Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Шуга


Шуга
­­­­Фото автора. На фотоснимке Бим, 24 октября 2007 год. Югра.


Шуга

23 сентября 2006 год. Воскресенье. Вышла в двенадцать ночи из села. Тепло. Шла по «Бамовской дороге». Со мной Бимка.

24 сентября. Понедельник. Ночевала за дорогой, перед варгой* у костра. Варга – это старая оленеводческая дорога, по ней перегонялись раньше олени в село с пастбищь. Ночью сильно подморозило. Заполыхало мощное северное сияние, а с вечера - пасмурно. Пришла в избу в обед, днём. Шла с села до угодий полтора суток. Здесь – у меня, рядом с избой, уродилось много брусники, голубики, черники. Ягода уже переспели. Дичи мало. Видела куропаток – уже белые, перелиняли. Выспалась. У костра лишь дремлешь, хорошо не поспать, необходимо смотреть за надьёй, - подбрасывать, пододвигать брёвна, чтоб не погасли, не искрили и не разгорались пылом-жаром излишне.

25 сентября 2006. Ходила на курью. На западе вечером - розовый закат. Собрала три литра брусники. Белки много. Птицы нет. Подсекла следы молодого медведя на песке реки и лося - там же. Медведь выслеживает лося. Утром моросило. Вечером поднялся сильный ветер. Днём – вновь светит солнце и тепло.

26 сентября. Вторник. Температура – минус три, четыре градуса. Старица покрылась льдом. Днём лёд растаял, но не весь. Днём стоит плюс три. Солнечно. Растаяли лужи, но не все. Ходила в нижнюю избушку. В курье поймала рыбы на еду. Здесь тоже много ягод, но не берутся совсем – переспели, в руках лопаются и текут соком. В лесу совсем пусто, тихо. По воде несёт листву и тину. Вечером, в ночь, поднялся ветер.

27 сентября. Утром – плюс два градуса. На ночь на реке подмораживает, вода застывает, холодает до минус трёх. Днём шёл средний табунок перелётных птиц – гусей, лебедей. Ветер и днём. На ночь вызвездило. По темноте, на закате, над избой летел клин гусей. Солнце скрылось в тучах. Брусники набрала сегодня три литра – вкусная! Спелая! Луны нет.

Поймала рыбы. Теперь с Бимом пиршествуем – варим, жарим, голодом не сидим.

28 сентября. Сильный ветер. На реке поднялись волны. Утром – минус один градус. Выпал первый снег. На реке появились забереги. Повылазила боровая птица. Идёт снег. Порывами ураганного ветра валит деревья, ломает сучья. Тайга гудит. Ходила вниз по реке. Рыба хорошо поднимается высоко вверх – в предгорья Урала, что случается крайне редко, вероятно в этом году золотари-хытники под контролем и не успели загадить речку шламом.

29 сентября, пятница. Белка – ещё рыжая, вылиняла только наполовину: спинка серая, зимняя, а лапки рыжие. Капалуха – ещё с остями, - переоперяется. Днём солнечно, ветряно. Массово летят гуси. На Манье забереги увеличиваются. Температура от плюс одно до минус одного.

Брусники набрала сегодня около семи литров. Оставлю в избе до весны, или вынесу зимой на себе, - как получится. Приплыли снизу, с села, на лодке мужики. Добыла копалуху. На ужин сварю супец, или запеку в бруснике на углях в печи. Получается вкусно. В котелке кладу кусочки дичи, соль и всё засыпаю брусникой. Ягода даёт сок, кислоту. Мясо тушится в печи на углях в собственном и брусничном соку. Получается мягкой с привкусом шашлыков. Около избы много сов. Живёт и пара вОронов.

30 сентября, суббота. Солнечно. Опять - северное сияние. Ночью над тайгой висят, играют, вращаются зелёно-розовые шторы. Хорошо идёт рыба. Не голодаем. Летят гуси и утки, лебеди. Повылазила всякая птица на кормёжку. Собрала шесть литров брусники. Ягода берётся плохо – переспела, подмёрзла, пачкает руки, давится, но хорошо отжимается сок. Развожу водой и пью вместо витамин. Приехали с С-ля мужики, и геолог с нашей Хорасюрской партии. В ночь резко подморозило. В два часа ночи мороз ударил до минус шести! Мужичьё ночует, рыбачит и попивает водочку, а мне приходится варить и кормить ещё и их. – Хорошего мало! Дрова тоже готовлю сама, - топориком. И ничего не скажешь, - молчу, словно так и надо, - гостей не выгонишь.

ОКТЯБРЬ! Сегодня 1 октября 2006 года. Солнечно. Утром – минус восемь – девять! По реке сплошняком пошла шуга*. Забереги - мощные. Мужики вмёрзли!

Спешно вытащили покрывшуюся льдом лодку на берег и бегом рванули спасаться в село, пока вода на реках не поднялась. – Зашугует*, – в село месяц не попасть, пока лёд не встанет на всех трёх реках, что переходить. Убежали пешком, - каждая минута на счету. С Бимом остались вдвоём.

Убегали - обо мне и речи и не шло, даже не подумали с собой позвать, не позвали, не спросили. Не поинтересовались, - есть ли продукты, дрова; как и когда планирую выход в село?!.. Спасались сами, обо мне не вспомнил никто, в том числе и «суженный», словно меня и нет.- Начехать всем!

Обидно! Странно со стороны смотреть, как рушатся мечты о крепком плече, о сильных мужчинах, бывших коллегах, что никогда не бросят женщину. .. – сколько раз бросали! Когда речь заходила в прямом смысле о выживании, - спасали себя, но не хрупкую женщину, что рядом. Бросали легко, не вспомнив. Сколько раз видела страх в «мужских» глазах, панику! В тайге сложно скрыть истинное лицо. А вот собаки - неразумные, «с инстинктами» многократно осознанно шли на смерть, спасая. – Таков миф о сильном и слабом поле. Оставалось принять чужую трусость, как должное и жить дальше, полагаясь только на себя и безродного пса, что рядом.

В горах снега навалило по колено. Здесь – на равнине, в предгорьях, снега ещё мало, солнечно и морозно. Воскресенье. Крохали, свизи спешно улетают, останавливаются на отдых по пути на реке. Лодка – резинка, обледенела. Перебираюсь на ней на другую сторону. Сложно пробиваться сквозь шуршащую шугу, плывущий снег тормозит. Приходится изо всех сил работать веслом. Переезжаем вместе с Бимом. Один раз затёрло и тащило под торосы. Перекат зашуговало метровым слоем снега, льда. Не хватило сил раньше противостоять течению, шуга тормозила. Выгребла к ледовому припаю впритык с острым льдом.

– Жутко! Выскочила на лёд заберега. Края острые! В любую секунду могут проткнуть старую резину и затащить под торосы. А Бимка перепугался и сидит.

Хорошо, что лёд заберега меня держит! Кричу, плачу, зову пса, чтоб выскакивал, не хватает сил удержать лодку. Её с собакой дикая ревущая река затаскивает под лёд. А Бима сидит, боится, не выходит на припай. Умоляю, реву. Сил не осталось, - река вырывает лодку и пса! Наконец, пёс послушался и выпрыгну на заберег. Лодка сразу полегчала и смогла её вытащить на берег – не затёрло! Живыми нам бы не выбраться – нереально. Прошло много лет, не могу забыть тот страх и бессилие перед горной рекой, что кромсает запросто тайгу, враз прорывает каньоны, валит тысячелетние многотонные кедры, как хрупкие спички, если русло заперто снегом и льдом. Вряд ли смогу забыть. До сих пор вижу картину дикой реки и перепуганного пса, себя, умоляющую друга поверить, и выйти на берег.

Река резко обмелела. Днём тепло. Видела сегодня бабочек - траурницу и крапивницу, - летают по жухлой траве и сидят на ивах. – Необычное зрелище! Глухари утром собирают гальку на косах, вспугивали не раз. Днём - забереги держатся, не таят, нарастают. Лёд в заводях реки – толстый! Шуги сегодня идёт меньше, чем вчера. Сетка вмёрзла в старице. В семь вечера потеплело до минус один. В девять ночи - минус три. Рыба уходит вверх – к горам.

2 октября. Утром опять морозно - минус восемь. Река шугует. Шуга идёт сплошняком, шумит, трещит, шуршит, слышно за километры ночами, когда воздух приобретает особые свойства усиливать таёжный звук. Местами Манья почти встала, а ниже старицы забило напрочь шугой. Забереги многометровые и держат меня. Выдолбила сетку топором. В озере-старице лёд держит Бимку и меня с опорой на резиновую лодку. Ходить по трещащему льду рискованно.

Боюсь за пса, что провалится. Сама толкаю впереди резинку по пробитому проходу или по льду, так двигаюсь, - лишь бы не прорезать резину, тогда сразу уйдёшь на дно и не выберешься. Только нужно жить.
В тайге без риска не живут. Риск-постоянен, неотъемлемая составляющая таёжного быта. И неважно кто ты – женщина, мужчина, собака, птица. Выживает только сильный. Поймала хариусов.

Рыба, прячась от шуги, с реки зашла в старицу и её видно сквозь лёд. Интересно наблюдать как плавает хариус. Лёд прозрачен и трескается под напором речных вод и плывущего льда.

Днём - до плюс трёх. Очень красиво! Солнечно! Тепло. Добыли глухаря, пальнушку, рябчика. Птицы на дороге много. Подняла выводок глухаря. Глухарь – старый, тяжёлый. К пяти вечера шуга почти вся ушла, а забереги остались. Заводи - подо льдом и стоят. Температура – минус один. Высокая облачность, а в восемь тридцать вечера уже стемнело. Ночью Бимка сильно лаял и рычал. Низом, по склону мандала, прошёл медведь. Явно ищет еду, но мы ему мешаем нагло отжать наши припасы.

3 октября. В 11.30 -ть солнечно. По небу плывут тучки, облачно. Температура +0.5. Вторник. Иду за канистрами на яму вниз по реке, там мужики их оставили; сказали, чтоб сходила и принесла в избу. Идти не хочется. Река шугуется, необходимо переходить перекат или переплывать на резинке, что рискованно – весьма! Но придётся, иначе водой их утащит и останемся без канистр на следующий год..

День сегодня - дурацкий, но солнечный. В 12-ть дня шуги нет, что порадовало. Река в конце горельника полностью забита льдом и шугой. В других местах – чистая и ещё течёт. Из-за плотины вода заметно поднимается. Необходимо успеть вернутся. Горные реки могут в минуты подняться до метров, взреветь и стать полностью непереходимыми до зимы. Тогда в избу мне не вернуться. Останусь без припасов. Или же придётся подниматься высоко в горы, искать перекат не подтопленный. На что могут уйти сутки с холодными ночёвками и изматывающей усталостью.

Канистру не нашла, но на стрелке обнаружила свежие следы ЛТНБэ., - похоже, ихтиологи забрали, зря тащилась. Птицы видела много, но принесла только одного рябчик. Выпала пломба из зуба! – вот нелёгкая! Ночами и днями медведь бродит возле избы кругами, - чует еду.

4 октября. Среда. Занималась хозяйственными делами. Принесла резиновую лодку от курьи. Там оставляла. Больше не пригодится в этом году – река не переплываемая теперь. На ту сторону не планирую переходить – опасно застрять, отрезанной водой, льдами.

Повесила лодочные моторы под кедром. Мужики спешили – бросили их, даже не позаботились – сбежали! Приходится делать за сильную половину человечества их работу!

Сделала коптильню. Собрала брусники четыре-пять литров около избы. На бугре появилась птица, видела двух копалух. Утром, в девять, глухарь пасётся на галечнике, а днём - на ягодах. Утром - в восемь морозно, - минус шесть. Реку всё ещё шугует. Манья течёт только в центре и почти встала. Западная курья покрылась полностью льдом. В луже лёд - сантиметров девять.

Ягода брусника, черника, голубика подмёрзла. Собрала около 12-ти литров. Мороженная берётся легче. Днём теплеет - от плюс одного до минус двух. Солнечно. Красиво. Делаю коптильню. Почистила ружьё. В курье собрала лист брусники. Его завариваю как чай. Воду топлю из кусков льда, собираю в лужах, ношу в рюкзаке с реки. В девять ночи – минус два. Появилась луна на востоке над деревьями.

5 октября. Температура - минус два. Ночью припорошило. С утра подсыпает снег, выпало немного. К вечеру -2. Температура держится постоянная. На реке – сплошная шуга и забереги. По всему горельнику и ниже его река почти стоит, забита шугой и льдом. Вода там поднялась, а ниже – нет, подпирается на перекатах запрудами изо льда и снега, торосит.

Забереги - сплошные. Река почти встала. Рыба идёт по-прежнему вверх. Птицы – мало, сидит прочно, не спускается на землю кормиться, не следит. Нашла бочкИ! - стояли в кустах. – Убрали ихтиологи. Рядом висит на суку жёлтый мешок из под грузОв. Оставила там же, в избу не понесла. Подумала и перетащила выше – на триста метров, под большую ель, привязала к дереву, чтоб не уплыли во время ледохода весной.

Ночью, в темноте, к самой избе внаглую подходил медведь. Бимка серьёзно на него лаял. Потом испугался – тот пошёл на пса. Спасаясь, пёс пулей залетел в избу, чуть меня не снёс в дверях. – Я проснулась, выскочила спасать собаку. До утра Бим сидел в избе. А так… – всё на сене спит в прихожке, в сенках. Медведь ходит вокруг нашей избы и возле старицы. Подходить вплотную днём не решился, - лёд и ветки хрустят под лапами, выдают присутствие зверя. Совсем не наглеет, - осторожничает. Ко мне в избу пока нагло не лезет – раздумывает... – пока…

Появились в избушке мыши. Медведей бродит, вероятно, - два. Один – мелкий, в возрасте двух-трёх лет. Второй – взрослый, матёрый самец. Один постоянно ходит рядом с зимовьем. Второй – бродит на той стороне реки. Первый - у меня прижился! Отпугиваю печкой, костром, шумлю колкой дров и т.д... Связываться с ним не хочу – пусть уходит спать!

Впереди – целый октябрь, наши реки встают обычно в первых числах ноября. В село можно выйти теперь только по льду и на лыжах. Вряд ли там обо мне кто-то вспомнит. В том – и плюсы тоже есть! – хоть душой отдохну от всех. Рядом верный Бим, - не одна.

Шуга – это смесь снега, льда на горных реках севера, формирующихся во время ледостава.

Шугование реки – начальный процесс ледостава на горных реках севера Сибири.





Ключевые слова:
Река, шуга, ледостав, шугует, забереги, осень, сентябрь, медведь, октябрь, снег, заморозок, север, Сибирь, Бим, Бимка, лайка, охота, двортерьер, верность, подлость, трусость, горы, Урал, лебеди, стаи, гуси, утки, дичь, медведь, копалуха, глухарь, лодка, лёд, забереги, тайга, рыбалка, рыба, птица, норка, собака, пёс, экспедиция, геолог, ягоды, брусника, черника, голубика, сабельник, изба, зимовье, ночь, северное сияние, ветер, деревья, погода, дичь, куропатка, село, Манья.

Анонс:
Жизнь в северной тайге Югры, охота. Вдвоём с лайкой.



Мне нравится:
2

Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Ключевые слова: Река, шуга, ледостав, шугует, забереги, осень, сентябрь, медведь, октябрь, снег, заморозок, север, Сибирь, Бим, Бимка, лайка, охота, двортерьер,
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 35
Рейтинг произведения: 7
Свидетельство о публикации: №1221026485208
@ Copyright: Татьяна Немшанова, 26.10.2022г.

Отзывы

Александр Титов     (03.11.2022 в 22:16)
"Оставлю в избе до весны, или вынесу зимой на себе, - как получится. Приплыли снизу, с села, на лодке мужики."
а сопрут бруснику?
Татьяна Немшанова     (04.11.2022 в 18:13)
В таёжных избушках воруют не ягоды, там всегда есть, чем поживиться плохим людям. Если поели немного - не страшно! Это не то, чего стоит опасаться.
С уважением!
Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1