Ненависть и её агрессия


­Ненавидеть – значит испытывать к чему-нибудь или кому-нибудь отвращение. Отвращение – это чувство сильной неприязни, которое вызывает у вас что-либо или кто-либо. Отвращение – это гадость. Гадостью называют то, что вызывает отвращение своим видом, запахом, вкусом и т.п.
Если вы ненавидите кого-либо, значит, вы очень не любите этого человека, испытываете к нему враждебные чувства.
Материал википедии
Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла, с намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности.
Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект.
С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»).
Этот подход находит своё выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте.
Социальная ненависть (ненависть как чувство группы людей) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации.
Ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление.
Ненависть и любовь противоположны друг другу, являются антонимами часто рассматриваются независимо друг от друга и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы.
Однако понятия любви и ненависти эмоционально и логически взаимосвязаны в разных культурах; любовь с ненавистью могут рассматриваться как составляющие некое единство и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту).
Амбивалентность любви и ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями.
Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии.
Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви».
Нередко человек ненавидит того, кого любит, и, зачастую, эти чувства невозможно разделить: одно из них не разрушает то, что создает другое, а сосуществует.
Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечены в любые отношения, и, вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей силой и страстью, чем конфликты с посторонними людьми; в последнем случае отсутствие общих интересов и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно.
Более того, объект, с которым связаны сильные чувства, — это всегда объект, который имеет большое значение для человека, и именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции и, тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности.
В народном сознании наличие любви может быть связано с наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице «От любви до ненависти — один шаг».
Однако народная мудрость может быть оспорена: так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма, в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь.
Парадоксальным образом не только амбивалентные отношения любви-ненависти порождаются близкими отношениями, но и возможность выражать смешанные эмоции любви-ненависти (например, в так называемых «шутливых отношениях» (англ.Jokingrelationship)) по поводу других людей и групп, способствует установлению более близких отношений и выполняет объединяющие функции.
Психологи] нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие, характеризующее объект как не имеющий никакого значения для субъекта.
Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так и чувство ненависти могли формироваться, необходим детский опыт отношений с объектом любви.
Сила связи между любовью и ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры — например, от того, рассматривает ли данная культура ненависть как естественный ответ на отвергнутую любовь или разочарование либо как нечто изначально связанное с любовью иррациональным образом. Ненависть и любовь, рассматриваемые то как противоположные, то как сопряженные и взаимозависимые чувства, издавна были темой для поэтов и писателей; привлекали внимание философов и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия, составляющие бинарную оппозицию, стали предметом внимания когнитивной лингвистики, психолингвистики, и лингвокультурологии.
***
В.Б.Шапарь в книге пишет:«Новейший психологический словарь»: «Ненависть стойкое отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям. Ненависть способна вызвать не только соответственную оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него.
Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий о источника отрицательных переживаний; тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий» (с.314)
Ненависть -
отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению).
ru.wikipedia.org

Ненависть (от не- и навидеть «охотно смотреть») – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-л., чему-л., часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Возможное проявление – скрежет зубов, резкий голос (подавляемая сила голоса, напряженность произношения), пристальный взгляд на объект ненависти или, наоборот, намеренное неглядение на него, избегание общения, дисконтакт (дистанцирование). Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников. Типичная реакция – страх, меры безопасности, ответная неприязнь.

Старый муж, грозный муж,
Ненавижу тебя, презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

(А. Пушкин, Цыганы)

Жак предупредил Северину, что ей надо опасаться Флоры… Он знал, что она ревнива, что в ней живет неженская энергия, что ненависть ее может быть безрассудной и губительной (Э. Золя, Человек-зверь).

Бойся считаться товарищем злых, ненавистником добрых (Гесиод, Работы и дни).

Все люди ненавидят от природы один другого (Б. Паскаль, Мысли о религии).

Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим (Ларошфуко).

Вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным (Н. Маккиавелли, Государь).

Ненависть изображалась в виде разъяренной женщины с кинжалом, вокруг которого вилась змея, шедшей с прикрытым фонарем. Ср. мизантропия, неприязнь, враждебность.

Альтернативные толкования термина ненависть:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
НЕНАВИСТЬ – стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям...
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
НЕНАВИСТЬ (рус. не + навидити – охотно смотреть) – интенсивная, длительная и нередко необоснованная враждебность...
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
НЕНАВИСТЬ – обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, свя...
Оксфордский толковый словарь по психологии /Под ред. А.Ребера,2002 г./
НЕНАВИСТЬ Глубокая, длительная, интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или обществу...
Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
НЕНАВИСТЬ устойчивое активное отрицательное чувство, направленное на объект (личность, общество)...
С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
НЕНАВИСТЬ - стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям...
Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.
НЕНАВИСТЬ (НАТЕ) Первопричина или внутренняя сила, которая, как полагают, приводит в действие поведение....

Предметная область термина ненависть включает 2 определений:
НЕНАВИСТЬ К СЕБЕ
(Self-hate). Это гнев, который идеализированное "я" чувствует к реальному "я" за то, что мы не те...
НЕНАВИСТЬ К ЗДОРОВЫМ ЛЮДЯМ
– болезненная ненависть, которую испытывают некоторые пациенты к здоровым людям по самым разным причинам...
***
Эмоция отвращения – одна из семи базовых эмоций, которую выделил Пол Экман. Как и другие эмоции, отвращение очень важно для нас. Эта эмоция помогала и помогает нам выживать, сохранять здоровье и адаптироваться к внешним факторам. ... Как и другие эмоции, отвращение очень важно для нас. Эта эмоция помогала и помогает нам выживать, сохранять здоровье и адаптироваться к внешним факторам. Отвращение, конечно относится к негативным эмоциям, хотя, нельзя не отметить, что некоторые люди могут получать удовольствие через отвращение, но, это уже другая история. Эмоция отвращения бывает разной интенсивности и при сильном проявлении даже может вызвать рвотный рефлекс.
***
Г.Н. Сытин пишет, что мысли творящие сильную волю не исключают позыв к ненависти, которая чрезвычайно важна в процессе занятий самовоспитания: «В процессе занятий самовоспитания одни представления, мысли и поступки надо подавить, а другие укрепить. К тому. что нужно подавить. Надо вызвать ненависть. Ненависть подавляет любое состояние. Эта особенность ненависти чрезвычайно важна. Например, для подавления вспыльчивости рекомендуется использовать формулу: «Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью, ненавижу свою вспыльчивость».
И ещё настрой на уничтожение новообразований в почке, предстательной железе: «Я сам титанической Божественной всеуничтожающей ненавистью ненавижу кисту в лоханке моей горячо любимой правой почки, кисту которая мешает ей жить.<..> Ненавистная киста в лоханке правой почки, с титанической Божественной силой разрушаемая иммунной системой, сразу вянет- отмирает, вянет-отмирает, тает-тает, уменьшается. Все её структуры иммунная система тотально уничтожает. Ненавистная киста в лоханке правой почки превращается в бесформенную жидкую массу».



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Психология
Ключевые слова: ненависть,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 6
Опубликовано: 26.04.2021 в 20:40
© Copyright: Алексей Гадаев
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1