Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Глава - 4. Вверх по Лене от устья Вилюя


­­­­начало здесь:   https://www.litprichal.ru/work/454319/

Туман

Утро. Лазурное небо. Ни одного облачка. Я стою на капитанском мостике и вдыхаю свежесть таёжно-речного прозрачного воздуха. Кажется, ничто не сможет нарушить или хоть чуточку омрачить эту хрустальную звенящую чистоту.

…И вдруг прямо по курсу, с вершины сопки хищным зверем стремительно сползает белая пелена не известно, откуда взявшаяся и острым клином направляется к носу нашего корабля. В считанные секунды берега исчезают в этой белой мгле. На рулевой рубке начинает вращаться локатор.

Белая стена буквально проглатывает корабль, руки непроизвольно сжимают поручни, хочется подставить плечо, чтобы смягчить удар белой стены. Ещё мгновение и... вытянутую руку уже не видно.

Я не вижу собственных ног. Не слышу грохот работающего дизеля. Всё исчезло! Хочется закричать, но звук собственного голоса неузнаваемо изменён и доносится откуда-то издалека – из преисподней.

С каждым мгновением всё труднее сделать вдох. Силой воли заставляю себя разжать руки и, отпустив поручни, пытаюсь двигаться в сторону двери ведущей в рулевую рубку....



Загадочный туман

Небо сглазили чёрные тучи

А деревья с листвой распрощались,

Ветер свищет холодный, колючий,

Ангел с демоном вновь повстречались.

Все осенние краски размыты,

Лишь вороны на ветках качались.

Наши рваные души пробиты

Серой проседью, мокрым туманом

И счастливые дни позабыты.

Кто окутал нас липким дурманом?



Словно взбитые сливки – Туман

Словно взбитые сливки,

Над распадком туман.

Как солдат на побывке,

Я от вольности пьян.



Пьян от запаха кедра,

От душистой сосны.

Пьян от знойного ветра,

Богородской травы.



Всё исчезло в тумане,

Превратилось в дурман.

Беспощаден в обмане

Вновь седой великан.



Он встаёт над тайгой,

Белоснежно клубясь,

И уносит с собой

Мой покой, мою страсть.



Я устал от сомнений

И от хлопот пустых,

От обид и презрений,

От завистников злых.



Растворяюсь в тумане,

В этой мгле – пелене,

По безбрежной поляне

Я плыву в дивном сне…

© Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 
Свидетельство о публикации №113103109610 




Мистический туман

Казалось бы, самое обычное атмосферное явление, причиной которого, согласно науке, становятся мельчайшие продукты конденсации водяного пара. Но молочно-белая пелена, отрезающая путника от пространства и времени, поглощающая все звуки, вызывает в человеке мистический ужас, порождает множество страшилок.

Несколько столетий назад за Полярным кругом, на Русском Поморье новгородец Строганов организовал колонию по добыче морского зверя и пушнины. Сперва колония процветала, но по прошествии примерно десятка лет все поселенцы погибли.

Никто точно не знал, как и почему это произошло. Чиновник архангельского губернатора указывал в качестве официальной причины смерти некий "смертоносный туман". Упоминания об этих загадочных туманах сохранились и в северных преданиях, согласно которым это не что иное, как люди, чьи души не приняла Полярная звезда.

Пожалуй, единственные, кому гибель "Строгановских" не показалась странной, были коренные жители Севера. Они восприняли смерть поселенцев как должное. По преданиям ненцев, пришельцы с материка были наказаны за то, что нарушили непреложное табу – помимо промысла морского зверя они искали в реках Новой Земли легендарную "зелёную нетленницу" - святыню этих мест…

Дело в том, что помимо промысла морского зверя, колонисты имели другое задание – они искали жемчуг в реках Новой Земли. И не просто жемчуг, а легендарную «Зелёную нетленницу»

Жителей тундры и даже таёжных районов Якутии уже давно не удивляют загадочные туманы, перемещающиеся по просторам.

Они могут появиться когда угодно и где угодно и, главное, иметь различный окрас: от молочно белого, окружающего людей с такой плотностью, что на расстоянии вытянутой руки человек не в состоянии чего-нибудь увидеть, до зеленоватых и желто-оранжевых.

Молочные туманы имеют, фактически, осязаемую основу - они липкие и холодные и, что удивительно, способны поглощать звуки, в том числе и человеческого голоса.





***­Посадка на мель в створах фарватера

Единственный раз за всё время своей работы на Лене танкер капитана Александра Константиновича Бабичева сел на мель прямо на фарватере судового хода - в створах.
Для тех кто не знает, как речники находят дорогу по реке вкратце поясню. Если на автомобильной дороге есть разметка и дорожные знаки, то на реке разметка проходит лишь пунктиром в голове штурмана или судоводителя, от бакена к бакену - красный правый, белый левый указывают границы судового хода. 
От створов к створам, штурман прокладывает свой курс:


Когда эти две белые пирамиды с красными квадратами сверху - створы, заходят одна за другую, значит судно находится в безопасном фарватере. на фото справа красная стрелка показывает следующие створы, по линии которых придётся двигаться дальше. Так что прокараулить такие знаки, значит сесть на мель. За судоходной обстановкой следят специальные технические службы - судоходчики.


Поговорим о интуиции капитана Бабичева

...Однажды, в 1967 году работая капитаном на ТР-2801,  Александр Константинович Бабичев, при полной загрузке шёл в Тикси.

Неожиданно он поднимается в рулевую рубку. За штурвалом стоит опытный штурман, всё идёт в штатном режиме. Капитан даёт команду:
- Машина! Самый малый вперёд!
- Есть - самый малый!
- Штурман - держаться строго в створах!
- Есть, держаться в створах.

Буквально, через несколько секунд, как только был сброшен ход, вдруг, нас всех, кто находился в рулевой рубке потянуло вперёд, послышался скрежет металла по всей палубе.
- Стоп машина! Полный назад!
- Есть, - полный назад!
- Штурман держать в створах, - спокойным, как всегда голосом, командовал капитан, не отрывая бинокль от глаз.
- Есть, - держать в створах! 
  
Заметив движение судоходчиков, которые стояли у берега и рыбачили, капитан сразу же взял фотоаппарат и  начал их фотографировать.


Судоходчики оказались шустрыми ребятами, видя, что гружёный под завязку танкер сел на мель, тут же промерили фарватер, срубили створы и переставили на новое место.
Они попытались составить акт, о том, что танкер отклонился от фарватера и потому сел на мель. Но капитан Бабичев потребовал вызвать комиссию. С наглым видом судоходчики уже праздновали победу, ведь они не думали что с танкера велась фотосъёмка, как они срубали створы и переставляли их.
Когда прибыла комиссия то плёнки были проявлены и на фотографиях было чётко видно, что танкер стоит точно в створах, в то время, как судоходчики загорают на берегу и ловят рыбу.
По требованию капитана Бабичева, комиссия выехала на берег и нашла пеньки от срубленных створ. Судоходчиков отстранили от работы, а капитан Бабичев отстоял не только свою честь, но и с достоинством спас команду от лишения премии, ведь посадка на мель по вине судоводителей, это ЧП которое строго каралось. Так как ход у танкера был небольшой из-за вовремя проведённого капитаном манёвра и отработки задним ходом, танкер своими силами снялся с мели и продолжил рейс. .
И без того непререкаемый авторитет капитана ещё больше вырос в глазах команды. Все обсуждали, как он мог появиться именно в тот момент, когда танкер должен был на полном ходу врезаться в песок и сесть на мель на долгие дни, до прихода буксиров?
- Любит Константиныча река, вот и помогает ему, шептались в команде.
- И всё же, как ты так смог появиться в нужный момент, ведь это была не твоя вахта, - допытывался я у отца.
- Никакой мистики, всё очень просто. По реке уже прошёл слух, что в этом районе действует непорядочная бригада и уже некоторые капитаны поплатились за то что доверяли судоходчикам.  Я увидел из своей каюты судоходчиков которые загорают и ловят рыбу и понял, что это та самая бригада которая меняет фарватер лишь после того, как судно сядет на мель.
Капитан должен просчитывать свои ходы наперёд, вот и всё!

Прозрачная струя Вилюя долго особняком течёт вдоль левого берега, но со временем мутная Ленская и Алданская вода поглощает её. Впрочем, ещё долгое время в мутно-буром потоке иногда встречаются вкрапления вилюйской прозрачной воды, не смешавшейся с Ленской...  Танкер гружёный под завязку идёт в Тикси.
А мы продолжаем свое путешествие вверх по Лене.

Поселок Сангары

Образован в 1926г. Расположен на правом берегу реки Лены. У подножья величественной сопки Баатылы, которая таит в своих недрах источник света и тепла – каменный уголь.



Как говорят предания, местные охотники находили блестящие черные камни. По внешнему виду они отличались от других камней.

– А камень ли это? Задумывались они и ради интереса пробовали на огне. Камень горел. Уж не нечистая ли сила таится в нем?

Эти таинственные камни пугали и настораживали местных людей. Они старались обойти эту гору. Становление поселка Сангар напрямую связано с этими удивительными горящими камнями. По названиям здешних двух гор породы нижнемелового времени геологами названы отложениями эксеняхской и батылыхской свиты.

Эта породы времен динозавров как слоенный пирог начинены «Кладом солнца» - пластами и слоями угля. В окрестностях и под пос. Сангар геологами было выявлено около 30 угольных пластов.

Первые сведения о месторождениях угля были напечатаны горным инженером фирмы Громовых Л.Либерманом в газете «Русские ведомости» в 1913 г.

В 1925 году, геолог Г.А. Иванов дал высокую оценку Сангарскому углю и предсказал его большое будущее.

В 1927 г. по заданию Якутской горнотехнической конторы Сангарское месторождение посетили студенты, которыми были отобраны пробы угля. Факт разработки каменноугольных месторождений на реке Лене – это начало новой страницы в истории каботажного плавания.

Весной 1928 г. горнопромышленная контора приступила к организации артели по добыче Сангарского угля.

Начальником партии был назначен горный техник Некипелов. Экспедиция в составе 36 человек высадились на глухом берегу Лены. И появились у подножья Сангар – Хая первые палатки и землянки первых шахтеров будущего первого шахтерского поселка. Свой поселок первопроходцы назвали именем горы Сангар – Хая, которая стала свидетелем их стойкости и упорства.

Сангарский угольный рудник был сдан в эксплуатацию в 1928г. это было началом истории шахты Сангар.

Жители п. Сангар в годы войны трудились под девизом «В труде, как в бою».

В годы войны было добыто 525.5 тыс. тонн. Летом на берег п. Сангар были высажены около 200 финнов и людей других национальностей, депортированных из ленинградской области.

Репрессированные были высланы наспец переселение без указания срока с ограничением прав и свобод. Они были реабилитированы через 49 лет.

В июне 1942 г. случилась самая крупная трагедия в истории п. Сангар, при взрыве газа и пыли в шахте №2 погибло 22 шахтера.

В 1944г. был создан отдел капитального строительства. Сангарского рудника, подсобное хозяйство насчитывало 23 дойных коров, лошадей, свиней, сеяли картофель и другие овощи. Существовало карточная система питания, одежды.

1969г. введен в эксплуатацию плавательный бассейн – первый в условиях вечной мерзлоты.



В 1997г. Предателями СССР, было вынесено решение о закрытии шахта Сангарская.

Таков печальный финал 70 летней истории шахта «Сангарская» - первенца угольной промышленности ЯАССР.

С этим поселением у меня особые воспоминания, о которых я не хотел рассказывать, но и утаить не могу. 

Север якутии
Сергей Александрович Бабичев

Я сослан был, но выжил в околотке,
На диком Севере где тишь и благодать.
Там не было ни женщин и ни водки,
Песчаный берег, ржавый хвост селёдки,
И одиночество! В стихах не передать.

Когда-то здесь все мамонты подохли,
Никто вам не расскажет от чего.
А экскременты динозавров так засохли,
Что мы за камни принимаем их дерьмо.

Да, крайний Север, Ленские просторы,
Здесь на пол года ночь сменяет день.
Не встретишь ни артели, ни конторы,
Лишь волки, и тюремные заборы,
Здесь выжил Я! И северный олень!

Сейчас конечно в тёпленькой квартире,
Я благодарен Богу и судьбе.
За то, что чудом выжил в этом мире,
За то, что не примёрз тогда в сортире,
Спасибо ангелу - он вынес на себе!

© Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 
Свидетельство о публикации №119120803737





начало здесь:  https://www.litprichal.ru/work/454319/

продолжение следует:  https://www.litprichal.ru/work/454500/



Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Разное ~ Публицистика
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 54
Свидетельство о публикации: №1220113454375
@ Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 13.01.2022г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1