Хатты, хетты и аланы. Что общего?


Хатты, хетты и аланы. Что общего?
­

       Хатты, хетты и аланы. Что общего? Насколько известно, эти древние этносы в той или иной степени связаны с северокавказскими языками, а наиболее тесно связан с ними именно хаттский этнос. О родстве северокавказских языков (абхазо-адыгских и нахско-дагестанских), а также возможных генетических связях хаттского языка с абхазо-адыгскими языками в Википедии говорится следующее:

«Северокавказская семья — объединение двух групп кавказских языков — абхазо-адыгской и нахско-дагестанской. С первыми С. А. Старостин сближает хаттский язык, а со вторыми — хуррито-урартские языки.» Викпедия, Северокавказские языки, источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Северокавказские_языки

        Таким образом, с хаттским языком всё более-менее ясно, однако хеттский этнос был уже индоевропейской надстройкой или наслоением над ним, а вот что касается аланов, то с аланами всё гораздо сложнее. Некоторые лингвисты видят родство алан с осетинами, но последние исследования говорят, что осетины являются языковым наследием асов, язов или языгов, что имеет отношение к ираноязычным сарматам, а к аланам только опосредованно, ибо сами ясы являлись потомками аланов, но не самими аланами. Это подтверждается на лингвистическом материале языка венгерских ясов, переселившихся в Венгрию в XIII веке. Ныне этот язык считается мертвым, однако язык близких к ним осетин продолжает здравствовать и поныне. Разумеется, что осетинский язык хоть и отнесен к северокавказскому региону, но северокавказскими языком не является, хотя некоторые грамматические установки сближают осетинский с северокавказскими языками. Из Википедии мы можем узнать об этом примерно следующее:

«Долгая изоляция (осетины несколько веков были единственным индоевропейским народом в регионе) привела к тому, что осетинский язык обогатился необычными для индоевропейских языков явлениями в фонологии (абруптивные «смычно-гортанные» согласные), в морфологии (развитая агглютинативная падежная система), в лексике (слова с затемнённой этимологией, семантические параллели и явные заимствования из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков) и синтаксисе (групповая флексия, система послелогов вместо индоевропейской системы предлогов, безаккузативная парадигма склонения). Википедия, по трудам В. И. Абаева, источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Осетинский_язык

        Сразу скажу, что я не большой знаток северокавказских языков, хотя вполне могу отличить языки нахско-дагестанской группы от группы абхазо-адыгской. Этот этнический пласт меня в свое время интересовал только по той простой причине, что меня волновало языковое влияние северокавказской культуры на язык ираноязычных аланов, населявших в древние времена территорию Северного Кавказа и несомненно повлиявших на формирование многих народов этого региона. Факт этот меня интересовал прежде всего с той стороны, что аланы были одним из главных народов наряду с протославянским ядром, участвовавшим в формировании польского этноса. Известный польский ученый Тадеуш Сулимирский (Sulimirski, 1898 – 1983, польский археолог, историк, доцент Львовского университета, доктор права и философии, профессор доисторической археологии Ягеллонского университета в Кракове; наибольшую известность получил в связи со своими работами про ираноязычных сраматов) в своей знаменитой книге «Сарматы. Древний народ юга России». М.: Центрполиграф, 2008 в части «Поздний сарматский период: середина I - IV век н.э.» главы «Следы сарматов в Польше» согласно археологическим данным утверждает следующее:

«Археологические данные заставляют предположить, что западные аланы (возможно, это были анты) распространились на территорию современной Польши, где они представлены как отдельная ветвь. В первых веках нашей эры Польшу заняли славянские народы пшеворской культуры, но в начале III века их культура подверглась существенным изменениям.»; «Королевство аланских антов в Польше просуществовало недолго и в V веке было покорено гуннами, пришедшими из Венгрии. Тем не менее древние сарматские традиции сохранялись в Польше еще в течение долгого времени. Вера в сарматское происхождение поляков была широко распространена среди польского дворянства. Тамги появляются на монетах XI века и сохраняются в польской геральдике, где они появляются в стилизованной форме полумесяцев, стрел, подков и т. д.» Тадеуш Сулимирский, «Сарматы. Древний народ юга России». М.: Центрполиграф, 2008 г., источник: http://bogunemilforum.mybb2.ru/viewtopic.php?p=28642

        В отношении более древнего расселения аланов в Википедии говорится следующее:

«Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как оставшиеся перешли к оседлости на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.
Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там они сохранились в форме осетин, с предполагаемым влиянием местных племен. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.» Википедия, источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аланы

        Последние исследования говорят, что осетины имеют к реальным аланам в основном только косвенное отношение и являются северокавказским народом, перешедшим на один из скифо-сарматских языков (восточно-иранской подгруппы иранских языков) в результате ассимиляции, однако, по всей видимости, язык аланов по своей форме и произношению был несколько отличным от предкового осетинского и, несмотря на свое явное родство со скифо-сарматскими языками, имел особую фонетическую структуру и в чисто фонологическом плане имел немало общего с абхазо-адыгскими языками, хотя в лексическом и грамматическом отношении не имел с последними никакого сходства. Речь идет о преобладании шипящих звуков в самом языке и произношении мягкого звука «рь» в виде звука «ш», в результате чего в языках абхазо-адыгской группы, а именно в абхазском и абазинском (некоторые исследователи даже выделяют языки этой группы в отдельную языковую семью) часто встречаются сочетания «пш», что характерно только для лехитских языков и для чешского под влиянием древнелехитского. Есть ли этому какое-нибудь объяснение? Разумеется есть. Как известно, произношение предкового народа согласно лингвистике всегда наследуется потомками даже при переходе на другой язык. К примеру, германоязычные франки, перейдя на разговорную латынь, сохранили гортанное «р», присущее для многих германоязычных народов. Что до поляков, то именно поляки среди всех славянских народов произносят буквально все звуки совершенно не так, как все остальные собратья по славянской группе. Чем это может объясняться? Может быть тем, что какой-то народ в прошлом перешел на славянский язык, но сохранил произношение языка-предшественника? Похоже на то. И положительные примеры тому есть. Как известно, в свое время, переселившись на Балканы, булгаро-тюрки перешли на славянский язык (ныне болгаро-славяне), но сохранили немало от произносительных черт предшествующего языка. Разумеется, что ничего общего у булгаро-тюрков с аланами нет. Это даже не родственные народы. Однако нас волнует этот пример как факт перехода одного из народов с одного языка на другой. Оно, конечно, понятно, что скорее всего ираноязычные аланы, со временем перешедшие на славянский язык, как-то соприкасались с ареалом распространения абхазо-адыгских языков, а, возможно, даже и с более их ранней формой на территории Малой Азии в языке хаттов, родство абхазо-адыгских языков с которым ныне является совершенно доказанным фактом. Впрочем, языковые контакты индоевропейцев с последними известны с древнейших времен и оставили свое наследие в виде памятников древнехеттской письменности, что также подтвердило, что хетты были по всей видимости индоевропейским народом отчасти смешанным с хаттами. Полагаю, что в те далекие времена с культурой хаттов соприкасалась и какая-то ираноязычная индоевропейская общность, которая выделилась в виде аланского этноса, но это только гипотеза.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Для дополнительного чтения:

«Сарматы и скифы. Мифы и реальность»
https://www.litprichal.ru/work/419792/

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлен рисунок из следующего веб-источника:
https://s017.radikal.ru/i440/1612/07/05d70becd92b.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2014, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №114012804938
­



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Ключевые слова: Валентин Валевский, Walenty Walewski, Хатты, хетты и аланы. Что общего?,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 61
Опубликовано: 12.05.2021 в 20:52
Свидетельство о публикации: №1210512419793
© Copyright: Валентин Валевский (Walenty Walewski)
Просмотреть профиль автора


Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1