Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Петр Равенский с Волыни


Петро Ратенський з Волинi - перший Московський митрополит
3 января Православная Церковь чтит память святителя Петра. Он перенес столицу Православной Руси в Москву.
Святитель Петр (Ратенский) - уроженец Волыни, вошел в историю как первый митрополит Московский. Святитель Петр считается Небесным Покровителем Москвы и всей русской земли.
***
Инстинкт собирания русской земли, инстинкт необходимости племенного единения для сохранения силы составляет отличительную черту всех уроженцев Карпатской Руси, занявших видные места в общерусской культуре…Достаточно указать на митрополита Петра. Не потому, чтобы в княжеско-удельном периоде русской истории не нашлось других примеров, а потому, что после татарского разгрома, в годины общего смятенья, из всех тогдашних передовых русских людей, только червоноросс Петр ясно и сознательно кликнул клич о собирании русской земли - Д.Н. Вергун. Что такое Галиция? 1914
***
Так же точно в украинской истории затушевывается и умаляется или даже скрывается такой важный факт, как поочередное передвижение главных центров Руси и прямая и беспрерывная преемственность государственности. Правда, в ней упоминается, что после падения Киева поднялись на юго-западе Галич и на северо-востоке Суздаль и затем Москва, но связи между ними нет никакой. Ни словечком в ней не упоминается о такой великой исторической личности, как Петр Ратенский, уроженец Галичины и бывший игумен монастыря на реке Рать (в Жолковском уезде), который был впоследствии первым митрополитом Московским, советчиком и сотрудником великого князя Московского Ивана Данииловича Калиты в его великом деле собирания русских земель вокруг Москвы, и который за свои громадные заслуги также для Русской Православной Церкви причислен к лику святых - С.Ю. Бендасюк
***
Петр Ратенский. Единственный писатель - галичанин княжеского периода. Истоки Раты - его родина. Предания о нем, как благочестивом иноке Петре, сохранились в Верхрате, Дворцах, Раве Русской и Великих Мостах. Год рождения Петра относят к половине XIII-го века в княжение кн. Даниила Романовича. В 1308г. кн. Юрий Львович направил монаха Петра в Константинополь, где патриарх возвел его в сан епископа и назначил митрополитом киевским. Так как татары разрушили Киев до основ, Петр переселился во Владимир Суздальский и оттуда в Москву при великом князе Иване Даниловиче Калите. Как митрополит всея Руси, он был могущественным его помощником в собирании Русской земли. Митр. Петр оставил два Послания, в которых призывал епископов, попов, диаконов и всех християн к защите сожженной, истерзанной страданиями Руси, поверженной в рабство свирепыми монголами-татарами. Острыми словами он клеймил удельных князьков, постыдно холопствующих перед ордынскими ханами в дни  всенародного бедствия, ввергшего Русь в безграничное отчаяние, жуткую безнадежность и мертвое оцепенение. Перенесением митрополичьей кафедры в Москву он придает ей значение сердца всей Русской земли и столицы грядущего ее государственного возрождения. Митр. Петр был равно же первым художником; его кисти принадлежит несколько икон. Умер в 1326 году. Он причислен к лику Русских святых. Рака с его телесными останками находится в алтаре Кремлевского Успенского собора. В продолжение веков туда шли паломники со всех концов Русской земли, не исключая Галицкой, Буковинской и Закарпатской Руси. И мне посчастливилось быть у праха знаменитого земляка (Литература: еп. Прохор, современник митр. Петра - Житие митр. Петра, напечатанное в Харькове 1862 г., митр. Киприан - Житие митр. Петра, митр. Димитрий Ростовский - Минея-Четия, изд. В Москве 1855г., Ф.И. Свистун - Петр Ратенский, Львов, 1904, И.И. Гумецкий - Великий сын Галича, СПБ, 1909, В.В. Мавродин - Образование русского национального государства, Москва, 1939)
В.Р. Ваврик. Краткий очерк Галицко-Русской письменности
***
Если ты, сын мой, успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных князей…;
кости мои останутся в сем граде;
святители захотят обитать в оном;
и руки его взыдут на плеща врагов наших
- Петр Ратенский
***



Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век - Аполлинарий Михайлович Васнецов. Бумага, акварель, уголь. 64,5 x 92 см, 1918г.
Выставлена в музее: Костромской государственный художественный музей
Описание
   Создавая художественную летопись старой, допетровской Москвы, Аполлинарий Михайлович Васнецов не мог обойти один из самых трагических эпизодов ее истории - оборону столицы от войск хана Тохтамыша. Тщательно изучая старые документы, карты, предметы, найденные во время археологических раскопок, художник сумел воссоздать достоверную картину одного из тех дней.
   Всего два года прошло после победы русских дружин на Куликовом поле, но войска Золотой Орды вновь стоят под высокими крепкими стенами Московского кремля. Город мог выдержать осаду, ведь недавно построенный каменный Кремль считался неприступным. Воспользовавшись отсутствием Дмитрия Донского, в столице начинаются распри.
   И вот в летний августовский день на соборной площади собирается вече. На небольшом возвышении воевода, подняв меч, призывает сражаться с врагом. Многие жители поддерживают его: слева одевает кольчугу седобородый мужчина, рядом с ним подбирают себе луки и арбалеты молодые люди. Неподалеку стоит телега с оружием – все горожане могут выбрать себе мечи, рогатины и щиты. Мастера, склонившись над первыми пушками, прозванными «тюфяками», знакомят с ними солдат. Внимательно оглядывают площадь вооруженные воины.
   Но не все хотят защищать город. Справа, на сундуках и мешках сидит боярская семья, готовая покинуть город. Около церковной стены уезжающие пытаются пробраться через толпу на возах, доверху наполненных скарбом. Спешат вдоль деревянного частокола к воротам горожане, закинув за спину мешки с пожитками и ведя за руку маленьких детей.
   А на мощных стенах все готово к обороне – воины заняли свои места, стоят наготове метательные машины.
   Шумят и волнуются люди, но торжественно возвышается в центре площади великолепный белокаменный собор с высокими арочными окнами – символ России.
   Коричневые и серые цвета, преобладающие на картине, наполняют ощущением тревоги и приближающейся беды, но сияние белых стен, устремленных в высокое небо, наполняет надеждой и верой в то, что Россия, пройдя через все испытания, станет великой державой. 
https://web.archive.org/web/20161107160021/http://...
https://web.archive.org/web/20161107160021/http://...
https://religions.unian.net/religinossociety/73516...
­



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 17
Свидетельство о публикации: №1220103453058
@ Copyright: Игорь Бабанов, 03.01.2022г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1