Утопии


А что, если Мор, Кампанелла, Бэкон и де Бержерак написали об одной и той же Утопии?

А получилось 4 разные. Как всегда.

Вообще, утопия - выдуманная страна с идеальным общественным строем, в общем смысле, несбыточная мечта, неосуществимая фантазия.

В Утопии Мора царит рабство, коррупция и эвтаназия. Но и это ещё не всё.

Поняла ещё:

Что лучше быть честным человеком, чем благоразумным.

Что несколько счастливее чувствуют себя те, кто приятно и весело живёт в своё удовольствие, чем те, кто терзает себя заботами об издании чего-нибудь.

Что огромное большинство не знает литературы, многие презирают её.

Что в области философии по-латыни не существует ничего сколько-нибудь важного, кроме некоторых сочинений Сенеки и Цицерона.

Что дорога к всевышним отовсюду одинакова.

Что на хищных Сцилл, и Целен, и пожирающих народы Лестригонов, и тому подобных бесчеловечных чудовищ можно наткнуться почти всюду, а граждан, воспитанных в здравых и разумных правилах, нельзя найти где угодно.

Что природой так устроено, что каждому нравятся его произведения. Так и ворону мил его выводок, и обезьяне люб её детёныш.

Что войны происходят через известные промежутки времени.

Что человеческую жизнь по её ценности нельзя уравновесить всеми благами мира.

Что при частой игре добьёшься и выигрыша.

Что Платон полагал, что государства будут благоденствовать только в том случае, если философы будут царями или цари философами.

Что если цари не станут сами философами, они никогда не одобрят планов философов.

Что надо называть англичан друзьями, а рассматривать как недругов.

Что полным неучем является тот врач, который умеет лечить болезнь только болезнью.

Что где только есть частная собственность, где всё мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел.

Что один-единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства.

Что никогда нельзя жить богато там, где всё общее.

Что мы желаем знать всё, чего ещё не знаем.

Что душа бессмертна и рождена для счастья, и наши добродетели и благодеяния после этой жизни ожидает награда, а позорные поступки - мучения.

Что приятным от природы удовольствием является: то, к чему стремятся не путём обиды; то, ради чего не теряется другое, более приятное; то, что не причиняет страдания; то, чего ищут не только чувства, но и здравый разум.

Что не у всех и не во всякое время ценятся одни и те же породы.

Что мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них, будет скорее бороться с страданиями, чем принимать утешения по поводу них.

Что утописты читали Аристотеля, Платона, Феофраста, Ласкариса, Тесихия, Диоскорида, Плутарха, Лукиана, Аристофана, Гомера, Еврипида, Софокла, Фукидида, Геродота, Геродиана, Гиппократа и Галена.

Что физическою силою борются медведи, львы, вепри, волки, собаки и прочие звери; большинство их превосходит нас силой и свирепостью, но все они уступают нам в отношении талантливости и разума.

Что истинна только одна религия, а все остальные суетны.

Что никто не волен над своими чувствами.

Что души скотов существуют вечно.

Что мёртвые пребывают среди живых, наблюдая за их словами и деяниями.

Что созерцать природу и затем восхвалять её - дело святое и угодное богу.

Что порче и пороку может поддаться наилучший из хороших человек.

У Кампанеллы утописты ведут философский образ жизни общиной.

Дружба у них проявляется на войне, во время болезни, при соревновании в науках, когда они помогают друг другу и взаимно делятся знаниями.

У них сколько должностных лиц, столько и добродетелей. Великодушие, Мужество, Целомудрие, Щедрость, Правосудие, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Весёлость, Бодрость, Воздержанность и т.д.

Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы.

Их государь должен знать историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремёсел и строение и историю неба. А также знать: все ремёсла и применять их на практике; науки физические, математические и астрологические. Он также должен постичь метафизику и богословие. Познать корни, основы и доказательства всех искусств и наук. Познать сходства и различия в вещах, необходимость, судьбу и гармонию мира, мощь, мудрость и любовь в вещах и в боге, разряды сущего и соответствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в боге, насколько это постижимо для смертных. А также должен изучить пророков и астрологию.

Возраст для государя их страны - 35 лет.

Они не признают никакого другого отдыха, кроме того, во время которого приобретают ещё больше знаний.

Золото и серебро они ценят только как материал для посуды или для общих всем украшений.

Красота почитается у них в стройности, живости и бодрости.

Самым гнусным пороком они считают гордость.

Они утверждают, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т.д., а богатство - надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, чёрствыми, обидчиками и т.д.

Они всячески восхваляют благочестивых христиан и особенно превозносят апостолов.

Они верят в бессмертие души. Они считают, что души, выходя из тела, присоединяются к добрым или злым духам, сообразно своему поведению во время земной жизни.

Они беспощадно преследуют врагов государства и религии. Их они не считают за людей.

Любовь делает их победителями.

Для них целью войны является не уничтожение, а совершенствование побеждённых.

Они считают, что весь мир придёт к тому, что будет жить согласно их обычаям.

Они находятся в союзе с Китайцами и со многими народами на островах и на материке.

Они открыли мне глаза на то, что виноград был создан Богом против меланхолии и уныния.

Они знают тайные средства от лихорадки и обновления жизни через каждые 7 лет.

У них есть две книги, одна - о тайных средствах, ускоряющих всходы, умножающих урожай и предохраняющих семена, вторая - о скотоводстве. Одну называют "Георгика", другую "Буколика".

Они никому не завидуют.

Они восхваляют Птолемея и восхищаются Коперником.

Они верят в истинность пророчества Иисуса Христа о знамениях в Солнце, Луне и звёздах.

Ненавидят Аристотеля, которого называют логиком, а не философом.

Они думают, что Бог явил своё нескончаемое великолепие в небе и Солнце - своём трофее и изваянии.

Они ересь относят к делам плоти, как относил её и апостол Павел.

Они думают, что человек свободен.

Утописты Бэкона думают, что если было бы в мире зерцало, достойное привлекать людские взоры, то таким зерцалом была бы их страна.

Их король не может ни перед кем быть в долгу, кроме человека, приумножающего число его подданных.

В песнях они восхваляют Адама, Ноя и Авраама. Также поют хвалу рождеству Спасителя.

Они называют Христа Млечным Путём, Илией Мессией и многими другими возвышенными именами.

Их законы происходят от тайных законов, начертанных Моисеем в Кабале.

Местные жители страны происходят из колена Авраамова, от другого брата его, называемого ими Нахор.

Они утверждают, что когда придёт Мессия и воссядет на свой престол в Иерусалиме, король их страны будет сидеть у его ног, тогда как все другие государи станут поодаль.

Они говорят, что брак призван быть средством против недозволенных вожделений, а вожделение естественное должно быть к нему побуждением.

Размышляя о целомудрии, они утверждают, что лишившийся его лишается и уважения к себе. А уважение к себе считается у них наиболее могущественным, после религии, средством обуздания пороков.

Бэкон раскрывает цель основания Дома Соломонова. Их цель - познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда не станет всё для него возможным.

В Доме две галереи. В первой находятся образцы всех наиболее ценных и замечательных изобретений. Во второй - скульптуры: Колумба, первого кораблестроителя, монаха, изобрётшего огнестрельное оружие и порох, изобретателя музыки, изобретателя письменности, изобретателя книгопечатания, изобретателя астрономических наблюдений, изобретателя обработки металлов, изобретателя стекла, изобретателя культуры шёлка, первого винодела, первого хлебопашца, первого, кто начал добывать сахар.

Члены Соломонова дома раздают щедрые дары всюду, куда прибывают.

Дом Соломона ещё называют Коллегией 6-ти дней творения.

Ещё добавлю, что красные апельсины - верное средство от морской болезни и то, что Атлантида была разрушена потопом или наводнением.

Утопия де Бержерака необычна.

Его Утопия - на Луне.

На что же похожа Луна?
1. Слуховое окошко на небе, сквозь которое светится слава праведников
2. Вакх, содержащий в поднебесье таверну, пользуется полной Луной как вывеской
3. Медная подставка, на которой Диана гладит Аполлоновы брыжи
4. Солнце, скинув с себя к вечеру лучи, оно подглядывает в дырочку, желая проверить, что делается в мире в его отсутствие
5. Такой же мир, как наш, причём наш служит для него луною

А также я узнала, что:

Большинство людей судят обо всём, лишь основываясь на своих чувствах.

Пифагорейцы умели предсказывать всемирный пожар.

Если броситься вниз с большой высоты, то задохнёшься ещё прежде, чем коснёшься земли.

Каждый склонен разделять мнение себе подобных.

Жидкое золото, растительная соль, которая даёт вечную жизнь.

Утописты де Бержерака утверждают, что песка во Вселенной больше, чем камней, камней больше, чем растений, растений больше, чем животных, а животных больше, чем людей; значит, и людей больше, чем демонов.

Люди воображают, будто то, чего они не понимают, имеет духовную природу или же что оно вовсе не существует; но такой вывод весьма ошибочен и только доказывает, что во Вселенной существует миллион явлений, для постижения которых нам потребовался бы миллион совершенно других органов.

В нашем мире человек движется от рождения к смерти, а здесь (в Утопии) идут от смерти к рождению и, старея, молодеют.

В Утопии де Бержерака нос кормит человека. У них от запаха еды человек может насытиться сполна.

Обман и предательство не прибавят доблести истинно благородному человеку.

То, что у стариков обычно называют осторожностью, есть лишь панический страх.

Лучше умереть, чем вовсе не жить, ибо для того, чтобы умереть, надо сначала пожить.

Дальновидная природа создала всех великих, отважных и умных людей чувствительными к радостям любви, - это подтверждается примером Самсона, Давида, Геракла, Цезаря, Ганнибала, Карла Великого.

В отличие от нас, растения владеют совершенной философией.

В бесконечном мире заключаются бесконечные миры.

Орган осязания расположен по всей поверхности кожи, ибо она чувствительна всюду.

Всё - истинно.

Белое есть чёрное, а чёрное есть белое.

Можно в одно и то же время присутствовать и отсутствовать.

Гора может существовать независимо от долины.

Небытие представляет собою нечто.

Всё существующее - не существует.

Большой нос - признак остроумия, учтивости, приветливости, благородства, щедрости, маленький же нос свидетельствует о противоположных чертах.

Несчастен мир, где считается постыдным то, что напоминает о рождении, а почётно то, что говорит об уничтожении, словно не самое достохвальное - давать жизнь и не самое позорное - лишать её.

В вечности нет ни прошлого, ни будущего.

Мудрецу ненавистны понятия чуда, дива, сверхъестественного феномена - понятия, которые придуманы дураками для оправдания их скудоумия.

И де Бержерак призывает всех стремиться быть свободными, когда как Кампанелла говорит, что человек уже свободен.

Книги в Утопии де Бержерака. Сочинения Кардано, сочинения Гассенди, "De sensu rerum" (книга Кампанеллы и "демона Сократа"), "Государства и империи Солнца. Истории искры", "Философский камень".

У меня всё.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Публицистика
Ключевые слова: Утопия, Бэкон, Мор, Кампанелла, Бержерак, Луна,
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 9
Свидетельство о публикации: №1210806428121
@ Copyright: Марисоль Лис, 06.08.2021г.

Отзывы


Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1