ПОНЯТИЕ РИТМА


­­­­
­                                ПОНЯТИЕ  РИТМА

                   (Теория  литературы.  Область  стиховедения.)

Принудительное  повторение  однотипных  элементов  и  тел  создает  
стихотворный  ритм.   Последовательность  предсказуемую,  схематическую.
Итак,   ритм – это  четкое  линейное  повторение  нескольких  слов,
которые  либо  подобны,  либо  идентичны  между  собою.
Это  такое  повторение,  когда  они  воспроизводятся  в  заданной  
последовательности.  Ритм  могут  создать  2  и  более  элемента:  2  слова;
повторение  одного  слова  воспринимается  только  как  повторение,  а  не
ритмическая  последовательность.  Ибо  ритм – это  то,  как  слова  сменяют
друг  друга.  Правильно – и  четко  и  точно.  
      
Эта  последовательность  непременно  обязана  быть  линейной,  цепной,
непрерывной  в  своей  четкой  идентичности.
Это  пульсация – все  такая  же  и  все  та  же.  Это  поступь.

Размеренное  движение,  выраженное  в  неукоснительном  топтании – 
передвижении – вот  признак  ритма.  То  есть  ритмического  движения
как  такового.
Рассмотрим  это  явление  на  конкретном  примере:

О  ЛИВНЕ

Ливень
Ливень
Ливень
Ливень
Ливмя
Ливмя
Ливмя
Ливмя
Льется
Льется
Льется
Льется
(леек
леек
леек
леек – 
ловкость
ловкость
ловкость
ловкость!)
Вволю
Вволю
Вволю
Вволю
Ливня
Ливня
Ливня
Ливня
Липкость
Липкость
Липкость
Липкость – 
В  летнем
В  летнем
В  летнем
В  летнем
Поле
Поле
Поле
Поле –
Видно
Видно
Видно
Видно.

Вначале  следует  топтание  одного  слова,  затем  второго,  затем  
следующего,  в  заданной  последовательности.  Причем  все  эти  слова
между  собою  в  чем – то  похожи:  в  графическом  отношении  и  фоническом.
    
А  вот  образец  ритма  из  самых  кратких:  односложных  слов.

ГЕНИИ

Глюк
Глюк
Глюк
и
и
и
Гайдн
Гайдн
Гайдн – 
два
два
два
дна
дна
дна:
ведь
ведь
ведь
Глюк
Глюк
Глюк – 
люк
люк
люк
в  глубь
в  глубь
в  глубь,
а
а
а
Гайдн
Гайдн
Гайдн – 

дну
дну
дну  
дань
дань
дань – 

знай
знай
знай ...

Ставайте  на  зарядку,  с  притоптыванием  и  прихлопыванием,  и  получайте
удовольствие  от  этого.  Вы  обнаружите,  сколько  энергии  в  этих  
движениях.  В  этом  бодрящем,  заряжающем  ритме.  И  вы  поймете,  что
же  чувствуют  ваши  марширующие  слова. 
Ритм  механичен.  Ритм – схематичен,  и  в  то  же  время – он  заряжен  силой.
Часы  не  просто  тикают.  Они  отмеряют  время.  Они  несут  информацию. 

(А  вот  тем  литераторам,  которым  ритм  может  показаться  чем – то   
монотонным  и  нудным,  придется  еще  убедиться – какой  пробивной  
энергетикой  он  обладает.  И  как  убедительно  оттеняет  человеческие  
переживания  и  динамику  чувства.  Выраженный,  конечно,  к  месту.)  

Итак,  легко  убедиться:  ничего  сложного  в  постижении  ритма  нет.
Остается  рассмотреть  только  его  особенности. 

О  ЛЮБВИ

Любовь
Любовь
Любовь
Звенит
Звенит
Звенит,
Когда
Когда
Когда
Она
Она
Она
Зенит
Зенит
Зенит!

Любовь
Любовь
Любовь
Гремит
Гремит
Гремит,
Когда
Когда
Когда
Она
Она
Она
Гранит
Гранит
Гранит!

Любовь
Любовь
Любовь
Журчит
Журчит
Журчит,
Любовь
Любовь
Любовь
Горчит
Горчит
Горчит,
Как
       речь
Как
       речь
Как
       речь
В  ночи
В  ночи
В  ночи

Такой  ритм  именуется  иногда – триольным,  иногда – третичным.  В  его
основе – цифра  3.

Гроза
Гроза
Гроза
Гроза – 
Грозит
Грозит
Грозит
Грозит:
Грозы
Грозы
Грозы
Грозы  
Гамбит
Гамбит
Гамбит
Гамбит –

Грозит
Грозит
Грозит
Грозит
Избить
Избить
Избить
Избить
Сады
Сады
Сады
Сады!

Сюда
Сюда
Сюда
Сюда
Излить
Излить
Излить
Излить
Грызни
Грызни
Грызни
Грызни
Гастрит
Гастрит
Гастрит
Гастрит!

Этот  ритм  четвертной,  состоящий  из  применения  4  одинаковых  слов.
Четвертной  ритм  более  драматичный,  триольный – более  подвижный  
и  легкий.
Стихотворный  ритм – замечательное  средство  для  демонстрации  динамики,
стремительности,  бега,  течения,  для  напряжения  и   азарта.  Также  
для  томления  и  всяких  навязчивых  состояний … 

… Иногда  впереди  этих  ритмических  последовательностей  ставится  
одинокое  слово.
Начальное.  Оно  взрывается,  как  салют,  и  вот  уже  вибрирует  и  
катится  целая  лавина  ритма.

Любовь –

Это
Это
Это
Пламя
Пламя
Пламя
Страсти
Страсти
Страсти
Пряной
Пряной
Пряной:

Это
Это
Это
Знамя
Знамя
Знамя
Власти
Власти
Власти
Рьяной
Рьяной
Рьяной!

Иногда  ритм  приобретает  такое  начертание  и  характер:

СИРЕНЬ

си – ре
си – ре
си – ре
си – ре
сирень
ре – си
ре – си
ре – си
ре – си
ресниц;
си – ре
си – ре
си – ре
си – ре
сирен – 

резь – синь
резь – синь
резь – синь
резь – синь
ресниц!

Или  становится  вот  таким,  как  эта  вариация – демонстрация  ритма:

Цветет
Сирень
Цветет
Сирень
Цветет
Сирень
Сердец
Сирень
Сердец
Сирень
Сердец
Сирень
Цветет
Сегмент
Цветет
Сегмент
Цветет
Сегмент
Сердец
Обмен
Сердец
Обмен
Сердец
Обмен!

И  так  дальше.
А  иногда  бывает  и  таким:

       ПЕСНЯ

Поник
            поник,
Тростник
                  тростник,
В  тисках
                 тоски;
В  тисках
                 тоски …

Поник
            поник,
Почти
             что  
             спит …
В  местах
                 тоски;
В  местах
                 тоски …

Поклон!
                поклон!

Поник
            поник – 
В  песках
                 тоски;
В  песках
                 тоски …

Стихотворение,  написанное  по  правилам  ритма,  называется  ритмичным  
или  ритмическим.  Иногда  таким  становится  только  эпизод,  участок 
текста. 

Остается  отметить  последнее:  отношение  к  ритму  в  прежней,  старой
теории  литературы. Там  ритм  являлся  спекуляцией  со  стороны  стиховедов.
При  этом  ритм  уподоблялся  метру.  Однако  последовательность  ударений,
ударных  и  безударных  слогов  и  стоп – это  свойство  метра,  а  не  ритма.
Ведь  ритмические  узоры  этих  схем  входят  в  противоречие  с  живой  практикой 
стихотворства,  обнаруживая  собственную  несостоятельность.
Взгляд  человека – будь  то  специалист  или  любитель,  нацелен  прежде 
всего  на  контуры  и  положение  слов,  их  телесных  оболочек.  Именно
подбор  одинаковых  по  длительности  слов  и  создает  в  стихотворении  ритм.
Это  элементарно.  Последовательность  ударений  почти  всегда
входит  в  противоречие  с  расположением  слов,  допускает  пропуски  и
другие  нарушения – столковения  в  метрических  схемах. Эта  проблема  знакома
каждому  практикующему  автору,  когда  приходится  пыхтеть  да  тужиться,  чтоб
втиснуть  "туда"  свое  необходимое  слово. Это  просто  "Золушкина туфелька"
для  всей  старой  литературной  школы.                     

Итак, все  основные  положения  об  особенностях  ритма  мы  рассмотрели.    




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Научная литература
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 9
Опубликовано: 20.04.2021 в 19:59
© Copyright: Любовь Красивая
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1