Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина в сетябре 2021 г. по теме: "Таинственный мир Древнего Египта".


Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина в сетябре 2021 г. по теме: "Таинственный мир Древнего Египта".
­    Как всегда в сентябре 2021 г. продолжилась традиционная экскурсия в ГМИИ ми. А. С. Пушкина с педагогами-художниками, обучающимися в Управлении НХО ( ГБОУ ДПО ГМЦ Департамента образования и науки г. Москвы).
   Проводил экскурсию Велтистов Максим Евгеньевич, художник Управления НХО, кандидат педагогических наук.
   Благодаря договорённости с администрацией музея мы попали, минуя очередь, по бесплатной путёвке в зал №1, где экспонируются тысячи редчайших подлинников искусства Древнего Египта.
   В начале обзора и лекции по теме "Таинственный мир Древнего Египта", педагоги познакомились с историей создания уникальной коллекции. Египетский зал был спроектирован архитектором Романом Ивановичем Клейном ( 1858 - 1924 г.) в стиле древнеегипетского храма.
   А в основу собрания египетских подлинников ГМИИ легла богатейшая коллекция выдающегося русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева, насчитывающая 8 тысяч предметов.
   К 150-летию со дня рождения Голенищева около Египетского музея в Каире, в "пантеоне великих египтологов" был открыт памятник этому выдающемуся учёному-коллкционеру.
   Мы начали нашу экскурсию с истории Египетских царств, начиная с Древнего Царства. Тут существуют находки от 5500 лет до н. э.
   Педагоги, обучающие детей изобразительному искусству, узнали, что в эпоху Древнего Царства окончательно сложился канон изображения человеческой фигуры на плоскости. Древнеегипетские статуи, как и рельефы, тоже создавались согласно канону.
   Стабильность, неизменность, устойчивое равновесие египтяне связывали с благополучным существованием в вечности. Мы обратили внимание, знакомясь с изображениями человека, что на рельефах были вырезаны имена людей. Очень важно, что ИМЯ для египтян обладало МАГИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, являясь двойником человека.
   Знакомясь с экспонатами времени среднего царства, мы отметили высочайший уровень мастерства Древнеегипетских ремесленников.
    Интересно отметить, что единственная неповреждённая гробница этого периода - гробница ТУТАНХАМОНА.
   Уже в 30 году до н.э., в Позднем Царстве, Египет был присоединён к Риму и потерял независимость.
   Особый интерес у слушателей вызвал рассказ о богах Древнего Египта. Например, богиня Справедливости Маат изображалась в виде женщины с пером страуса в короне.
   В 1-ом тысячелетии до н.э. бурно расцветает культ священных животных. Египтяне почитали не самих животных, а заключённую в них БОЖЕСТВЕННУЮ СИЛУ. Например, знаменитая священная кошка БАСТЕТ была у египтян символом хранительницы домашнего очага и тайны жизни... Она была ещё и владычицей целебных мазей.
   Особый интерес зрителей привлекала вырезанная из камня фигурка священного скарабея. Подобно тому, как солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, скарабей перекатывает свой шарик навоза с яйцами с востока на запад, пока зародыши не родятся на свет.
 Мы подошли во время экскурсии к саркофагу, расположенному в центре зала. САРКОФАГ ( греч. пожиратель плоти) - в узком значении каменный гроб. Он понимался как дом покойного. На его внутренних стенках были тексты,  повествующие о вечном загробном существовании. Внутри саркофага, находилась мумия фараона, которого египтяне почитали как живого бога. Тела умерших обрабатывались специальными составами, превращавшими их в мумии
.
   В первой половине 3 тысячелетия до н. э. сложился монументальный стиль египетского искусства. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ и БОЛЬШОЙ СФИНКС. В знаменитом рассказе великого американского писателя Эдгара По "РАЗГОВОР С МУМИЕЙ" описывается не только история создания пирамид, но и про оживление мумии фараона при помощи тока, когда мумия смогла говорить.
   Конечно, самые знаменитые цари и царицы, их великолепные изображения, вызывают восхищение! Например, вспомнив о знаменитой царице Нефертити (1351 - 1334 годы до н. э.), мы узнали перевод с египетского этого слова. Это звучит как, ТА ПРЕКРАСНАЯ, ЧТО ПРИШЛА.
  В нашем музее нет её бюста, но бюст , найденный Людвигом Бархардтом в 1912 году, считается одним из шедевров мирового искусства.
   Уже в конце нашей экскурсии педагоги вспомнили о знаменитой выставке "СОКРОВИЩА ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА", проходившей в здании музея в 1973 году. Именно история находки гробницы окутана до сих пор мистикой и тайнами.
   Молодой фараон, правил в 1332 - 1323 годах до н. э. Гробницу, практически нетронутую, обнаружил исследователь Говард Картер в 1922 году в знаменитой Долине Царей. Все знают таинственную золотую маску (погребальну) ныне выставленную в Каирском музее.
   "Мистика смерти" участников экспедиции в 1922 г. привела к понятию "проклятие фараонов". Это было связано с происшествием, вскоре случившимся после открытия гробницы, о котором было напечатано в Нью-Йорк Таймс. 22 декабря в 1922 г.
   Например, лорд Карнарвон, участник экспедиции, скончался через 6 месяцев при очень странных обстоятельствах. В день смерти лорда в электросети Каира отключилось всё электричество. Знаменитый писатель сэр Артур Конан Дойль, высказал в прессе своё личное мнение в пользу существования проклятия, предположив, что смерть лорда была вызвана "ЭЛЕМЕНТАЛЯМИ", созданными жрецами ТУТАНХАМОНА, чтобы охранять царственную гробницу.
   В силу проклятия поверили многие суеверные люди по всему миру. Бенито Муссолини приказал немедленно удалить из музея в Риме привезённую ему в подарок египетскую мумию.
   Но учёные, изучавшие это вопрос, обнаружили реальную логику событий. Что это было либо действие ядов в саркофаге, возможно действие радиоктивных элементов, либо действие грибка в саркофаге.
   И сегодня загадочный мир Древнего Египта хранит ещё множество секретов и тайн. Чтобы их разгадать нужны любознательность и увлечённость.
   Благодаря нашей экскурсии в зале Древнего Египта мы попали под сильное впечатление от совершенных и удивительных подлинников древнего мира. Академик Б.М. Неменский в своей известной книге "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" одним из самых важных принципов считает принцип ПРОЖИВАНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ В ИСКУССТВЕ. Именно живой контакт с шедеврами Древнего Египта, неповторимое поле, которое словно золотой луч, активизировало творческое воображение зрителя, создаёт подлинное реальное положительное воздействие на зрителя. Это в ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА называется КАТАРСИСОМ. По мнению легендарного директора музея Ирины Александровны Антоновой, только приобщение к подлинникам шедевров искусства способно воспитать у взрослого и ребёнка ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО, как ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ.
   В чём мы убедились благодаря экскурсии и прикосновению к великой тайне удивительных шедевров древних мастеров.
   М.Е. Велтистов, художник УНХО ( ГБОУ ДПО ГМЦ Департамента образования и науки г. Москвы), кандидат педагогических наук.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 7
Свидетельство о публикации: №1210909431397
@ Copyright: Автук, 09.09.2021г.

Отзывы


Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1