Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина в марте 2021 г. по теме: "Живопись Фландрии 17-го века".


Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина в марте 2021 г. по теме: "Живопись Фландрии 17-го века".
В своей известной работе "Апологетика личной поэтики " Борис Михайлович Неменский написал, что "из века в век человечество развивало особую, казалось бы, не несущую никакой практической пользы, деятельность - огромную область искусства... Именно искусство передаёт от поколения к поколению этот сугубо человеческий "ВИРУС".
Педагоги-художники, обучающиеся в УНХО МЦРКПО, попав в конце марта 2021 г. на экскурсию в ГМИИ им. А.С. Пушкина в зал художников Фландрии, после долгих месяцев закрытия музеев Москвы, вновь окунулись в чудесный мир искусства. Нас очаровал волшебный мир Старых фламандских мастеров.
Именно живой контакт с шедеврами в зале музея, прикосновение к подлинникам творчества Рубенса, Иорданса, Ван Дейка, Снейдерса, Брейгеля и других мастеров, оказало максимально облагораживающее воздействие на личность человека. Педагоги вступали в диалог с полотнами, переживая и сопереживая увиденному, словно "облучаясь" особой энергетикой, исходящей от подлинников произведений искусства.
Экскурсию о живописи Фландрии проводил Велтистов Максим Евгеньевич, кандидат педагогических наук.
Наиболее яркую страницу в культуру 17-го века Южные Нидерланды (так они назывались Фландрией по имени крупнейшей провинции) вписали своей живописью. Мы с педагогами в этом убедились, познакомившись с творчеством выдающегося фламандского живописца Петера Паувелса Рубенса (1577 - 1640 г.).
Рубенс в 1606 г. вернулся из Италии домой в Антверпен. Его называли современники "королём живописцев и живописцем королей". Уже при жизни Рубенс завоевал мировую славу. Именно ему было подвластно то, что не сумели бы сделать другие.
Рубенс, по воспоминанием современников, обладал удивительной трудоспособностью. Именно Фландрия и жизнь в Антверпене были источниками его силы и таланта. Тут был огромный международный порт, в котором бурлила своя особая жизнь. Одной из первых его картин была "Охота на львов", где была отображена борьба человека с природой.
Вот и мы педагоги-художники оказались перед знаменитой картиной Мастера "Вакханалия". На картине изображены спутники бога Вакха (Диониса): старый Силен, наставник Вакха, и его дети сатиры. При выразительной динамике композиционно-пластического решения картина лишена сюжета как такового. В таком полотне Рубенса нас увлекало изображение физической жизни, противостоящем высоким идеалам стоицизма.
И люди, и козлоногие существа, и пантера нарисованы с необыкновенной энергетикой, жизнеутверждающей силой.
Во время экскурсии педагоги узнали, что Рубенс был не только художником, но и учёным, языковедом, знавшим семь языков. Он изображал знаменитых королевских особ. Художник объездил всю европу и как-то обронил: "Я считаю весь мир своей родиной, и верю, что мне будут рады всюду".
Рубенс был в то время нарасхват. Поэтому он был вынужден прибегать к помощи учеников. Одним из них был Антонис Ван Дейк ( 1599 - 1641).
Он добился известности как портретист, тонко чувствующий могущество королевских особ. Вот мы подошли к его картине "Леди де Обиньи и графиня Портленд" (около 1638 г.), написанной в знаменитых серебристо-жемчужных тонах, присущих художнику. Мастер переехал в Лондон в 1632 г. по приглашению английского королевского двора, где он успешно работал в качестве придворного художника Карла Первого.
Данный портрет принадлежит к позднему, лондонскому, периоду творчества художника. Эффектное композиционное решение и своеобразная трактовка образов заказчиков, стала образцом для развития парадного портрета. А чудесный куст с розами, удивительной красоты пейзаж, волшебной красоты платья дам, светящиеся жемчужные украшения и золотые локоны графини, создавали атмосферу особой романтики и изящества.
Ван Дейк был любимым художником знаменитого английского живописца Томаса Гейнсборо, чью персональную выставку посетили наши педагоги в 2020 г. до закрытия в марте прошлого года музея из-за пандемии. На страничке литературной автора статьи есть стихотворение посвящённое Гейнсборо и его знаменитая картина "Мальчик в голубом", находящаяся в США.
В завершении нашей экскурсии мы подошли к "Натюрморту с лебедем" (1640г.) Франса Снейдерса, который был постоянным помощником Рубенса. Его натюрморты были украшением многих дворцов. Главной темой тут служит щедрость и богатство природы, обилие и красота её обитателей.
Слуга на картине держит тарелку с инжиром, символом плодородия. На фоне ярко красного колорита битая дичь словно продолжает жить: лебедь как будто взмахивает своим крылом и приглашает нас на пиршество. Чего тут только нет. Свирепый кабан оскалил пасть, застыла, взмахнув копытами быстроногая лань, лесной кролик и куропатка распластались на столе. Попугай жако с красным хвостиком расположился среди роскошной корзины с экзотическими фруктами.
Только собака, натягивая поводок, как бы возвращает нас к сцене охоты, когда она с хозяином мчалась в лесу за этими лесными животными. Природа и её обитатели вызвали у зрителей чувство сострадания к погибшим животным.
Возвращаясь из музея, мы обсуждали увиденные полотна, когда в Москве уже в конце марта чувствовалось дыхание весны. Потом педагоги приведут в музей своих учеников и продолжат уже с ними эстафету приобщения к подлинникам искусства, заражая их "вирусом" шедевров гениальных мастеров прекрасной Фландрии.
М.Е. Велтистов, художник УНХО, кандидат педагогических наук.





Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 16
Опубликовано: 16.03.2021 в 17:47







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1