Неухоженная Россия - "Град ЕЛЕЦ - ворам ОТЕЦ" (глава-4)


­­Путешествуя по провинциальной России и побывав во всех её часовых поясах, видел и самые заброшенные, забытые властями и Богом захолустья, и миллионные столичные города краёв, областей и республик с небоскрёбами, рыхлым асфальтом, шикарными вокзалами и международными аэропортами.
Говорить о моральных устоях граждан или запросах молодёжи бессмысленно, так как с повсеместным приходом интернета в каждый "утюг", везде и всюду одно и то же - "народ вымирает, цены растут, а бояре жиреют"!...

...И всё же есть на Руси "места Силы"! В них сохранён тот древний Русский дух о котором слагались былины и легенды, в которых родились богатыри Русские, знаменитые учёные, художники, композиторы. Места, которые обходили и боялись наши враги, которые притягивают нас и наполняют духовными знаниями. На уничтожение этих Святых, для русского человека мест брошена вся нечисть.
Стоит только, хотя бы мысли писателя краешком коснуться этих мест и попытаться воспеть красоту и загадочность, самобытность и не повторимость,

как тут же на него набрасываются виртуальные тролли, защитники бояр и чиновников и с угрозами вплоть до "кары небесной" начинают запугивать, угрожать и диктовать, как надо правильно описывать бездорожье, взяточничество, ханжество и лицемерие бояр.

А ведь и действительно - какое мне дело?! Ведь церковь при коммунистах отделена от государства, а значит сама является государством в государстве. К примеру данный храм Сергие-Владимирский начали восстанавливать ещё в 90-х годах прошлого века. Работали целые бригады, завозили лес, кровельное железо и прочие стройматериалы, а ведь всё это стоит немалых денег. Какие-то светские предприятия, оформляли это, как пожертвования на храм и при этом получали налоговые послабления.
- Сколько всего было пожертвовано?
- Сколько дошло до храма?
- Сколько растворилось при транспортировке?
- Сколько списалось на утряску, усушку?
...Известно лишь Богу!
Может потому и завалился этот храм - дважды за последние годы!

Вот же видно, что и доски привалило кирпичом. Они будто бы специально были сложены именно там, где должно было обвалиться. И "все концы в воду"! Ни отчётов ни ущербов!
Помните как в кинокомедии - "Операция "Ы", когда они имитировали ограбление склада. Ни что не напоминает?
После первого же фельетона по этому храму я получил "чёрную метку". Мне начали писать, звонить, угрожать, запугивать. Мол не твоё это дело и не суй свой нос.
Пиши, как все: - про помойки, про хреновые дороги, про рост цен на продукты и ЖКХ, про то что работы нет и город вымирает! Всё! А к нам не суйся! Мы здесь сами с усами!
Ни один житель города, ни один чиновник, ни один представитель правопорядка, а тем более ни один купец или боярин никак не отреагировал на второе обрушение храма! Словно бы у бабы мани поленница дров завалилась! "А город подумал ученья идут"!

Ну что ж перейдём к другой, не менее важной теме

Знаете ли вы, как сделать ваш город чистым?
В вековом Ельце эту проблему решили одним взмахом пилы и росчерком пера. Достаточно взглянуть на фотографии и сразу же становится понятно как преобразился лик старинного города.

Если ещё в 90-х можно было в летнюю жару укрыться в тенистых улочках и спеть песню Юрия Антонова:
Пройду по абрикосовой,
Сверну на виноградную,
И на тенистой улице,
Я постою в тени...
То сегодня вам вряд ли это удастся! Огромные вековые деревья уничтожены под корень:

Если вы на втором фото заметили слева липу, то не обольщайтесь, её то же уже спилили.

Если вы видите на нижнем фото ели, то городские залётные архитекторы уже перепланировали всю эту площадь, спилили огромные деревья возле автобусной остановке, где можно было спрятаться в тени от палящих лучей солнца и подбираются к этим самым елям. Ведь из них можно напилить полвагона досок!

А это дорога ведёт к главному храму Ельца, к Вознесенскому собору:
Огромные липы и тополя в три обхвата, создавали здесь неповторимый уют и благоденствие. Сегодня, даже пней не осталось на которых спокойно могла разместиться мамаша с коляской.
Пришёл в храм помолился, исповедался в грехах своих, выходишь на улицу Коммунаров, а тут тебе бац и искушения "Черкизон" по всей улице!
- Великий пост идёт, - говоришь ты, - пандемия по миру!
- Ой, да брось ты! Отведай нашего сальца, да под водочку, - отвечают торгаши с боярами...

Невольно складывается мнение, что все эти "Места Силы", к коим непременно относится городок Елец, как сердце древней Святой Руси, хотят просто опорочить и смешать с обыденной грязью. Потому и превращают город в вертеп нечисти, устраивая в пост ярмарки и пляски на кресте, на берегу реки Быстрая Сосна:
Об осквернении креста полуголыми тётками можно прочитать здесь: https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...
"Пуси райт" - отдыхает и молча курит бамбук в сравнении с тем что позволяют себе местные бояре.
То есть эта либеральная заморская "тусня" не едет на Дальний Восток, где проходят митинги и демонстрации молодёжи, которую там настраивают против законной Российской власти, а почему-то лезет именно в древние города России, где проживают мирные граждане?!
Случайно наткнулся вот на такую запись

Елец – город старинный. Впервые его упоминает Никоновская летопись в 1146 году: «Князь же Святослав Ольгович иде в Рязань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Ельце, и в Пронске…». Эту дату принято считать годом основания города. Хотя понятно, что упомянут уже существующий город, а значит он уже стоял на этих холмах.
-В 1591 году царь Федор Иоаннович сызнова повелел возвести Елецкую крепость, для чего из городов Южной Руси согнали стрельцов, казаков и детей боярских – то есть народ в основном служивый, вольный, строптивый и буйный. Гремучая смесь. Аукнулась такая беспечность и недальновидность государева в самом скором времени.
В те далекие времена словом «вор» на Руси обзывали не высшую касту уголовного мира и даже не обычных «крадунов». Банальные разбойники и прочая паршивая уголовщина назывались «татями». Помните присказку – «аки тать в нощи»? Вот это – о них.
«Ворами» же именовали политических преступников – мятежников, предателей, а также тех, кто «выступал против порядка правления», избирая объектами преступлений государственные органы и чиновников. В период Смуты, Семибоярщины и прочих кровавых забав «воров» предпочитали все больше четвертовать да сажать на кол.
Большевики подвели "воров", под 58-ю «политическую» и 59-ю «бандитскую» статьи. В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года только они две были «расстрельными».
Вспомните у Пушкина в «Капитанской дочке» разговор коменданта Белогорской крепости капитана Миронова с Емельяном Пугачевым: «Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему:
“Как ты смел противиться мне, своему государю?”
Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом:
“Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!”»

Ко времени ее возникновения население славного города уже здорово отличалось от прежних, зашуганных судьбой и кочевниками елецких обывателей. Что называется, замес покруче, норов позлее. Да и соседи им под стать подобрались. И то сказать: поднялись на одних дрожжах…
Во времена царя Иоанна Грозного (1530–1584), когда Московское царство набирало силу и расширялось, южные рубежи Московии именовали Диким Полем. На этой территории почти не осталось жителей, так как они постоянно подвергались набегам крымских татар, ногайцев, запорожских казаков, которые совершали налеты на Московское царство.
Иоанн Грозный повелел создать так называемую «засечную черту» – систему оборонительных сооружений против кочевников. Она получила свое название от засек – заграждений из поваленных крест-накрест толстых стволов деревьев, направленных заостренными вершинами в сторону противника.
В засечную черту входили также валы, рвы, частоколы и естественные преграды на местности. Но все эти фортификации гроша не стоили без надежных пограничных гарнизонов. Начинают укрепляться уже существующие города Мценск, Новосиль, поднимаются из небытия разрушенные когда-то Кромы, Ливны, Елец, строится новый Орел…
Помимо этого, Иван IV повелел ссылать в Елец «кромешников, мятежников, бунтарей», то есть «политически неблагонадежных». Здесь же находили пристанище беглые холопы, разбойники, приговоренные к смерти душегубцы.
Иоанн Грозный, крепко держал Русь в кулаке. После него в 1598 году умирает его старший сын Федор Иоаннович, линия Рюриковичей прерывается.
Земский собор избирает царем Бориса Годунова – шурина Федора. И начинается Великая Смута…
Заново отстроенная Елецкая крепость имела самый крупный гарнизон на юге Московии и мощное пушечное вооружение. В тысячном гарнизоне города числилось 150 детей боярских, 600 казаков плюс стрельцы. В 1604 в армии царя Бориса Годунова сражалось 400 конных казаков из Ельца.
Осенью 1603 года в окрестностях Ельца полыхнуло крестьянское восстание, которое охватило значительную часть южного порубежья Московии. Во главе бунтарей стал новгородец Хлопок Косолап. Мятежников тайно поддержали даже некоторые опальные бояре. Бунтовщики двинулись на Москву, но были разбиты годуновским войском, а Хлопка казнили в столице. Однако зерно смуты уже упало в нужную почву.
В 1604 году ельчане отказываются обрабатывать государеву десятинную пашню, по словам летописца, «был Елец в смуте и непослушании».
В повести «Тайны сибирских алмазов» вор сталинского периода (писатель) Михаил Демин рассуждал: «…Кражи и грабежи в России процветали всегда. Существовали старинные поговорки о городах: “Орел да Кромы – первые воры”, “Город Елец – всем ворам отец”».
Уже к началу ХХ века в преступном мире «вор» стал не просто определением всякого жулика да грабителя, но, скорее, синонимом профессионального преступника, неким чуть ли не «кастовым» определением.
При всем том Елец к началу ХХ века представлял собою малочисленный захолустный городок, вполне мирный и безопасный. Славился он обилием церквей и набожностью обывателей; его даже Тихон Задонский называл «вторым Сионом».
Детям, а тем более внукам и правнукам первых "воров" уже не нужно было воровать и устраивать набеги, так как они были обеспечены и богаты, а старикам перед смертью конечно же хотелось покаяться и искупить свою вину. Этим-то как раз и пользовалась церковь.
- Да милок, тяжки твои грехи! Вот построишь храм и сразу же в рай попадёшь, - говорил поп.

Таким образом к началу ХХ века в Ельце уже стояло 37 церквей.
- Вот построите 40 церквей и ваш город станет не просто "всем ворам отец", а ещё и уездным городом, - обещал царь.
Могли ли они предположить, что через всего каких то 10-15 лет их предки будут взрывать эти храмы, а правнуки будут устраивать оргии на кресте?!

Так почему же сегодня, вспомнили так усиленно поддерживают и повторяют, как молитву, как мантру - "Елец - ворам отец"?

На сегодняшний день в России функционирует 7 тюрем. Одна из них находится в г. Елец, практически в центре города.

Наказание в виде тюремного заключения было введено в законодательство при Иване Грозном в 1550 году.
В Ельце первое здание тюрьмы было построено в 1592-ом году,
"… Число преступников росло и их уже нельзя было содержать в маленьких домиках. Поэтому городские власти построили большое деревянное здания под острог". В эту тюрьму не сажали дворян или купцов, так как они находились в особом привилегированном положении и до публичного суда дело не доходило.
Тюрьма же в виде каменного здания появилась лишь в 1830-ом году. Никому не удалось совершить побег из этой тюрьмы. Все попытки были безуспешными.

-И.А. Бунин в произведении "Жизнь Арсеньева" писал о Елецкой тюрьме:
"Путь наш лежал прямо на запад, на закатное солнце, и вот вдруг я увидел, что есть еще один человек, который тоже смотрит на него и на поля: на самом выезде из города высился необыкновенно скучный желтый дом, не имевший совершенно ничего общего ни с одним из доселе виденных мною домов, - в нем было великое множество окон, и в каждом окне была железная решетка в одном из этих окон человек в кофте из серого сукна и в такой же бескозырке, с желтым пухлым лицом, на котором выражалось нечто такое сложное и тяжкое, что я еще тоже отроду не видывал на человеческих лицах: смешение глубочайшей тоски, скорби, тупой покорности и вместе с тем какой-то страшной и мрачной мечты".
Да, именно Елецкая тюрьма помогла городу остаться в современном арестантском и блатном фольклоре, напомнив имя Ельца в памяти нынешних уголовников.
Елецкая крытка с конца 1970-х сумела резко выделиться на общем фоне чудовищной концентрацией бессмысленной жестокости и ужаса. Тюрьма в Ельце получила в уголовном мире название «Красная полоса» (красным цветом в арестантских представлениях обозначается ментовский беспредел).
Нет смысла углубляться в историю, чтобы понять причину этого события. Хотя сама по себе история Елецкой крытки, разумеется, занимательна.
***
Несколько лет назад руководство этого заведения решило создать музей и пригласили меня в качестве консультанта. Мне показали камеры, где они хотели устроить музей и спросили, что нужно сделать? - Может кандалы развесить на стенах? Или средневековые орудия пыток установить?
- А как здесь находился заключённый, - спросил я.
- Закрывалась дверь! Выключался свет! И все! Хотите попробовать? Закройте глаза и покружитесь на месте - ответил подполковник, вышел за массивную железную дверь и выключил свет.
Я услышал только грохот закрывающейся двери и открыв глаза подумал, что ослеп, так было темно. Каменный мешок в котором я находился прихлопнул меня как тюремную вошь. Первое желание было ломануться к двери, но я даже не знал где она находится. Сунув руку в карман, вспомнил, что телефон с фонариком остался на проходной. К счастью в кармане оказалась зажигалка. Крутанув колёсико по кремню, добавил пламя "на всю катушку". подойдя к металлической шконке, забетонированной в пол и в стену присел и потушил зажигалку.
Представил человека, который страдает "клаустрофобией" - боязнь замкнутого пространства. Или "никтофобией" (боязнь темноты). Самый популярный страх современности, не имеющий ни возрастных, ни гендерных различий. Подумал о том, что такой человек сойдёт с ума за пару дней.
В Питере в Петропавловской крепости, есть такой музей, где водят по камерам и рассказывают страсти про заключённых, но там по крайней мере хотя бы свет не выключают.
Вспомнил, как меня закапывали в яму у северных шаманов. Этот метод психологических испытаний мы после применяли при подготовки курсантов.
Вдруг пришла неожиданная мысль.
- А что если вдруг у этого подполковника за дверью случится инфаркт?! Ведь ни один надзиратель меня не выпустит из камеры!
К моему счастью дверь с грохотом распахнулась и зажёгся свет.
- Ну что скажите, Сергей Александрович? Вам понравилось? Какие будут предложения, - смеясь произнёс офицер.
- Хорошие у вас шутки. Тюремные! Разве такое может нравиться. Вы сами-то пробовали остаться здесь, - спросил я.
- Пробовал! Попросил своего зама закрыть меня и чуть в штаны не наложил, когда подумал, а вдруг его инфаркт трахнет. Я же отсюда никогда не выберусь. Кричать и стучать здесь бесполезно.
- Вот вам и ответ, на все поставленные вопросы. Ни каких орудий пыток здесь не надо, вообще ничего не надо просто выдаёте памперсы и закрываете! Эта камера сама всё сделает...

Вот такой он город Елец! Со своими крутыми улицами, по которым ни один танк не пройдёт. Со своей древней и не повторимой историей, с храмами, ворами и тюрьмами.



Мне нравится:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 14
Опубликовано: 22.04.2021 в 21:01
© Copyright: Сергей Александрович Бабичев
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1