Жизнь нас учит, что свою пару мы узнаем, когда разводимся.
Cвоих братьев мы узнаем, когда делим наследство.
Своих детей мы узнаем, когда становимся стариками.
Своих друзей мы узнаем, когда попадаем в беду.
(Еврейская мудрость)
ЭПИЛОГ.
Мы не замечаем, как летит время. Лето сменяется осенью. За осенью приходят зимние холода, а затем одуряющим запахом тополиных листьев и трелями соловья наступает весна. И сколько бы зима не сопротивлялась, однако ей приходится уступить место этой красивой поре года. Вот и в семье Толстошовых «похолодание в отношениях» сменилось бурными всплеском любви. Она, словно весеннее половодье захватило Игоря и Ксению, и понесла по жизни так, словно хотела показать, что они созданы друг для друга. Каждый день для них открывался новой гранью. Фёдор хотел сделать их жизнь невыносимой и похитил Руслана. Но они достойно вышли из этой непростой ситуации.
Ксения словно пробудилась от какой-то спячки. Теперь в полной мере пробудились её материнские чувства к сыну. Она и сама не понимала, как могла так холодно относится к мальчику. А ведь он оказался таким умным, нежным и рассудительным ребёнком. Словно пелена спала с глаз Ксении на её отношение с Александром Кривенцовым. Она благодарила Бога, что тот уберёг её от «падения». Если бы это случилось, то теперь она не смогла бы смотреть в глаза Игоря. Но для очистки души она призналась мужу, что некоторое время втайне от него встречалась со своим школьным товарищем.
Игорь был признателен жене за её откровенность.
- Милая, я знал, что у тебя появился другой мужчина и ждал, когда ты сама сделаешь свой выбор.
- Я его сделала и хочу родить от тебя девочку, а затем и мальчика, - улыбалась Ксения.
-Так за чем же дело стало? – подхватил на руки любимую Игорь.
Через год после возвращения в семью Руслана у них родилась девочка. Назвали её Любовью. А ещё через год родился мальчик, которого назвали Романом. Руслан был счастлив не менее чем родители. Он помогал матери, чем только мог.
А однажды он подошёл к отцу и попросил:
- Папа, а мы можем навестить дядю Фёдора в той деревне?
Игорь немного помялся, а потом пошёл поговорить с Ксенией.
- Вот в выходной и поезжайте. Мы же ребёнку обещали, а сами не сдержали слово.
- Но, как ты одна справишься с малышами?
- Справимся. Я свекрови позвоню. Она с удовольствием приедет.
И вот выходными отец с сыном отправились в гости к Фёдору. Только подъехали к знакомой избе, как Игорь понял, что никто тут не живет. Вокруг дома стоял бурьян по пояс человека. Забор покосился, окна были выбиты.
- Ой, а где же дядя Фёдор? – расстроенно спросил мальчик.
- Сейчас узнаем у соседей, - сказал Игорь и отправился в ближайший дом.
На его вопрос, вышедший старик рассказал, что два года назад поздней осенью Фёдора обнаружили в его собственном доме мёртвым. Экспертиза установила, что мужчина умер от угарного газа. Хозяин истопил печку и, видимо, рано закрыл трубу, сам лёг спать и больше не проснулся. Следов насилия никаких не обнаружили. Поскольку родных у него не было, то всем селом его схоронили, а дом так и стоит беспризорным. Если вы родственники, то приберите его к рукам, а то растянут по брёвнышку. Всякий народ и у нас в деревне проживает.
- Нет, нет, мы не родня. Мы просто знакомые, - поспешно произнёс Игорь, на всякий случай, спросил, где кладбище и пошёл к сыну.
Сначала хотел рассказать о нелепой смерти его знакомого, а потом передумал. Ведь хорошо, что тогда не рассказали мальчику, кем приходится Фёдор Руслану.
- Сынок, уехал твой знакомый и адреса никому не оставил.
Если хочешь, зайдём в дом, посмотрим, как он выглядит внутри, снаружи очень неприглядно.
- Нет, папа, не хочу смотреть. Если бы он помнил обо мне, то непременно заехал бы попрощаться, а так… Едем домой. Там маме одной тяжело с Любой и Ромой справляться, - по-взрослому рассудил мальчик.
А её через шесть лет, когда Руслану исполнилось 18, на его имя пришло извещение явиться к нотариусу по такому-то адресу. С ним отправился Игорь. Там их ожидал сюрприз. Оказывается, Фёдор оставил сыну наследство, которое переходило в его руки после достижения 18-летнего возраста. Теперь эта сумма составляла четверть миллиона долларов.
На вопросительный взгляд сына Игорь вынужден был ответить, что иногда так случается, что биологическим отцом является один человек, а вот настоящим, которой и в горе ив радости – совершенно другой. И тогда ребёнок сам, когда становится взрослым, определяет, кто для него является родным. О других обстоятельствах, повлёкших его рождение, Игорь распространятся не стал, а Руслан и не настаивал, а только спросил:
-Папа, а Фёдора уже нет в живых?
- Нет.
- Он сам ушёл из жизни или….
- Об этом нам узнать уже не придётся. А вот теперь, когда ты смог по-взрослому оценить его уход из твоей жизни, мы снова поедем в ту деревню и увековечим его память.
-Это как?
- Облагородим могилу, поставим мраморный памятник.
- А можно написать, что памятник от его сына? – покраснев спросил Руслан.
- Конечно можно, - обнял сына Игорь.
- А деньги, которые он мне оставил, я отдам моим брату и сестре.
- Нет, Руслан – они твои. Учись и постарайся найти своё место в жизни.
- Папа, я не подведу вас. Вы никогда не будете краснеть из-за меня.
- Верю, сынок. Все мы в жизни совершаем ошибки. Кто-то крупные, кто-то мелкие. Но самое главное, сын, знаешь, что?
-Что, папа?
- А то, что надо признать эти ошибки, оценить их глубину, понять, как их исправить, чтобы, как меньше боли эти ошибки причинили другому человеку. Надо поставить себя на место того человека и самому прочувствовать, и тогда поймёшь, как это тяжело…. А я в полной мере ощутил на своей шкуре еврейскую мудрость и сейчас попробую её воспроизвести для тебя:
Своих детей мы узнаем, когда становимся стариками.
Своих друзей мы узнаем, когда попадаем в беду.
Жизнь нас учит, что свою пару мы узнаем, когда разводимся.
Своих братьев мы узнаем, когда делим наследство.
Вот при таких обстоятельствах и познаются люди, сынок.
- Спасибо, папа, я запомню эту мудрость.
Конец повести.
Мне нравится: 0 |