Сон любви пьеса-фантазия


Сон любви пьеса-фантазия
­Пьеса-фантазия в трёх протеканиях (действиях)

                                                Я — создатель миров иных,
                                              Где искусственны небеса
                                             И хрустальная спит роса.

                                                       О. Э. Мандельштам

Для тех, кто ближе к небу на земле,
Фантазии и вымысел кто любит,
С мечтою не расстанется и в сне
И в яви словно в снах пребудет.
Для тех, кто в жизнь пришёл,
Чтоб тайны разгадать,
В сказаньях, мифологии сокрытых,
В легендах, сказках, чудесах, стихах
Поэта, в бдении ночном добытых.

Действие происходит в сфере фантазии. Лица — персо-
нажи — возникали не сразу. Автор будет давать им имена по
мере их появления.
Происходящее мало имеет сходства с реальной действи-
тельностью, посему будет уместным назвать действия — про-
теканием.

Протекание первое

Представим себе сцену, теряющую свои очертания в дымке лёг-
кого молочно-голубоватого света сквозь который проступают
некие геометрические фигуры. Присутствует и конструкция:
лестница с широкими ступенями, обрамлённая колонами сме-
шанных стилей, но она пока неразличима.
Тихо… Изредка слышится звон капель, напоминающий звук
арфы, по струнам которой пробежал ветер…
Неожиданно из голубизны проступает фигурка в лёгком платье.
Кружится, подняв руки вверх, напоминая большую снежинку.
Останавливается, прислушивается, медленно идет к авансце-
не с протянутыми к нам руками, и мы слышим её. Это Неж-
н о с т ь . Назовем её так.

Не ж н о с т ь

А помнишь… Я вошла. Ты там сидел средь многих, и ореол
вокруг тебя светился золотисто-белый. Там были многие дру-
гие. Я их не видела. Лишь ты блистал сияньем…
А как ты улыбался!
Ты ангелом в тот миг мне показался. Что говоришь? 

(Прислушивается.)

Всегда выдумываю что-то.
Откуда смертному светиться?
Совсем не ангел и в ангелы не метишь?
Как мало знаем мы себя…
И наши жизни — лишь лёгкий контур,
Лишь рябь на глади океанских вод.
Нам не дано прозренье сущностных начал, его истоков.
И наших душ блужданья нам не ясны,
А робкие догадки, случайные намёки усложняют жизни
путь…
И замкнуты дела и мысли в круг, который чаще куб иль
пирамида.
Достигнешь высоты, — вниз, как в бездну валишься.
Не то искал...
И начинай сначала.
Но ты молчишь? Ответа мне не надо.
Мне слов моих довольно на двоих.
Всегда труднее слушать, слышать, чем говорить.
Твой ум готов к развитью и движенью.
Горжусь тобой!
Молчи… Я поболтаю… Постой. О чём я?
А-а-а… Мне вспомнилось, как первый раз тебя я увидала.

Закрывает глаза, кружится.

Знаю. Ты забыл про это, даже если раньше помнил. Впро-
чем, это всё равно. Не в этом дело. И это знаешь сам ты луч-
ше… Я притомилась.

Оглядывается, садится на едва приметный в белом мареве куб,
и нам начинает казаться, что она висит в воздухе.
Вдалеке раздаётся звук арфы, неуверенный и одинокий.

Мне грустно стало, не знаю отчего.

Напевает.

Свеча, и осени пейзаж
И розы на столе.
Случилось раньше,
Не сейчас,
А я в нигде, в нигде.
Как между высью и землёй
Клубятся облака,
Не ведая страны родной
Несутся в никуда,
Так я витаю в пустоте:
В нигде, в нигде,
В нигде, в нигде.

Неожиданно сверху начинают падать огромные снежинки.
Вскакивает, смеётся, ловит их, подбрасывает вверх. Движе-
ния перерастают в танец. Так дети радуются первому снегу…
Арфа откликается мелодией.

Снег я любила, но снежинки эти напоминают больше мне
о лете.
Так радостно от них, но голос твой во мне сейчас затих.

Останавливается. Пытается снова углубиться в себя.
Снежинки исчезают.

Светлеет… Начинают проступать контуры другой фигуры —
Ст а р у х и в длинной тёмной юбке и шали, напоминающей
мантию. Она опирается на увесистую клюку с отполирован-
ным временем набалдашником.

Не ж н о с т ь

(от неожиданности вздрогнув)

Кто ты? Откуда? Здесь одна я и сколько времени — не помню.
Ты кто?

Ст а р у х а

(продолжая стоять неподвижно)

Вопросов много задаёшь. Не всё ль равно, кто я.
Зови — Старуха. Мне имени другого от тебя не надо. А ты?
Зовут как? Нежность?

Не ж н о с т ь
Я не знаю. Не помню. Многое забыла.

Ст а р у х а
И хорошо. Забыла — не важно значит. Было и прошло.

Не ж н о с т ь
Что было?

Ст а р у х а

(Недовольно)

Не счас же родилась.

Не ж н о с т ь
Здесь я давно. Пою, танцую… Снежинки помню.

Ст а р у х а
Это хорошо. И мне по нраву снега чистота. Ещё что ска-
жешь? С тобой мне времени нет долго говорить.

Не ж н о с т ь

(Торопливо)

Сначала я молчала и только вспоминала.

(Радостно)

И вспомнила его! Его лишь образ, но как зовут — не помню.

Ст а р у х а
Это и не важно.

Не ж н о с т ь
Он как бы светом озарён… И с образом его я обрела язык.
Стихи ему читала, пела, танцевала…

(Обрадованно.)

И он мне отвечал. Не то чтоб прямо, а как бы изнутри
меня. И стало мне легко.

Ст а р у х а
Тебе не скучно, значит?

Делает попытку уйти.

Не ж н о с т ь

(Поспешно)

Не уходи! Вопросов лишних не стану задавать.

Ст а р у х а
Да… Вопросы здесь негожи. Учись здесь сердцем сущ-
ность постигать. Быстрее так проходит узнаванье.

Не ж н о с т ь
Узнавание чего? Я здесь впервые. Всё для меня здесь чуждо.

Ст а р у х а
Неужто трусишь? Дрожит душонка, а?

Не ж н о с т ь
Не знаю… Скорее непонятно… Кто я и откуда?

Ст а р у х а
Опять вопросы? Эко невтерпеж.

Поворачивается уйти.

Не ж н о с т ь
Нет, нет. Мне всё равно, кто я и ты откуда. Не оставляй
меня. Прошу, не уходи!

Ст а р у х а

(присаживаясь на выступ)

Ну что с тебя возьмёшь... Побуду
Тут немного.

Нежность приближается к Старухе. Становится светлее, и
мы видим молодую красивую женщину с внятным, властным
лицом. Видимо, нечто внутреннее — знание, умудрённость,
опыт, сквозящие в её облике, — делало её в нашем представле-
нии старухой.

Не ж н о с т ь

(вскрикнув)

Ой! Я думала…

(Замялась.)

А ты…

Ст а р у х а
Ты думала, я древняя старуха и не о чем с тобой нам будет
говорить? Ведь так?

Слышится какое-то шуршание, смех, повизгивание.

Не ж н о с т ь
Ты, кажется, похожа… Нет, не помню.

Из-за шара выглядывает лицо.

Эл ь ф - 1
Она не помнит.

(Смеётся.)

Слышишь, что сказала?

Эл ь ф - 2
Да как не слышать. Странная она. Чудная. Эй! Ты кто?

Заливаются от смеха.

Ст а р у х а

(потрясая клюкой)

Ату... вас! Прочь отсюда, недотёпы. Вам только бы смеять-
ся. Тише, вы!

Смешки и шум затихают.

Не ж н о с т ь
А…

(Боясь договорить, закрывает рот рукой.)

Ст а р у х а

(благ
осклонно)
Это эльфы. Они что дети: дразнятся, смеются, но безобид-
ны и всего боятся. Будь с ними строже, и они уйдут. А волю
дашь — насмешками замучат.

Снова раздаются смешки.

А ну-ка! Буде баловать! Я вот на вас найду управу! Прочь
отсюда.
Пойдите-ка на озеро скорей. Там, верно, утки, лебеди при-
плыли.
Вот с ними поиграйте... Нигде от вас покоя нет.

Эл ь ф - 1
И нет здесь ни уток и ни лебедей.

Эл ь ф - 2
Птиц отроду здесь не бывало.

Не ж н о с т ь
Так мы в нигде? Я это поняла… Но если мы в нигде…

Ст а р у х а
Там Нечто торжествует.

Не ж н о с т ь
Но ты не Н е ч т о. Ты…

Ст а р у х а
Старуха с молодым лицом. (Смеется.) Так кто же я, по-
твоему?...

Не ж н о с т ь
Не знаю. Я ничего не знаю. Почём…

Закрывает рот рукой.

Ст а р у х а
Догадливая. Учишься ты быстро. Ну мне пора.

Намеревается подняться.

Не ж н о с т ь
О нет! Не уходи! Побудь ещё чуть-чуть. С тобой мне так
спокойно. Прошу тебя!

Ст а р у х а
Ну что с тебя возьмёшь… Так говори мне что-нибудь.

Не ж н о с т ь

(задумалась. Не знает, о чём говорить.
После паузы, спасительно)

Его я увидала… Он весь светился.
Так ярок этот свет.
Глазам доселе больно.
И это было как во сне.
Возможно, сплю я… Сплю…
И это всё мне снится…

Пауза.

Ст а р у х а
Недолог твой рассказ. Всё об одном. Так потрясло виденье.

Не ж н о с т ь
Хорошо. Иди. Я знаю лишь вопросы, которые задать не-
льзя… И больше — ничего. В присутствии твоём совсем теря-
юсь и становлюсь малюсенькой девчонкой. Быть может, Эльф
я, но и этого не знаю.

Ст а р у х а
Нет… ты не Эльф. Ты — Нежность. Так тебя прозвали.
А Нежность память не имеет о плохом. Довольно на сегодня.
Пора мне.

Не ж н о с т ь
Постой!

Ст а р у х а
Ну… Говори.

Не ж н о с т ь
А… Это что?..

Закрывает рот рукой.

Ст а р у х а
И что же?

Не ж н о с т ь

(смущенно)

Хотела я узнать…

Ст а р у х а

(укоризненно)

Ты снова о своём.

Не ж н о с т ь
Прости… Здесь хорошо. Спокойно, чисто. Да... Зачем
здесь…

Закрывает рот двумя руками.

Ст а р у х а

(передразнивая, незлобиво)

Вот, вот… (Закрывает себе рот рукой.) Поговорили…
Больше ничего?

Смеется.

Нам рот на то и дан, чтоб вовремя закрыть… Пошла я.

Не ж н о с т ь
А свидимся ли снова?

Ст а р у х а
А как же? Как же без тебя?
Ты — доброты любой основа,
Ты — знак невинный бытия.

Удаляется, посмеиваясь.

Не ж н о с т ь
Странно как… Не думать лучше мне об этом. Кто я? Мне
непонятно и сейчас. Я — просто я, и всё! А эти эльфы… Они
смешливы, шаловливы и, я признаюсь, очень милы. Так здесь
я не одна?

Оглядывается, прислушивается.

Не вижу никого. Как скучно. Вот разве что уснуть.

Прилегла и теперь висит в воздухе.

Не спится что-то.

Перелив арфы.

О эта арфа! Не могу уснуть…

(Удивлённо.)

Я словно чей-то голос слышу. Постой, постой. Ещё раз
повтори.

Го л о с

(набегающий волнами)

Здесь холодно и редок солнца луч,
Его касанье больно нестерпимо,
А облака — подобье ватных куч,
Огромны — проплывают мимо.
И странствуя, блуждаешь ты один...
Тут день и ночь для нас неразличимы.
И каждый здесь и раб, и господин,
И каждого мы чтим и каждым чтимы.
Но вряд ли кто родных здесь узнаёт…
Когда случайно друга заприметил,
Он знак ему таинственный даёт,
Но сам не ждёт, чтоб тот ответил...
Здесь время исчезает и года
Летят секундами земного протяженья.
Нас держит здесь во власти та звезда,
Что возвещала на земле рожденье.

Не ж н о с т ь
Откуда ты и кто ты? Покажись!
Тебя понять хочу я и тебе ответить.
Возможно, чей-то Дух ты? Ангел? Херувим?
И как меня ты заприметил?

Го л о с

(удаляясь, слабея)

Я ослабел, устал, сказать не в силах боле.
Прощай... Тебя я, странствуя, искал…
Порадуйся своей беспечной доле…

(Издали.)

Про-ща-ай…

Не ж н о с т ь
Прощай… Но кто же это был?
Нет! Ничего понять не в силах… Как странно…
Где мебель? Стол? И где кровать? Кубы, углы тупые…
Шар…
На нём чтоб танцевать?
Из-за шара снова смешки.
Кто здесь?

Смешки громче.

Выходи!

Смешки еще громче.

Вот я вас сейчас.

Направляется к шару. Оттуда с хохотом, делая уморительные
рожицы, разбегаются в разные стороны эльфы.

А, это вы! Как хорошо, что вы пришли. Я рада.

Переглядки, смешки, дразнение.

Не верите? Я рада. Давайте с вами поболтаем. Так… Ни о
чём.

Эльфы совсем расшалились: прыжки, кульбиты, рожицы...

Сейчас я вас поймаю!

Начинается веселая игра в догонялки, которую можно органи-
зовать в хореографический этюд… Наконец устали и попадали
кто куда и теперь лежат, болтая ножками.

Эл ь ф - 1
Уф… Устал.

Эл ь ф - 2
И я. Весело как было!

Эл ь ф - 1
Мне тоже весело. И я устал!

Не ж н о с т ь
Я вас успела полюбить.

Эл ь ф - 1
Этого нам только не хватало.

Эл ь ф - 2
Нас все гоняют.

Эл ь ф - 1
Будто всем мешаем.

Эл ь ф - 2
Они считают нас за глупеньких детей.

Не ж н о с т ь
Они не правы.

Эл ь ф - 1
Это точно!..

Эл ь ф - 2
Мы слышим, видим всё.

Эл ь ф - 1
Везде бываем.

Эл ь ф - 2
И тайны все… Про всех мы знаем.

Не ж н о с т ь
Так, значит, тут присутствуют…

Эл ь ф - 1
Ой! Я ж говорил тебе, чтоб лишнего — ни-ни.

Эл ь ф - 2
Ты начал сам.

Эл ь ф - 1
Да-да. А ты продолжил.

Эл ь ф - 2
Но начал ты.

Эл ь ф - 1
Всегда я виноват.

Эл ь ф - 2
Ты за него?

Эл ь ф - 1
Да нет… Я так... Случайно. Всегда ты прав.

Эл ь ф – 2
Да нет и ты. Ты прав.

Эл ь ф - 1
Пошли скорей. Пока…

Не ж н о с т ь
А я?

Эл ь ф - 2
Ты первая, кто нас не гонит.

Эл ь ф - 1
Да, первая… Побудь пока одна. До скорой встречи!

Не ж н о с т ь

(робко)

Постойте.

Эл ь ф - 1
Мы не можем.

Не ж н о с т ь
Чего?

Эл ь ф - 2
Пошли, пошли скорей. Вдруг скажем что не так.

Убегают.

Не ж н о с т ь

(вдогонку)

Я буду ждать вас. Приходите… Поиграем.

Некоторое время бесцельно движется по сцене в поисках заня-
тия… Поднимается на шар, и нам кажется — парит в воздухе.

А я тебе не все слова сказать успела…
Слова, что зарождались в сердце.
Они — возвышенные… Их не говорят,
Но между слов обычных
Они сквозили и светились.
(Слышал ли ты их?)
Радужным сияньем
Твой образ плыл ко мне…
И мне казалось, ты
Так весело и ласково глядишь
И от тебя исходит дуновенье,
Подобное тому, что источают степи,
Иссушенные солнцем знойным,
Когда над ними воздух плывёт
И чуть дрожит…
Но, может, это только мне казалось?

Оглядывается.

Дай мне знак хотя бы,
Что чувствовал ты то же, что и я…

Снова оглядывается в поисках знака.

Хоть и молчишь, я верю в силу
Сердца твоего, любить способного
Возвышенно и тонко, встречаясь душами во снах,
Плескаясь в струях света...
Но ты молчишь и не даёшь ответа.

Погрустнела, спускаясь вниз, бормочет.

Так я витаю в пустоте…
В нигде, в нигде,
В нигде, в нигде.

Из марева проступает сидящая фигура. Это Поэ т.
Он пишет, рвёт, комкает, бросает, снова пишет.

Нежность подходит, стоит в отдалении, не решается с ним
заговорить.

Поэ т

(хватается за голову, стонет)

О-о-о! Все это было! Сто раз было! И облака, и птицы, сол-
нце и луна… Томленье, роза, мленье, нетерпенье. Бездарно!
Я бездарен! Одно название: поэт!

Не ж н о с т ь

(тихо)

Так ты — Поэт. 

Поэ т

(несколько смутившись)

Ты здесь давно? Ты видела, как я…

Не ж н о с т ь
Стихи ты сочиняешь. А это трудно?

Поэ т

(польщенный вниманием)

Так, пустяки. Безделица одна.
Поёшь, как птичка.

Не ж н о с т ь
Но это трудно — рифмовать.

Поэ т
Нисколько. Сноровка — боле ничего и опыт. Опыт, несом-
ненно, нужен. «Ни дня без строчки», как учил один поэт. Э-э…
Не помню имя. Это и не важно.

Не ж н о с т ь 
А-а-а… Понятно. Каждый день по строчке. Прочти мне
что-нибудь.

Поэ т
Не знаю, право. Как-то не готов. Сегодня я не в форме.
Настроение у меня не то.

Не ж н о с т ь
Сегодня строчка не сложилась?

Поэ т
Уф-ф! Такое каждый день бывает.

Не ж н о с т ь
Я слышала, ты говорил: всё сказано другими.

Поэ т
Да. Похоже, так. Слова все эти, рифмы, строки…
Ты ждёшь, чтоб преподал тебе поэтики уроки?

Не ж н о с т ь
Люблю стихи и слушать я готова.

Поэ т

(приосанился)

В нашем деле важней всего… Что думаешь на этот счёт ты?

Не ж н о с т ь
Строфа!

Поэ т
Строфа — не спорю… Но главное…

Не ж н о с т ь
Рифмовка.

Поэ т
Рифмовка — это важно. А ещё?

Не ж н о с т ь
Наплывы чувств, любовь…

Поэ т
Само собой, и всё же…

Не ж н о с т ь
Не знаю. Но что же, право?

Поэ т
Строфа, и рифма, и любовь — всего лишь приложенье.
А главное?

Нежность молчит.

А главное… Пошевели мозгами.

Не ж н о с т ь
Настроенье?

Поэ т
И это хорошо. Но главное…
Скажи. Ты знаешь. Должна ты знать.

Не ж н о с т ь

(радостно)

Вдохновенье!

Поэ т
Вот это ближе. Говори же, что?

Не ж н о с т ь

(огорчённо)

Смысл, содержание…
Композиция, сюжет?

Поэ т

(поморщился)

Всё это так… Близка была ты, но ушла в детали.

Не ж н о с т ь

(Тихо)

Не знаю… Талант, возможно.

Поэ т
Это непременно. Всё есть. Поэт имеет и талант, но если…

Не ж н о с т ь

(подскочила, хлопнула в ладоши)

Муза не придёт!
Муза! Муза! Муза!

Поэ т
Вот молодец! Главное, бесспорно, Муза!

Поэт и Нежность, взявшись за руки кружатся, повторяя.

Муза! Муза! Муза!

Не ж н о с т ь
Я отгадала!

Поэ т
Ещё бы! Я подсказал.

Не ж н о с т ь
Ты говорил, что вдохновенье близко к цели.

Поэ т
А вдохновенье… Думай — от чего?

Не ж н о с т ь
Но я сказала… Муза! Муза!..

(Растерянно.)

Но мне сейчас вдруг показалось, что музы здесь живут.

Поэ т

(забегал, испуганно-картинно оглядываясь)

Тс-с-с…
Об этом… Чу! Ни слова! Об этом здесь не говорят.

Не ж н о с т ь
Но муза — это некий образ…

(Оглядывается, словно надеясь увидеть Музу во плоти.)

Нечто неживое. Некая идея…

Поэ т
Идея! Идея… И Муза существует, значит!

(Словно впервые видит Нежность.)

Откуда ты? Тебя не видел раньше.

Не ж н о с т ь
Я? Не знаю. А что?

Поэ т
Вот… Вот!

(Снова забегал.)

Попался. Предупреждали же меня.
А я увлёкся, нет, отвлёкся. В общем, мой разум отстаёт от
чувств.
И так всегда. Который раз я попадаюсь. Опыт меня не
учит. О, я — устал!

Садится, обхватывает голову руками.

Не ж н о с т ь

(нерешительно приближаясь)

Прости… Я тоже… Вопросов я не стану задавать.

Поэ т
Куда уж! Всё теперь сначала. Так бесконечно много, много
раз.

Не ж н о с т ь
Я понимаю.

Поэт

(удивлённо)

И у тебя такое?

Не ж н о с т ь
Конечно, тут же забываю про всё плохое. Как бы не было
его. Вернее, помню, но прощаю… Прощаю всё, но помню обо
всём.
И помня — забываю.

Поэ т
И ты?
Не ж н о с т ь

Забываю.

Поэ т
Мы так похожи! Мы похожи очень! Не чудо ль это? Чудес-
но! Как чудесно!
Я сразу это понял! Я просёк! О, это чудно! Чудно!

Взбегает на куб, с него перепрыгивает на шар.

Я — не один. Ты — есть! И мы — похожи!
Я напишу великие стихи! И все поймут, что все похожи!
Похожи все, хоть внешне и не схожи!
О Муза, Муза! Я — поэт!

Из-за шара выскакивают эльфы, прыгают, смеются, резвятся.
Слышатся выкрики: «Поэт и Муза, вдохновенье…
Они похожи…»

Поэ т
Приди же, Муза! К творчеству — готов! Я — вдохновлён!
Да… Слышу голос твой!

Поэт замер, едва держась на шаре, с откинутой назад головой
и поднятой вверх рукой. Шар медленно поплыл на зрителя.
Поэт громко, счастливо, заливисто читает.

Как чист поток — источник всех времён,
Как радостно сверкает он на солнце
И сколько в нём неузнанных имён,
И сколько взглядов из его оконца…
И звук его так благостен, так нежен,
А переливы звонки и легки.
Он дарит каждому надежды,
Он избавляет от тоски.
И струи крепки у него, упруги,
Прозрачность отражает синеву.
И воды мира — все его подруги —
Журчат и грезят наяву…
Хрустально чист источник вдохновенья!
И Музы пьют здесь капли на лету
В незыблемом и истинном прозренье:
Восславить Мир, Творца и Красоту!

Аплодисменты, возгласы: «Великолепно, блестяще, браво…»
Поэт несколько картинно раскланивается, забрасывая вообра-
жаемый шарф за плечо, спускается на сцену, прохаживается,
выпятив грудь и надув щеки, изображая важность.

Уф! Волшебница — явилась! Я ощутил её присутствие!
Я счастлив! Вполне счастлив!

(Обеспокоенно.)

Поклонники потом… Мне надо немедленно записать, пока
не забыл.

(Уходит, бормоча.)

Муза и вдохновение, вдохновение и Муза…

Тут же исчезают эльфы. Возможно, увязались за поэтом, воз-
можно, спрятались за шар.
Нежность поднимает скомканный листок, разглаживает,
читает.

Поэт и птица
Поэту петь — что птице говорить:
У птицы настроенья не бывает.
Она поёт — поэта вдохновить.
В естественности птица пребывает.
Поэт зависим. Петь — его удел.
И жизнь сгущает краски поневоле…
Услышать звук и ритм найти — предел
Его желаний, петь и петь на воле.
Так песни птиц нас радуют весь день,
Коленце звонкое улыбку вызывает.
Поэт молчит и бродит, словно тень,
Пока для рифмы слово подбирает…
Но вот готова новая строка,
И радостно поэт вздыхает
И птице машет вслед рукой: «Пока».
День прожит был не зря! Он это знает.

Странно… Почему птица? Здесь только эльфы.
А может, нет? Я ничего не знаю… Возможно…

(Смотрит вокруг.)

И только эльфы...

Танцует, напевая:

О, там, за рекой,
На другом берегу,
Свобода, покой,
Цветы на лугу.
Там рожь колосится,
Прохлада в тени,
Русалка томится,
Там ясные дни,
Лазурны озёра,
Сребрится река,
Морского простора
Манит глубина.
Там рыцарь из сказки
К принцессе спешит,
Там в блеске зеркальном
Застыл малахит.

Очертания декорации теряются в мареве тумана.

Затемнение.

Протекание второе

Марево начинает рассеиваться… Отдалённые звуки арфы, ше-
лест крыл или ветра, пробегающего по кронам деревьев... Мы
видим широкие ступени, колоны, статуи божеств. Постепенно
очертания становятся отчётливей… Стоят, сидят, возле-
жат фигуры.

Шум крыл. Довольно громкий перелив арфы.

Худ о ж н и к
О, эта арфа!

Ф и л о с оф
О, эти крылья!

Поэ т
(Тревожно)
У арфы крыльев нет.

Уч е н ы й
Но звук — всегда.

Де в а - 1
Какие крылья. Это — ветер.

Поэ т
И ветра шум, как взмах крыла. Неплохо. Надо записать.
Записывает.

Де в а - 2
(вышивающая)
Здесь ветра не бывает.

Поэ т
(удивлённо)
Откуда шум тогда?

Де в а - 3
(занимающаяся живописью)
От крыльев.

Поэ т
(взволнованно)
Но крылья-то откуда?

Де в а - 1
(вздыхает, поднимая вверх глаза)
Ох-х!

Ф и л о с оф
(многозначительно)
Крылья сами по себе не могут быть.
Они — есть принадлежность…Чья-то.

Худ о ж н и к
Я бы добавил здесь белил и охры. Тогда засветится и отте-
нится золотистый тон.

Де в а - 3
Да, да… Спасибо. Будет лучше так. Я это вижу.

Худ о ж н и к
Живопись, скажу я вам, при взгляде — сразу каждому по-
нятна.
  
Уч ё н ы й
А если живопись абстрактна?

Худ о ж н и к
Любое полотно ты сразу видишь. Познание происходит
враз, мгновенно.

Ф и л о с оф
Мгновенно — это как сказать… Ведь мыслить должен че-
ловек. А мысль — течет во времени, то бишь развитие имеет.

Худ о ж н и к
(волнуясь)
Он смотрит — мыслит. Передача в мозг идёт мгновенно.

Ф и л о с о ф .
(неожиданно)
После нас и до нас — вечность...

Поэ т
Интересно…
(Читает вдохновенно.)
Как время милое струится,
Как быстро прошлым стать спешит...
Бывало ли кому томиться
И время мыслью торопить?
Нет ничего его бесстрастней,
Неутомимей и верней.
Оно плывет в пространстве вечно
Ритмичным угасаньем дней.
И метит время неизменно
Природы неприметный бег.
Неумолимо, безвозмездно
Теряет время человек.

Девы аплодируют.

Уч ё н ы й
Вот, вот… Правильно высказал Поэт: Неумолимо, безвоз-
мездно его теряет человек.

Худ о ж н и к
Продолжим… Вы смотрите, и картина сразу говорит обо
всём. К сознанию, значит… мм… обращена.

Уч ё н ы й
И к подсознанию даже.

Пр о з а и к
Понятно, не к ноге.

Худ о ж н и к
Не смешно! Это не роман… Картина — зритель. Читается
мгновенно.

Пр о з а и к
Мгновенно и уходишь. Не то что с книгой. Длительность
взаимного общенья развивает. Ты погружаешься в среду. С ге-
роями живёшь, их любишь, с ними умираешь.

Худ о ж н и к
И веришь в вымысел… Не жизнь, но ложь.

Пр о з а и к
Искусства в этом сила!

Ф и л о с оф
Глаза — смотреть, язык — молчать, а уши — слышать.

Пауза.

Уч ё н ы й
Хм-м.

Поэ т
Кхе-кхе.

 
Ф и л о с оф
Мм-м.

Де в а - 1
Цветы нежны. Их аромат — целебен.
Мелодичные переливы арфы.

Уч ё н ы й
Это звук кифары.

Ф и л о с оф
Всё равно что арфы.

Уч ё н ы й
Кифара — инструмент для Аполлона.

Пр о з а и к
Предтеча арфы, как я понимаю.

Уч ё н ы й
Кифара золотая Аполлона, или лира. Солнечный Мусагет
играл на ней чудесно. Орфею подарил он лиру золотую, и тот
прославился навеки.

Поэ т
Какое слово: нежность. К цветам подходит, музыке, стихам.

Уч ё н ы й
Да, кстати, Нежность…
Все переглядываются.

Поэ т
(растерянно)
Что Нежность?

Худ о ж н и к
Ты что, не знаешь?

Поэ т
Нежность я люблю.

Девы улыбаются.
Цветы, трава, деревья и ручей — всё дышит нежностью.

Де в а - 2
А-а-а… Он не знает.

Де в а - 3
Он весь в поэзии… В стихах.

Поэ т
(с любопытством)
Что? Что?

Девы многозначительно улыбаются.

Де в а - 1
(уклончиво)
В общем, ничего… Безделица, и только.

Ф и л о с оф
Всем нежности на свете не хватает… Как, впрочем, и любви.

Пр о з а и к
Любовь понятна больше мне…

Ф и л о с оф
Как проявленье страсти?

Пр о з а и к
(вскинув голову)
Не только.

Уч ё н ы й
Скажи, скажи… Как мыслишь о любви?

Ф и л о с оф
То ты не знаешь.

Уч ё н ы й
Всё же интересно, как представитель, так сказать, словес-
ности изящной об этом скажет.

Ф и л о с оф
Тогда к поэту с этим лучше. О чём он может петь, как не о
любви. Ну что, поэт?

Поэ т
Любовь — понятие огромное. Она — во всём. Любовь во
всём разлита.

Ф и л о с оф
Но ты конкретней, ближе… Слишком говоришь простран-
но.

Поэ т
(взволнованно)
Любовь… Любовь… Это такое! Это как воздух.
С утра лишь просыпаясь, мы начинаем всё любить. И утро,
и восход, и солнце, небо… И потому — живём. Но вряд ли со-
знаём, что каждое мгновенье любовью дышим и любовь мы
пьём.

Девы тихонько зааплодировали.

Де в а - 1
Красиво.
Де в а - 2
Это правда. Так оно и есть.
Де в а - 3
Пока мы любим — мы живем.
Поэт, удовлетворённый, отходит в сторону, присаживается,
записывает.
Ф и л о с оф
Любовь иссякла — ненависть на смену и смерть.
Пр о з а и к
Отсюда войны, распри, терроризм: любовь иссякла...
Мы все рождаемся с инстинктом — жить! Мм-м… Выхо-
дит, ненависть — не что иное, как антипод любви и, значит,
отрицание её.
В широком смысле — отрицание себя, другого, целый мир.
Ненависть есть явная ущербность и не присуща Богу.
Пр о з а и к
Смерть — истощение любви. Мысль эта не нова, но инте-
ресна… Любовь иссякла — наступает смерть. В чистом виде,
ненависть есть отрицание любви и, значит, жизни.
Ф и л о с оф
И отрицание себя, а значит, и другого, мир в целом… Нена-
висть есть явная ущербность.
Пр о з а и к
Так вот где кроется этот пресловутый комплекс неполно-
ценности: в недостатке любви. Её же недостаток пропорцио-
нален дефициту инстинкта жизни данного субъекта.
А ненависть, как результат, есть отрицание любви и жизни.
И это всё сокрыто в генах.
Ф и л о с оф
Человек — сложнейшее создание.
Пр о з а и к
Всё раньше началось… В обидах тягостных, другому на-
несённых, зверствах разных. И опыт этот в ген запечатан на-
крепко.

Уч ё н ы й
И множится…
Ф и л о с оф
Но опыт свой у каждого и учит ли?
Пр о з а и к
Отрицаньем страданий изведанных?
Ф и л о с оф
В страданиях — растёт душа!
Пр о з а и к
Красивые слова — не боле.
Уч ё н ы й
В том смысле, что бежит страданий.
Пр о з а и к
(смеётся)
Как это верно… Никто и впрямь страдать не хочет.
Ф и л о с оф
Сам не страдаешь — не поймёшь страдание другого.
Пр о з а и к
Видеть, как другой страдает, — страдание не большее ль?
Ф и л о с оф
Сердца не все открыты милосердью.
Пр о з а и к
Увы… Увы, но это так. Иначе б на земле вновь воцарился
рай.
Девы вздыхают. Печальный перелив арфы.
Уч ё н ы й
(тихо)
Опытным путём всё прояснилось.
Де в а - 1
Ах этот опыт! А без опыта нельзя? Есть вещи, явные на-
столько, что опытным путем доказывать — безумство!
Уч ё н ы й
Опыт и только опыт есть венец науки. Вне опыта идея есть
химера. В лучшем случае — гипотеза.
Де в а - 2
Теории на что?
Де в а - 3
Течения различные?
Де в а - 1
Прозрения пророков?
Уч ё н ы й
(важно)
Я дал вам несколько уроков.
Вы — правы.
(С почтительными поклонами девам.)
Идей блуждает в мире — море.
Пр о з а и к
Вот неправда. Идей всегда как раз и не хватает.
Поэ т
Прозаик прав: всё сказано, всё спето.
Вздыхает.

Уч ё н ы й
У вас, поэтов. А у нас познание лишь начинает путь, кото-
рый бесконечности подобен. И только опыт — плотность, та
основа, тот камень на который можешь ты вступить, дабы в
потоке вод не захлебнуться. Ведь так, Философ?
Ф и л о с оф
(задумчиво)
Опыт? Хм… хорошо…
Но без теорий, там… гипотез опыт невозможен.
Уч ё н ы й
С тобой согласен: опыт без расчётов и теорий — никуда.
Ф и л о с оф
Хм. А волновая функция квантовой механики не поддаёт-
ся эксперименту. Невидим и эфир и многое чего. Невидимого
больше, чем видим.
Поэ т
(звонко)
Есть идеи! Их невозможно опытом проверить…
Опыт — близорук. В идеи нужно верить! Лелеять их! Лю-
бить, как праздник, как мечту! И к ним душой стремиться!

Шум от взмаха крыльев.

Вот слышите? Взлетела птица!
Де в а - 1
(потупив глаза)
Но птиц здесь нет.
Де в а - 3
Они здесь не летают.
Де в а - 2
Поэт всегда об этом забывает.
Грустно вздыхают.
Поэ т
Ну хорошо! Не птица… Ангел, Херувим, а может, Сера-
фим?
Из-за колонны высовываются эльфы.
Эл ь ф - 2
Он до сих пор не знает!
Эл ь ф - 1
Он думает, что спит.
Эл ь ф - 2
Тогда и все здесь спят.
Эл ь ф - 1
Какие ангелы? Какие серафимы?
Эл ь ф - 2
Еще и херувимы!
Эл ь ф - 1
Он видел их хоть раз?

Давятся от смеха… Поэт чувствует себя не в своей тарелке
от безобидных смешков: трёт лоб, отходит к колонне,
прислоняется, стараясь с ней слиться.

Эл ь ф - 1
В стихах о них он пишет, а не видел.
Эл ь ф - 2
Он чудик, чудик. Совсем чудной!

Прыгают, смеются.
 
Пр о з а и к
(шутливо)
Довольно, поигрались, помолчите!

Эльфы заливаются от смеха.

Ф и л о с оф
Учил я вас: подслушивать — нехорошо!
Эл ь ф - 2
А плохо!
Эл ь ф - 1
Подсматривать — нельзя.
Ф и л о с оф
А вы?
Эл ь ф - 1
Не слушаемся. Мы — проказники.
Эл ь ф - 2
Нам нравится подслушивать.
Эл ь ф - 1
Нам нравится подсматривать.
Ф и л о с оф
А вот я вас!

Начинается веселая игра в погоню, постепенно перераста-
ющая в шуточный танец, захватывающий всех. Возникает
ощущение общей любви, радости, счастья.
Появляется Нежность. Робко останавливается. Её тихонечко
подталкивает Старуха.

Ст а р у х а
Ну, ну… Иди, иди… не бойся. Не укусят. Но только язычок
попридержи: с вопросами поосторожней.

Стукнув палкой, громко всем.

Я привела к вам Нежность.
Слово «нежность» волной прокатилось среди присутствующих.
Поэ т
(протяжно)
Нежность!
Побледнел, облокотился о колонну, сполз вниз, теряя сознание.
Де в а - 3
Что с ним?
Де в а - 2
Он в обморок упал.
Де в а - 1
(прыскает ему в лицо водой)
Как впечатлителен. Совсем мальчишка. С ним нужен глаз
да глаз.

Поэт приходит в себя.

Поэ т
Мы уже знакомы.
Де в а - 1
Откуда?
Де в а - 3
Быть того не может.
Де в а - 2
Он словно бредит.

Ст а р у х а
Встречайте гостью. Ей представьтесь.

Все засуетились, наводя порядок. В центре появилось
кресло-трон, на который Старуха торжественно усаживает
Нежность.
Раздаются приподнято-радостные звуки арфы.

Ф и л о с оф
(припадая к ручке)
Любомудрствовать — моя стихия, а цель моя — постичь
смысл жизни!
Не ж н о с т ь
Ты близок к завершенью?
Ф и л о с оф
(смутился)
Идея… так сказать, неуловима.
Пр о з а и к
Смысл жизни в том, чтоб жить.
Ф и л о с оф
И жить — неплохо! И… мыслить!
Пр о з а и к
А если мысли коротки?
Ф и л о с оф
(назидательно)
Смысл жизни… Э-э-э…
Де в а - 3
В том, чтобы любить?
Ф и л о с оф
Хм-м-м… И в этом тоже.
С поклоном отходит в сторону.
Пр о з а и к
Разрешите мне представить самого себя: Прозаик. Зани-
маюсь познанием глубин души и типов поведения в стандарт-
ных или нестандартных обстоятельствах и труд свой тяжкий
уважаю. Даёт нам книга понятие о людях и облегчает тем
вступление во взрослый мир.
Уч ё н ы й
(учтиво улыбаясь)
Но опыт нас не учит. И раны наносятся такие, что и вре-
мя их не лечит. Горазд Прозаик поболтать, хлебом не корми.
А я — Учёный! И буду краток: науку движет опыт, опыт и ещё
раз — опыт!
Пр о з а и к
А ну как если опыт не поставить?
Уч е н ы й
Так грош цена теории такой.
Ф и л о с оф
Опыт — неплохо, но трудоёмко, длительно и скучно.
(Приосанился.)
Я на всё имею мненье.
Уч ё н ы й
Наука любит труд, не скороспелость. Трудом наука дви-
жется вперёд.
Пр о з а и к
Вот именно — с трудом.

Общий смех.

Худ о ж н и к
Представиться мне разрешите. Влюблён я в краски мира и
рисую, в бессилье передать на полотно восторг от сочетанья
семи цветов. А посему — маляр.
Не ж н о с т ь
Да нет — Художник, раз творите мир в пространстве по-
лотна.
Худ о ж н и к
Премного благодарен. Сказали вы красиво.
Галантно раскланивается.
Де в а - 1
Я Дева. Страсть моя — цветы. Поэзию же просто обожаю.
Де в а - 2
Я рукоделие люблю. Стихия — танцы.
Де в а - 3
А я пытаюсь живопись постичь.

Смотрит вопросительно на Старуху.

А где другие?
Ст а р у х а
Они… Разъехались по отпускам. Не скоро будут... Ну а ты,
Поэт? Не медли. Твой черёд.
Поэт подходит, слегка пошатываясь, падает на колено,
прижимает руку к сердцу.
Поэ т
Я… Я покорен!
Не ж н о с т ь
(тихо)
Вставай. Никто не падал на колени. Неловко право.
Вставай скорей.
Поэ т
(Восторженно, прикрыв глаза)
О диво дивное! О чудо из чудес! Я встретил Неж-но-сть,
значит, музы есть!
Ст а р у х а
(недовольно)
Опять он про своё… Он образ, вымысел за правду прини-
мает… И ищет музу он везде, хотя сам знает, что музу ни один
поэт ещё не встретил, явно не увидел, а лишь в фантазиях сво-
их приветил, в стихах воспел…
Поэ т
Пока не встретил.
Ст а р у х а
(махнув рукой)
Снова за свое. Теперь представлюсь я.
Не ж н о с т ь
(несмело)
Мы… знакомы.
Ст а р у х а
Тем лучше. Можешь звать меня Старуха дальше.
Не ж н о с т ь
Но ты красивая и молодая. Вовсе не старуха.

Все по-новому, оценивающе смотрят на Старуху и видят её
как бы впервые.

Пр о з а и к
Х-мм. Она красива.
Ф и л о с оф
Молода.

Уч ё н ы й
И царственна!
Поэ т
И мать всех муз!

(Громкий перебор арфы и мощный взмах крыл.
Шум крыльев!

Поэт бежит в направлении шума.)

Не вижу никого.
Де в а - 1
Птиц здесь не бывает.
Поэ т
Но это шум от крыльев. Ведь музы могут и летать!
Де в а - 2
Снова он чудит.
Де в а - 3
То ветер пробежал по струнам.
Поэ т
(страстно)
Да что вы в самом деле! Взмах крыльев не в силах и от вет-
ра отличить!
Де в а - 1
Ветер, крылья, кифара, арфа… Мы так привыкли к ним,
что даже и не слышим.
Поэ т
Вы слышать не хотите!
(Бросается к Нежности.)
Но ты же слышала! Скажи! Ведь это шум от крыльев?

Нежность беспомощно оглядывается. Каждый, кроме Стару-
хи, делает ей какой-то знак: палец к губам, закатывает глаза,
закрывает уши.

Чего же ты молчишь?
Не ж н о с т ь
(неуверенно)
Может быть, они не слышат вправду, а слышишь ты
один.
Поэ т
Но я же не безумец!
Не ж н о с т ь
Поэтам слышать суждено особо. На то ты и поэт.
Поэ т
(растерянно)
А мне казалось, я такой же, как и все.
Так значит, я отличен от других и лучше слышу?
Не ж н о с т ь
Несомненно…
Ф и л о с оф
(обиженно)
Чем же он другой?
Пр о з а и к
Не может быть он лучше лишь оттого, что слышит шелест
крыл.
Уч ё н ы й
Ему порядка, дисциплины не хватает и точности, которую
блюдёт ученый.
  
Де в а - 1
У него метанья.
Де в а - 3
Вечные сомненья.
Де в а - 2
И поиски утраченных иллюзий.
Худ о ж н и к
Он постоянно в фантазиях витает.
Пр о з а и к
Так чем же лучше он?
Не ж н о с т ь
Я не сказала: лучше. Просто он другой. И с этим надо всем
смириться.
Де в а - 3
Он нежен и раним душой.
Де в а - 1
С ним обращаться нужно, как с младенцем.
Де в а - 2
Не обижать, не гнать, а слушать, слышать.

Легкий перелив арфы.

Ф и л о с оф
Меня давно устали слушать.
Пр о з а и к
Меня — внимательно читать.
Уч ё н ы й
Ну а наука на многих уж давно наводит скуку.
Не ж н о с т ь
Поэта легче нам понять. Он краток. Песнь его изящна.
К тому же в мыслях ускользание в миры иные… И новизна.
Поэ т
(с жаром)
Какая новизна? Всё сказано другими. Я — повторяю,
повторяюсь, вторю.
Не ж н о с т ь
Но вдруг мелькнёт искрой наитье, как в тех стихах, что
про источник. В них свежесть, словно воздуха глоток.
Поэ т
(обрадованно)
Правда? Вышло ничего? Спасибо. Я польщён!
Не ж н о с т ь
Прочти стихи, какие хочешь.

Поэт неуверенно оглядывается. Все улыбаются,
кивают головами.

Де в а - 1
Мы просим.
Де в а - 3
О, не волнуйся так.
Де в а - 2
Смелее же. Мы ждём.
Поэ т
Уф!.. Слова я позабыл. Я так волнуюсь.
(Забегал нервно по сцене.)
Так что же почитать? О, может, это… Как же там начало?

Пр о з а и к
Вот так всегда. Как почитать попросят — он ни звука.
Ф и л о с оф
Уж больно нервозен.
Уч ё н ы й
Дисциплины нет. Я дал ему совет: записывать. И что же?
Стихи ты записал?
Поэт шарит по карманам, за пазухой, достаёт какие-то
листочки, они разлетаются… Он бегает, поднимает, читает,
засовывает снова в карманы…
Поэ т
Не то. Не то… О, Боже! Но почему забыл я записать?

Девы, переглянувшись, усаживаются за арфы. Голубым светом
освещены девы, в то время как колонны заливаются
золотистым тоном.

Де в а - 1

Мы посвящаем эту песнь Поэту.
(Поют чистыми, нежными голосами.)

С чего начать? К чему стремится слово?
И где таится жизни всей основа?
Поэт грустит, тоскует целый день.
Он Музу в гости ждёт, а видит — тень.
То тень от дуба, тополя, берёзы…
О, Музы нет — и у Поэта слёзы
Готовы брызнуть… Да, он утомлен.
Он Музу ждёт с запамятных времен...
Луна взошла и сад весь осветила.
Бесстрастно смотрит круглое светило…
Чрез озеро дорожка засверкала,
По ней мелькнула Муза — и пропала.
Где отдыхает Муза — на луне?
Поэт дрожит и мечется во сне.

Возгласы: «Браво, замечательно, великолепно!»
Поэ т

Спасибо. Я польщен! Я… Тронут… Я… Почти до слёз.
Поклон вам от поэтов всех времен!
(Раскланивается перед девами.)
Теперь готов прочесть и я.
Не будьте строгими, друзья.
Тата-та-та… Не помню строчку.
Де в а - 1
Читай, что помнишь.
Де в а - 3
Смело и… экспромтом.
Де в а - 2
Прочь прогони волнение и страх.
Поэ т
Та… та… та… та… Шумит прибой.
(Лёгкий смешок. Поэт растерянно озирается.)
Шумит прибой…
(Смешки, хмыканье, шиканье.)

Шумит прибой. То океан красу наводит,
Сметая мусор и следы людей…
Луна, красуясь, в небо входит —
Царить меж звёзд, чтоб красотой своей
На глади вод двоиться и плескаться,
Дорожкой серебристою иль мостиком казаться,
В безмерности космических просторов,
Своим свеченьем — избежать повторов.
Математический расчёт и ряд:
Планет, светил — блистателен парад.
И каждому своё: земным — земное,
Любить и восторгаться красотою
И славить Бога каждую секунду бытия,
У муз вымаливая вдохновенья.

Громкие аплодисменты.

Де в а - 3
Браво! Браво!..
Де в а - 1
Я восхищена.
Де в а - 2
Замечательно!
Пр о з а и к
Позвольте, дорогие, мне вмешаться. Давайте разберёмся...
О чем Поэт поведал нам в стихах? Что нового сказал?
Нет, должен вам признаться, стихи его наводят тоску, не-
нужное томление и всё такое…
Ф и л о с оф
Не будьте, друг мой, слишком строги. Поэзия полна тре-
воги. Она вся — слёзы, стон и боль. От критики меня уволь…
Уч ё н ы й
Постойте, други! Сказать мне хочется о том, что я в поэ-
зию влюблен!
Пр о з а и к
(примирительно)
Стихи — стихами, проза — прозой. Нам конкурировать
не гоже. Я прозой изложу в томах, что ты прочёл в своих сти-
хах.

Худ о ж н и к
Много света.
Де в а - 2
Есть мысль.
Де в а - 3
И смысл.
Де в а - 1
Прекрасно!
Пр о з а и к
Слишком коротко.
Ст а р у х а
Ну что же… Вечер удался на славу. Спасибо всем,
А Нежности — особо.

Каждый возвращается к своим делам. Старуха величественно
удаляется, получая прощальные поклоны.
Нежность подходит к Поэту.

Не ж н о с т ь
Прости… Быть может, что не так? Обидеть не хотела.
Поэ т
Нет, нет! Я весь раздавлен… Я польщён.
Не ж н о с т ь
Ты слушай больше, только и всего.
Поэ т
О да…
(Таинственно.)
Ты никому не скажешь?

Не ж н о с т ь
А что?
Поэ т
Скажи, что никому.
Не ж н о с т ь
Даю тебе я слово.
Поэ т
(отводя Нежность как можно дальше от других)
Поклянись.
Не ж н о с т ь
Клянусь. Да я и так бы не сказала.
Поэ т
Старуха знаешь кто?

Нежность отрицательно качает головой.

Старуха — мать всех муз. Иначе — Мнемозина!
Не ж н о с т ь
Мнемозина? Ужели? Не может быть.
Но Старуха вовсе не старуха. Она прекрасна и… царица!
Откуда знать тебе?
Поэ т
Я просто знаю.
Не ж н о с т ь
Тебе я верю. Так музы реальны, значит? Здесь живут?
Поэ т
А то… Реальней не бывает.

(Достаёт листок.)

Послушай, какую песню одна из них мне напела:

Я бездомная птица простая.
В сновиденьях всё больше витаю,
Уношусь от тягости дней
В безмятежность морей и полей.
Во мне детство живёт беззащитно,
Красота с моим разумом слитна,
Сердце полнится к миру любовью.
Состраданием, нежностью, болью.
Я скажу — меня не услышат,
Полечу — меня не увидят,
Но всегда я буду звучать
И поэтов, любя, вдохновлять.

Радужные цветовые пятна, густея,
поглощают пространство сцены.

Затемнение.

Протекание третье

Из марева светящихся цветовых пятен возникает то же оформление, что и в начале. Персонажи будут появляться и исчезать, а нам будет казаться, что они постоянно присутствуют… Нежность и эльфы удобно примостились на кубе, а нам кажется — на облаке. Редкие падения капель, едва слышимый взмах крыл, приглушенные звуки арфы. Первый эльф держит овальное зеркал. Второй — трудится над прической Нежности.

Э л ь ф - 2
(Перебирая пряди волос)
Пушисты, мягки и искристы…
На голову — венец из белых роз
И россыпью вниз заструятся незабудки.
Я говорю не в шутку, а всерьез.
Э л ь ф - 1
С идеей я согласен — исполняй!
Умбра и белила в сочетанье
Дают духовный свет и чистоту.
Художника я слышал замечанье,
Когда он Деву обучал в саду.
Н е ж н о с т ь
Вы милые и умненькие очень.
Я сильно, сильно вас люблю.
Хватаете вы знанья — на лету.
Э л ь ф - 2
Постой! Я незабудок ряд вплету.
Э л ь ф - 1
Художник бы сказал: сияние небес, сквозь пряди облаков.
Э л ь ф - 2
Неправда! Такое бы сказал поэт.
Н е ж н о с т ь
(Вздрогнув)
Поэт? Мне образ его близок. Так беззащитен он.
Э л ь ф - 2
Над ним здесь все смеются.
Э л ь ф - 1
Неправда! Не смеются вовсе, а очень любят!
Э л ь ф - 2
И смеются.
Э л ь ф - 1
Смеются не со зла, а так — шуткуют.
Э л ь ф - 2
И все ж он одинок.
Н е ж н о с т ь
Как я?
Э л ь ф - 1
Ты — нет. С тобой — другое. К тебе сердца открыты.
Э л ь ф - 2
Мне Поэта жаль… Он мечется, страдает, Музу ищет.
Прилаживает венок. Ну вот. Теперь готово.
Э л ь ф - 1
Чудо как прекрасно.
Э л ь ф - 2
Прозаик бы сказал, что стала ты опасна.
Н е ж н о с т ь
А это значит, что?
Э л ь ф - 1
(По-взрослому) Не знаешь разве? Красота — опасна.
Н е ж н о с т ь
Не хочу опасной быть… Меня боялись чтобы.
Э л ь ф - 1
Бояться-то тебя чего? Ты — добрая.
Н е ж н о с т ь
Не знаю… Но вы не веселы сегодня.
Э л ь ф - 1
Охоты нет к веселью.
Э л ь ф - 2
Мне грустно отчего-то…
Н е ж н о с т ь
(Задумчиво)
Поэт преобразует время в радость.
Не дам я вам грустить…
Давайте в прятки с вами поиграю.

Эльфы не двигаются с места.

Иль вы бегите — стану догонять.

Та же реакция.

Хотите я попрыгаю на ножке?

Прыгает.

Ну поиграйте же со мной немножко.

Э л ь ф - 1
Нет, лучше я пойду посплю.
Э л ь ф - 2
Поспим немного и придем опять.
Э л ь ф - 1
Тогда, быть может, нам захочется играть.

Понурясь, уходят.

Н е ж н о с т ь
Не знаю с ними что стряслось сегодня. Грустны, играть со
мною не хотят… Ну хорошо, пускай они поспят. Тогда и веселее станут.

Появляются очертания фигур Философа, Прозаика, Ученого.

Ф и л о с о ф
(Громко)
Царит здесь Нежность! Рад, целую ручки. Сейчас пришла
мне мысль, иль вспомнил, что забыл: Чем больше круг мы знаний расширяем, тем больше знаний тех, которых мы не знаем.
П р о з а и к
(Аплодируя)
Какой-то из античных мудрецов, мне помнится, об этом
феномене говорил, вернее он его давно уже открыл.
Ф и л о с о ф
Да, да… Конечно. Я хотел сказать: Мир — бесконечно не-
познаваем и знания о нем уходят в бесконечность.
Уч е н ы й
Не в этом кроется вся полнота познанья, не в перепевах мыслей и фраз другими сказанных, а в том, чтоб новое ученье в сплетенье с опытом, давало бы прозренье и пользу несомненную несло на благо общее.
Ф и л о с о ф
А круг все шире, шире. О, так непросто жить в подлунном
этом мире.
П р о з а и к
К тому ж соблазнов много.
Ф и л о с о ф
Их хоть отбавляй, но дорог мне туманной жизни край.
Н е ж н о с т ь
Край жизни? Сердце вздрогнуло мое.
П р о з а и к
Не слушай. Он гундит свое и помнит мало. Чаще забывает,
что знал и путает столетья.
Уч е н ы й
Ну сколько можно об одном твердить? Идеи — блажь
одна, безделица не боле.
П р о з а и к
Идеи истощились поневоле.
(Делает попытку смеха)
Н е ж н о с т ь
(Твердо) Идеи мира вечны и сильны.
Уч е н ы й
В них — не хватает некой новизны.
Ф и л о с о ф
(Обрадованно)
Их надо помнить, понимать и в мелочах — большое узна-
вать. В росинке видеть — мир. Большое — в малом!
В любви же — дар души, отдавшей жизнь задаром!
П р о з а и к
Любовь считаешь ты не стоит жизни?
Ф и л о с о ф
Любовь — самовнушенье,
Сладостный обман,
Взрыв чувств и…,
Разума — туман.
Уч е н ы й
Жить в сфере мыслей, Слышать гул миров
И высшей математики значенье
Признать, как стройное ученье —
Основу из основ —
Вот жизни назначенье.
П р о з а и к
Пространство, время — протяженье жизни…
Живем мы — наше время убывает.
Н е ж н о с т ь
Время убывает? Я начинаю вспоминать...
Но что о Времени мы можем знать? Оно течет? Оно неуловимо И метит каждого оно неотвратимо.
П р о з а и к
Со временем, похоже, я в ладах. Его я заключаю в прозу, Как Поэт в — стихах.
Н е ж н о с т ь
Нагрянет Время ко мне в гости, я вспоминаю и снова в прошлом пребываю, настолько явно, как сейчас…
Ф и л о с о ф
Ты со Временем — в опасных отношеньях.
Н е ж н о с т ь
В опасных отношеньях? Я к Вашему прислушиваюсь
мненью…
Уч е н ы й
Постигнешь Время — Вечность ты познаешь.
П р о з а и к
В гости мы к тебе еще придем.
Держись за Время обеими руками.
Пока, пока.

Персонажи, кроме Нежности, становятся невидимыми.

Н е ж н о с т ь
Куда же вы пропали? … Речей я много слышала и что же? В задумчивости спускается по лестнице, замечает Поэта.
П о э т
(Бормочет) Старуха — богиня памяти.
Не замечая Нежности, торопливо уходит.
Н е ж н о с т ь
Была совсем одна. Теперь вас всех так много и каждый о
своем. Нет обо мне… быть может, сон я вижу? Сон во сне?

Поднимает руки вверх, медленно кружится, но устало, без настроения.

Но что со мной? Дух мой утомлен. Не слышу я знакомых мне имен и нахожусь в какой-то пустоте: в нигде, в нигде, в нигде, в нигде…

Появляется Старуха, но теперь это совсем молодая женщина, даже скорее девушка: тонкая, легкая, подвижная.

С т а р у х а
Что-нибудь случилось?
Н е ж н о с т ь
(Удивленно)
Ты очень изменилась. Мне в первый раз ты старше пока-
залась.
С т а р у х а
Немного испугалась?
Н е ж н о с т ь
Пустяки. Тебя я очень рада видеть… Извини. Одна помочь
мне в силах ты.
С т а р у х а
Смотря о чем попросишь.
Н е ж н о с т ь
Хочу я знать, где встретила его. Со мной он часто гово-
рит… Вернее я с ним, но в памяти моей его лицо как будто стерто, светом лишь сияет. Любовь моя к нему не затихает… Прошу тебя: мне память оживи.
С т а р у х а
Ты что, меня волшебницей считаешь? Не в силах я тебя
заставить вспомнить то, что ты сама так скоро забываешь.
Н е ж н о с т ь
Но ты же можешь.
С т а р у х а
А… Поэт сказал? Так он же — фантазер!
Н е ж н о с т ь
Что мыслимо — возможно.
С т а р у х а
Надо сильно мыслить.
Н е ж н о с т ь
Поэту верю я. Он — светел, прост душой.
С т а р у х а
Вздор! Уж я то знаю: чем больше помнишь, тем страшнее
жить. Тебе-то страх зачем? Ты — Нежность. Ты — сама Любовь, готовая на жертву.
Н е ж н о с т ь
Но образ этот греет мне любовью сердце. Хочу я вспом-
нить где я встретила его.
С т а р у х а
Не все ли для тебя равно? Ведь даже если б ты не встрети-
ла — придумала бы образ, сочинила. Не жить тебе без света и любви. Ну вот, дитя, тебе я все сказала. Прощай. Мне помнить, а тебе — любить.

Исчезает.

Н е ж н о с т ь
Не смогла или не захотела? Быть может и Поэт ошибся…

Достает из-за пояса смятый листок, разглаживает, читает.

Поэт и птица.

Улыбается, подносит к губам, целует, пишет что-то.

Появляется Поэт.

П о э т
Уж день к закату клонит, А я — ни строчки!
Н е ж н о с т ь .
Привет. Я только что писала для тебя.
Протягивает листок. Возьми, потом прочтешь.

Смотрит на Поэта как бы впервые.

Мне кажется с тобою мы встречались раньше.
П о э т
Быть может, я не спорю. Спасибо, что стих мой сохранила.

Прячет листок за пазуху.

Н е ж н о с т ь
О, да! С тобою мы встречались раньше.
П о э т
Возможно, могу ли отрицать?
(Сокрушенно)
За день — ни строчки.
Тоже мне поэт!
(Страдая, чуть не плача.) Ни темы, ни идеи, ни мотива.
Н е ж н о с т ь
(Почти уверенно)
Да это ты… Твой образ без тебя ко мне являлся.
(Радостно) И лик твой светел, и глаза лучатся.
Позволь же наконец в любви к тебе признаться!
П о э т
(Как впервые видит.)
Сегодня ты особенно прекрасна. И эти незабудки в воло-
сах… Венец из роз!
Н е ж н о с т ь
Так ты узнал меня?
П о э т
Да… Может статься. Узнал, конечно. Я в тебя влюблен!

Переливчатые звуки арфы.

Поэт и Нежность зачарованно смотрят друг на друга, исполняя танец узнавания, угадывания, изумления…

Н е ж н о с т ь
О пусть же длится время бесконечно.
Ты говорил тогда мне, помнишь, что?
П о э т
Я видел лишь тебя, что говорил — не помню.
Н е ж н о с т ь
Ты ангелом тогда мне показался.
П о э т
А ты — богиней.
Н е ж н о с т ь
Но ты сказал, что смертен и не ангел.
П о э т
Моя ты Муза!
Н е ж н о с т ь
Тебе я благодарна. Твой образ для меня сиял.
П о э т
Я спал! Я спал, пока тебя не встретил!
Н е ж н о с т ь
Ты — лучше всех и будь таким всегда.
П о э т
Постой. Я слышу голос.

Взбегает на шар.

Н е ж н о с т ь
Куда ты?
П о э т
Должен я услышать!
Стоит на шаре, растерянно с болью читает, откинув руку высоко вверх.
 
Земной шар болен,
Жизнь идет к закату.
Мы получаем это, Как расплату…

Н е ж н о с т ь
Не может быть!
П о э т
(Пошатнулся, схватившись за сердце) Как расплату.
Падает вниз.

Шум крыльев, дисгармоничный звук арфы.

Невидимый хор повторяет:
Земной шар болен,
Жизнь идет к закату,
Мы получаем это
Как расплату.

Перемена света. Молния, раскаты грома. Над Поэтом склонились девы.

Д е в а - 1
Он не дышит.
Д е в а - 2
И сердце не стучит.
Д е в а - 3
Он умер.
Н е ж н о с т ь
Нет… Не может быть. Он должен жить.

Бросается к Поэту. Девы расступаются.

Ты прекрасен, милый. Светел лик твой и душа в очарова-
нии живет. Воспеть ты хочешь мир, любовь и Бога наподобие Орфея. Мечтаешь музу встретить и вдохновенья ждешь… Ты — создан для Любви, для песен, поцелуев. Как гибок стан твой, как лазурен взгляд, нежны как руки с тонкими перстами и губы, словно сочный виноград. Ты — это он и я тебя узнала.
Ты будешь жить, ты — нужен, ты — воспеваешь мир, Ты — чист душой.

Нежно целует губы.

Мелодично-напряженные переливы арфы.
И засверкали светляки-искринки, закружились, потянулись вверх, смешиваясь со звездами, увлекая за собой Нежность.

Д е в а - 1
Чудесно как!
Д е в а - 2
Очаровательно.
Д е в а - 3
Искристо!
Э л ь ф - 2
(Чуть не плача) А где она?
Э л ь ф - 2
Она играла с нами, добрая была.
П о э т
(Поднимаясь)
Я спал и чудный сон я видел: Нежность ко мне приникла,
сладко целовала и вдруг исчезла, рассыпалась на тысячи искристых светляков.
Д е в а - 2
Но это был не сон.
Д е в а - 1
И ты не спал, а к смерти был готов.
Д е в а - 3
Она тебя спасла. Сама — умчалась… но, может быть, от-
кликнется на зов.
П о э т
Не может быть! За что? Зачем? О, чувства! Я Нежность по-
любил сильней искусства и жизнь готов отдать я за Любовь!
Д е в а - 2
(Качая головой) Поэту жить и чувства воскрешать.
Д е в а - 1
Поэту петь — сердца от сна будить.
Д е в а - 3
Поэту предназначено — творить! И правду вечную о веч-
ном говорить.
Э л ь ф - 2
Она звездою стала, правда ведь?
Э л ь ф - 1
Живое не живым не может быть.
Э л ь ф - 2
Звездою — для сердец, открытых для добра.
Э л ь ф - 1
Светить ей вечно всем с утра и до утра!

Продолжительное пение арфы.

Становится видна лестница со знакомыми фигурами.
Ученый смотрит в подзорную трубу (телескоп).

Уч е н ы й
Сейчас найдем, куда она пропала.
П р о з а и к
Любовь, что движет солнце и светила.
Ф и л о с о ф
Да. Похоже, как у Данте… (Ученому) Средь звезд ее пыта-
ешься найти?
П р о з а и к
Но нету к звездам нам пока пути.
П о э т
(Продолжает)
Но сердцем постигать и мыслью проникать в безмерность. (Нетерпеливо Ученому) Что видишь там?
Уч е н ы й
Все одно и то ж: пространство темное, на нем — несмет-
ность звезд.
П р о з а и к
Отрылась бездна, звезд полна…
П о э т
Но может новая звезда там засветилась? Смотри получше,
что там изменилось?
Уч е н ы й
Пространство… Звездный дождь… Постой, постой… По Млечному пути сверкнуло что-то. Как искорка неявная промчалась.
П о э т
Смотри, смотри скорей, куда она умчалась!
Уч е н ы й
Здесь искорок, блуждающих немало.
Ф и л о с о ф
(Вздыхая)
О, если даже и найдет он искры он путь, увы, назад ее нам
не вернуть.
П о э т
К чему ж тогда наука? Все для тела?
Уч е н ы й
Ум страждущий не оставался чтоб без дела…
Э л ь ф - 1
И каждый искоркой когда-то станет?
Э л ь ф - 2
Иной, наверно, как цветок завянет.
П о э т
Я — безутешен! Я — сражен! Искать мне Нежность до кон-
ца времен!
С т а р у х а
(С кресла-трона) Кто виноват? Ужели я не досмотрела?
Д е в а - 3
Да нет. Совсем не в этом дело.
Д е в а - 2
К приходу Нежности мы были не готовы.
Д е в а - 1
Мы все, похоже, не совсем здоровы.

Эльфы хлюпают носами, трут кулачками глаза.

Э л ь ф - 2
Кто с нами поиграет?
Э л ь ф - 1
Она любила нас. Поэт об этом знает.
П о э т
Не плачьте… Вашим другом буду я. И гнать не буду вас. Отныне — мы друзья.
С т а р у х а
Ну буде! Ее пока нам не вернуть. Дела не ждут. Поэт, ты Нежность не забудь.

Поэт только машет рукой, отходит в сторону, садится у колонны на ступеньку, обхватив голову руками.

Д е в а - 3
Любовь Поэту сердце размягчила.
Д е в а - 1
Поэт страдает… Все ему не мило.
Д е в а - 2
Его глаза заметно посветлели, а волосы — внезапно побе-
лели.

Издали слышится слабый голос, постепенно набирающий силу.

Го л о с
Здесь одиноко, пусто,
Учишься в пространстве находить, Какое хоть движенье…
П о э т
Вы слышите?

Вскакивает, взбегает по лестнице вверх. Тсс-с.

Все переглядываются.

Го л о с

По нему скользить в надежде
Обнаружить что живое,
Но безнадежны эти все затеи.
Мне одиноко… Память о тебе
Меня ласкает, нежит, согревает…
И здесь, я нахожусь в нигде, в нигде…
И роза, и бокал, как поцелуи, тают…
И начинает мне казаться:
Жизнь всегда я средь пустот
Безмерных проводила.
Все остальное — сон моя мечта.
Тебя я вижу, ты — мое светило.
Ты — рядом, в сердце — навсегда.
Взгляни на небо,
Я — твоя звезда, 
Мигая день и ночь,
Не в силах вниз сойти —
Тебе помочь.
Века промчатся как секунды мимо,
Светить тебе я не устану, милый.

П о э т Вы слышали? Ее узнал я голос.

Сложив ладони рупором, кричит.

Прошу тебя, побудь еще со мной!!!

Го л о с
Прощай… Мне силы изменили. Поток невидимый уносит
за собой.
П о э т
Узнал ее я голос. О, Нежность. Нежность! Мой воспрянул дух!
(К присутствующим) Так слышали ли вы?
Пауза. Все переглядываются. Девы потупляют глаза.
С т а р у х а
Да слышен был какой-то гул, но слов не разобрать.
П о э т
(Ученому) Не можешь мне на время это дать?
Уч е н ы й
Возьми хоть навсегда. Она удобна, достаточно легка, для
наблюденья звезд — пригодна.
Складывает телескоп.
П о э т
Премного благодарен. Я — в долгу.
Уч е н ы й
О, благодарностей не надо. Открой вновь засверкавшую
звезду. И имя дай ей: Нежность.
Поэт отходит в сторону, достает листок из-за пазухи, читает:
Поэт и птица…Хм…Забыл, что написал.
(Переворачивает листок. Читает.)
«Верь в себя. Стихи твои — признают. И будешь знамени-
тым ты, Поэт!»
Как ты добра.
(Целует листок)
Как ты добра, как ты добра… Мне ничего не надо! Ни сла-
вы, ни хвалы, ни возгласов признанья. Вернулась только б Нежность… Только б Нежность… Торопливо уходит.

Легкое марево густеет и снова рассеивается. Старуха в кресле занята вязанием. Звук звонко падающих капель, переливы арфы… Шелест крыльев.
 
Ф и л о с о ф
О, эти крылья!
Уч е н ы й
О, эта арфа!
Д е в а - 3
(В тон) О этот ангел!

Все замирают.

П р о з а и к
(Запинаясь) Но птиц здесь не бывает.
Д е в а - 2
А ангелов?
Уч е н ы й
Тем боле.
Д е в а - 1
Откуда ж шум? От крыльев чьих? Пауза.
П р о з а и к
Шум. Я плохо слышу.
Уч е н ы й
Разве непонятно? Играют эльфы, арфу задевают…
П р о з а и к
Хм…
Уч е н ы й
Можно проверить опытным путем.
Никто не реагирует. Ну, как хотите.
Ху д о ж н и к
(Деве, занимающейся живописью) Контрастность усилит здесь акцент. Свет станет ярче.
Д е в а - 3
Попробую, спасибо.
Д е в а - 1
(Поливая цветы) Цветы нежны, хрупки и прихотливы.
Д е в а - 2
Стежок к стежку.
Д е в а - 3
Мазок к мазку.
Ф и л о с о ф
Природа — вот истинный творец! А что искусство?
Уч е н ы й
Искусство — пусто.
 
(Смутился)

Попытка рифмы. Новую звезду б открыть.
П р о з а и к
И что ж?
Уч е н ы й
Вклад в науку.
Ху д о ж н и к
Наука навевает скуку. А философия — плетенье слов, пе-
реплетенье мыслей, сплетение одних идей с другими… Одно и то же об одном и том.
Ф и л о с о ф
Кто строит храм души, кто дом, а кто сарай, нору иль ко-
нуру.
Ху д о ж н и к
Живопись — глаз радует и душу возвышает.
Д е в а - 1
Любое из искусств уводит нас от прозы…
П р о з а и к
Но проза учит нас глубинам пониманья.
Д е в а - 1
(Заканчивает) От прозы жизненной и скуки прозябанья.
Ху д о ж н и к
Глаз ищет красоту, узрев — стремится зафиксировать
мгновенье, оставив в вечности его.
Ф и л о с о ф
О, Вечность! Что мы знаем про тебя?
Уч е н ы й
Идеи в мире — вечны!
Ф и л о с о ф
Идеи, может? вечны, а их носители — увы… Как сделать
так, чтоб опыта поменьше.
Уч е н ы й
Без опыта — наука никуда.
Ф и л о с о ф
Я говорю об общности людей.
С т а р у х а
Память коротка. Без опыта не могут.
П р о з а и к
В своих романах объясняю все подробно: к чему приводят
преступленья, к чему измена мужу, иль наоборот…
С т а р у х а
Ну хорошо. А что Поэт?
П р о з а и к
(Махнув рукой) Рыцарь печального образа…
Девы согласно закивали.
Д е в а - 3
(Вздыхая) Сейчас расскажем.

Поют.

Д е в а - 1
Поэт не спит теперь ночами.
На звезды смотрит он влюбленными очами.
Д е в а - 2
Тоскует, ищет он звезду,
Блуждая средь цветов в саду.
Д е в а - 3
Предела нет ни грусти, ни страданью
И пишет бесконечно он стихи.
Д е в а - 1
В стихах он постигает тайну знаний.
Но звезды и луна к его мольбам глухи.
Д е в а - 2
Среди других он ходит неприметный
И к жизни — холоден,
Живет как бы во сне.
Надеется услышать глас ответный.
Иль образ милый увидать в окне.
Д е в а - 3
Он марево тумана обожает
И облаков далёких белизну.
Он верит, он надеется, он знает:
Пред Нежностью искупит он вину.
С т а р у х а
Поэт рожден петь о Любви.

Девы грустно вздыхают.

Кружась, начинают падать редкие снежинки.

Э л ь ф - 1
Мне грустно… Она рассыпалась на тыщу светляков и уле-
тела.
Э л ь ф - 2
К какой звезде?
Э л ь ф - 1
Рассыпалась… Не знаю.
Э л ь ф - 2
Рассыпалась лучами…
Уч е н ы й
Светляками?
Э л ь ф - 1
Луч, звезда и светляки.
Уч е н ы й
Вы — умники, а верите, как в сказку: Лучи, звезду и светляки.
Ф и л о с о ф
Но где ж она тогда?

Эльфы в перебивку, готовясь расплакаться.

Э л ь ф - 1
Исчезла,
Э л ь ф - 2
Растворилась.
Э л ь ф - 1
Она на брызги звездные разбилась.
Э л ь ф - 2
Поэт в саду блуждает, словно тень.
Э л ь ф - 1
За ним ходить нам стало лень.

Похныкивают, трут глаза.

Д е в а - 1
Идите к нам.
Д е в а - 2
Мы вас любим.
Д е в а - 3
Расскажем сказку вам, и вы уснете.

Эльфы усаживаются девам на колени.

Д е в а - 1
В некотором царстве, в некотором государстве…

Снежинок все больше и больше.

Д е в а - 2
Жила была девочка.
Д е в а - 3
У нее было очень доброе сердце.
Д е в а - 1
И звали ее Нежность.

Звуки арфы, поющий голос:

О, там за рекой
На другом берегу,
Свобода, покой,
Цветы на лугу.
Там рожь колосится,
Прохлада в тени…
Русалка томится
Там ясные дни.
Лазурны озера
Сребрится луна
Морского простора
Манит глубина.
Во гробе хрустальном
Царевна там спит
И в блеске зеркальном
Горит малахит.

Снежинки падают и падают… и мы видим только белую завесу.
 

Затемнение.

       

               



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Драматургия
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 14
Опубликовано: 19.06.2021 в 19:47
Свидетельство о публикации: №1210619423653
© Copyright: тамара квитко
Просмотреть профиль автора


Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1