Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Брат мой-враг мой. Глава 8. Смотр художественной самодеятельности.


Брат мой-враг мой. Глава 8. Смотр художественной самодеятельности.
Аля Хатько и Олег Вайнтрауб.

Смотр школьной самодеятельности был приурочен к Дню пионерии 19 мая. Смотр проходил три дня по номинации: один день хоровое пение, второй день - выступление вокалистов, третий день танцевальные номера и исполнители на музыкальных инструментах. Все школы области усиленно готовились к этому мероприятию. Последние две недели шли ежедневные репетиции. Каждая школа хотела чем-то особенным удивить комиссию. Каждый держал в строгом секрете свой репертуар. 
Средняя школа № 16, в которой учился Яков, была одной из лучших в области. Ежегодно она “выдавала на-гора” 2-3 золотых медалистов, выпускники ее успешно поступали в ВУЗы. Школа гордилась своими спортивными чемпионами. Очень хорошо была поставлена работа спортивных секций. Девочки ежегодно занимали первые места на областных соревнованиях по художественной и спортивной гимнастике, ребята участвовали даже в республиканских соревнованиях по классической борьбе и привозили оттуда призы и награды, а по легкой атлетике каждый второй имел спортивный разряд. 
Отлично выступал и хор старшеклассников. Их приглашали даже на концерты на торжественных вечерах, посвященных государственным праздникам. Два брата близнеца отлично исполняли народные танцы и брейк-данс, только входивший в моду. Несколько девочек учились в музыкальной школе и могли на школьных вечерах исполнять не очень сложные музыкальные произведения. Но им далеко было до Якова. Его исполнение было на голову выше. Поэтому без всяких колебаний его выдвинули на смотр в качестве исполнителя на музыкальных инструментах.

 
Глава 9. Результаты смотра.

 Яков тоже усиленно готовился к смотру. Вечерами снова и снова проигрывал это довольно сложное музыкальное произведение, подолгу останавливаясь на трудных местах, стараясь играть так, чтобы пальцы сами находили нужные клавиши, чтобы не думать, что дальше играть, а только чувствовать музыку и воплощать ее своей игрой. Иногда мать заходила в комнату сына и уже говорила:
- Хватит, сынок, а то заиграешь. Ты и так на голову выше всех исполнителей. Первое место тебе обеспечено.
Яков мысленно потирал руки, довольно улыбаясь, предвкушая радость победы. Он уже себе представлял, как будет стоять на сцене, где его будут поздравлять и вручать грамоту и приз, а весь зал будет аплодировать ему, ему одному.
16 мая в четверг начался смотр. Смотр проходил в огромном здании Дворца пионеров. В этот день соревновались между собой хоры. Хоровое пение широко распространено в школах. Буквально нет ни одной школы, где бы дети ни занимались пением, особенно хоровым. Поэтому на смотр было заявлено более трех десятков школьных хоровых коллективов. Выступления начались в 9 утра и длились до 7 часов вечера.
 В первый день смотра выступали хоровые коллективы. Хор школы №16 выступал предпоследним. В ожидании своей очереди ребята переволновались. Конечно, многие хоры, особенно сельских школ были слабее, кроме одной из Покровского района. Они были достойными соперниками. Не зря же руководил их хором заслуженный деятель культуры Советского Союза. Пока они были первыми кандидатами на первое место. Все решится после выступления школы №16. То, что они выступали 16 числа, в этом они видели доброе предзнаменование. Яков, как и большинство учеников школы, в этот день сбежали с уроков, чтобы поболеть за своих на смотре.
И они оправдали надежды руководства школы и Якова тоже. Хор выступил блестяще. Они были уверены, что завоевали первое место. Но пока радостью победы насладиться им был не дано. Результаты будут объявлены только в воскресенье. Яков вместе со своими одноклассниками провожали домой возбужденных и радостных исполнителей. Шумно обсуждали выступление и радовались от всей души. 
В пятницу выступали солисты. В этом виде было заявлено более 50 участников. Здесь были и соло, и дуэты, и трио. От 16-ой школы было заявлено выступление трио “Задорные девчонки” девочек 9-го класса. Девочки спели очень хорошо, но были и более сильные выступления. Особенно удивил комиссию ученик какой-то сельской школы Виктор Алампьев. 
- Ну прямо молодой Карузо, - делились между собой участники комиссии. 
Яков попал на конкурс только во второй половине дня, когда выступали танцевальные коллективы. К сожалению, этот вид искусства в школах был не очень распространен. Скорее всего, просто не хватало педагогов. Если в каждой школе у ребят были уроки музыки и пения, то танцы официально нигде не преподавались. Поэтому на смотр было заявлено всего 12 участников. Братья-близнецы из школы №16 выступили отлично, но коллектив мальчишек “Бравые ребята” из Приморского района “зажгли” так, что весь зал и комиссия готовы были ринуться вместе с ними в пляс.
И вот наступила суббота. Как ни успокаивал себя Яков, но ночь перед выступление спал плохо, утром проснулся с больной головой. Но все же заставил себя сделать зарядку и принять контрастный душ. На смотр можно было не спешить. По жребию ему достался 18-й номер. Это где-то ближе к обеду. Но все же на сердце было неспокойно, и он уже в 10 часов был во Дворце пионеров. Смотр уже шел. В этот день свое искусство показывали исполнители на музыкальных инструментах. Здесь было все вместе: и скрипка, и рояль, и виолончель, и кларнет, и баян, и гитара, и аккордеон. Всего было заявлено 52 участника. Львиную долю участников составляли исполнители на рояле. Большинство это были девочки, занимающиеся в музыкальных школах. Как правило, они играли вещи из школьного репертуара. Для себя Яков уяснил, что это явно ему не соперники. Со скучающим видом он сидел в зале и слушал очередного исполнителя. Они проходили один за другим, не оставляя в памяти даже следа. 
Вдруг его внимание привлек новый участник. Белобрысый парень вышел с гитарой на сцену, и ведущая объявила:
Янис Лиепиньш, школа №5, музыкальная пьеса собственного сочинения “Абордаж”
Яков удивился. Странно, - подумал он, “абордаж” - слово из пиратского лексикона, означающее силовой захват чужого судна. Значит, у нас с ним одна и та же музыкальная тема. Представляю себе, - мысленно улыбнулся он, - что он там набренчит себе на гитаре. Но все же решил послушать.
А парень уселся удобнее на стуле, под ногу поставил скамеечку и заиграл. Вначале раздались тихие спокойные звуки, они плавно, то нарастая, то затихая, словно по морю катились волны. И вдруг раздался тревожный звук, после чего сразу темп игры стал ускоряться, нарастая с каждой секундой. Стало ясно, что идет погоня. Звуки все громче и тревожнее, и, наконец, на миг гитара умолкла, а затем раздались звуки совсем другого рода. Слушая их, можно было представить, что идет бой. Воображение рисует звон сабель, глухие звуки падающих тел. Схватка продолжается в бешенном темпе и вскоре затихает. Теперь звучат уже минорные звуки, словно реквием по погибшим. И снова, как и вначале, тихие спокойные звуки катящихся по морю волн. Раздался последний звук, и наступила тишина. Некоторое время она продолжалась, ничем не нарушаемая, а потом раздался гром аплодисментов. Комиссия аплодировала парню стоя. Яков поймал себя на мысли, что, действительно, парень сыграл очень здорово, словно в руках у него была не гитара, а целый оркестр. Якову до сих пор не приходилось слушать подобную игру на гитаре вживую. По радио и по телевизору он слышал виртуозных исполнителей, но те были как-то далеко и как будто не настоящие. А здесь так талантливо играл его ровесник. В какой-то мере Яков позавидовал ему. Нет, не исполнению, хотя оно было выше всех похвал, а таланту композитора. Парень сумел музыкой, да еще на гитаре, передать картину морского боя. Яков с четырех лет занимается музыкой, но ни разу ему и в голову не пришло попробовать сыграть что-то свое, что-то сочинить.
Через двух участников Якову довелось самому выходить на сцену для исполнения своего номера. Он бодро вышел на сцену после его объявления ведущей, поправил стул перед роялем, сел, на несколько секунд закрыл глаза, давая себе возможность сосредоточиться. И, наконец, заиграл. Играл Яков уверенно с настроением. Пьеса была очень сложной, в быстром темпе, бравурная резкая музыка звучала громко, заполняя все вокруг. Но это были просто звуки, которые не давали возможность слушателю представить какую-то зрительную картину, они просто передавали настроение.
Комиссия долго совещалась и, наконец, пришла к общему мнению. Первое место присудили двоим исполнителям. Это был Янис Лиепыныш и Яков Знаменский. Когда мальчики стояли рядом на сцене, принимая поздравления, то всем в глаза бросилось явное сходство мальчиков, хотя Янис был светлым, а Яков темноволосым. Но глаза… взгляд…. Они, словно родные братья смотрелись вместе. Но, никому в голову не пришло разбираться в этом любопытном совпадении. Тем более один из них был латыш, а другой – русский.
Однако они действительно были братьями по отцу. Это Павел Знаменский когда-то соблазнил Эльзу, а сам к этому времени был женат и ждал рождения ребёнка. Так судьба впервые столкнула таким необычным способом двоих братьев. Была ли эта встреча первой и последней? Вряд ли… Но обо всём по порядку….




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Повесть
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 21
Свидетельство о публикации: №1221006483013
@ Copyright: Аля Хатько, 06.10.2022г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1