Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Легенда ЛОРПа А.К. Бабичев - Ледокол "КАПИТАН БАБИЧЕВ" (фоторепортаж, интервью)


­


Всё меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда Советского Союза. Всё короче о них память, всё громче голоса завистников и приспособленцев. Так устроен наш мир, - когда уходят лучшие, то к их славе всегда пытаются примазаться бездельники и проходимцы. 

Простой "маслопупый" моторист, электрик, отработавший одну навигацию, а ныне спившийся пенсионер, вдруг ставит себя в одну шеренгу со знаменитыми капитанами и рассказывает в интернете, как именно благодаря его "героической" работе, капитаны завоёвывали почёт и уважение. Хотя на судах того времени уже была полная автоматика, а в обязанности "маслопупых" входило лишь следить во время вахты за приборами и записывать их в вахтенный журнал, да драить до блеска палубу в машинном отделении.

Есть даже такие капитаны, кто получив новые суда с имен легендарных героев на борту, отождествляют себя с героем и начинают врать, как им было тяжело работать, путая героические походы и вахты легендарных капитанов, со своими никчёмными прогулками по Лене в которых они тупо гробил новые суда. 

Или какой-то бывший сельский учитель истории, пустышка, вымогавшая деньги с родителей учеников, пытается примазаться к славе героев ЛОРПа, заявляя, что это он выписывал наградные листы, Ордена и медали. 

Все эти ничтожества не стоят и упоминания потому я и не называю их. Совести у них нет и никогда не было, одно слово приспособленцы, которые требуют, что бы я прекратил писать о своём легендарной отце, а то они от злобы и своей желчи по ночам спать не могут.

Специально для этих Пеледуйских ублюдков существуют такие строки:

Слушай ты - ничтожество с ухмылкой,
Ты любовь сыновию не тронь.
Не тебе судить о чувствах пылких,
Нежных и горячих, как огонь.... 


...То что вам не повезло со своими отцами - пропойцами и вам нечего о них рассказать это не даёт вам права писать гадости и примазываться к чужой славе вы от этого уважаемыми не станете. Завидуйте молча!

(ФОТОРЕПОРТАЖ)

- КАПИТАН БАБИЧЕВ - мой легендарный отец 



Александр Константинович Бабичев родился 28 сентября 1929 года в Новосибирской области. В 1932 году семья переехала в п. Пригородный г. Якутска. (Как семья Русского княжеского рода Бабичевых, во времена Столыпинских репрессий попала в Новосибирск, подробно рассказано в книге "ДИНАСТИЯ) .

Первая встреча с великой сибирской рекой состоялась у Саши в три года, когда его родители в верховьях Лены грузили имущество и скот на карбаса. Отправляясь в сопровождении лоцманов и перегребщиков в путешествие по этой великой и таинственной реке, им предстояло пройти самосплавом до Якутска свыше 2500 верст. 


Совсем еще маленький Александр держался за борт и заворожено смотрел, как раскрываются пред ним ворота в таинственную страну Ленского царства. Груженый карбас представлял собой беззащитную щепку, несущуюся между отвесными скалами Щёк и утесом Пьяный Бык. 



Судоводители знают, насколько коварен этот участок реки Лены даже для современных, оснащенных мощными дизелями судов. Каждую навигацию кто-то из неопытных капитанов "целовал Лену в щёчку", так шутили судоходчики.
 Как же в старину, эти отважные люди умудрялись проводить карбаса, с помощью вёсел, остается загадкой.


Лоцман кивнул перегибщикам и тихо сказал: «Наш парень. Гляньте, как глаза горят. А ну, малыш, иди ко мне на плечо, я покажу тебе, как эти скалы нужно раздвигать». Мог ли предположить этот загорелый, обветренный северными штормами бесстрашный лоцман, что поднимает на руки одного из самых знаменитого капитана Ленского бассейна ХХ века.
Именем которого будет назван флагман ЛОРПа ледокол "КАПИТАН БАБИЧЕВ" построенный в Финляндии.

Александр Константинович Бабичев, в зимний межнавигационный период работал начальником отстоя. Был не превзойденным руководителем случайных отстоев.
- Являлся общественным судоходным инспектором.
- Председателем совета командиров.
-Неоднократно избирался членом Ленского райкома КПСС,
- членом Якутского Обкома КПСС.



- Имеется нагрудный знак «Отличник речного флота РФ».
- Неоднократно был Победителем соцсоревнования,
- удостаивался званий «Лучший капитан МРФ»,
- «Ударник пятилетки»,
- имя его занесено в Книгу Почёта различных уровней.
- Награждён грамотами и благодарностями МРФ, ЛОРПа.


1 августа 1980 года исключен из списков командного состава Пеледуйской РЭБ флота и занесен в списки командного состава ЛОРП – посмертно.



Обращаясь к экипажу нового судна, В. А. Арбатский сказал:В свое время Александр Константинович раньше всех вставал и позже всех ложился и работал, не жалея себя.
Теперь вы все – от капитана до матроса – «Бабичевы».И легкой жизни вам не будет.
На вас большая ответственность, вы – флагман пароходства.
На «Бабичева» будут смотреть, по нему будут равняться – несите это имя достойно!



Отзывы современников - А.К. Бабичев легендарная личность

Корабельная сторона (А. Чуварков). 11 октября 1977 года.

О ГЕРОИЗМЕ экипажей отдельных судов Пеледуйской РЭБ, проявленном ими в нынешней сложнейшей навигации, я знал уже накануне. Самым выдающимся событием является то, что экипаж ОТ-2049, которым командует депутат Пеледуйского поссовета, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ордена Ленина Александр Константинович Бабичев, возглавил операцию по спасению т/х СТ-921.

В непроглядном осеннем тумане судно в районе Быкова Мыса попало на мелководье, а затем штормом его развернуло и выбросило на песчаную отмель. Уровень воды в реке стремительно падал, и через сутки-другие СТ-921 очутилась на высоком песчаном острове. Попытки снять теплоход с мели не привели к успеху.

Пароходство срочно направило на спасение т/х ОТ-2049. Только А.К. Бабичев с двухтысячесильными дизелями имел опыт и знал, как пробить в песчаных наносах длинный канал глубиной в пять метров, подать буксир на СТ-921 и снять ее с мели.

После тяжелого рейса на Вилюй и сложных маневров по снятию с мели девятисот-тонного теплохода в самый заключительный момент операции пробило прокладку, и в машинном отделении мгновенно возникла газовая опасность. Отравление угарным газом грозило всем, кто ринулся на ремонт.

– В нашей работе всякое случается, – спокойно замечает Бабичев.

Но с таким выводом я никак не могу согласиться. Ведь подобное за все время существования ОЛРП выполнял только А.К. Бабичев!

Вот это-то и в характере Пеледуйского капитана Бабичева А.К., да и, наверное, всех речников Пеледуя – даже героические события определять как случайную трудовую ситуацию.    

Караван в 20.000 тонн состоящий из двадцати лихтеров по тысячи тонн каждый мог провести по Лене  только А.К.Бабичев.
В.А. Арбатский, в начале 1990-х г. – зам. начальника ЛОРПа по эксплуатации:

Александр Константинович был легендарной личностью. Как-то ему пришлось выручать танкер 2054, зажатый с грузом льдом посреди реки. Лебедки на буксир в то время на ОТ-2012 не было. Бабичев, как всегда, спокойный, выдержанный, молчаливый, через кнехты подал на танкер буксир, подтянулся при помощи шпиля, промыл струей воды выход, снял танкер и пошел. При заходе в Плитку, в 160 км от Якутска, стальной буксир лопнул. Это означало конец: танкер могло унести. Не растерявшись, Александр Константинович кормой подошел к танкеру, взял остатки буксира (у него были очень сильные руки) и каким-то невероятным образом связал эти обрывки в прямой узел. Все это было сделано очень грамотно и в считанные секунды. Суда пришли в затон.

Рудых Валерий Степанович, начальник Пеледуйского диспетчерского участка:



Фото 103: третий слева капитан танкера А.К. Бабичев, второй справа В.С. Рудых
В Пеледуй я приехал в 1966 году на первую практику после 3-го курса Якутского речного училища. По распределению попал на танкер ТР-2801 к капитану Бабичеву. Это был грамотный специалист, человек очень серьезный и в то же время скромный.
Придя первым рейсом в Тикси, нам пришлось продолжительное время стоять на рейде в ожидании выхода в море, так как бухта была забита льдом. Однажды, в свободное от вахты время, мы купили билеты в кино, а тут подходит капитан и говорит: 
- «Пока хорошая погода, давайте красить палубу».
Мы говорим: «Билеты взяли, пропадут ведь». 
- «Ну, идите»,
 –сказал капитан. 

Приходим после сеанса и видим, как наш капитан с вахтенными мотористами красят палубу. Мы, конечно, сразу взялись за кисточки и продолжили работу, но стыд за свою детскую похотливую выходку вся команда испытывала до конца навигации.
Александру Константиновичу достаточно было сделать движение глазами, как любое задание тут же выполнялось, независимо от вахтенного времени.
В самых сложных ситуациях А.К. Бабичев проявлял самообладание, железную волю и всегда находил возможность выйти из сложного положения.

Александр Константинович был человеком труда, постоянно находился в рулевой рубке, всегда находил занятие. Он был человеком думающим, уравновешенным, никогда не повышал голос и не позволял себе вспылить. Я ни разу не видел его раздраженным или в возбужденном состоянии. Его внутренний стержень и личная дисциплинированность передавалась всей команде из 15 человек. Мы успевали за короткую арктическую навигацию сделать по 5 рейсов, доставляя по 3-4 тысячи тонн различного топлива.


Александра Константиновича уважали все руководители предприятий и пароходства. Никто не смел повышать на него голос, так как он сам вел себя достойно, всегда доходчиво объяснял начальству, что ему требуется для повышения эффективности работы и как надо сделать. На все имел свою точку зрения, но и никогда не отказывался от полезного совета или делового предложения.

Личным примером заряжал молодежь отказаться от вредных и опасных привычек, на танкере вся команда бросила курить, так как капитан был некурящим. Для него в навигацию существовали только работа и план.

Работая на буксире, идем с составом вверх. Получаем приказ подбуксировать баржу выше Покровска. Для этого необходимо минимум 3-4 часа времени. Поставить состав на якоря, выбрать буксир, зайти в протоку, поднять якоря на барже, пришвартовать ее в караван, снова подать буксир, поднять все якоря в караване – в общем, целая маневровая канитель.

Бабичев посылает на боте несколько человек вперед теплохода; они вытаскивают баржу из протоки, на ходу цепляем ее к каравану и идем дальше, как будто так и надо. Бабичев знал цену времени, знал, из чего складывается план.


Антипин Валерий Петрович, капитан-второй помощник механика т/х «Севан»:



На пароходе «Клязьма» как-то стояли мы на Мамакане – это по Витиму, брали там деревянные баржи. Находимся на палубе, тянем трос. Выходит кочегар, и в это время рвется трос, ударяет его по голове, и он падает за борт. А вода большая, течение сильное. Кто был на Витиме, знает его нрав – редко кому удается спастись: река бурная и холодная.

Александр Константинович Бабичев в считанные секунды прыгает за борт. Одной рукой хватает утопающего, другой цепляется за руль. Так они и висят. Наша растерянность могла стоить кочегару жизни. Когда все опомнились, пришли в себя и побежали вниз, достали сначала кочегара с пробитой головой. А Александра Константиновича пришлось буквально отрывать от руля: холодной водой свело руку, и сам он отцепиться не мог, окоченев от ледяной воды.



Лично со мной произошел страшный случай. На маневровых работах, слетев в воду, я оказался между двумя судами. Они быстро сближались, и я с ужасом понимал, что буду раздавлен. Команды на обоих судах в оцепенении смотрели на происходящее, и только А.К. Бабичев не растерялся. Он схватил деревянные лежки, которыми был устлан капитанский мостик, и начал бросать их между сближающимися бортами. Его примеру последовали и другие члены команд. Благодаря сломанным доскам инерция судов была погашена, и меня подняли на борт.



Зимой от столярного цеха я ходил по судам, занимался плотницкими работами. Однажды повредил руку, и меня отправили в контору – заниматься проверкой фонда заработной платы. Это такая утомительная работа, тем более что я не экономист. Я привык работать на улице, в цехах, на судах. В конторе жара, меня разморило, и я задремал.

Открывается дверь, заходит Александр Константинович (тогда он был начальником зимнего отстоя судов), смеется: «Вставай, от храпа контора трясется. Всех крыс распугал. Пойдем лучше ко мне на отстой работать». Я говорю: «А что я буду делать с поврежденной рукой?». Он отвечает: «Сначала за мной ходить будешь, чтоб не спать, а там сам поймешь, что надо делать». Он идет по затону, я за ним. Он отлучился, я увидел: трактор стоит, сел и начал снег отгребать, другие дела поделал. Он вернулся, говорит: ну вот так всем и занимайся. Так я и прижился на отстое.

А.К. Бабичев всегда находился на самых трудных участках. Человек он был высокопрофессиональный, молниеносно принимал нужные решения. Сильная личность.


1 августа, 1980 года Александр Константинович ушёл из жизни. Ему было всего 51 год. Через три года, в 1983 году на Лене появился ледокол "КАПИТАН БАБИЧЕВ", который вот уже 40 лет успешно трубится на Лене, в море Лаптевых, в Заполярье.




-Балаценко Владимир Абрамович, председатель поселкового Совета п. Пеледуй:

С Александром Константиновичем Бабичевым мы знакомы с 1961 года. Это был кристально честный, справедливый человек с сильным характером. Очень грамотный и надёжный товарищ. Если он принимал решение, то отстаивал его до последнего, невзирая на чины и ранги. Руководство одновременно могло вынести ему и выговор за неподчинение, и благодарность за правильно выполненную работу, на которую само не подписалось бы.




Осенью 1976 года, работая на ОТах (он на ОТ-2049, я – на ОТ-2050), мы шли караваном из Ленска в Пеледуй. Завершали навигацию в сплошном ледоходе и шуге. На Песковском перекате встали из-за нехватки глубин. Так как судоходная обстановка уже не действовала, Бабичев провел, что называется, разведку боем, вошел в протоку и делал промеры глубин, а мы пристроившись в кильватер спокойно шли за ним. Александр Константинович рвал свои дизеля и в конце концов оказался на мели, впервые в своей жизни. Он своими промерами указал нам проход по средней протоке.
Спасая свой теплоход и свои шкуры, мы бросив караван, ОТ-2049 и лихтера ушли, обрекая их на случайный отстой, а если быть откровенным, то на произвол судьбы, в душе потаенно радуясь, что хоть раз в жизни обошли самого Бабичева. В душе понимая, что он так подло никогда бы не поступил.
Но и в этой сложнейшей ситуации Александр Константинович сохранял спокойствие и хладнокровно встретил ледостав. За это время произвел профилактический ремонт главных дизелей и дождался подъема воды. 

Не каждый судоводитель знает, что после того, как река покрывается льдом, вопреки законам физики или благодаря им начинается резкий подъем уровня воды в реке. Бабичев это знал наверняка, в отличие от тех, кто его так предательски бросил, выждал этого момента, сам благополучно снялся с мели, прихватил с собой лихтера и всех, кого мы бросили, благополучно пришел в Пеледуйский затон. В очередной раз утерев нам нос – в назидание потомкам!

Александр Константинович был патриотом своей Родины. Если надо – выполнит поставленную задачу любой ценой. При нехватке людей на выморозке или подъеме барж при помощи домкратов, он мог вывести на работу весь инженерно-технический состав завода, и люди за ним шли.



Ледоколы этого класса оснащены "пневмообмывом", в вдоль бортов расположены отверстия, через которые подаётся тёплый воздух под давлением который крошит лёд и ледокол движется, как по маслу.
На ВИДЕО это хорошо видно:
  


ВЕЧНАЯ память ГЕРОЯМ ФЛОТА!
                           ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МОИМ ЛЕГЕНДАРНЫМ ПРЕДКАМ!

Источник:РОССИЯ - ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! (КОНТ)




Мне нравится:
2

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 65
Свидетельство о публикации: №1230318501916
@ Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 18.03.2023г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1