
Фото автора.
На фото: 8 октября 2015 год. Россия. Западная Сибирь. Крайний Север Югры. В заснеженной тайге.
ДНЕВНИК СЕВЕРНОЙ ЖИЗНИ. Четверг, 5 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА.
Крайний Север Западной Сибири. Югра. Ханты-Мансийский автономный округ. Мы – дома, в селе. Красиво. Морозно. Лёгкий снежок. По-прежнему адаптируемся после леса. Тяжело всем – нам и собакам. Сложно сказать, кому хуже – им или нам. После кристальной чистоты таёжного урмана, постоянного движения непросто привыкнуть к угольной копоти котельной, оглушительному шуму дизелей, людям - часто «недовольным» всем и всеми.
Мой «дорогой» вчера весь день с утра лежит или сидит на диване у телевизора - привыкает. Потом… – и ночью сидит и тупо смотрит в телек. Легла спать тоже отвычно поздно - после двенадцати ночи. А он всё ещё сидел, лежал, уставившись в экран, а утром ворчал на Пульку, что та подняла рано – запросилась по туалетным делам. А «рано» - это, когда светало - десятый час шёл. Потом бубнил, что не выспался. В лесу мы ложились рано и вставали рано, с рассвета до ночи - непрерывно в движении и постоянно на свежем воздухе – даже во сне – в таёжном кедровом лесу.
Пулька тоже в стрессе, и не нашла ничего лучшего, как надумать гулять. Теперь всецело «загружена» обстоятельством продолжения лаечьего рода - с самого момента нашего появления в селе. Так всегда: как только выезжаем с угодий, собаченция экстренно решает обзавестись потомством. В тайге лайка набегалась на свободе, отъелась, поздоровела, похорошела. А сейчас, в селе, у неё жизнь - на поводке, на привязи и на домашнем коврике. – Не побегаешь на свободе! Скучно! Тоскливо! А тут похорошела и все женихи в восхищении! Толпятся у крыльца, дерутся за «даму сердца».
Мечтаю сходить на рыбалку. Всё не получается: стираю, мою; собираю в пакеты «осеннее» добро - семена, травы, одежду, летнюю обувь. На дворе стоит декабрь месяц, а у меня всё ещё осенние заботы горой. Наконсервировали за осень немало, запаслись продуктами впрок – на весь год, до следующего урожая. В магазинах уже пустота. С осени водой продуктов завозят мало и с каждым годом - всё меньше и меньше. По зимнику в первую очередь везут только дорогущие колбасы и те просрочка – что дороже, чтоб держать цены высокими. И не выгодно машинами сотни километров по зимнику с Большой Земли завозить овощи, фрукты. А у нас всё в норме!- Запасены до лета овощами, накопали картофель, наварили варенья, насолили соленья, насушили грибов, ягод, трав.
Вчера сын похвастался повышением. Сегодня отмечали. Рада, но и беспокоюсь. Говорю детям: «Запомните! - Сколько б вам ни было лет, для меня вы - мои дети, а я вам – мать. И всегда - старше, опытнее. И так будет всегда. Время не обогнать».
Луна растёт. Её - половинка. На улице ночью светло, звёздно, подмораживает. Моя «половина» спит. Ему хотелось праздника. Всем звонил, чтобы я лишнего не слышала, о чём говорит, - уходил на улицу, и похоже, - подальше. Лесная счастливая жизнь завершена. Начались бзики и враньё – обычные сельские будни. Услышала в разговоре, что звонил А-н. Спросила, - говорит: не звонил! Молчит. Врёт. Потом сказал: не он звонил, а ему сам А-н звонил три дня назад. Сказал, что пропала собака. Спрашивал: «Не видали ли?..».
Жалко пса! Хороший был! «Мой» рассказал А-ну, что наша собака попалась в его капкан. Только не сказал, что едва спасли Пульку. Хорошо, что догадалась и настояла в ночь ехать искать. Лайка ночь, если б и пережила – не погибла, то без лапы осталась. Подъехали, а она несколько часов на морозе под тридцать провисела на одной лапе. Повезло: пальцы только вывихнула, но не отморозила. Помню, что молила всех богов, Духов. От страха за собаку, чуть с ума не сошла, аж выла, не могла сдержать слёзы и панику. Поняла: что она в капкане сидит, но - где?!.. В какой стороне? По Дымку, что вернулся один, определила направление. - «Сосед» на буране проехал, капканы расставил на земле и на нашей территории. Только – где?.. Это сотня километров буранного следа. А темнеет., морозит. В избе трое суток жила одна. Муж уезжал в село по делам. А я – без техники, только лыжи. Если б знать, где искать, то ушла б. Но очень опасно, - без сна. Главное, не известно, где искать.
«Мой» только в ночь вернулся с села. - Уставший, на пределе сил. Дорога – не подарок, вытягивает все силы. Надеялся отдохнуть, пробивался по снегу весь световой день. Несколько раз скинуло со следа. Пришлось вытаскивать тяжеленную технику с целика на путик. Уговорила ехать искать. Убедила, что Пулька в капкане и нельзя тянуть до утра – не выживет. Поехал, куда сказала.
Повезло! Успел! И не слишком далеко оказалось – на нашей территории, не в горах. Я не ошиблась! Бедная собаченция! – намучилась жутко! Обрадовалась, как хозяин подъехал, - спас. Володя рассказал, что уже обессилила стоять на задних лапах, на вытяжку. Полдня на морозе за тридцать стояла вертикально с зажатыми намертво пальцами передней лапы. Сколько я потом «орала», чтоб «сосед» не ставил капканы на дороге. - Только обозлился на меня. Ещё и волчьи на земле расставил! С них не выбраться даже человеку. Сам рассказывал, что соседский пёс попался и замёрз…
Поняла по звонку, что А-н собирается на днях ехать туда и зондирует почву на предмет охоты на нашей территории, с нашей избы. Его пса, со слов, нет три дня. Это много. - За всё приходится отвечать. Жаль, что страдают невинные! Виноват хозяин, а расплачивается невинный пёс.
Тоже сейчас, где-то в муках медленно умирает один. Алчность людская границ не знает. За пса - переживает. Тоже привык к нему. Но – молодой! – ума не хватает, не знает пока, что самому потом расплачиваться за грех. Сибирь и люди стали иными. В советские годы в тайге такого беспредела не творилось – не позволяли.
На улице – во дворе, опять громко пищат щенки - выводок. Соседка наплодила и спокойно спит. Как земля держит! Расплачиваются за них невиновные, - те же собаки и щенки. Зачем заводить ораву собак, чтоб тех и соседей мучить?!.. От жалости тут плодится безжалостность. Как объяснить, что и добро иногда плодит зло?..
Мы же маемся всей семьёй, но не даём Пульке огуляться, хотя постоянно у нас просят охотники щенков. Тяжко: почти месяц приходится суку держать в квартире, выгуливать на поводке и с дрыной в руках, разгоняя кавалеров. Те сутками ночуют под окнами, - сбежались со всей округи. Так-то… – красивые! - Не простые шавки. Как волчары - мощные! Чуют и то, что Пульхерия не простая псина – только с леса! Красавица! И - сама себе на уме. Выберет в отцы своих щенков тех, кто покрепче, красивей и поумнее. Непросто держать хороших собак – лаек. Не отпустишь их в свободный полёт – это не дворняги. Но – красавцы! Глянешь, - и душа радуется, любуешься. Но характеры!.. – на то и лайки. - Особая стать – таёжная, сибирская, северная!
Ключевые слова:
Тайга, Западная Сибирь, Крайний Север, Югра, лес, зима, охота, зимовье, лайка, лайки, собака, изба, зимовье, мороз, снег, село, продукты, телевизор,.
Анонс:
Зима в тайге. Обычная таёжная жизнь в сибирском селе .