Жизнь и судьба Антонио Сальери



­­­­­­­­­­­­­­­­ А гений и злодейство — Две вещи несовместные.
Не правда ль»?


(А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»).

18 августа 1750 годав городе Леньяго провинции Верона родился Антонио Сальери – талантливый композитор, ненавидимый людьми, которые считали его убийцей-отравителем Моцарта, под влиянием «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина и фильма «Амадей» Милоша Формана. Проклятый людьми, но никого не отравивший. Кто же он такой, Антонио Сальери?

Давайте посмотрим на его портрет и начнём с этого наше знакомство с ним.  

Его современник, много и плодотворно сотрудничавший с ним – Пьер-Огюстен Карон (Бомарше), так писал о композиторе:


Сальери... большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость."

Надеюсь, мне удалось тебя хоть немного заинтриговать, мой читатель? Кстати, и о Бомарше ходили слухи, что он отравил свою первую жену, умершую очень молодой, хотя её смерть была поэту крайне невыгодна, так как она оставила после себя большое количество долгов, которые Бомарше выплачивал очень долго.


Антонио Сальери родился в семье торговца. Был восьмым ребёнком и пятым сыном. В четырнадцать лет лишился обоих родителей и был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. Его первым учителем игры на скрипке был брат Франческо, а навыки игры на клавесине передал ему органист собора Святого Марка, в хоре которого пел будущий композитор. Юный Сальери бегло играл на обоих инструментах, его даже считали вундеркиндом. В 1766 году его услышал в Венеции и взял с собой в Вену знаменитый в то время композитор Флориан Леопольд Гассман (1729–1774). Он не только заменил Антонио отца, опекуна и наставника, но и поселил юношу в своём доме. Гассман был вхож в императорский дворец, пользовался покровительством Иосифа II, был его придворным композитором и капельмейстером (с 1772 года). Он представил своего воспитанника монарху, которому тот очень понравился. После смерти Гассмана Сальери унаследовал все его должности при дворе. Как говорится, в его судьбе совпало всё: время, действие и место. Антонио оказался в нужное время в нужном месте и правильно действовал в этих условиях. Он стал капельмейстером венской придворной капеллы. Когда итальянская труппа в театре Вены была заменена немецкой, Антонио успешно ставил свои оперы в Италии и других странах.  Его «Признанная Европа» открыла 3 августа 1778 года только что построенное здание миланского театра "Ла Скала", а мюнхенская «Семирамида» 1782 года уверенно выдержала заочное состязание с «Идоменеем» Моцарта, прозвучавшим на этой же сцене годом ранее. 

И снова я буду говорить о том, что судьба была благосклонна к Сальери, а поможет мне в этом… Александр Сергеевич Пушкин: 


«Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?»


Тот же Гассман, которого я упоминала раньше, познакомил Сальери с  великим Кристофом Виллибальдом Глюком. Их знакомство с 1780 года переросло в дружбу. Глюк был очень одинок, а Сальери увидел в нём отца и наставника, которых лишился. В творческом плане их дружба принесла плоды, пусть и путём потрясающей мистификации, связанной с оперой «Данаиды», поставленной в Париже в 1784 году. Стилистически опера настолько напоминала Глюка, что маэстро пришлось написать письмо, в котором Сальери был объявлен единственным автором, а Глюк был лишь руководителем. Эта опера стала первой, написанной Сальери на французский текст. Второй был «Тарар» на стихи Бомарше. Помните: 


«Да! Бомарше ведь был тебе приятель; 
Ты для него "Тарара" сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив...
Я все твержу его, когда я счастлив...
Ла ла ла ла...»?

Опера прозвучала в Париже 7 июня 1787 года, и Глюк, скончавшийся 15 ноября, ещё успел услышать ее. Именно за Сальери послала вдова Глюка, когда с композитором случился очередной инсульт, и Антонио оставался с ним до последних минут жизни композитора, а потом, уже после скромного погребения, исполнил завещанный ему Глюком “De profundis”.

Я говорила о том, что Сальери был баловнем судьбы, но он никогда не пользовался благами, выпавшими на его долю, всегда был очень благодарным человеком. Истории его дружбы с Глюком и Гассманом - яркое тому подтверждение.

После смерти последнего Антонио Сальери бесплатно учил его дочерей музыке. Они стали певицами.

В 1771 году композитор основал «Общество музыкантов» (Tonkünstler-Sozietät), которое занималось помощью малоимущим, их вдовам и детям. С 1772 года общество устраивало большие концерты, весь доход от которых поступал нуждающимся. Этим обществом Сальери руководил  в 1788-1795 годы, но и позже продолжал сотрудничать с ним, участвовал в его концертах. Вполне вероятно, что на таком концерте впервые в Вене прозвучала симфония Моцарта № 40.

В истории отношений Моцарта и Сальери до сих пор остаётся много неясностей. Известно, что Вольфганг относился к Антонио без пиетета, хотя никаких явных свидетельств неприязни к Моцарту со стороны Сальери не обнаружено. Они не были друзьями, как Моцарт с Гайдном, но и врагами не были тоже. Более того, они написали совместное произведение-кантату «На выздоровление Офелии», написанную на стихи Лоренцо да Понте.

Сальери был не только выдающимся композитором, автором более  сорока опер, ораторий, симфонической и камерной музыки, но и великолепным педагогом, открывшим дорогу к искусству Францу Ксавьеру Моцарту (сыну Вольфганга), Людвигу ван Бетховену, Ференцу Листу, Францу Шуберту.

В последние годы своей жизни Сальери страдал от старческой деменции и был помещён в психиатрическую клинику. Его конец был омрачен клеветой о том, что он будто бы признался в отравлении Моцарта. Сальери умолял навещавшего его Джоаккино Россини развеять эти слухи.

А теперь, дорогой читатель, суди сам, кем был Антонио Сальери? Заслужил ли он благодарность потомков?

В эссе звучит увертюра к опере Антонио Сальери "Тарар" в исполнении молодёжного симфонического оркестра. Художественный руководитель и дирижёр - заслуженный деятель искусств Украины Дмитрий Логвин.






Мне нравится:
7

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 7
Количество сообщений: 12
Количество просмотров: 33
Рейтинг произведения: 37
Свидетельство о публикации: №1210908431243
@ Copyright: Пудельман, 08.09.2021г.

Отзывы

Эльвира Ник. Краснова     (12.09.2021 в 17:46)
Спасибо,Танюша,ты реабилитировала Сальери в глазах нашего общества.История не всегда точна,а ещё меньше-справедлива!Увы!


Пудельман     (12.09.2021 в 17:56)
Эльвирочка, история - дама объективная, она не знает категории справедливости, а вот люди, которые наклеивают на других ярлыки, страшны.
Большое спасибо тебе.

Татьяна Кувшиновская     (09.09.2021 в 18:52)
На душе полегчало!

Танечка, буковка "т" пропущена:
Ты для него "Тарара" сочинил, (- Тартар`a)
Вещь славную. Там есть один мотив...
Я все твержу его, когда я счастлив...
Ла ла ла ла...»?

Пудельман     (09.09.2021 в 19:19)
Да, становится намного легче, когда понимаешь, что человек не виновен в том, в чём его обвинили. Его, Бомарше, Микелеанджело, а гораздо позже, в девятнадцатом веке, и Николо Паганини, о котором говорили, что он продал душу дьяволу, а в обмен получил от него виртуозное владение скрипкой.

Татьяна Аркадьевна, нет, не пропустила букву "т".
"Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив...
Я все твержу его, когда я счастлив...
Ла ла ла ла... Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?"

https://ilibrary.ru/text/467/p.1/index.html
"Тарар"- опера Антонио Сальери.

https://clck.ru/XRkja
Большое Вам спасибо за интерес к эссе.

Пудельман     (09.09.2021 в 19:19)
Да, становится намного легче, когда понимаешь, что человек не виновен в том, в чём его обвинили. Его, Бомарше, Микелеанджело, а гораздо позже, в девятнадцатом веке, и Николо Паганини, о котором говорили, что он продал душу дьяволу, а в обмен получил от него виртуозное владение скрипкой.

Татьяна Аркадьевна, нет, не пропустила букву "т".
"Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив...
Я все твержу его, когда я счастлив...
Ла ла ла ла... Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?"

https://ilibrary.ru/text/467/p.1/index.html
"Тарар"- опера Антонио Сальери.

https://clck.ru/XRkja
Большое Вам спасибо за интерес к эссе.

Татьяна Кувшиновская     (09.09.2021 в 20:10)
Ну, тадыть-стабыть лишняя "т" в посыле читателя на аудио!))) Баб-Ёжку вкруг пальца не обведёшь, дорога в Тартар ёй ведома, а чё таке та-ра-ра композитор его знат!)))
"В эссе звучит увертюра к опере Антонио Сальери "Тартар"? Ась? Глаз-алмаз!

Пудельман     (09.09.2021 в 20:45)
Ой, да. Совершенно верно, дорогая Татьяна Аркадьевна, большое спасибо. Уже исправила.

Пудельман     (09.09.2021 в 20:44)
Ой, да. Совершенно верно, дорогая Татьяна Аркадьевна, большое спасибо. Уже исправила.

torontovka (Неля)     (09.09.2021 в 17:46)
Танечка, спасибо! Прочла с интересом...

Пудельман     (09.09.2021 в 17:48)
Нелечка, большое спасибо.

Морясинь     (08.09.2021 в 16:23)
Танечка, благодарю. Замечательное эссе, прочла с удовольствием. Пушкин конечно великий поэт, но его выдумка сослужила Сальери злую службу, очернила на весь мир. При жизни Сальери был очень успешным композитором, любимцем императоров и публики. Увы даже очевидным фактам сложно опровергнуть легенду, она ведь не требует доказательств.

Пудельман     (08.09.2021 в 16:39)
Сашенька, увы... И посмотри, скольких великих людей клеветники смешали с грязью, подвергнув сомнению их величие. Это и Бомарше, о котором я писала здесь, и Микелеанджело Буанарроти. Считалось, что он убил натурщика, чтобы достовернее показать муки распятого Христа в картине "Пьета".

Морясинь     (08.09.2021 в 16:54)
Танечка, еще один интересный факт, в 1997 году в Милане состоялся необычный процесс, по итогам которого был оправдан человек, умерший за 170 лет до этого суда, – Антонио Сальери. И хотя суд этот был больше показательным, и юридической силы его решение не имеет, справедливость, пусть и в таком виде, была восстановлена. Как то так.

Пудельман     (08.09.2021 в 17:14)
Да, было такое. И сам факт этой реабилитации, пусть и посмертной, не может не радовать. Друг моих бабушки и дедушки - известный музыковед Борис Соломонович Штейнпресс - написал книгу об истории Моцарта и Сальери. Это было в восьмидесятых годах прошлого века.

Даре Мачавариани     (08.09.2021 в 16:18)
Ой, Танечка, я много читала про Сальери. Он был щедрый, веселый, талантливый ребенок.
Такой же был в юности, но и в зрелом возрасте тоже. Имел много друзей.
И я не могу судить человека, такого талантливого композитора.
Я читала, что "История до сих пор в долгу перед Антонио Сальери – выдающимся композитором, бескорыстным служителем Муз, учителем гениев"

Пудельман     (08.09.2021 в 16:31)
В том-то и дело, Дарочка, что человек он был замечательный, светлый, щедрый и очень благодарный.
К сожалению, было такое в культуре, когда идею зла связывали с историческим персонажем, который к этому не имел никакого отношения. Так было с Сальери после "Маленьких трагедий" Пушкина и фильма "Амадей". Так было и с Виктором Третьякевичем, считавшимся предателем организации "Молодая гвардия", которого Фадеев вывел в романе под именем Евгения Стаховича.
Как и многие молодогвардейцы, он был сброшен в шурф шахты № 5... живым. Реабилитирован в 1960 году, потому что в 1943, сразу после того, как тела молодогвардейцев были подняты из шахты, бывший следователь оккупационной полиции Михаил Кулешов заявил, что на допросах Третьякевич не выдержал пыток и сдал организацию. Заявление Кулешова выглядело правдоподобно, так как массовые аресты других подпольщиков начались через 5 дней после его ареста.


Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1