Урбанизм и неоурбанизм


Урбанизм (от латинского «urbanus»- городской, «urbs»- город)-направление в градостроительстве и в культуре. В градостроительстве идеи урбанизма возникают в двадцатом веке. Архитекторы этого направления во главу угла ставят главенствующую и позитивную роль города для современной цивилизации. К выдающимся архитекторам урбанизма следует отнести Ле Корбюзье, построившего в Москве Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) на Мясницкой улице, 39.

Во Франции в этом стиле архитектором Ричардом Роджерсом построен Центр Помпиду, давно уже ставший своеобразным символом Парижа. В отличие от архитектуры, в искусстве и живописи урбанизм появился значительно раньше, во второй половине XIX века. Он был связан с идеей «промышленного капитализма», то есть приложением капитала непосредственно в области производства. Эта вторая фаза капитализма отличается очень развитым обществественным и техническим разделением труда. Писатели-урбанисты, как русские, так и живущие на Западе, в своём творчестве рассматривают конфликт человека и города, говоря либо о бездушном и хищном характере последнего, либо о подчинении города человеку. Это было связано и с мировоззрением авторов, и ситуации в стране вокруг писателя.
В зарубежной литературе следует отметить таких писателей-реалистов, как: Оноре де Бальзак («Физиология»), Чарльз Диккенс («Очерки Лондона), Эмиль Золя («Париж», «Деньги», «Чрево Парижа).
В зарубежной поэзии идеи урбанизма развивает в своём творчестве Уолт Уитмен («Листья травы», 1855). Он воспевает индустриальный город и является апологетом коллективизма и буржуазной демократии.В России представители этого направления- Н.В.Гоголь («Нвский проспект»), ранний Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов. Хотя в литературоведении принято считать, что ранний Достоевский-представитель урбанизма в русской реалистической литературе, мне думается, что описание Петербурга в его романе «Преступление и наказание» напрямую связано с этим направлением культуры:
«Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен.»
Из литературы уходят романтические описания замков, усадеб, природы. Им на смену приходит рассказ о машинах, фабриках, уродливых механизмах, уничтожающих человека, безобразных трущобах, погребающих в своих стенах жителей. Да и сам человек уходит на второй план, как это происходит в «Жерминале» Золя.
Явное ощущение города-хищника, города-убийцы проходит через «Фабрику» Александра Блока, где город рисуется в мрачных тонах.
«В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.»
Та же идея человека, слившегося с массой в городе, потерявшего индивидуальность, проходит красной нитью через роман «Петербург» современника Александра Блока, символиста,как и он, Андрея Белого (Бориса Бугаева):
«В зеленоватом освещении петербургского утра, в спасительном "кажется" пред сенатором Аблеуховым циркулировал и обычный феномен: явление атмосферы - поток людской; тут люди немели; потоки их, набегая волнообразным прибоем, - гремели, рычали; обычное ухо же не воспринимало нисколько, что прибой тот людской есть прибой громовой.
Спаянный маревом сам в себе поток распадался на звенья потока: протекало звено за звеном; умопостигаемо каждое удалялось от каждого, как система планет от системы планет; ближний к ближнему тут находился в таком же приблизительном отношении, в каковом находится лучевой пучок небосвода в отношении к сетчатой оболочке, проводящей в мозговой центр по нервному телеграфу смутную, звездную, промерцавшую весть…»
В русской литературе империалистической эпохи гимны городу, поклонение этому «будущему царю вселенной» мы находим в поэзии Валерия Брюсова начала XX века. Эгофутурист Игорь Северянин воспевает паразитирующий и веселящийся город. В отличие от него, Владимир Маяковский разоблачает буржуазное предпринимательство, вскрывает язвы города.
Идеи урбанизма можно увидеть и в творчестве латышского поэта Александра Чака:


«Я – чемпион подворотен,
Я – бывший жиган слободской.
Туда, где играют фокстроты,
Иду с затаенной тоской.»


После Октября 17-го концепция стирания различий между городом и деревней приводит к идее господства человека над техникой. Уходят из литературы идеи урбанизма и связанного с ним техницизма.
В восьмидесятые годы XX века в США возникает неоурбанизм (новый урбанизм). В его основе концепция создания небольшого компактного города или района, в противоположность «автомобильным» пригородам. Классический пример этого направления-город Сисайд во Флориде, США. В неоурбанистическом городе сфера обслуживания находится в пешеходном расстоянии от жилья, предпочитаемое транспортное средство-велосипед.
Один из основателей этого направления Стефанос Полизоидес сказал так:
«Новый урбанизм — это демократическое движение. Мы вовлекаем в жизнь города женщин, детей, стариков, провинциалов — всех, к кому современный город недружелюбен. Город должен быть доступен для всех. Мы возвращаем город его жителям.»
Из концепции возвращения города его жителям логично выводятся десять принципов неоурбанизма.
Прежде всего, пешеходная доступность, то есть все объекты должны находиться недалеко от дома и работы; улицы должны быть дружественными для пешеходов: подъезды домов и витрины магазинов должны выходить на улицы.нужны скрытые парковки.
Соединённость - улицы взаимосвязаны, что обеспечивает перераспределение транспорта. Улицы, аллеи, бульвары узкие; пешеходная сеть очень качественная, что делает прогулки по городу привлекательными.
Многообразие и разнообразие: в пределах одного микрорайона сосредоточены разные магазины, аптеки,офисы. В одном квартале живут люди разного возраста, вероисповедания, уровня доходов, культуры, рас.
Разнообразная застройка: в пределах одного микрорайона строятся дома, различающийся по типу, размеру, ценам.
Качество архитектуры и городского планирования: акцент делается на красоту,гармонию, человеческий характер архитектуры и прекрасное окружение.
Традиционная структура соседства: все общественные учреждения находятся в центре; существует различие между городом и периферией.
Более высокая плотность: жилые постройки, магазины и предприятия сферы обслуживания находятся близко друг от друга для создания доступности, приятной для жизни среды.
Зелёный транспорт: города и посёлки соединены сетью высококачественного транспорта.
Устойчивое развитие населённых пунктов тесно связано с заботой об экологии окружающей среды.
Качество жизни: все эти принципы нового урбанизма делают жизнь в городах и населённых пунктах более разумной, красивой и удобной.
Одним из идеологов этого течения является Уэльский принц Чарльз, который считает главным в неоурбанизме местный вернакуляр или классику. Вернакуляр предполагает несоответствие архитектурно–строительным нормам и отсутствие стилевых рамок.
В отличие от архитекторов-неоурбанистов, писатели этого направления не рассматривают жизнь в городах с позиций красоты и удобств. Они, напротив, поднимают в своём творчестве проблему «человек-город», раскрывают душу и сущность города.
Одним из типичных неоурбанистов можно считать Чарльза Майкла (Чака) Паланика.
Мы поговорим о творчестве этого писателя на примере одного из его самых знаменитых романов. Я имею в виду «Бойцовский клуб». Роман вышел в свет в 1996 году, но работу над сюжетом первого произведения Паланик продолжил в 2015 и 2019 году, а режиссёр Дэвид Финчер в 1999 году снял на основе книги одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.
Главный герой книги страдает бессонницей много лет, его терзает неприятие общества потребления, другие проблемы современности. По совету своего доктора, в поисках решения своих проблем, он начинает посещать различные группы психологической поддержки. Он приходит даже в группу умирающих от рака людей, притворившись онкологическим больным.
Он видит много страдающих людей, и на какое-то время ему удаётся забыть о своей бессоннице.
Однажды он встречает Тайлера Дёрдена, который живёт так, как считает нужным, хочет показать миру свою правду. Вместе они создают Бойцовский клуб, чтобы выразить протест окружающему миру, плюнуть ему в морду.
Мне думается, что цитата из этой книги очень ярко и точно говорит о принципах неоурбанизма:
«Возможно, самосовершенствование — это ещё не всё. Возможно, саморазрушение гораздо важнее»
На фотографии Дом Центросоюза.




Мне нравится:
3

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 13
Количество просмотров: 42
Опубликовано: 27.05.2021 в 10:24
Свидетельство о публикации: №1210527421276

Эльвира Ник. Краснова     (30.05.2021 в 15:44)
Ой,молодец! Очень познавательно!Сейчас медленно и подробненько почитаю.
Просто здорово.

Пудельман     (30.05.2021 в 15:47)
Привет, Эльвира!
Рада, что тебя это заинтересовало.

Алексей Сажин     (29.05.2021 в 14:48)
Прекрасная познавательная статья! И полезная для раздумий о многом.

А вот Вам, Танюша, в противовес:))
https://www.litprichal.ru/work/235914/

Пудельман     (29.05.2021 в 15:09)
Алёша, огромное спасибо.
Ваш отзыв на мою статью- настоящий подарок.
Очень рада, что написанное мной показалось Вам интересным.

Алексей Сажин     (29.05.2021 в 15:14)
Мне многое у Вас интересно, просто читаю не залогинившись)) Да и времени на полноценные отзывы нет (не понимаю, как люди сутками сидят на форуме)), а отписки ради вежливости не по мне.

Пудельман     (29.05.2021 в 15:37)
Алёша, мне кажется, что проза у меня лучше намного, чем поэзия.
Я права?

Алексей Сажин     (29.05.2021 в 15:51)
Это слишком сложный вопрос. Да и этично ли мне давать на него ответ?
Мне кажется, Вам самой на него ответить было бы так же сложно (да и бессмысленно), как на вопрос "Кто вам больше удался - сын или дочь?" Согласитесь, ведь наши творения нам как дети - они задуманы, выстраданы, рождены.

Пудельман     (29.05.2021 в 15:53)
Мне, честно, интересно Ваше мнение, хотя, в целом, я с Вами согласна.

Пудельман     (29.05.2021 в 15:30)
Правда?!
Мне это очень-очень приятно.
Жду, как манны небесной, конца этого учебного года, чтобы залезть к любимым авторам (а Вы, безусловно, один из них) и читать, не отрываясь ни на что.

Алексей Сажин     (29.05.2021 в 15:33)
Тогда я тоже с нетерпением буду ждать конца учебного года!))

Пудельман     (29.05.2021 в 15:36)
Может, успею тогда перенести сюда по памяти свою курсовую об Анне Андреевне Ахматовой. Во всяком случае, есть такая задумка.

Светлана Севрикова     (27.05.2021 в 18:50)
Спасибо, Таня...
17 лет я провела в деревне - от рождения до окончания школы.
Потом уехала в самый огромный город моей страны, в столицу . Из крайности в крайность, получается...

Интересно обдумать эту тему в таком ракурсе, и ты мне в этом помогаешь.

Пудельман     (27.05.2021 в 19:49)
Света, спасибо тебе.
Мне очень хочется показать тебе свою Москву, побродить с тобой по городу.
Город ведь только так и можно узнать, когда гуляешь по нему. И да, задираешь голову.:))
Ты знаешь, меня всегда интересовал вопрос о внутрикультурных связях, стилях и взаимодействиях.
Одно и то же направление может выражаться очень по-разному в поэзии, живописи и архитектуре.
Это, собственно говоря, то, что произошло с урбанизмом и новым урбанизмом.


Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1