем только "бухгалтерия плана счетов". На предприятии есть ещё другие задачи учёта и отчётности.
Зачем они нужны?
Чаще всего не для производства, а для отчётности перед всякими внешними контролёрами.
И чаще всего, программа это делает удовлетворительно, и просто. То есть бухгалтеру не нужно разбираться во всём том, про что я писал 10 глав, а он делает, как написано в меню программы и как ему передали по смене (или как написано в инструкции). В этом достоинство взятых где-то готовых программ.
Но это хорошо до поры до времени.
В программе может выявиться глюк. Разработчик (продавец) не исправляет. Нужно срочно. Приехали.
Другой реальный вариант. Глюка нет, но изменилась форма какого-то документа. Раз в полгода-год что-то обязательно меняется в пределах, так скажем, штатных настроек программы. Но раз в 1 или 2 года контролёры или начальники обязательно рождают такое новое и глобальное, что программа выдать это никак не может. Притом нужно существенное изменение схемы базы данных или даже самой технологии учёта. Обычно, если при этом нет новой версии программы, то старая ещё год-два как-то существует, а потом при поступлении ещё новых изменений программа только мешает - слишком много надо делать без неё.
Хозяин может отдать весь этот геморрой, который не нужен, но заставляют, главному или стороннему бухгалтеру.
Например, годовую налоговую отчётность.
"Там" этой лабуды нисколько не меньше, чем здесь.
Что же нужно самому хозяину?
Во всяком случае, не бухгалтерия. Строго говоря, их и так две разных: фискальная (налоговая) и "план счетов". Одно время налоговики так и говорили: нам нужна НАША отчётность, а бухгалтерия - это ваше для вас, а нам она не нужна. Если нужна вам, то ведите и сюда не несите. - Да не нужна. План счетов - это исторически возникшая "здесь" игра во что-то, что было реально нужно в 16 веке в Венеции. При Советах это всего лишь тюрьма сумм с нумерованными камерами, делаем вид, что замки заперты:)
Вам нужно именно то, что нужно вам!
Если вам помогает системотехник,то первый вопрос, который он должен себе задать - "А нужен ли здесь вообще компьютер?". И если есть то, что не помещается у вас в голове или записной книжке, тогда именно это удобно автоматизировать, компьютер же, в сущности, недорогой.
Причём обычный бухгалтер, которого можно нанять, вряд ли сделает вам экономический прогноз, график, неформальную ЧИТАБЕЛЬНУЮ сводку по состоянию РЕАЛЬНЫХ счетов. Он обучен конвенционалной бухгалтерии, и фискальной бухгалтерии. - ну ЕСЛИ надо, значит, надо...
Как удобно автоматизировать то, что нужно САМОМУ хозяину, это я знаю , и конечно, не я придумал. Как сказано выше, на недорогом компьютере. Этот инструмент называется "электронная таблица" (почти повсеместно - EXCEL, с бесплатными аналогами), придуман именно для потребностей реального бизнеса где-то в первой половине 70-х гг. Это тоже классическая бухгалтерская технология, но совершенно другая.
Буду заканчивать этот фрагмент. Не освещено кое-что важное, где таки бывает нужна программа вроде 1С или "Парус"а.
- а "косят" под вышеописанную технологию (0-1-2) они все!
Здесь отмечу вот что. Если вы бухгалтер, то вы или просто бухгалтер, или главный бухгалтер. Если "просто", то ваша стратегия может быть такой: делаю, на что уполномочен, и если эти кнопки не дают нужный результат, это дело не моё. Если же вы главный или внешний, то вам и выбирать программные средства для работы.
Те занятия, которые я веду по электронным таблицам, в основном для главных бухгалтеров и главных экономистов. Хозяева и главные обычно сразу схватывают суть технологии, и обьяснять приходится лишь заморочки и нюансы "пользовательского интерфейса" EXCEL и операционки. Без поддержки преподавателя они способны ошеломить и остановить нового пользователя.
Продолжение следует