ИНТОНАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ СТИХА


­­ИНТОНАЦИОННЫЕ   ПРОЦЕССЫ   В   ОБЛАСТИ   СТИХА.

( Теория  литературы.  Вопросы  стиховедения.)

Интонационность – это  новое  учение  о  природе  и  дисциплине  интонаций. 
Оно  необыкновенно  важно  в  новейшей  теории  стиха,  являясь  его 
животворящей  кровью,  питающее,  то  есть  проникающее  во  все  ткани  современных 
поэтических  сочинений.
Это  открытие  позволяет  нам  по – новому взглянуть  на  некоторые  привычные
положения  теории  стиховедения,  пересмотреть роль  и  значение устоявшихся
приемов  и  приспособлений.   
Ведь  в  основе  теории  новейшего  стихосложения  лежит  такое  явление, 
как  интонационные  процессы  в  области  стиха.

Интонация – это  соотношения,  в  которых  находятся  минимальные  части
человеческой  речи.  Минимальными  частями  речи,  напомню,  являются 
слоги.  К  ним  относятся  также  служебные  части  речи:  союзы, 
междуметия,  предлоги,  частицы.
Интонации  характеризуются  подобиями  между  собой  этих  частей  речи.

Множественность  таких  подобий  образует  интонационный  процесс.
Взгляните  сами:

Привлекательной
                              каплей
                              капелькой,
Привлекательной
                              такой
Тут
       участницей,

Привлекающей:
                           примешь
                           каплю
                           лишь —

                           будешь
Счастливым!

Привлекающей
                           лака
                           шалостью,
                           лака
                           прелестью,

Привлеченному —

                              она
Видится,
Она
Значится,
                 она
Светится
В  современности,
                                словно

Я  приведу  несколько  опоэтизированную  ассоциацию,  чтоб  вы  живее
представили  себе  всю  эту  механику. 
Вспомните,  как  водная  рябь  играет  на  поверхности.  Солнце  приводит 
в  движение  всю  эту  массу  трепещуще – плещущих  бликов.  Они  переливаются 
и  перекликаются  бесконечной,  бессчисленной  чередой.
Своей  сетью  словно  опутывая  тело  реки,  речной  организм.

Эти  интонации – соотношения  располагаются  на  перекрестке  двух
направлений: 
1)  В  виде  горизонтального  хода,  то  есть  в  плане  последовательности 
синтагм.
Зрячий – горячий.
Актив – компаратив
Иногда  первое  слово  в  таких  последовательностях  словно  поглощается  вторым. 
Такова  динамика  этого  явления.

2)  В  виде  звуковысотного  соотношения:    
Например,  в  словах:   
кипеть
копать 
Отмечаем,  в  таком  виде  эти  части  речи  словно  поставлены  одно  на
другое:
КиПеть
КоПать   
Даже  если  мы  запишем  их  привычно,  в  один  ряд,  это  звуковысотное
соотношение  сохранится:
1)  Кипеть – копать.  Выглядит  вот  так:  1) ки – 2) петь  1) ко – 2) пать 

Вот  как  эти  интонационные  процессы  будут  выглядеть  в  стихотворной 
ткани:

Лицо
          и
          цоколь
Стана —
              становят
              и
Составляют
                    все
                    ее
Совершенство:

                           всего
По
      капле, —
В  компанию
                      к  платью —
Приятному
                   такому,
Словно
Истома,
              это
              знакомо…

              и
              это
Приятно!

(привлекательности
                                  эта
                                  капелла
                                 (эта
                                  копилка!)
притягательности
                              эта
                              эгида,
                              эта
                              поэмка,
тут
       перед
       поэтом!)

Рассмотрим  интонацию  в  положении  звуковысотной  категории.
Звуковысотное  соотношение  определяется  прежде  всего  акустическим
положением  гласной,  как  опорного  тона  интонации.
Все  гласные  фонемы,  согласно  их  звуко – акустической  природе 
произношения,  располагаются  в  следующем  порядке:

И
Ы   
Э       
Е          
А               
Я                  
Ё                     
О                        
У                            
Ю                                       

Схема  представлена  от  самого  высокого  частотного  тона  к  самому 
низкому. 
Как  видим,  всего  десять  опорных  тонов  речи – гласных  фонем  русского
языка,  вступающих  в  звуковысотные  соотношения.
Частота  этих  звуков  не  является  фиксированной  величиной,  и  может 
колебаться  в  определенных  границах.  Главное – дистанция  между  тонами,
а  не  их  природная,  натуральная  частота  звучания.
В  музыке  такая  дистанция,  как  известно,  именуется  интервалом.
Она  имеет  фиксированную  величину  и  постоянные  наименования: 
    Прима,
    Секунда,
    Терция,
    Кварта
    Квинта
    Секста
    Септима
    Октава
    Нона
    Децима
И  так  далее,  в  промежутке  двух  октав.
В  нашей  теории  стихосложения,  пока  еще  новаторской,  эти  наименования 
интервалов – дистанций  пока  не  получили  признания  и  не  носят
постоянных  названий.  На  раннем  этапе  возможно,  по  взаимной 
договоренности,  пользоваться  теми  же  названиями,  которые  существуют 
в  музыке,  в  пределах  ее  десятибальной  системы.
Те  же  примы,  секунды,  терции,  кварты,  квинты  и  другие.
Музыкальные  интервалы,  однако  же  заключают  в  себе  такие  понятия
как  консонантность  и  диссонантность,  противопоставления  благозвучия. 
В  стихотворной  теории   акустической  речи  эти   градации  благозвучия
определяются  только  особенностями  согласной  фонемы  или  сочетаний 
фонем.
Это  относится  прежде  всего  к  так  называемым  рифмам. Что  такое  рифма?
Это такое  созвучие,  такое  сочетание  слов, где  эти  особенности  благозвучия 
проявляются предельно, особенно  ярко  и  сильно. То  есть  рифма - это
хорошо  проинтонированное  сочетание  слогов, охватывающее  контуры  слов.
В  таком  виде  интонации  хорошо  видятся и  хорошо слышатся.         

Интервально – дистанционная  категория  интонаций  сочетается 
с  горизонтальными  последовательностями – ходами   синтагматической  породы.

В  купели!
                    В  капелле
В  компактном
                          комплексе
                          капель
В  компании   
                      платьев,
В  комплекте:
В  кантате
                   анкете
                   тел

В  последовательности  первых  2  слов  присутствуют  3  интонации:

ку – ка,  пе – пе,  ли – ле   

Их  дальнейшую  цепочку  возможно  отобразить  следующим  образом,  начиная 
с  самого  начала.
Смотрим  слова:

в  купели! 
               в  капелле!

1) ку – 2) пе – 3)  ли
4) ка – 5) пе – 6)  лле

Затем  эти  интонации  взаимодействуют  таким  образом:

… 1)  ка
            2 – 3)  пель

В  этом  случае,  как  видим,  интонации  сливаются  воедино.
Первая  часть  этого  предложения,  составленная  из  5  слов,  имеет  довольно
однородную  структуру.  К  перечисленным  интонациям  присоединяется 
4)  ном  в  слове  « компактном »
В  дальнейшем  оно  создает  свою  цепочку: 
1) Ком  2) пакт  3) ном    4) ком  5) плек  6) се    7) ка  8) пель
9) В  ком  10) па  11) нии    12) пла  13) тьев 

Здесь  интонируется  следующий  ряд:  1) ком …  3)  ном – 4) ком
Интонации  консонирующие,  благодаря  однотипному  о   
Также  еще:  2)  пакт  7)  ка   9)  па  11)  пла   Это  все  интонации  благозвучные,
консонирующие.
Затем:  5)  плек …  8)  пель …  10) па  12)  пла.  Интонации  консонирующие.   

Следует  отметить  диссонанс  3) ном …  11) нии

Предлагаю  вам  самостоятельно  разобрать  такой  пример:

                    Евгения
Колосова —
                    как
                    колос,
Который
Взволнованный
                          ветра
                          новостью —
Трепещет
                 тут
                 от
Предчувствия
                       чего —
                       то
Особенного,
                     нео —
бъяснимого.

Находится
                  она
Под
Впечатлением
От
     поступка
Императора,
                     перемен
Разно —
               образных
Инициатора,
                      от
Внимания
Его
       проявления.

Интонационность  включает  в  себя  элементы  аннаграмического  письма, 
аллитерации,  тавтологии  (повторы)  слогов  и  опирается  на  звукомелодику.
Все  они  уверждают  гармоничность  творения  и  дисциплину  стихотворной
ткани.
Помните:  произведение  искусства – это  всегда  сбалансированный, 
гармонизированный,  дисциплинированный  продукт.         

На  этом  разбор  этого  явления  закончим.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Научная литература
Количество рецензий: 2
Количество просмотров: 17
Опубликовано: 17.04.2021 в 20:06
© Copyright: Любовь Красивая
Просмотреть профиль автора

Николай Кульгускин     (20.04.2021 в 09:25)
Как всё непросто однако, но хорошо когда вот так по простому есть кто объяснит, научит.

Любовь Красивая     (20.04.2021 в 20:16)
Когда знания над головой, человек задирает голову, а затем, совладав, щелкает их как семечки ...
Спасибо, мне приятно что Вы обратил внимание: подавать свои блюда стараюсь доступно и доброжелательно ...
Думаю, именно такой должна быть наука, без всей этой "каббальной" терминологии.







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1