
Фото автора.
На фото: Россия. Западная Сибирь. Крайний Север Югры. Мой Серый. Помесь оленегонной западносибирской лайки и волка в четвертом колене. Полярная ночь у костра. Пережидаем полночь. Северная тайга. Зима. Мороз. Сделано плёночной мыльницей, примерно в 1998-1999 году. Переснято 19 ноября 2010 году на цифровик.
Дневниковая запись. Декабрь 2003. В тайге Крайнего Севера Западной Сибири, в предгорьях Приполярного Урала.
Редактировано: Сибирь. 13 марта 2020 г., 26 января 2021 г., 14, 15, 18-21 декабря 2021, четверг, 10 ноября 2022 г. г.
ПОЛНОЧЬ ГОДА
Часть 2. ДЕКАБРЬСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ.
Вышла с первой ночёвки до пяти утра, за семь часов до рассвета. Уходить от огня не хотелось. Невыносимо хочется спать. Заставила себя подняться и идти дальше. Всегда сложно уходить в ночь от уюта огня. Заметила: легче уходить в тайгу из дому утром, нежели вечером – в ночь. Так устроен человек! Он инстинктивно опасается мрака и стремится переждать тёмное время суток в защите надёжного логова. Уходя рано утром, до рассвета, знаешь, что впереди – светлый день. Уходя вечером, понимаешь, что впереди – пугающая неизвестностью ночь!
Пошла по звёздам, ориентируясь на север – на Полярную звезду. Пока отдыхала, резко потеплело. Чего не ожидала в декабре, в канун Нового года, и не могла предвидеть. Оттепель в тайге хуже мороза. Началось сильное налипание и это - катастрофа! Хуже не придумаешь! Нет возможности двигаться на лыжах. Поняла, в какое «Г» влипла, лишь отошла от костра. Снега за осень и зиму навалило! Пешком, без лыж, не сделать и шага в целик.
Снег на открытых местах – рыхлый, не держит. Валюсь вместе с лыжами до земли, как в воду – до дна. Наст отпустило. Под ним оказалась не застывшая парящая земля и вода! Из-за снега, лёгшего на тёплую, не промороженную землю, моховые болота не промёрзли и почва под толстым снежным покровом оттаяла. Местами выступила на поверхность бурая наледь болотной воды; вскрылись родники. Участками хлябь припорошена сверху последним снежком и не видна. Обнаруживаю топи и ручьи, лишь застряв в месиве снега и воды по колено.
Промокшие насквозь, широкие лыжи ещё сильнее налипают. Двигаться помогает только непрерывная чистка и сушка лыж у костра. Сырые, они собирают тонны мокрого снега, как при лепке снеговиков по весне: сгребают не только с лыжни, но и цепляют с краёв целика.
Помню, как в детстве, мы радовались, катая тяжёлые шары из весеннего снега. А тут - налипает на деревянную поверхность и поднимает лыжника от земли. Проблематично не только шагать, но и удерживать равновесие – не свалиться с высоты, вывернув ноги. Те запредельно устают поднимать непрерывно непосильный груз. Стою на лыжах, словно на ходулях. Хочется не шевелиться и взвыть по-волчьи на Луну от беспомощности.
Ползу со скоростью менее километра в час! Отдыхаю через каждые пятьдесят метров, а потом и через каждые десять метров. Хочется отдыхать, не шевелясь, на каждом шагу, но заставляю проходить намеченное расстояние от дерева к дереву, как на соревнованиях. Неимоверно тяжело! Лыжи, с прилипшими килограммами снега, неподъёмны и совершенно не скользят. Непрерывно обстукиваю, чтоб поднять их вес для следующего шага. При этом они вращаются на креплениях. Гашу раскручивающий момент, балансируя с рюкзаком, ружьём на плечах. Фактически стою на месте – влипла в прямом и в иносказательном смысле этого слова – «по полной»! Поняла, откуда эта русская присказка: «Влипнуть в «Г»!».
Валенки намокли. Под ними собирается ком снега, через минуты переходящий в прочный, вросший в ткань, лёд, что добавляет неустойчивости и неприятных болевых ощущений в ступнях. Изловчившись, не снимая лыж, выскребаю ножом. Снеговая вода впиталась в ткань крепления, замерзая, больно сдавливает ступни, выворачивает. Оттаять, просушить, можно только в тепле избы в течение многих часов. Расслабиться получится лишь в зимовье! Поэтому через все «не могу» иду, иду, иду – и только вперёд – на север.
В пути пришлось несколько раз жечь костёр, сушиться, пить снеговую воду и чай. А – это трата светового времени и сил.
***
Свалила не на ту гриву. Практически весь путь иду по звёздам. Полярная звезда – мелкая, неяркая, плохо просматривается в густом урмане, где высокие ёлки и кедры укутаны сверху донизу тоннами снега и вершинами подпирают небосвод. Путеводную точку непросто отыскать в видимых кусках Вселенной. Непрерывно достаю компас, определяю север, чтоб не «крутануть». Руку вытягиваю вперёд, ружьё закидываю за спину, или прислоняю к дереву. Оно отклоняет на несколько градусов магнитную стрелку и сбивает с азимута.
Перед Хапаяном начинаются термокарстовые бугры пучения с термокарстовыми озёрами. Пошли гиблые болотА. Через них в любое время года сложно проходить, подчас немыслимо – обходишь вкруговую. Сейчас в озёрах и топях выступила наледь, подмочив снег. Местами на «лужах» топей и вовсе нет льда; «окна» открыты! На крутые торфяные бугры пучения, что преграждают путь, в намокших лыжах с налипшим снегом не подняться и не спуститься. Обхожу и обхожу их, закладывая круги.
Скольжение - нулевое. Просто тупо приподнимаю и переставляю тяжеленные лыжи с налипшим толстенным слоем снегом. Стараюсь выставлять лыжину как можно дальше вперёд, увеличить шаг сантиметров до семидесяти. Расстояние теперь просчитываю до сантиметров. Сложно и опасно. Обхожу бугры, наледи, топи, заросли кустарника, петляю, наматываю километраж и трачу силы, время. Напрямую не пройти! Оттого и плутанула.
«Заблудилась» - понятие в данном случае относительное. Это не блуждание в полном смысле. Ведь иду по Полярной Звезде строго на север. Но точно не знаю, где нахожусь сейчас относительно линии движения. Не поняла даже, когда рассвело. Никак не удаётся подсечь путик* и знакомые места, чтоб точно сориентироваться на местности и просчитать дальнейший путь.
По путику не нужно строго выдерживать северное направление. Он проложен от избы. И соответственно приведёт в неё. Достаточно его не терять, что возможно лишь светлым днём. Ночью путик не проследить. Не получается подсечь его из-за снега. Чувствую, что иду совсем рядом. Мокрый снег облепил стволы сосен и скрыл затёсы*. Из-за снежного одеяния соседние стволы деревьев не видны – прикрыты ветками, как шубами. Ели и сосны стоят белой сплошной стеной, ухудшая видимость. Когда идёшь по путику и затёски теряешь, то один выход: вернуться по своей же лыжне назад до последней чётко видимой отметки на дереве, и искать направление вновь. Но мне сейчас не удаётся найти сам путик. Проскакиваю его незамеченным.
***
Так прошла ночь с 22 на 23 декабря и новый день 23 декабря. – Самые короткие дни в году! На Крайнем Севере Сибири солнце в декабре почти не поднимается над горизонтом. И ночи с 19 по 25 декабря - самые бесконечные в году. Они тянутся почти двадцать один час, и три часа в пасмурную и не очень пасмурную погоду – сумерки. Древляне, славяне, считали, что в дни зимнего солнцестояния – в Полночь Года, царствует в Мире зло и злые силы. А когда Добро берёт верх над злом и тьмой, День начинает прибывать и поворачивает на Весну – устремляется к Свету Солнца. В плохое мало верю. В хорошее верю больше, но наши пращуры знали то, что мы – их потомки, забыли.
На нашем севере – в Югре, день прибывает в конце января. А в феврале, ежедневно, на глазах, ослепительное солнце поднимается всё выше и выше над крышами села – летит неудержимо в Зенит. Тьму Полярной Ночи сменяет свет Полярного Дня. Приходят «Белые» ночи. И солнце опускается за линию горизонта лишь на час. Ночью светло, как днём. Круглые сутки не включаем свет, а сейчас – не выключаем, если только не спим. Конец декабря каждого года на Крайнем Севере – это царство Полночи.
Ключевые слова:
Тайга, зима, охота, путешествие, ночь, полночь года, темнота, мороз, снег, ель, лыжи, лыжня, дрова, сосна, костёр, лайка, Серый, Серка, жизнь, война, солдат, огонь, звёзды, Луна, лыжи, заготовка дров, надья, ночёвка, Крайний Север, Хапаян, Югра, Западная Сибирь, Зауралье, Приполярный Урал, Полярная Ночь, Полярная звезда, тьма, зенит, славяне, древляне, декабрь, путик, собака, Западно-сибирская лайка, оттепель, декабрь.
Анонс:
Сквозь заснеженную тайгу Севера Сибири вдвоём с Серым.