К фильму «Отель «У погибшего альпиниста»


К фильму «Отель «У погибшего альпиниста»
­­­­

                         «Два сталкера советской яркой прозы...» (эпиграф)
                        Ирина Леви «Памяти Аркадия и Бориса Стругацких»

                                            https://www.chitalnya.ru/work/1549653/

                                   от польского поэта из Москвы
                                   памяти советских писателей
                                    и создателей кинокартины

К простым героям люди нынче немилы...
Им редко кто напишет добрый стих.
Герой, сорвавшийся с заснеженной скалы,
Своим бывает разве* для чужих...

Ведь только там, где под вершинами отель,
Что временами то всесветел, то тенист,
Где много скрыто неизвестного досель,
Предтечей стал погибший альпинист.

И не своим предтечей, право, а чужим,
Хоть был земным, таким же, как и все,
Ему неведом был забытый Богом Рим
С его антисоветскими клише...

Быть может, к слову, потому что был немил,
Но жил в нем настоящий человек,
Он в горы шел, он лез, ища остатки сил,
Пытаясь покорить безумный век.

Но как всегда не для таких парад-алле,
И не спасут космические сны,
И вновь на грешной нашей матушке Земле
Чужие с миром миру не нужны...

Валентин Валевский, 2016 г.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

*           разве (част. разг.) — может быть только; возможно, только.
См. значение в Викисловаре: https://ru.wiktionary.org/wiki/разве

                                 П О С Л Е С Л О В И Е
                                 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~

           Довольно неординарный и, пожалуй, выбивающийся из целого ряда привычных для нас советских кинокартин, фильм 1979 года советского и эстонского режиссера с русскими корнями Григория Кроманова «Отель «У погибшего альпиниста» по мотивами одноименной повести (в жанре фантастического детектива) братьев Стругацких оказал большое влияние на фантастическое киноискусство как в Советском Союзе, так и во всем мире. Кроме того, электронная музыка из этого фильма советского и эстонского композитора шведского происхождения Свена Грюнберга оказала сильное воздействие на развитие электронной музыки во многих западных странах. Теперь, в эпоху буржуазной России, стало модным говорить об СССР в уничижительном смысле, особенно о достижениях в области кинематографа и киноискусства, но в действительности, в смысле качества кинопроизводства, всё обстояло совершенно иначе, совсем не так, как преподносится современными прозападными СМИ, ибо как раз кинематограф и киноискусство в современной России находятся в плачевном состоянии, а в эпоху СССР они были самыми передовыми и порой опережали по качеству западное кино. Доказательством служит фильм 1979 года «Отель «У погибшего альпиниста», который получил в том же году 2-е место (в качестве престижного приза «Серебряный астероид») на ежегодном Международном кинофестивале фантастического кино в г. Триесте в Италии. Это довольно большой успех и, если и можно было бы критиковать фильм, то разве что за качество советской пленки «Свема», которая действительно оставляла желать лучшего, в связи с чем в СССР избранные режиссеры нередко снимали кино на высококачественной пленке западного производства, но на этот раз декорации и подготовка фильма превысили допустимый предел бюджета и фильм пришлось снимать на отечественной пленке. Если бы не это, то фильм можно было бы назвать со всех сторон идеальным. К примеру, фильм «Сталкер» Андрея Тарковского снимался на киноплёнку Kodak, о чем можно узнать из Википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталкер_(фильм)

«Фильм снимался на киноплёнку Kodak, которая в советское время была дефицитом и отпускалась только избранным режиссёрам.» Википедия, материал «Сталкер (фильм)».

           Что до фильма «Отель «У погибшего альпиниста» Григория Кроманова, то фильм был полностью снят на эстонском языке при участи эстонских, литовских и латышских актеров (дублирован на русский язык студией «Ленфильм»), где главным героем является сложный и, по-видимому, отрицательный персонаж в лице инспектора Глебски (его играет советский и латвийский актер Улдис Пуцитис), который оказался невольным свидетелем престранных событий в одном из горных европейских отелей, связанных (в смысле событий) с персонажами неземного происхождения, вовлеченных злоумышленниками жестоким обманом в гангстерскую аферу и из которой последние пытались весьма безуспешно выбраться... Конец этой истории весьма трагичен, поскольку прилетевшие из другого мира персонажи признаются инспектором как представляющие угрозу для его страны, а также всего западного буржуазного общества, в связи с чем пришельцы в трагической развязке фильма ракетами с военного вертолета уничтожаются, когда последние пытаются безрезультатно скрыться. Само собой разумеется, что обращает на себя внимание несомненно гениальная музыка, сопровождаемая на протяжении всего фильма. Посмотревшим этот фильм до конца может показаться на первый взгляд, что в этом советском фильме использована какая-то западная довольно эффектная электронная музыка, но, попытавшись найти источник, дотошные зрители убедятся, что написана она советским и эстонским композитором (со шведскими корнями) Свеном Грюнбергом, более того, она настолько современна спустя три с половиной десятилетия, что ее исполняют до сих пор современные исполнители.

           Вот, к примеру, песня Грюнберга «Ball» в исполнении (2009 г.) современного исполнителя Эверта  Сундья:

https://www.youtube.com/watch?v=hB--iQll_XU

           Согласитесь, с этой песней можно было бы в наше время даже выступить на телевизионном музыкальном конкурсе «Евровидение» и она бы наверняка отхватила бы все призы... Мало кто бы в этом случае, наверное, догадался, что она была написана в далеком 1979-ом году. Однако, оригинал, прозвучавший в фильме «Отель «У погибшего альпиниста», звучит все-таки намного лучше,  сравните:

https://www.youtube.com/watch?v=5sSjNyKhi2E

           Эту советскую музыку превзойти невозможно, потому что в ней был дух настоящего, в ней не было безнравственного цинизма, убийственной фальши и грубой пошлости, так характерных для сегодняшнего времени, в коем отразились все огрехи буржуазного общества, построенного на двойных стандартах и пропаганде культа материального обогащения, каковые губительно сказываются на российском обществе. Нелишним будет напомнить, что за бортом России после развала СССР оказалось 25 миллионов человек русскоязычного населения, среди которых оказался и великий советский режиссер из Эстонии с русскими корнями Григорий Кроманов. Это большая потеря для России, как потерей для России является отпадение из состава СССР республик, которые были некогда территориями бывший Российской империи, а следовательно, называть их чужими — это все равно, что сказать, к примеру, что Петербург якобы не российский город. В этом смысле огромной потерей для российской культуры является отторжение от нее золотого фонда творчества всех советских деятелей искусства бывших советских республик, и, в частности, творчества советского и эстонского композитора Свена Грюнберга, написавшего гениальную музыку к фильму «Отель «У погибшего альпиниста». Кроме того, творчество Грюнберга приносило советской стране весомый доход в валюте, одна только песня «Ball» Грюнберга из фильма «Отель «У погибшего альпиниста» 1979 года принесла Советскому Союзу немалую прибыль. Легендарная песня пронеслась по всем дискотекам Запада, да и сам фильм очень удачно прошел в прокате по всей Европе. Без этой музыки фильм Григория Кроманова «Отель «У погибшего альпиниста» не был бы столь прекрасен.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлен плакат с кадрами из фильма режиссера
Г. Кроманова «Отель «У погибшего альпиниста», см.:
http://s019.radikal.ru/i639/1702/a5/d5a829ecfb44.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2016, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №116092610964­



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Лирика гражданская
Ключевые слова: Валентин Валевский, Walenty Walewski, К фильму «Отель «У погибшего альпиниста»,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 34
Опубликовано: 01.05.2021 в 13:44
© Copyright: Валентин Валевский (Walenty Walewski)
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1