Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Дервиш с Оки.


­    События эти начали развиваться  в начале прошлого  века в Москве.
     Петр родился в семье профессора и матери княгини,  из обедневшего рода. У  него была сестра на 2 года старше. Насколько он себя помнит, сестра всегда на чем-то играла. Больше всего его впечатлила арфа. В ее отсутствие он часто подходил к инструменту и  трогал струны.
     Лет с пяти он стал бывать в Университете на Моховой, отец его отводил в физический кабинет и лаборант показывал ему разные приборы. Особенно ему нравилась электрическая машина. Крутя ручку можно было извлекать весьма значительные  искры между шарами. Когда его опекун отходил по делам, а это бывало довольно часто, Петя забирался на стул, открывал дверцы шкафов и разглядывал их содержимое. Иногда лаборант заставал его за этим занятием,  но относился  к этому снисходительно и просил только быть поаккуратнее, чтобы  ничего не разбить.
       После лекций мальчик с отцом часто шли пешком к себе в Гагаринский переулок. Проходили мимо дома Пашкова, и отец рассказывал об истории Москвы, о жителях Ваганьковского холма, о шутах - ваганах.
       Они подходили к Бабьегородской плотине, и опять рассказ о разных объяснениях этого название.
     Особенно ему нравился рассказ о Бабьем городке, женщинах, которые оборонялись от отряда татар.
        Однажды в углу на верхней полке шкафа в физическом кабинете он обнаружил запыленную катушку с тонкой проволокой странного голубоватого цвета. Ему пришла в голову мысль использовать проволоку в качестве струн,  для найденной дома в углу чулана гитары. Попросил у лаборанта отмотать себе отрезок проволоки. На что тот сказал: " Да забирай все".
  Придя домой, Петя достал из чулана гитару, протер влажной тряпочкой инструмент от пыли, отрезал, взятыми у кухарки портновскими ножницами примерно метровый отрезок проволоки, закрепил один конец на деке, а другой на колках грифа.
       Затем стал натягивать струну. Натянув,  щипнул указательным пальцем. Раздавшийся звук его не очень порадовал. Натянул вторую струну из проволоки, но натяг сделал послабее. Потом сообразил, что для третьей струны эта проволока уже не подойдет, нужна потолще. Побренчал еще несколько раз и понял, что с этим  делом надо завязывать.
        Проделывал он все это за своим письменным столом, над которым свисала лампа с металлическим абажуром. Случайно он заметил, что после извлечения звука абажур с лампой начинал покачиваться после рывка вверх, но тут его позвали, пришел приятель, и Петя  отнес гитару с катушкой проволоки  обратно в чулан и положил на полку, где лежали его старые игрушки, выбрасывать которые ему было жалко.
        Увлечение сестры арфой породило  у Пети желание, научиться играть на каком либо инструменте, но только не на фортепьяно, которое он терпеть не мог, так как сестра начала обучение музыкой как раз на этом инструменте, а уже потом перешла на арфу.
       Когда Петя уже учился в гимназии, ему подарили гитару и наняли учителя, студента консерватории, скрипача. Для него гитара была увлечением.  Этот студент был приятелем его сестры и помимо всего, хорошо пел. Часто бывая в гостях у сестры с друзьями, пел под гитару романсы. Петя тоже пристрастился к подобному занятию. Вскоре он уже развлекал пением своих сотоварищей и приобрел поклонниц среди их сестер.
       Помимо учебы он увлекся электротехникой и стал собирать различные электрические схемы с доступными в те времена элементами. Освоил изготовление электрических реле. Сам изготовил несколько электромоторчиков. Для  питания своих схем использовал батарейки для фонарей.
       Однажды Петя прочитал книгу "Первые люди на Луне" Герберта Уэллса. Там речь шла об изобретателе вещества - кейворита, названное в честь его изобретателя Кейвора. Если кратко, изготовленные  из этого вещества пластины, могли экранировать поле притяжения, в частности Земли.
         Ночью Пете приснилась качающаяся лампа, при его эксперименте со струнами из проволоки. И тут его озарило: "вибрирующие струны изменяли поле тяготения вокруг. И весь секрет был в металле струн.
        В голове утром тут же созрела идея.
         Для начала Петя достал старую гитару с двумя самодельными струнами и настроил их в унисон. Заранее он убедился, что проволока притягивается магнитом.
     Подложив под струны электромагнит в отверстие деки, и собрав цепь с реле и электрическим магнитом, он подвесил над  струнами мензурку с маленьким деревянным шариком на дне. Снизу он прикрепил ко дну мензурки 4 толстых нити, привязав их к  ножкам стола. Подавая ток в реле, и регулируя частоту замыкания контактов реле, он добился колебания струн под действием переменных импульсов в электрическом магните.
     Когда частота следования импульсов тока совпадала с резонансной частотой струн, шарик выпрыгивал из мензурки. При небольшом уменьшении или увеличении частоты можно было добиться состояния, когда шарик зависал в середине мензурки. Общая идея была понятна. Оставалось только придумать и собрать устройство, которое могло поднимать человека.
      Как раз наступали каникулы, которые он проводил часто в имении матери под Каширой. Усадьба была небольшая, несколько тысяч десятин. Большая часть земли была в аренде у крестьян. Собственным хозяйством занимался дядя мамы, отставной офицер. Были лошади, коровы, птичник, сад.
 У Петра была собственная комната, где за несколько лет оборудовал настоящую лабораторию.  Надо сказать, что его отец имел несколько увлечений. Одно из них - коллекционирование и ремонт часов, и любовь к механике привил  сыну.
      Одним из самых больших увлечений мальчика летом  были прогулки верхом на лошади. Иногда он выбирался вверх по течению Оки до усадьбы в Пущино, где жили знакомые семьи. Ночевал у гостеприимных   хозяев и утром тем же путем  возвращался в родные пенаты.
      Вернемся к Петиным опытам.
     В итоге была сооружена следующая конструкция:
      Сборная деревянная рама на шипах, скрепленная по углам болтами.
  Через    3 сантиметра на двух противоположных сторонах  вкручены шурупы, на которые натянута проволока.
       Посередине под рамой закреплено реле  с электромагнитом и над ним металлический стержень поперек струн, с закрепленными под каждой струной небольшими дисковыми постоянными магнитами. По краям  рамы стержень прикреплен посредством двух пружин.
      При подаче тока в реле, генерируется импульсное напряжение, и приводимый в колебательный процесс стержень с магнитами заставляет струны колебаться внутри рамы. Возникает эффект экранирования силы притяжение Земли. 
      Самым    сложным было создать устойчивую и плавную схему регулирования частоты колебаний, меняя  зазор между  электрическими контактами реле.
       Петя использовал для этого шестеренки от настенных часов, которые в изобилии были у его отца. Регулируя с помощью тросика частоту, относительно резонансной, можно было подниматься и опускаться относительно Земли, стоя на платформе, или застывать в воздухе.  Меняя наклон платформы, смещая тело в одну из сторон, можно было передвигаться в нужном направлении. Посередине платформы юноша разместил на высоте своей груди перекладину за которую можно было держаться одной или двумя руками. Сидеть можно было только по-турецки. Над струнами в раме наш  конструктор поместил деревянную платформу на высоте нескольких сантиметров над струнами.
       Первые эксперименты с тяжелым грузом, равным его весу,  Петя провел прямо под окнами своей комнаты, благо они выходили в сторону сада. Дома боялся, а вдруг вся его конструкция пробьет потолок.
       В качестве груза Петя использовал кирпичи, разместив их по центру платформы. В первый раз подъем был на высоту около метра. Проделав это несколько раз, Петя часов в 10 вечера, а дело было в середине июня, сам встал на платформу, взял в руку пульт и включил ток.
       Медленно меняя частоту, стал подниматься, затем, чуть повернув обратно, застыл в воздухе на высоте окна. Это была победа.
        Родители с сестрой в начале июня уехали в Париж, отец должен был выступить на каком-то представительном съезде ученых, а мама решила показать Париж дочери и заодно подправить здоровье на водах.
      За неделю наш герой освоил передвижение на высоте нескольких метров в нужном направлении.  Он задрапировал свою конструкцию ковриком и закрепил ее к седлу, сам ведя лошадь под уздцы, спускался на луговину к реке, где вечером людей практически не бывало.
      
       В начале июля он даже над Окой, на высоте метров пять, за час обернулся до Пущино и обратно.
        Однажды вместе с дядей поехали в Каширу, и там  Петя увидел шатер передвижного цирка. Представления еще не начиналось, и на большой телеге сидел парнишка примерно Петиного возраста в костюме наездника. Они разговорились. Собеседник пожаловался, что посетителей на представлении бывает маловато и надо поскорее отсюда выбираться.
       Цирковая труппа остановилась здесь по пути из Москвы в Одессу, где хотели перезимовать. А у хозяина цирка в этом городе жила матушка. Циркач пригласил собеседника посмотреть представление, но уже подходило время   встречи с дядей у булочной, для возвращения домой, и ребята расстались.
          Вернувшись, домой Петю, стала одолевать мысль - как бы использовать свое изобретение.  Вспомнил про цирк и придумал следующий цирковой номер.
      Посередине арены сидит человек в чалме,  халате на возвышении на коврике.   Он начинает играть на флейте мелодию,   напоминающую    Болеро Равеля. И тут дервиш с ковриком начинает медленно подниматься над ареной. При подъеме под ковриком можно разглядеть нечто напоминающее большую змею. Создается впечатление, что змея под воздействием мелодии поднимает ковер с дервишем. Поднявшись до вершины купола, дервиш исчезает в отверстии купола. Мелодия обрывается и змея падает на арену.   
      На следующий день Петя на лошади отправился в город и со своим новым знакомым  подошел к хозяину  цирка и рассказал о своей идее. Тот поразмыслил:
       Музыкант в цирке, играющий на флейте, был. Дервиш держал бы в руках муляж флейты. Отверстие в куполе было и обычно закрывалось брезентом.
Змею изготовить, не проблема. Перекладину для полета стоя Петя сделал съемной.
      Сам феномен можно объяснить в афише  массовым гипнозом, гастролирующего мага и фокусника. Сам хозяин вдаваться в механизм номера не стал, ему важно было поправить  свое материальное положение.
      На следующий день все подготовили и вечером устроили репетицию. Все прошло удачно.
       Изготовили новые афиша, где говорилось, что в конце представления выступит знаменитый маг и фокусник - Могол Великий.
Для Петра изготовили халат, чалму и бороду с усами.
       Процесс пошел. На представления приезжали даже  родственники горожанам и дачников из Москвы.
      Через неделю утром оказалось, что всех скаковых лошадей из номера Виктора, приятеля Пети, ночью украли.
 Петя вспомнил что дядя,   Игнат Сергеевич, еще на той неделе говорил, что в окрестных деревнях стали пропадать лошади.
       После представления Петя вверх по течению  Оки полетел в сторону Серпухова.
Перед устьем Лопасни, Петр увидел огни костров, кибитки. Это был табор цыган,  лошади паслись на лугу.
       Поздно вечером   Петя  вернулся в усадьбу и лег спать. Утром он нашел в своем хозяйстве стружку магния и на лошади отправился в Каширу. В Цирке представлений в этот день не было. Наш маг обнадежил приятеля - наездника. Сказал, что лошадей вернут, забрал большой жестяной рупор и вернулся домой. Когда стемнело, полетел в сторону лагеря цыган. Магниевую стружку он заранее прикрепил к деревянной паркетине. Костер цыган уже догорал, кто - то тихо пел под гитару. Петя подлетел к костру и с высоты бросил приготовленной сюрприз в костер. Костер ярко вспыхнул, цыгане переполошились. Наш маг спрятался со своим "ковром самолетом" за высокую крону ели и с высоты через рупор произнес:
 - Несчастные вы разгневали Николая Угодника, вашего покровителя!
      Вы украли лошадей у хозяина цирка, который в Екатеринодаре спас местного цыганского Барона от расправы казаков якобы за воровство. Немедленно верните украденное. Иначе Гнев Божий покарает вас. -
     Произнеся это, Петр переместился на противоположный берег и стал наблюдать. Вскоре в свете взошедшей Луны он увидел цыган, направляющихся с лошадями к Сенькину броду, и отправился домой.
     На следующий день лошадей обнаружили у цирка, и представление со всеми номерами прошло на "ура".
       Через неделю дядя, Игнат Сергеевич сообщил Пете, что началась война с Германией. И надо полгать, что  родителей он теперь увидит не  скоро, и что дядя перебирается в Москву к своим детям и заодно присмотрит там за домом своей сестры. 
     Пете же он посоветовал добраться поскорее до Одессы, и пока Турция не перекрыла проливы,  на каком-нибудь корабле доплыть до Франции и далее в Швейцарию к родителям. Денег дядя ему дал вместе с золотым перстнем.
    Петя в Кашире тепло попрощался с циркачами. Хозяин  цирка был весьма расстроен.
     На дрожках дядя я отвез Петю в Тулу и там посадил на поезд до Харькова. Там юноша пересел на поезд в Одессу.
В Одессе он устроился юнгой на французский грузовой пароход, так как российские матросы уволились.
Больше на Оке он уже не бывал.
Свой "ковер самолет" и проволоку  он спрятал в доме сторожа в погребе.
В Европе у него началась новая жизнь




Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Фантастика
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
Свидетельство о публикации: №1220722474573
@ Copyright: Анатолий Чарушин, 22.07.2022г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1