Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

П. Сорокин. О сверхсознании


­П. Сорокин. O сверхсознании в рамках нашей теории структуры личности
Третьим результатом наших исследований был пересмотр господствовавших ранее теорий структуры личности и личностной интеграции. Изучение стоявших перед нами проблем выявило несостоятельность современных теорий. Первая их ошибка обнаруживается в объединении двух совершенно противоположных присущих человеку "энергий" в одну категорию "бессознательного" или "подсознательного" (Э. фон Хартман, П. Жане, 3. Фрейд и другие). Эти две энергии - биологически бессознательное, лежащее вне и ниже сознания, и сверхсознание ("гениальность", "творческий elan", nous у греков, pneuma у отцов церкви и т.д.), которое лежит выше уровня любого сознания или рационального мышления. "Глубинная психология" господствовавших ранее теорий на самом деле довольно-таки мелковата. Они либо сводят ментальные структуры человека к бессознательному (или подсознательному) "ид", являющемуся чем-то эпифеноменально неопределенным, неэффективному "эго" и "суперэго" (3. Фрейд), либо просто изображают ментальную структуру как двухэтажное здание - бессознательное (подсознательное) и сознательное (рациональное). Вместо этих совершенно неадекватных теорий мы были вынуждены на основе логики и фактов сконструировать такую структурную схему личности, которая напоминает кошелек с четырьмя отделениями: 1) биологически бессознательное (подсознание); 2) биологическое сознание; 3) социокультурное сознание и 4) сверхсознание. На бессознательном и сверхсознательном ментальных уровнях отсутствует какое-либо понятие "эго", тогда как на уровне социально-культурного сознания существует столько разных "эго", сколько есть социокультурных групп, в которых ассоциирован индивид ("эго" его семьи, "эго" его профессиональной группы, "эго" его политической партии, религиозной группы, национальности, государства, экономического слоя и всевозможных организаций, где он состоит членом). Если группы, с которыми связан индивид, находятся в гармоничных отношениях друг с другом и "диктуют" индивиду гармоничные идеи, убеждения, вкусы, ценности и императивы поведения, вес "эго" и ценности человека также будут в гармонии друг с другом, образуя одно интегрированное "эго" и одну главную систему ценностей. В результате такой человек будет иметь душевное равновесие, твердые убеждения, ясное сознание и последовательность в поступках. Если же группы, с которыми связан индивид, взаимно противоположны по своим ценностям и требованиям, предъявляемым к нему, все "эго" и ценности, отражающие его связь с этими группами, также будут противоречить друг другу. Человек становится "домом, разделившимся сам в себе, исчезают душевное равновесие, последовательность мыслей и поступков, он начинает страдать от непреходящего внутреннего разлада, будучи неудовлетворен и превращаясь в психоневротика. Действительно, большая часть неврозов возникает в результате такого внутреннего напряжения и конфликта между разными "эго" как результат неудачного сочетания взаимопротиворечащих групп, членом которых является индивид. Последняя гипотеза была проверена различными способами и нами, и сторонними психиатрами, и сейчас ее все больше признают верной в научном мире. Эта плюралистическая теория "эго" как микрокосма, отражающего макрокосм групповых связей и привязанностей индивида, объясняет, почему прирожденные альтруисты, с раннего детства помещенные в среду гармоничных и альтруистичных групповых связей (начиная с хорошей семьи), обладают и гармоничным веером "эго", ценностей, поведенческих реакций и, таким образом, не должны в процессе развития своего альтруизма проходить сквозь болезненные кризисы, сопровождающие перестройку их ценностных систем, "эго" и групповых связей. И наоборот, альтруист обращенный, который одновременно является членом нескольких взаимно антагонистичных групп и поэтому имеет противоречивые ценности и групповые привязанности, вынужден проходить сквозь болезненный процесс дезинтеграции своей личности и позднее - реинтеграции, т.е. восстановления ее целостности, если только не покончит жизнь самоубийством, не получат умственных расстройств или регрессирует до состояния зверства, пассивности или декадентски чувственного хищничества.
Наконец, о том, что касается сверхсознательного в человеке. Мы собрали и проанализировали значительное количество эмпирических свидетельств реальности его существования и его творческого функционирования у людей, отмеченных гениальностью, а также некоторые характеристики сверхсознания. Хотя свидетельств могло бы быть и больше, их вполне хватает, чтобы установить реальность этой высшей формы творческой энергии человека. Она, похоже, служит основным источником (вместе с рациональным мышлением) всех величайших достижений во всех отраслях культуры, от науки и изящных искусств до религии и этики. Она также является необходимым условием для того, чтобы стать гением альтруистской любви.
Среди прочих проверок данной гипотезы по поводу сверхсознания Т. Броссе провела ряд экспериментально-инструментальных тестов (кардиографических, энцелографических, гирографических и т.д.). Ее пионерное исследование подтвердило с помощью объективных данных реальность влияния сверхсознания на деятельность сердца, легких и других органов у 213 человек, подвергавшихся опытам. (Ее работа опубликована в "Сборнике" в 1954г., а о сверхсознании в рамках нашей теории структуры личности можно прочитать в моей книге "Пути и могущество любви" -

The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation. -Boston. 552 р. 1954)
Питирим Александрович Сорокин. Дальняя дорога: Автобиография
http://www.golubinski.ru/socrates/pitirim/13.html
Начав поиски альтруизма в социальных взаимоотношениях, Сорокин отметил, что вся современная культура, включая, телевидение, СМИ, науку и искусство, сконцентрирована на негативном типе личности. Однако вопреки этой тенденции несмотря ни на что, всегда находятся люди, которые готовы в той или иной мере жертвовать своими интересами на благо других. Сорокин указывает на «позитивные типы» людей, и в результате приходит к выводу о существовании двух моделей альтруистов: «добрых соседей» (обычные альтруисты) и «святых» (способные на полное самопожертвование). Эти люди, как показал Сорокин, формируют нравственную основу общества, выполняя тем самым огромную роль в развитии человечества.
На основании изучения биографий великих и обычных альтруистов Сорокин выделяет 3 группы формирования альтруистической личности: 1) «удачливые» или «ранние» (с самого детства имеют склонность к альтруистическому поведению и воспитываются в благоприятных для этого условиях); 2) «кризисные» или «поздние» (воспринимают ценности альтруизма и резко меняют образ жизни в результате пережитого кризиса); 3) «переходные» или «промежуточные» (могут сочетать в себе черты первых двух, на протяжении продолжительного периода жизни находятся в поиске морального совершенствования) [Sorokin, 2002: 154].
По мнению Сорокина, популярные теории личности не могут объяснить поступки альтруистов. Более того, такое идейное направление, как фрейдизм, внесло негативный вклад в понимание человека. Картина мира, созданная исходя из такой модели, как считает Сорокин, способствует воспроизводству эгоистичного поведения. В связи с этим Сорокин предложил собственную модель человеческой личности, воплотившуюся в четырехуровневую структуру, которая включает: 1) биологическое бессознательное (подсознание); 2) биологическое сознание; 3) социокультурное сознание; 4) сверхсознание [Sorokin, 2002: 84].
В рамках этой модели социолог дает объяснение человеческим действиям и их мотивации.
Подобный поход к пониманию личности через социальные группы и их ценности Сорокин разработал еще в российский период творчества. В «Системе социологии» он указывал на «множественность душ» и «мозаичность Я» индивида [Сорокин, 1993: 446].
Биологический бессознательный компонент отвечает за удовлетворение основных потребностей индивида (выживание, пища, размножение и т.д.). Акты на этом уровне неосознанные, рефлекторно-инстинктивные. Распространенной ошибкой (как в случае с фрейдизмом) Сорокин считает привязку всех действий к бессознательному аспекту, поскольку в таком случае происходит редукция человека до уровня механизма удовлетворения потребностей.
Биологическое сознание проявляется при осмысленном удовлетворении человеком биологических потребностей и понимании собственного Я исходя из своих биологических характеристик (физическое состояние, возраст, пол и т.д.). На этом уровне появляются разные эго (Я) индивида, обусловленные физическими потребностями.
Биологические Я подвергаются рационализации и приобретают социализированный характер на уровне социокультурного сознания, которое лежит выше предыдущих двух слоев, поскольку возникает уже из сознательного компонента личности и осмысленного взаимодействия людей, обладающих памятью об их коллективной жизни и социализации. Через этот коллективный опыт люди аккумулируют и передают культурные ценности и нормы [Sorokin, 2002: 89]. Человек в данном случае обладает множеством эго-ролей, соотносящих его с той или иной социальной группой (семьей, друзьями, профессиональной группой, нацией и др.).
В каждом конкретном случае может преобладать одна из существующих ролей. Например, когда прихожанин идет в церковь, у него преобладает религиозное Я, а когда тот же человек идет на политический митинг – политическое Я. Если ценности разных групп, к которым принадлежит индивид, не противоречат друг другу, личность является интегрированной и гармоничной. Однако современное общество не может обеспечить целостность Я в связи с кризисом чувственной культуры. В условиях кризиса ценностей Я индивида дезинтегрировано и находятся под давлением со стороны социальных групп, членом которых он является и которые предъявляют противоречивые требования.
Сверхсознание является высшей ступенью интеграции человеческой личности, связано с «величайшими творческими победами человека в области истины, красоты и добра» [Sorokin, 2002: 97]. В качестве главного доказательства его существования Сорокин указывает на опыт великих религиозных и политических деятелей, ученых, писателей, художников, композиторов и т.д. Именно на уровне сверхсознания возможно формирование полностью интегрированной личности, которой доступна вся полнота истины, добра и красоты. Для создания такой гармоничной личности Сорокин предлагает ряд практических средств, учитывающих опыт науки, мировых религий, творчества и др. Эту форму сознания, замечает Сорокин, чаще всего не признает современная наука, но ее исследования напрямую связаны с альтруизацией. Он выступал за необходимость тщательного изучения данного феномена. Но социальные науки активно использовали фрейдовское бессознательное, пренебрегая сорокинским сверхсознательным. Важно также отметить, что, по Сорокину, альтруизация обязательно должна затрагивать три основных уровня: личность, общество (социальные группы и институты) и культуру. Общее направление преобразования личности, культуры и социальных институтов заключается в доведении до максимума компонентов сверхсознания и контроля над биологическим сознанием с планомерным увеличением всех характеристик альтруизма (для личности), переоценке всех негативных ценностей (для культуры) и привязке индивида к группам и институтам, практикующим ценности добра (для общества). Главная цель альтруизации индивидов – сделать альтруистическое поведение спонтанно проявляющейся реакцией, что вполне достижимо при соответствующей социализации в детстве и формировании привычек. Альтруизация институтов и культуры возможна через внедрение соответствующих ценностных и идейных компонентов в их строение и функционирование. Она должна происходить не только на формальном или декларативном уровне, но и на практике. Отметим, что среди социальных групп и институтов, которые аккумулируют и воспроизводят альтруизм, особо важным является семья [Sorokin, 2002: 39].


Sorokin P.A. The Ways and Power of Love: Types, Factors, and Techniques of Moral Transformation. Philadelphia: Templeton Foundation Press, 2002.
А.Ю. ДОЛГОВ. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕОРИИ СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА ПИТИРИМА СОРОКИНА. 2014
https://pitirim.org/files/socis-altruism-theory.pd...
https://cyberleninka.ru/article/n/pitirim-sorokin-...



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
Свидетельство о публикации: №1230119494320
@ Copyright: Игорь Бабанов, 19.01.2023г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1