Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Пара слов о фильме Геннадия Шпаликова "Долгая счастливая жизнь"


Пара слов о фильме Геннадия Шпаликова "Долгая счастливая жизнь"
­­


Принято считать этот фильм Шпаликова творческой неудачей, фильмом очень скучным и не получившимся.
Я бы не стала говорить так категорично. Во-первых, где-то читала, что сценарий сильно отличается от того, что мы видим в фильме.
Но я его не читала, читала только, что отличается. Но и это не главное.
Фильм действительно с длинными "протяжками", но баржа, долго плывущая в луговых цветах, и правда хороша. Правда, сам Шпаликов говорил, что эту баржу он скопировал не помню, у итальянского или французского режиссера.
Как и другие картинки из жизни, не так они и плохи. Для меня это погружение в любимые шестидесятые, погружение сродни медитации, но это - мое личное восприятие. Я многие фильмы шестидесятых так смотрю. Не столько интерес к многократно виденному сюжету, а погружение во время. Понимаю, что это звучит как оправдание затянутости. А возьму к примеру Андрея Тарковского с его медитацией на деталях, особенно в "Сталкере", и особенно с панорамой воды в озерце. Где под слоем воды камера наезжает на утонувший календарь с открытой на нем датой, как оказалось потом, датой смерти Тарковского.
А танцующая на стоге сена молодая девушка? Потрясающий кадр.
И разговор в автобусе, это не итальянский неореализм, они такими и были, доверчивыми, откровенными и бесхитростными, как дети, это поколение молодых людей из 60-х.
Я помню, хотя и была тогда совсем маленькой школьницей.
И иногда грущу по таким людям, эта порода выведена под корень.
Насколько я помню, итальянский неореализм все-таки был натурализмом в показе низших социальных слоев. Левого толка течение. Это как доминанта. А перед нами в фильме совсем иная реальность, реальность романтиков 1960-х.  В фильме Шпаликова не люмпены, но люди простые, и все-таки другая формация.
От  французской "новой волны" что-то есть, но тоже аналогия не прямая.
И простодушная мечтательница (по роли) Инна Гулая все-таки это - не моя любимица с трагической судьбой Франсуаза Дорлеак, погибшая в автокатастрофе сразу после съемок великолепного музыкального фильма "Девушка из Рошфора". 
Кирилл Лавров. Это точно выбор странный. И вид у него никакого не геолога -романтика, а скорее беглого зэка.
Мой муж на дух не выносит этот фильм, как и вы его не можете смотреть. Понимаю.
А мне кажется, что что-то в нем есть. Например, герой уже вышел из состояния эйфории, а она, мечтательница, все еще в нем парит, в эпизоде в кафе. И очень понятно и не стоило бы осуждать, как пишут некоторые критики, героя за бегство. Оно логично.
Но какова идея, нельзя в один миг решать судьбу, и мне героиня кажется чудовищем с ее фальшиво поющей дочкой, и вся магия рухнула, а осталась нелепость положения, и бегство - лучший выход.
Что меня действительно поразило, так это сам Шпаликов, обычно грустный, очень ранимый и тонко чувствующий, но солнечный такой,
ветерок солнечный и в его стихах и песнях. Но иногда такой нерв и грусть запредельная ( "Я травою прорасту"). А в замысле и реализации этого фильма автор рушит иллюзию, романтику. Создает безнадегу и депресняк. Но не как результат того, что не сложилось. Изначально задумана ситуация, в которой это так называемая любовь с первого взгляда опускается до навязчивости и бессмысленности. А ведь душа у автора одна, видимо, расслоение в ней тоже было.




Мне нравится:
2

Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 17
Свидетельство о публикации: №1220508467442
@ Copyright: Виолетта Баша, 08.05.2022г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1