Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Старая Манья


­­­­


­Фото автора.
На фото:
11 июля 2008. 21.30 ночи – белые ночи Севера Югры.
Россия. Западная Сибирь. Крайний Север. Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ- Югра. Берёзовский район. Старая Манья. Заброшенная вогульская деревушка. Река Манья. Вид с поляны, с яра на реку Манья, где в войну стояла старинная деревушка Старая Манья. Незарастающая поляна с буграми на месте остовов изб. Старинная посуда: ржавый чайник, котёл. Цветы звездчатки, цветущие на поляне.


1998- 2007 – 2021-2022

Очерк по истории Крайнего Севера Югры. Ляпинский край. Заметки краеведа. Написано по авторским многолетним краеведческим исследованиям Сибири и Урала.
Ранее публиковалось в печатных СМИ. В газете «Жизнь Югры».

В декабре-январе 1937-1938 года в Ляпинском крае проходили жестокие сталинские репрессии – массовые аресты и расстрелы мужского населения Севера.

Памяти жертв сталинских репрессий – посвящается.

Что скрыто в имени «Манья»?!


На топографических картах Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югра можно обнаружить несколько рек с одноимённым названием - «Манья».

Топоним «Манья» с языка народа манси (вогулов) переводится как «маленькая река», где «мань» - «маленькая», «я» - «река».
«Маленькая» - с точки зрения северянина, привыкшего к речным просторам, реченька совершенно не обязана пребывать таковой.

Вряд ли можно причислить Манью – правый приток реки Хулга, к мелким речушкам! Конечно же, относительно рек Ляпина, Северной Сосьвы и Оби, куда она несёт воды, выглядит скромнее, но горный нрав ее не менее впечатляет! - Успев покрыться льдом уже в первой половине октября, необъезженной кобылицей сбрасывает ледовое убранство, вздыбливает бирюзовые льдины, устрашающе торосит. Зимняя поверхность реки в верховьях иной раз похожа на поле арктических торосов - льдов Северного Ледовитого океана, - чуть меньшего размаха, да не менее запоминающихся. К середине зимы река немного успокоится – смирится, однако ненадолго: ещё до ледохода, в низовьях, строптивица сорвёт стесняющий свободу лёдовый панцирь – очистится и зазвенит.

В верховьях Северной Сосьвы, выше посёлка Няксимволь имеется ещё одна одноимённая речка Манья, однако та больше соответствует своему имени, да и характер покладистее, хотя тоже с норовом, как у всех горных рек Крайнего Севера.





На левом берегу нашей Маньи - притока Хулги, на высоком яре, среди югорских урманов располагалась до середины двадцатого века вогульская (мансийская) деревушка – Манья, одноимённая с этой рекой. Саранпаульские жители называют сейчас это место – «Старая Манья». Исследуя историю края, задумалась: «Когда поселились люди на берегах таёжной реки, что так богата рыбой, дичью, ягодами, кедровым орехом?..». И пришла к выводу: «Сотни, или тысячелетия назад!». Выяснилось, что деревня существовала до появления села Саранпауль - до переселения на берега Ляпина (Сыгвы) коми-зырян и почти двести лет назад на берегах Маньи уже проживали угры - вогулы.

В девяностые годы девятнадцатого века (более ста лет назад) по Манье путешествовал Константин Дмитриевич Носилов – географ, этнограф, писатель. В своих очерках он обрисовывал жизнь таёжных аборигенов. В ту пору вогулы вели размеренный традиционный образ жизни, занималась рыболовством, охотой.

Сталинские репрессии 1937-1938 годов не обошли стороной крохотную деревушку. После Казымского восстания хантов при повальных плановых арестах и расстрелах мужского населения всех поселений по Ляпину, Северной Сосьве и их притокам кровавая диктатура молодого советского государства уничтожила значительную часть деятельного активного населения нашего края, в корне порешив с любым проявлением недовольства новой властью – новой жизнью. Лишив малочисленные народы лучшей части мужского генофонда, тоталитарная сталинская власть ликвидировала народных лидеров – шаманов, хранителей и носителей угорской культуры, отцов многодетных семей, зажиточных – трудолюбивых и влиятельных в народной среде людей, обрекла угров на ассимиляцию – на потерю самобытной культуры и деградацию.

В декабре 1937 года в Манье, где проживало всего-то несколько вогульских семей, были арестованы и в январе 1938 года расстреляны в Ханты - Мансийске (в течение месяца после ареста) И.С. Анадеев, Иван Петрович Тихонов (57 лет), Николай Филиппович Тихонов (48 лет), Никита Филиппович Тихонов (71 год), Иван Григорьевич Тихонов (66 лет). Все они - рыбаки-охотники, кормильцы больших семейств (это лишь те, чьи имена мне удалось установить). Все реабилитированы посмертно в 1959 году.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. всё взрослое мужское население Старой Маньи призвали на фронт. В поселении оставались только женщины с детьми. В 1942 -1943 году (дата точно не установлена) разразилась эпидемия дифтерии. Внезапная убийственная болезнь отнимала детей. За неделю, по рассказу выжившего очевидца, деревушка обезлюдела. Многодетные семьи в течение недели потеряли почти всех детей. За сутки в многодетных семьях умирало по несколько человек. В те времена дети спали все вместе, на одних полатях. «Утром живые просыпались рядом с умершими ночью братьями и сёстрами в одной постели», – так рассказывали очевидцы.

Погибших женщины не успевали хоронить. Семьи опустели. Выжили немногие. – Кто потерял всех детей, у кого-то осталось по одному ребёнку. Тайга наполнилась безутешным горем, и материнскими слезами отчаяния. Оставшиеся в живых женщины, лишившиеся и мужей и детей, со стариками бежали с проклятого места вниз по Манье, переселились в деревню Ясунт(на Хулге) и в Саранпауль (на Ляпине), навсегда покинув «Маленькую реку». С той поры здесь никто не живёт. Такова трагическая история навсегда исчезнувшего старинного селения Берёзовского района ХМАО-Югра.

Езжу вверх по Манье около сорока лет на лодке-горнячке. И всегда неизменно с грустью смотрю на высокий песчаный яр снизу - с реки. С Маньи просматривается пустошь на месте бывшей деревушки. Что поражает! - лес, спустя восемь десятков лет не спешит поглотить освободившееся пространство, словно не хочет стереть с лица земли память о тех, кого уже не вернёшь.

Летом 2008 года приехала на горнячке посмотреть и сфотографировать для написания и публикации очерка. Историю о дифтерии рассказала уроженка Маньи, жительница Ясунта, ещё в декабре 2007 года, темой репрессий в Ляпинском крае Югры вплотную занималась с 1998 года.

Поднялась на яр. С высокого берега реки далеко просматривается тайга, крутой поворот реки. Лодка внизу видится игрушечной. Обрыв песчаный. На крае размывается вбитая колонковая буровая труба, служившая причалом для катерков.

На месте исчезнувшего поселения отчётливо просматривается центр. Сохранены остовы – фрагменты фундаментов, где более полувека назад стояли деревянные избы. Нашла старую посуду - чугуны, котлы, чайник. Кругом, в глине, белеют бесчисленные осколки костей, вероятно, детских. - Женщины не успевали зимой хоронить, да и вогулы хоронили не в земле, а в доминах из дерева. Естественно, что ослабленные голодом женщины не могли строить капитальные погребальные традиционные сооружения из толстых брёвен для каждого ребёнка. Медведи, волки, собаки, таёжное мелкое зверьё, растащили человечьи кости. И те до сих пор лежат под ногами. Иногда сюда приезжают потомки и ходят на кладбище поминать. Далеко не пошла – неприятно топтать детские кости. Ощущение от увиденного смутное, печальное.

Не могу найти объяснение мистическому явлению: поляна, где стояли дома, до сих пор не зарастает лесом. Берег с годами постепенно размывается мощными водами Маньи. Благоухают травы. Летают орлы. Перекликаются кедровки, плывут облака. Рыбаки летом приезжают покидать спиннинг. А пустошь так и хранит память о прошлых трагедий, постигших столь красивый край. Заводила речь, чтоб администрация села установила какую-нибудь памятную табличку. Вроде бы, поставили, - что-то виднеется последние годы на яру. Точно не знаю. На яр больше не поднималась – нет стремления.

Проезжая мимо по реке, поминая неизвестных мне людей, просто молча смотрю вверх, пока поляна не скроется за поворотом. Река безжалостно наступает, отвоевывая у тайги метр за метром. Она оказалась сильнее истории, тайги и людей.

Из книги «расстрелянных»:

3 января 1938 года – «тройкой» Омского УНКВД осуждены на смерть десятки наших земляков, но это лишь часть из сотен, репрессированных жителей Берёзовского района - часть из тысяч, расстрелянных в Югре.

21 января 2008 года - это день, а точнее - ночь, когда исполняется 70-т лет со дня одного из многих «плановых» массовых расстрелов в «столичном» городе Ханты – Мансийске, - уничтожения жителей таёжных селений Севера Сибири - Маньи, Щекурьи, Ясунта, Янпауля, Хальпауля, Хурумпауля, Саранпауля, Тимкопауля, Кулюмпауля, Тапсуйпауля, Хангласы, Ломбовожа, Мунгасов, Нируских юрт, Турпауля, Варьяпауля, Варьи, Нирусов, Няксимволя, юрт Левкинские, Воштыртымские, Пёспауль и других селений по притокам Северной Сосьвы.

21 января 1938 год - одна из многих дат массовых расстрелов жителей Берёзовского района - охотников, рыбаков, оленеводов, крестьян – коми, ненцев, манси, русских.

Большая часть перечисленных селений ныне не существует! 21 января 1938 года - это дата начала гибели Маньи - одного из многих маленьких сибирских селений на берегу «маленькой» югорской реки.

21 января 1938 год – дата расстрелов в Ханты-Мансийске и жителей Южного Урала, в том числе моих земляков и сродственников.

21 января 1938 год – дата массовых арестов и расстрелов жителей хуторов, деревень Белоруссии, гомельской области.

При написании очерка использованы воспоминания Тихоновой Прасковьи – жительницы Ясунта, уроженки Маньинских юрт, воспоминания старожилов селений Щекурьи, Саранпауля, жителей Ломбовожа, Няксимволя; архивные материалы Р.С. Гольдберга (опубликованные); личные краеведческие изыскания автора.

Материалы краеведческих исследований автора по Манье неоднократно публиковались в печатных СМИ, размещались в Интернет, в том числе на сайте Проза.Ру в 2021 году, а в 2022, в марте, администрация Прозы заблокировала страничку автора, более 300 произведений, в том числе о Манье, хотя от читателей шли только положительные отклики. Данный текст автор восстанавливает по сохранённым черновикам для переопубликации на других литературных сайтах Интернет пространства среда, 16 ноября 2022 г..


пс
Пятница, 2 декабря 2022 г..
В настоящее время на берегу реки, на берегу исчезнувшего селения стоит памятная табличка, а лес по-прежнему не трогает поляну, она не зарастает. Берег размывается водами, всё так же поют птицы. Часто рядом рыбачат рыбаки. Вчера по каналам телевещания Югры вспоминали Репрессии, упомянули и Ханты-Мансийск – место массовых расстрелов.

Ключевые слова:
Манья, река, маленькая река, вогулы, угры, манси, Север, Югра, ХМАО, Западная Сибирь, война, болезни, дифтерия, смерть, репрессии, сталинизм, расстрелы, природа, история, люди, сибиряки, женщины, дети, Ясунт, Саранпауль, Берёзовский район, Манья, Щекурья, Ясунта, Янпауль, Хальпауля, Хурумпауль, Саранпауль, Тимкопауль, Кулюмпауль, Тапсуйпауль, Хангласы, Ломбовож, Мунгас, Нируские юрты, Турпауль, Варьяпауль, Варьяи, Нирусов, Няксимволь, юрты Левкинские, Воштыртымские, Пёспауль, приток Северной Сосьвы, природа, Старая Манья, вогульские деревни, Ледовитый океан, тайга.


Анонс:
История исчезнувшего сибирского поселения Старая Манья.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Ключевые слова: Манья, река, маленькая река, вогулы, угры, манси, Север, Югра, ХМАО, Западная Сибирь, война, болезни, дифтерия, смерть, репрессии, сталинизм, ра,
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 25
Свидетельство о публикации: №1221202489143
@ Copyright: Татьяна Немшанова, 02.12.2022г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1