Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Древний Египет. Из романа "Паноптикум".


Древний Египет. Из романа "Паноптикум".
­1.

Даже в комфортабельном автобусе путешествовать по египетской пустыне как-то не по себе, за окном совершенно выжженные солнцем пески, не видно ни то что кустиков, даже жухлой травы. Тени здесь тоже не найти, невысокие горы и барханы укрытия от солнечных лучей не дают. Убийственный зной и огнедышащий красноватый песок, но что делать – ведь это восточный край величайшей в мире пустыни Сахары.

Зато очень радостно становится на душе, когда подъезжаешь к Нилу, а точнее, сначала к его каналам, ведь чтобы регулировать поступление воды здесь с древнейших времён проводились ирригационные работы.

Нил пересекает весь Египет, уже заканчивая свой путь к Средиземному морю, а в целом великая река проходит через половину Африки. В бассейне Нила находятся Руанда, Кения, Эфиопия, Судан, Уганда, Танзания. Нил – это самая протяженная речная система мира ( 7000 километров без малого ), хотя в последнее время бразильские учёные заявляют о приоритете Амазонки. Но не будем спорить о нескольких десятках километров, тем более трудно определиться от чего начинать отсчёт. К истокам Нила люди стремились с незапамятных времён, а для знаменитых путешественников Давида Ливингстона и Генри Стенли это стало задачей их жизни. Сейчас началом Нила считают реку Рукарару в Руанде.

Для Египта Нил – это всё, без Нила Египет – только раскалённый камень, песок, пыль.
Ещё в каменном веке долину реки населяли племена собирателей, охотников и рыболовов. Рыбы в великой реке около 100 видов, в том числе такие крупные, как сом, тигровая рыба, нильский окунь (до 200 кг.). Таким образом, жителям речной долины было кого бить гарпунами и ловить сетями. В водах Нила водились и другие обитатели – крокодилы и гиппопотамы. Охотиться на гиппопотамов было очень опасно, он с большим успехом мог за себя постоять, а огромные нильские крокодилы сами часто нападали на людей и представляли когда-то серьёзную опасность.
Не меньшую опасность представляли змеи Нила и сопредельных пустынь: египетская кобра, рогатая гадюка, гюрза, змея Клеопатры.
В долине Нила много птиц, а на зимовку из Европы их собираются десятки миллионов: аисты, фламинго, цапли, журавли, лебеди, утки, гуси. А на них, конечно, есть пернатые хищники: коршуны, орлы, стремительные поднебесные соколы.
Немало было и четвероногих хищников: шакалы, гиены, дикие кошки, леопарды, гепарды, царственные львы. А хищникам было на кого охотиться: дикие ослы, бараны, буйволы… Потом не только дикие, животных стали активно одомашнивать.
Древнейшие жители долины Нила были полностью зависимы от Природы, неразрывно связаны с окружающим растительным и животным миром ( конечно, как и в других частях земного шара ), а вот его редкое своеобразие неповторимо отразилось в их мировоззрении и религиозных верованиях.
Двинемся же теперь дальше по историческому пути жителей долины Нила. Как писал древнегреческий «отец истории» Геродот: «Египет – это дар Нила». Характерной особенностью этой реки являются ежегодные разливы, когда вода затопляла огромные пространства и приносила с собой плодородный ил. Благодаря этому прибрежные почвы Нила могли легко обрабатываться даже примитивными сельскохозяйственными орудиями и приносили редкостные по своему богатству урожаи.

Самоназвание страны у её древних жителей – Та-Кемет (Чёрная земля), которая противопоставлялась «красной земле» окружавшей пустыни; или, реже, Та-Мери (Земля мотыги).
Ежегодный разлив Нила происходил с начала июля до сентября, после спада воды древние египтяне начинали пахоту и посев злаков: ячменя, пшеницы, полбы. Эти злаки были знакомы древним египтянам сначала в диком виде, а потом, в результате длительной кропотливой работы, окультурены.

Подъём воды в Ниле совпадал с появлением на небосклоне Сириуса и длился около 4-х месяцев. Этот первый период древнеегипетского года называли «ахет». Египетские поселения превращались в островки на холмах, между которыми плавали на лодках из тростника-папируса.
После спада воды в середине ноября начинался сезон посева - «перет». Лёгкую плодородную землю пахали деревянной сохой вручную или запрягая волов. Лошади появились в Египте из Передней Азии только через полторы тысячи лет.
Период сбора урожая «шему» начинался в мае, когда с пустыни дул сильный знойный ветер «хамсин».
А в июле перед появлением Солнца на небосклоне вновь сияла самая яркая звезда Сириус ( «Сопдет» по-древнеегипетски ), начинался новый год в долине Нила.
Само появление календаря и деление земного года на 365 суток связано с древнеегипетскими расчётами периодов разлива Нила. Люди связали себя с Космосом, с небом, звёздами и Солнцем.

По разумению древних египтян Нил протекал не только по земле, но и через Небо и подземный мир. По их верованиям, главный бог Ра каждый день проплывает на солнечной барке Манджет по небесному Нилу и освещает землю. Вечером бог солнца пересаживается в барку Месексет и отправляется в путь по подземному миру. Там Ра побеждает адского змея Апопа и утром снова появляется на горизонте.
Солнечный бог Ра – это источник энергии, света и жизни, он творец Вселенной и всех её законов. Его культ был особенно распространён в городе Иину ( Гелиополь в греческой традиции ) недалеко от современного Каира.

На левом берегу Нила, в древнейшем городе Абидосе существовал культ Осириса – бога возрождения и владыки загробного мира. Он являлся символом производительных сил природы: посев зерна в чёрную землю символизировал смерть Осириса, а рост растений – воскресение великого бога.
От союза Осириса и его сестры и жены Исиды родился один из солнечных богов – Гор. Он изображался с головой сокола, а его символом было солнце с распростёртыми крыльями. Имя «Гор» значило «небо», «высота». Гор – важнейший бог египетского пантеона, который стал земным владыкой, от которого произошёл фараон.

Богом разлива Нила и покровителем урожая был Хапи. Его имя означало «единственно текущий». Хапи изображался в виде доброго толстяка с синей кожей. Время разлива Нила считалось пришествием Хапи.
В образе крокодила почитался бог водной пучины Себек. Египтяне, чтобы иметь живой образ бога ловили выдающегося по своим размерам и внешнему виду крокодила и украшали «Себека» серьгами и браслетами.

Бог Себек считался покровителем всех живых существ Нила, а чтобы его задобрить некогда приносились и человеческие жертвы. Ему поклонялись не только рыбаки и охотники, ему молились по многим вопросам, в том числе просили помощи душам мёртвых на их пути в Дуат, загробное царство Осириса. А проводником в Дуат был Анубис, бог с головой собаки, страж некрополей, покровитель и знаток ядов, медикаментов, мумификации.

Осирис, его жена Исида, их сын Гор часто изображались на цветке лотоса, который был эмблемой Верхнего Египта. По берегам Нила растут голубой египетский и белый нильский лотосы, которые относятся к семейству кувшинковых, как и наши белая лилия и жёлтая кубышка. Лотос очень почитался в Древнем Египте, был символом рождения, с ним связывали плодородие, а также Солнце, как источник жизни и воскресения.

Символом Нижнего Египта, обширной дельты Нила при его впадении в Средиземное море был папирус. Молодые побеги папируса египтяне ели сырыми, или варили, из стеблей плели корзины, сандалии и канаты. Из папируса делали крыши домов и строили лодки, а самое замечательное – использовали для письма с III тысячелетия до нашей эры.
Для этого со стеблей снимали верхнюю твёрдую кожицу, а мягкие внутренние слои разрезали на полоски шириной в палец. Потом их складывали двумя слоями на доску, одни – вдоль, другие – поперёк. Таким образом, получали листы шириной около 30 сантиметров и длиной до 50 метров. Листы папируса очень хорошо сворачивались в свитки, которые греки назвали потом «библос». Вот откуда и Библия, и все наши библиотеки.

На берегах Нила выращивали ещё лён для изготовления одежды и парусов, лук, чеснок, салат-латук, инжир, виноград, финиковые пальмы. Виноград не только ели, но и научились делать из него вино, как, впрочем, из инжира и фиников. Процесс виноделия совершенствовался, и для знати изготовлялись всё более изысканные и вкусные вина. Хотя вино служило далеко не только для удовлетворения вкуса гурманов, вино имело большое фармацевтическое и медицинское значение.

А основным напитком древних египтян было ячменное пиво, оно обязательно входило в рацион и земледельцев, и строителей храмов и пирамид.
Очень любили древние египтяне мёд и собирали-забирали его сначала у диких пчёл, а потом впервые в истории человечества стали заниматься пчеловодством. В качестве ульев они использовали корзины из папируса и глиняные сосуды. Египтяне хорошо знали лечебные свойства мёда, воска и прополиса. Пчелу избрали священным насекомым богини Маат, которая персонифицировала вселенскую гармонию, истину и справедливость.

За благополучие египтян, которое в первую очередь зависело от разливов Нила, должен был отвечать земной наместник богов – фараон.
Но не стоит забегать вперёд, надо помнить и о тех временах, когда фараонов не было.

2.

К оседлой жизни земледельцев и скотоводов жители долины Нила перешли на рубеже VI – V тысячелетий до н.э. Затем различные ремёсла стали отделяться от сельского хозяйства, появилось и стало быстро прогрессировать социально-имущественное расслоение. Одни люди очень быстро научились присваивать результаты труда других, да по-иному и быть не могло, ведь мы не от муравьёв произошли.
Росли и развивались людские поселения, превращались в укреплённые городки и города. Образовались номы ( греческое название древнеегипетского понятия «септ» ), небольшие области, прообразы государства, во главе с верховным вождём, его приближёнными и жрецами. Народные верования и культы выстраивались в сложную религиозную систему, а жрецы были самыми знающими людьми того времени. Они были посвящены не только в собственно религиозные тайны и обряды, но лучше всех разбирались в астрономии, математике, химии, минералогии, медицине…

О религии Древнего Египта – разговор особый, ведь помимо своей очень обширной видимой части, она имела и глубинную, эзотерическую суть. К тайнам древнеегипетских жрецов обращались греки, иудеи, арабы, христиане разных стран и национальностей. Современное масонство имеет древнеегипетские истоки.
В древнейшей столице Египта Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфисе, развились такие космогонические представления. Первым и главным был бог Птах, который сотворил других богов и всё сущее в мире. Он совершил это творческой волей, силою слова. Созданные Птахом боги – это его отдельные свойства и качества: творящее слово Птаха – бог Сиа, магическая сила – бог Хека… Это уже гораздо позже в Евангелии от Иоана появилась формулировка: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.»

По верованиям под покровительством бога Тота находилась письменность, лунный бог мудрости считался изобретателем иероглифов. Древнеегипетская иероглифическая письменность возникла во второй половине IV тысячелетия до н.э. в додинастический период и затем развивалась в течение многих веков.
Первые иероглифы были пиктографическими, то есть слова изображались в виде наглядных рисунков. Позже развилось идеографическое (смысловое письмо). Например, изображение солнца означало не только само светило, но и понятие «день», а изображение гор означало чужеземную страну. Далее появились и фонетические (звуковые, слоговые) знаки.

Выдающийся французский лингвист и исследователь Жан-Франсуа Шампольон с ранней юности задался целью открыть тайну египетских иероглифов. В 1882 году он дал расшифровку текста Розеттского камня и положил начало чтению одним из самых древних на Земле надписей. Начинания основателя египтологии продолжили ряд европейских учёных, среди которых особенно выделяются Карл Лепсиус и Генрих Бругш.

В египетской иероглифической письменности понятия «достоинство», «знатность» и «благородство» передавались изображением рогатого скота с печатью собственника на шее. Термин «наследство» представлял собой изображение лежащего телёнка. А термин «вождь», а позднее «царь» передавался рисунком пастушеского посоха. Пастушеский посох с изогнутой рукоятью стал позже обязательным атрибутом царской власти, скипетром в руках фараона. Греческое слово «фараон» заимствовано из древнееврейского, из Библии, а собственно египетское «пер-оа» - значило «великий дом».
Вернёмся теперь к фараонам и созданию под их властью великого древнеегипетского государства.
Прообразы государства, как уже упоминалось, возникли на территориях небольших областей – «номов» по-гречески, «септов» по-египетски. Они представляли собой объединённые вокруг городского центра сельскохозяйственные поселения, а в центре была резиденция вождя и святилище главного божества. Произошло разделение первобытного, родоплеменного общества на классовое. Одни номы, в дельте, соединились в царство Нижнего Египта, а другие, вверх по течению Нила – Верхнего Египта. Повелитель Нижнего Египта носил корону красного цвета, а Верхнего – белого. После длительных междоусобных войн совершилось объединение Древнего Египта в единое государство.

В Каире, в Египетском музее есть удивительный экспонат, которому больше 5 тысяч лет, - это палетка (плитка из природного шифера) Нармера. На одной стороне фараон Нармер в короне Верхнего Египта занёс булаву над поверженным противником. Над фараоном его божественный покровитель Гор в виде сокола держит верёвку, которая опутывает символическое изображение Нижнего Египта.
На другой стороне палетки в центре изображены мифические львы (серпопарды) с переплетёнными длинными шеями. Круг, образуемый их шеями, символизирует объединение двух царств Египта. А над серпопардами стоит фараон Нармер уже в короне царей Нижнего Египта, как их блистательный победитель.

В списках царских династий, которые составил египетский жрец и историк Манефрон, первым правителем объединённого государства назван фараон Менес (Мина по Геродоту). Вероятнее всего, что Нармер и Менес – это один исторический персонаж, тем более, что у фараона по титулатуре было несколько имён.

На стыке дельты и долины Нила фараон Менес построил дамбу, защищающую от стремительных разливов, и основал первую столицу Древнего Египта город Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфис. Само древнегреческое слово «Айгюптос» - Египет произошло от транслитерации с египетского на греческий древнейшего названия столицы, а потом распространилось на всю страну, на всю древнейшую цивилизацию.

Главный символ Египта, его визитная карточка – это, конечно, пирамиды. Пирамида Хеопса (в египетском оригинале Хуфу) – единственное из семи чудес света, которое мы можем видеть в наши дни. Колоссальное, циклопическое сооружение, самое большое каменное здание в мире десятки веков поражает воображение человека.
Правда, некоторые сомневающиеся, не в меру скептические головы со снисходительной улыбкой заявляют, что пирамиды построены не древними египтянами, а представителями внеземной цивилизации.

Давайте рассмотрим эту тему чуть подробнее.
Древний Египет был первой на Земле цивилизацией, где смерть и последующее захоронение стали одним из самых важных дел для человека. Ведь мёртвые нуждаются в живых, а благополучие живых зависит от умерших. К переходу в потусторонний мир для фараона готовились заранее и очень тщательно. Гробница для первых фараонов называлась пер-джет (вечный дом), а по-арабски – это «мастаба». Мастаба представляла собой подземный погребальный склеп и прямоугольное кирпичное или каменное сооружение над ним.

Для первого фараона III династии Древнего царства Джосера Нечерихета ( 2665 – 2645 гг до н.э. самые принятые историками даты правления ) была построена не мастаба, а первая ступенчатая пирамида. Она считается также первым в мире архитектурным сооружением из камня. Эта первая пирамида состоит из шести каменных ступеней, символически ведущих в небо.
Построенная в Саккаре пирамида Джосера была больше 60 метров в высоту ( сейчас 59 ). Архитектором пирамиды был гениальный Имхотеп, верховный визирь фараона, первосвященник, великий учёный, известный также, как основатель древнеегипетской медицины. Пирамида Джосера строилась из блоков известняка, а проектные, технические и организационные решения для её возведения легли в основу строительства других пирамид.

При фараоне Снофру произошёл переход от ступенчатой пирамиды к настоящей пирамиде с плоскими гранями. Для Снофру строились три пирамиды. В Мейдуме для него возводилась пирамида ступенчатой формы, от неё остались только руины. По одной версии она разрушилась уже при самом строительстве из-за ошибки в расчётах, по другой она была сознательно разобрана позже.

А в историческом районе Дахшур стоит «Ломаная» пирамида. Её контуры действительно изломаны и с геометрической точки зрения – это ещё не совсем пирамида. Там же расположена первая пирамида правильной формы – «Розовая», названная так потому, что лучи восходящего Солнца окрашивают её в этот цвет.
Для сына Снофру фараона Хуфу ( Хеопса в греческой традиции ) была построена великая пирамида в Гизе. Строительство велось под началом визиря и архитектора Хемиона ( племянника Хуфу-Хеопса ) предположительно 20 лет и закончилось около 2540 года до н.э.

На этом оставим огромную и таинственную тему пирамид ( нельзя объять необъятное, а эта тема вообще выходит за рамки Египта ) и вернёмся к священному Нилу. Кстати, само название «Нил» происходит от греческого «Нейлос», а на древнеегипетском его именовали «Итеру», то есть «река». Вот так, просто, кратко и одновременно величественно.

Сейчас Нил своей шириной и мощью воображение не поражает, после сооружения Асуанской плотины прекратились его знаменитые разливы. Бегемотов, один из которых нанёс когда-то смертельные ранения первому фараону Нармеру, на его берегах нет, не встретишь больше здесь и крокодилов. Современный мир наложил свой ограничивающий отпечаток на великую реку, но тайный пульс далёкой древности доходит к нам на берегах Нила через многие века.

Фото автора - Нил.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
Свидетельство о публикации: №1220511467771
@ Copyright: Евгений Ефрешин, 11.05.2022г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1