Водительские заметки


1. Водительские заметки
Давно хотелось поделиться информацией с начинающими и опытными водителями о наших дорогах, транспортных средствах и водителях, но всё время появлялись дела и темы более важные, и написание водительских заметок откладывалось. Так уж случилось, что мне довелось управлять гужевыми повозками, ездить верхом, кататься на велосипедах, мопеде, мотоциклах, тракторах, легковых и грузовых автомашинах. Однажды посчастливилось проехать за рулём боевой машины пехоты (БМП-2), которая в управлении оказалась самой удобной из всех видов транспорта. Управление транспортным средством – серьёзное занятие, оно требует знаний, умений, навыков. Водитель повышает свою квалификацию всю жизнь. Самые безаварийные водители по статистике – это те, кому пятьдесят семь. Не открою Америку, заявив, что для водителя нужны и знания психологии других водителей, потому что очень важно бывает предвидеть дорожную ситуацию. Подробнее об этом напишу позже.

2. Гужевой транспорт
Как и большинство моих ровесников, самым первым транспортом, с которым мне довелось столкнуться, был гужевой. Мальчишки пятидесятых и чуть младше лошадей любили больше, чем автомашины и мотоциклы.У многих были игрушечные лошадки: совсем маленькие, их запрягали в проволочные тележки и катали самых маленьких плюшевых мишек, побольше, на которых садились и катались сами дети дошкольного возраста. Были и на подобие детских велосипедов, там уже были педали, вожжи, такие лошадки перебирали ногами, поворачивали в нужную сторону. С младенчества дети катались и на настоящих лошадях. В телегах и ходках, в фургонах и верхом. Сначала с родителями, а потом и самостоятельно. В сельской местности, над первоклассником, неумеющим запрягать лошадь подсмеивались сверстники. Мои родители работали в пятидесятых и шестидесятых годах в школе. И при школах тогда обязательно была закреплённые от совхоза лошадь. На ней ездили в райцентр, по школьным хозяйственным делам, решали мелкие хозяйственные вопросы работников школы. Вечером лошадь ставили в совхозную конюшню.
Отец дал мне порулить лошадью, когда мне было четыре с половиной года. Это было в Осихино Большереченского района. Мы приехали туда в конце лета 1958 года. Почти на краю села, недалеко от школы стоял пятистенный дом и в десяти метрах от него – плетёный туалет.Как говорится, ни кола, ни двора.И вот весной 1959, ещё до посадок в огородах, мы ездили с отцом в лес за кольями и прутьями – это был традиционный строительный материал для заборов. Огораживать приусадебные участки было суровой необходимостью, иначе скотина потопчет все грядки, большой картофельный огород. В малый огород, для прочих овощей не должны были заходить даже куры, они поклевали бы все всходы и плоды.
Отец объяснил мне, как сказали бы сейчас, способы голосового управления лошадью. Нужно было сказать «Но!», чтобы лошадь пошла вперёд, сочетания звуков «Тр-р-р» или «Тпру» - команда остановиться. Натянутые вожжи тоже были сигналом к остановке, а подхлёстывание лошади вожжами по крупу ускоряло движение гужевой повозки. Вот тогда, я сидя рядом с отцом, впервые управлял гужевой повозкой. У меня это получалось к большой радости отца.
В Осихино местность была равнинной, поэтому шлеи были редкостью, обходились без них. Запрягать лошадь начинали с хомута. Его одевали сначала вверх ногами, войлочной частью к спине, а деревянной частью – к голове лошади, на шее переворачивали. Потом при помощи дуги к хомуту прикреплялись оглобли, конец уздечки привязывался к колечку в верхней части дуги. Хомут стягивался внизу сыромятным ремнём, один конец которого был прикреплён к хомуту. На спине лошади была седёлка, она застёгивалась ремнями под брюхом лошади. Чересседельником оглобли притягивались к седёлке.Последний штрих – правильно пристегнуть вожжи.
К Осихинской школе была прикреплена кобыла Воронуха, отличавшаяся крутым нравом. Она чувствовала неуверенных седоков и своенравничала. Был случай, когда она перевернула сани с двумя учительницами, поехавшими в Большеречье, и вернулась на конюшню. Плестись вслед за какой-то лошадью она не любила, обязательно обгоняла. Как ни странно, меня она слушалась. Когда я пошёл в школу, отец доверял мне доехать на верхом до конюшни, снять с неё узду, запустить Воронуху в общий загон и вернуться домой с уздой. В начале второго класса, когда у меня родился брат, я отгонял на конюшню жеребца, запряжённого в ходок, так назывался «кабриолет».
Телеги, ходки и фургоны тогда были на деревянном ходу. Стальными были только полуоси, стальные ленты, стягивающие полуоси и корпус, поворотный механизм и шкворень. Это был такой металлический цилиндр со шляпкой, он соединял основной корпус гужевой повозки с передним мостом, к которому в свою очередь крепились оглобли. Вытаскивание шкворня, разъединяло повозку на две части. Этот приём часто использовали кинематографисты, показывая, как передний мост с лошадью и кучером с вожжами в руках убегают от основной повозки.Колёса были деревянными, сборными, по окружности окованными стальными полосами – шинами. Этот термин до сих пор используется в электричестве, а шины на колёсах стали резиновыми. Ступицы тоже оковывали стальными шинами. Спицы были деревянными. Оси смазывали солидолом. Выражение «скрипит, как не мазанная телега» вошло в поговорку.
В пятидесятые и шестидесятые годы – лошадь была всепогодным транспортом. Наряду с тракторами. Грунтовые дороги после дождя становились почти непроезжими. Автобусные рейсы (грузотакси) отменялись из-за бездорожья. Такое случалось и зимой в связи с заносами.

3. Мотоциклы
Когда мои родители купили мопед, мне было восемь лет. Отец учил меня ездить на нём, но у меня не очень-то получалось, хотя на велосипедах я ездил уже уверенно. Моё приобщение к мототранспорту началось в двенадцать лет. У мотоцикла ИЖ-49. У него довольно низкая посадка водительского сиденья, до земли я свободно доставал одой ногой при остановке, чуть наклоняя мотоцикл. Раньше требований к водителям было меньше. Ездили без водительских прав, на неоформленных мотоциклах, на заднем сиденье возили детей постарше, а младших усаживали на бензобак, иногда двоих. На автомобилях тоже часто ездили, не имея водительских удостоверений. Людей перевозили на грузовых платформах грузовиков (в кузове, как называлось), на сельхозработы возили людей в тракторных прицепах, стоя. С этим я столкнулся и в 1972 году на уборочной в совхозе «Борисовский», Тракторная тележка буквально ныряла с высокой насыпи дороги по необорудованному съезду на поле. Студенты стояли, крепко держась за борта.
Мотоцикл – самый опасный вид транспорта. В большом городе опасно ездить не только на нём, но и рядом с ним. Они малозаметны, появляются непонятно откуда, и исчезают непонятно куда, чтобы появиться вновь. В сельской местности летом на мотоцикле не жарко. Мне доводилось ездить за рулём мотоциклов «ИЖ», «Урал», «Днепр».Больше всех понравился последний, у них обоих уже была задняя передача. Мотоцикл с коляской можно легко поставить на два колеса, подняв колесо бокового прицепа, и так ездить некоторое время, например, объезжая лужу. Но делать это надо без пассажиров, иначе равновесие сохранять будет очень трудно и возможны неприятности.

Широкое распространение мотоциклы получили у нас в прошлом веке благодаря дефициту автомобилей и их дороговизне. Как сказал однажды наш сосед, купивший «Жигули»:
- Мотоцикл – рабочая лошадка, а автомобиль – карета для парадных выездов.
Наверное, он в чём-то прав. 
С двенадцати до двадцати пяти лет я ездил на мотоцикле без прав. Потом сдал сразу на две категории: «А» и «В». С тех пор прошло более сорока лет.

4. Тракторы
Вождение трактора я попробовал первоклассником, весной. Отец моего друга посадил троих мальчишек в трактор «ДТ-54» и дал порулить по огороду, покрытому ещё не растаявшим весенним снегом. Было тяжело тянуть на себя фрикционные рычаги, но мы справились. Потом в средней школе было изучение трактора. Мы обучались и в школе № 1, и в СПТУ-12. Нам выдали аттестаты двух учебных заведений. Позже, будучи прорабом, я ездил на «МТЗ», на «Т-74». Обучение пригодилось.

5. Девяностые годы
В девяностые годы началось резкое увеличение транспортных средств на дорогах. Автомобили начали активно ввозить из-за границы, и не только рухлядь, но и новые. Второй особенностью на дорогах стала крутизна отдельных водителей. Кто сильнее, тот всегда прав, даже если ПДД говорят об обратном. Однажды я ехал в крайнем левом ряду, желая повернуть на перекрёстке налево, но там поворот оказался запрещённым. Висел соответствующий знак. Я не стал поворачивать. А вот водитель громоздкого внедорожника из среднего ряда не перерез мне повернул. Хорошо, что я успел вовремя затормозить. Выражение «дай дураку дорогу» в девяностые годы стало аксиомой. Один мой знакомый столкнулся с пьяным водителем, тот выезжал на главную со второстепенной. Тот достал редкий тогда мобильный телефон, и вскоре появилась «группа поддержки» в лице целого полковника милиции «со товарищи». Адвокат моего знакомого посоветовал ему со всем согласиться, иначе будет всё намного хуже. Вот такие были девяностые.

Однажды я обогнал отъезжающий от остановки автобус и сразу же перестроился на правую сторону, не заметив, что такой же маневр собирался сделать другой водитель на «Москвиче». Другой водитель оказался гаишником. Он обиделся на «чинонепочитание», обвинил меня в создании аварийной обстановки, и выдал два штрафных талона, тогда штрафы взымались на месте.
Талоны были не заполнены. Жаловаться было бесполезно.
Чуть позже один гаишник остановил меня на трассе Омск-Тара у посёлка Красный Яр в Любинском районе. Начал смотреть, за что оштрафовать. Я не глушил двигатель, он стал проверять работу стояночного тормоза.Я затянул тормоз ещё сильнее, а гаишник стал двигать мой «газик» - «ГАЗ-2410». Машина не сдвинулась. Он подошёл и спросил:
- Автомобиль на скорости стоит? – имея ввиду, что включена передача.Я чуть не расхохотался. Как может стоять автомобиль со включенной передачей при работающем двигателе? Он же или поедет, или двигатель заглохнет. Видя, что он не отстанет, я посоветовал ему оштрафовать меня за отсутствие подкладок под колёса. Их ставят, чтобы автомобиль не сдвинулся с места, такие подкладки обязательны только для автобусов.Он составил протокол. Я надеялся, что его начальство увидит его незнание правил дорожного движения.
Вот такие были гаишники. В восьмидесятых я был дружинником, не был недоброжелателем по отношению к ГАИ. Но вот такие гаишники серьёзно поменяли моё отношение к сотрудникам милиции. А ведь подобных «остановок» было ещё несколько.

6. Служебный автомобиль
В девяностом году в мае за мной закрепили «ИЖ-2715» без водителя. Конечно, это было радостное событие. Автомобилю шёл третий год, но я был на нём уже седьмой водитель. Первое, что я проверил, это рулевое управление и тормоза. Двигатель, не так влияет на безопасность, как эти две системы. Заменил колодки. В том же году меня отправили на вечерние курсы водителей. Через полгода я получил второе удостоверение категории «В» и «С». Изучение материальной части помогло мне лучше разбираться в автомобилях. Знание устройства автомобиля помогает не только самостоятельно устранять мелкие поломки вдали от станций технического обслуживания, но и подстраховывает от наглых обманов на СТО, чем повсеместно грешат их механики и слесари.
Мой «Иж-2715» в начале зимы продали в личное пользование сыну начальника соседнего структурного подразделения треста «Сельхозводстрой» в личное пользование. Жалко было, но ничего поделать я не мог. Поездил полгода, отдал другому. На «Иже» была лысая резина, покупать новые шины никто не собирался, говорили, что нет денег. Они, к тому же были дефицитом. Лысая резина собирает на дороге гвозди лучше, чем новая. Самый маленький гвоздь уже делает дыру. Шиномонтажек ещё не было, колёса «лечили» в гараже предприятия.
На служебном автомобили я время от времени подвозил попутных пассажиров, они расплачивались, сколько считали нужным. Это были лёгкие деньги. Их и тратить было значительно легче, особенно на то, на что зарплату было жалко тратить. На этом автомобиле я приобрёл опыт езды в большом городе. Как раз начался ремонт Ленинградского моста, из четырёх рядов пробки все автомобили съезжались на одну полосу, остальные две ремонтировались. Так же было и на встречных полосах. В первый проезд в этом бутылочном горлышке у меня четыре раза заглох двигатель, потом я немного освоился. В середине лета камень от встречной машины разбил ветровое стекло. Оно тоже было дефицитом, две недели я ездил со встречным ветром.
Во время езды на этом автомобили мне часто снился один и тот же сон. Я еду на автомашине, а в неё на полном ходу с левой стороны врезается «Камаз» с красной кабиной.Когда автомобиль забрали, сны прекратились.
Мой первый служебный автомобиль был в первые годы работы после института. С персональным водителем. Он возил в салоне автомобиля «ГАЗ-69» запасную рессору. На всякий случай. Пока я не заставил его оставить эту «железяку» в гараже. Избегайте лишних вещей в автомобиле. Лишняя нагрузка требует дополнительного бензина, приводит к преждевременному износу частей.

7. О психологии. 
От психологии водителя зависит безопасность. Опаснее всего – водитель с заниженной самооценкой. Ему всегда кажется, что его часто обгоняют, обижают, подрезают, унижают. Такие водители очень быстро «заводятся». Стоит обогнать такого водителя при старте у светофора, и вот он уже пытается любыми способами обогнать вас, превышая скорость даже выше, чем 20 ненаказуемых километров в час. Такие водители чаще испытывают «автомобильный зуд». Купив очередной автомобиль или получив по службе, он два месяца протирает, его, подкрашивает, украшает всевозможными «прибамбасами», расхваливает при каждом удобном случае. Но вот два месяца позади, и отношение к железному коню меняется. Уже намечена новая цель, к которой стремится «счастливый» ещё недавно обладатель. Он расхваливает уже другую марку, делает всё, чтобы скорее заполучить его, экономит на всём, даже на семье. Таких водителей встретить можно часто, я встречал двух-трёх с явно выраженными комплексами.
Незакомплексованный водитель не будет ругать свою машину (так же, как и жену), всегда найдёт тактико-технические данные, за которые можно похвалить (и ту, и другую). Закомплексованные водители любят «красивые» номера, крутые, объёмные внедорожники, без этого всего они чувствуют себя неполноценными, но и обладая этим, находят повод занижать свою самооценку, стремятся показаться «выше, сильнее, быстрее» опасной, агрессивной ездой, громкой музыкой в салоне, звуковыми сигналами, руганью. Их автомобили увешаны пластмассовыми наклейками, антирадарами, навигаторами, антеннами, дополнительными светоотражателями и лампочками, багажниками, в том числе, объёмными. Держаться от таких водителей надо подальше: и на дороге, и в жизни.
Опасны на дорогах и «успешные менеджеры». Они привыкли вести себя на дорогах так же, как в жизни. Обогнать, успеть раньше, обойти на повороте, подрезать, вклиниться в другой ряд, оттеснить «менее ухватистых». Это так называемые «шашечники». Они едут в третьем ряду, потому что там меньше машин, но вот подъезжают к поворачивающему налево, он стоит и ждёт возможности повернуть. Тут «успешный менеджер» начинает «ломиться» во второй ряд, кто-то его впускает, притормаживая. За ним должны притормаживать все, едущие во втором ряду. Такие «шашечники» замедляют движение, создают пробки.
Водители соблюдают дистанцию до впереди едущего автомобиля в соответствии со своей реакцией. Если у вас не очень быстрая реакция, то в промежуток между вашим и предыдущим автомобилем часто вклиниваются «шашечники», оттесняя вас и едущих за вами. Это тоже ведёт к пробкам.
Эгоистов на дороге много. Ездят, заняв полторы полосы, не объехать. На парковках ставят машину так, что на соседнюю полосу можно поставить разве что мотоцикл. Часто такие эгоисты стартуют с обочины, даже не глянув на дорогу. Однажды я был свидетелем аварии. Водитель «Запорожца» выехал с обочины, даже не показав поворот. «Девятка», стремясь увернуться от столкновения, метнулась влево. Едущий по второй полосе водитель «буханки» машинально отстранился, и допустил столкновение со встречной. Слава Богу, никто при этом не пострадал, только две машины помяли. А водитель «Запорожца» даже не оказался участником аварии, хотя был её первопричиной.
На дороге очень важно уметь предвидеть действия других участников движения. Водитель в поле зрения ещё не включил указатель поворота, а опытный водитель уже знает, что он собирается сменить полосу, повернуть, или собрался обгонять. Тут нужна наблюдательность. С опытом приходит умение предсказывать поведение, если захотите, даже вслух: «Этот сейчас уйдёт налево». И он через пять секунд включает указатель поворота.

8. Безопасность
В наше время, несмотря на страх наказания, водители продолжаютразговаривать по телефону, держа его в руке. И в сводках МВД об этих причинах ДТП слышим довольно часто. Курение за рулём ещё не запретили, но это тоже бывает причиной аварий: чуть отвлёкся – получил. Водителей надо готовить с детства. С раннего. Приучайте ребёнка ходить по правой стороне тротуара, коридора, беговой дорожки, пусть это дойдёт у него до автоматизма. Елси от только не собирается жить в Англии, Японии или Индии. Школьную программу физики нужно освоить каждому будущему водителю. Инерция, центробежная сила, соотношение массы, силы, ускорения, импульса силы – это всё нужно учитывать для безопасности поездок. Биологию и химию тоже надо знать. Водители всё ещё засыпают за рулём, это весьма опасно. В момент засыпания человек испытывает ощущение неописуемой радости, но эйфория длится недолго. Довольно многие водители любят при повороте на перекрёстке менять полосу движения. Даже если все полосы поворачивают, например, на Т-образном перекрёстке на дорогу с односторонним движением.
Для начинающих водителей самый опасный период вождения – это второе полугодие первого года вождения и первое полугодие второго. Появляется некое ощущение, что уже «ухватил Бога за бороду», можно ездить быстрее, меньше подстраховываться, чаще обгонять и перестраиваться. Это пройдёт, если удастся выжить. И совсем уж дикие поступки – это покупка водительских прав отпрыску на день рождения. Чем думают и какими категориями руководствуются родители, остаётся только догадываться. Молва говорит, что у нас этот подарок обходится в сто тысяч рублей. Какие цены в других городах, не знаю.
Сейчас автомобили в своей основной массе перестали быть роскошью. Если в начале восьмидесятых на автомобиль нужно было около ста минимальных зарплат, то сейчас около сорока. Передвигаться на автомашине удобнее, иногда даже дешевле, если едешь не один, а втроём, вчетвером. На автомобиле удобнее выезжать на природу, в другой регион, в гости, в театр и на спортивные мероприятия. Автомобильные дороги позволили значительно вытеснить речной транспорт, отчасти железнодорожный и воздушный. Доставка грузов «от крыльца до крыльца» - заметное преимущество перед другими. Беспилотные автомобили ещё не скоро вытеснят водителей. До этого времени нужно ездить аккуратно. Расслабишься, и примерно через 777 тысяч секунд твои родственники обязательно соберутся за столом …без тебя.










Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Мемуары
Ключевые слова: Водительские заметки.,
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
Свидетельство о публикации: №1210804427927
@ Copyright: Владимир Константинович Кудренко, 04.08.2021г.

Отзывы


Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1