Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Душа - огненная психея


Душа – огненная психея
Душа по Гераклиту есть частица божественного огня. В силу своей огненной природы душа сообщается с окружающим её мировым огнем, который есть во всех вещах и во всё проникает. Наше ощущение беспредельности души связано именно с этим единством души с огненным Логосом. Мудрость состоит в познании этого всеобщего разума путем приобщения к божественному Логосу. Тем самым Гераклит фактически впервые выразил мысль о всеобщности разумного начала в душе человека. 
Гераклит (ок. 544 – ок.483 до н.э.)
Логос – вселенский разум и закономерность развития мира, творческое и разумное начало в человеке.
Познание стремится постичь сущность, т.е. логос. Кто его не понимает, не может понять ничего в развитии мира.
Душа – огненная психея.
Судьба и поведение человека определяются степенью ее горения.
Все переходит из одного в другое.
Боги — это бессмертные люди, а люди — это смертные боги.
«Заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился»
***
Гераклит стал искать абсолют в самой подвижности мироздания и нашел его в огне, который является одновременно и стихией и процессом. Так же как и в случае с водой Фалеса и воздухом Анаксимена, огонь Гераклита – это нечто большее, чем видимый физический огонь. Огонь  Гераклита есть то, что движет всё. Он есть живая душа изменения. Видимый огонь не есть символ или иллюстрация этого всеобщего изменения. Он есть его чувственное явление,  подобно тому как верхушка айсберга есть лишь видимая часть скрытой под водой массы льда, причем лёд в этой верхушке ничем не отличается по природе ото льда остального айсберга.
Гераклиту приписывают слова «все течет, все изменяется», хотя в действительности он мог бы скорее сказать: «все изменяется, все  горит». Действительно, если текущее вещество остается по сути неизменным, то при горении меняется сама субстанция. В современных терминах можно сказать, что Гераклит называл огнем все процессы молекулярного движения и превращения. Подобное расширительное  употребление отчасти присуще и современному химическому понятию «горение», которое на описательном уровне порой применяют ко всем процессам окисления.
Огонь Гераклита – это не разрушительное пламя всеобщего пожара, а разумная субстанция, творящая мир в соответствии с законами и логикой. Для описания этого аспекта огня, Гераклит впервые ввел понятие Логоса, впоследствие получившее широкое применение у неоплатоников и в христианстве. Огонь-Логос – это скрытый разум вещей, разумная связь мирового целого, его внутренняя мысль. Из него вытекает все разумное в природе, все различие и согласие вещей. Из современных терминов понятие «разумность» довольно близко к «Логосу». Логос – это не свободный личный разум, а объективный закон, происхождение и цель которого загадочны.
...Душа по Гераклиту есть частица божественного огня. В силу своей огненной природы душа сообщается с окружающим её мировым огнем, который есть во всех вещах и во всё проникает. Наше ощущение беспредельности души связано именно с этим единством души с огненным Логосом. Мудрость состоит в познании этого всеобщего разума путем приобщения к божественному Логосу. Тем самым Гераклит фактически впервые выразил мысль о всеобщности разумного начала в душе человека. Индивидуальный разум имеет свой корень в разуме всеобщем. Лишь разумное познание, укорененное во всеобщем, имеет непреходящую ценность.
Гераклит однако смотрел на человека с пессимизмом. В самом деле, человеку свойственно изолировать свой личный разум и создавать себе собственный мир.  Самомнение, высокомерие и страсти  – все  это отдаляет нас от чистого и всеобщего источника мудрости. Чисто личный чувственный опыт относителен и недостоверен. Для Гераклита мир – это угасшее божество, область страданий и смерти. Люди следуют внушению плоти, доверяя чувствам. Их души – частицы небесного огня, оказавшиеся в плену у плоти. Никто не следует вселенскому закону, никто не ведает божественного слова. По свидетельству Диогена Лаэртского, Гераклит удалился от людей и жил в горах. По-видимому, его можно считать первым отшельником в  греческом мире. Его называли плачущим философом.
Андрей Охоцимский. Гераклит и мировой огонь-логос
https://proza-ru.turbopages.org/proza.ru/s/2013/08...
Тема огня у досократиков, введение
Милетская школа, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Пифагор и пифагорейцы, число и огонь
Гераклит и мировой огонь-логос
Эмпедокл и его учение о четырех стихиях
Демокрит и круглые атомы души
Почему элементов четыре?
Пламенный тетраэдр. Тема огня у Платона
Огонь и свет у Аристотеля. Открытие эфира
Огонь у стоиков
Огонь души и пламенные серафимы
Огненный меч Иоанна Дамаскина
Огонь в Библии и в христианской традиции - религия
­



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 17
Свидетельство о публикации: №1211217450403
@ Copyright: Игорь Бабанов, 17.12.2021г.

Отзывы

Добавить сообщение можно после авторизации или регистрации

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1