ВЛАДИСЛАВ КОНДРАТЬЕВ
БАРАНИЙ БОГ,
или
ДЕД ТЕВДОРЕ
рассказ
Старичка Тевдоре – родного брата бабы Хэльги – Ладо впервые увидел на похоронах родного деда.
Когда вернулись с кладбища, то деда поминали по старинным
правилам: ели только ложками (никаких ножей и вилок), сначала за
поминальный стол пригласили чужих мужчин, потом – чужих женщин, потом –
своих мужчин, к которым присоединились и свои женщины.
Ладо, как своему мужчине, пришлось ждать очереди. Он удалился в сад,
примыкавший к площадке во дворе, где был накрыт стол и наблюдал с
интересом, присущим всем городским жителям, когда они оказываются в
сельской местности, за деловито снующими рядом с ним курами.
Здесь-то его и обнаружил дед Тевдоре.
Ладо услыхал не совсем членораздельное и совсем непонятно зачем сказанное дедом:
– Бараний Бог…
“Какой Бог? – подумал Ладо. – Почему – Бог? Да ещё и – бараний?”
Ладо недоумённо вгляделся в подошедшего к нему человечка.
Маленький, щупленький – грациального телосложения, если
говорить научным языком, – он уже успел помянуть зятя, очевидно, что уже
и не один раз, видимо, с первой партией поминавших – чужих мужчин,
потом и со второй партией – чужих женщин (маленькому щупленькому деду
Тевдоре не составило труда затеряться среди поминающих – сказались
навыки, приобретённые в партизанском отряде во время Великой
Отечественной войны), а потому ворочал языком с трудом и стоял на ногах
некрепко, но Ладо он узнал сразу, поманил его пальцем и, тяжело
вздохнув, решил поведать, судя по тому, как дед Тевдоре собрался и
постарался протрезветь – нечто очень, очень важное. Но то ли водка
оказалась слишком крепкой, то ли дед Тевдоре – крепким не слишком, –
годы, как ни крути, берут своё, никуда от этого не денешься, но только
старик успел забыть, что хотел рассказать, ещё и не приступив к
рассказу.
Несмотря на явные следы, оставленные временем на лице
старика, дед Тевдоре, хоть и был маленького роста и щуплым, выглядел всё
ещё красивым мужчиной (у Ладо в момент, когда о осознал это, защемило
сердце: на деда Тевдоре была очень похожа родная его сестра – баба
Хэльга, а отец Ладо, хоть все и отмечали его как точную копию деда Ладо,
тем не менее соединял в своём облике много черт, доставшихся и от
матери, а потому в начинающихся сумерках Ладо, на мгновение почудилось,
что перед ним предстал девять лет назад умерший отец, но только сильно
постаревший, поседевший, уменьшившийся в размерах, какой-то
скукожившийся), держался дед с прирождённым аристократизмом и даже самим
собой не замечаемым артистизмом.
Дед Тевдоре, глубоко вздохнув, попытался что-то выговорить,
но кроме невнятного сипения Ладо ничего не услышал. Ладо редко
приходилось видеть пьяных, да и то – мельком, но, как бы ни был
незначителен его опыт общения с неумеренными любителей Бахуса (чаще
всего вспоминался эпизод, как к стайке мальчишек, Ладо тогда ещё и в
школу не ходил, подвалил какой-то вусмерть пьяный рыжий мужик –
расхристанный, шатаюшийся из стороны в сторону, воняющий на полдвора
страшным сивушным перегаром и отрыгивающий зловонным луковым запахом и
осведомившийся о чём-то на каком-то языке – странном, похожем и
одновременно непохожем на русский; пьяного, естественно не поняли, а он,
дабы наладить коммуникацию, пояснил, что он – чех, “не хватило”, но,
главное, где бы здесь можно было бы приобрести спиртное; Ладо тогда
подумал, что чеху уже давно – “хватит”, но отзывчивые мальчишки
проводили пьяного интуриста, невесть как оказавшегося в их спальном
районе, до ближайшего магазина, его ласково и немного панибратски
называли “наш” – в отличие от в квартале дальше расположенного “Снежка”)
Ладо знал, что намерение перебравших меняются столь часто и
кардинально, что бесполезно пытаться выяснить, что они только что
намеревались сказать или сделать.
Ладо подумал, что и дед Тевдоре, если уж не стал ничего
говорить, то и от продолжения неначавшейся беседы тоже откажется, но не
тут-то было. Дед Тевдоре не привык уступать трудностям и отступать от
намеченной цели. Уж в чём-чём, а в целеустремлённости деду Тевдоре никак
нельзя было отказать. Артист, уж коли вышел на сцену, то должен
исполнить роль.
Снова тяжело вздохнув, дед Тевдоре махнул рукой, и стало
непонятно, то ли он махнул рукой на затею с откровенничаньем, то ли
пытался, таким образом, отогнать от себя забывчивость, но, в любом
случае, пробормотав нечто нечленораздельное, он “успокоил” Ладо
заявлением, чтобы тот ничего не боялся, так как он, дед Тевдоре, драться
не намерен – не станет бить Ладо. Так что можно не бояться деда
Тевдоре. Ладо, хоть и не понял, за кого ему можно теперь не бояться: за
себя ли, при своём небольшом росте бывшем почти на голову выше
щупленького, а с годами ещё и усохшего, деда Тевдоре, то ли за него –
человечка, про которого народ говорит, что такого соплёй перешибешь
надвое.
Ладо неопределённо пожал плечами, дед Тевдоре решил, что
толку от него – Тевдоре, не будет и, покачиваясь и нетвёрдо ступая по
загаженной курами земле, побрёл обратно к столу – ещё помянуть, да не
раз, умершего зятя.
Много лет спустя загадочные слова деда Тевдоре про то, что
Ладо не стоит боятся деда Тевдоре, так как он не станет бить Ладо, – эти
слова немного прояснились: отец Ладо – Алик – женился без благословения
родителей, даже вопреки их воле, почти тайно, хотя брат Барыс в загсе
при бракосочетании присутствовал и на свадьбе попировал вволю, а потом
не преминул растрепать всей родне, что брат Алик, несмотря на ясный и
категоричный родительский запрет (баба Хэльга так сыну и заявила: “Ты
мяне гарадску не вяди”), женился. Но, тем не менее, когда Алика полгода
спустя призвали в Армию выполнить свой долг гражданина СССР и мужчины,
на проводах в Армию вся родня Алика бессовестно делала вид, будто не
знает, что Алик женат, а его законную супругу упорно и слишком
откровенно называли “Девушкой Алика” – глядя прямо в глаза.
Алик, женившись, остался в городе и в колхоз не вернулся, в
Армию его собрали две женщины: жена и тёща, – потратившиеся на богатый
стол с водкой и закусками, а станичная родня сочла возможным приехать в
количестве двух десятков человек – с пустыми руками, но здоровым
сельским аппетитом. Если жена Алика – ему никто, как упорно делали вид
станичники, то и на проводы сына должны были бы потратиться именно они –
станичники. Но они и с пустыми руками приехали, считая, что теперь все
заботы об их сыне легли на плечи двух городских женщин, и вид делали,
что не понимают, кем их сыну приходится его законная жена и её мама.
И только дед Тевдоре неоднократно прозрачно намекал, что Алик
– призывник женатый. Или – как бы женатый, а потому с пьяной
настойчивостью постоянно порывался провозгласить: “Горько!” и от этого
возникала двусмысленность: то ли «горько» и надо, как оно и положено на
свадьбе, «подсластить» поцелуем молодых, то ли, так как это была,
всё-таки, не свадьба а проводы в Армию, то «горько» стало от факта
призыва советского гражданина в ряды Советской Армии и от этого
получалась как бы антисоветчина: молодой мужчина призван исполнить
почётный долг, а его дядбке от этого, видите ли, – горько. Ненужная
фронда получалась. Алик пытался помешать деду Тевдоре и жестами, таящими
угрозу, призывал дядьку помалкивать, но тот не пожелал прислушаться к
угрозам племянника. И тогда тот ударил Тевдоре по лицу. Мама,
рассказывая эту историю Ладо, каждый раз подчёркивала, что на неё это
эпизод произвёл крайне отрицательное, даже тягостное, впечатление.
А дед Тевдоре, как всякий мужчина маленького роста, стал в
ответ буен, а во хмелю – и безрассудно храбр, а потому разбушевавшись,
попытался затеять драку. И тогда, дабы дед Тевдоре не наломал дров и не
причинил бы вреда, в первую очередь – себе самому, Барыс и Однояй
связали деда Тевдоре и спрятали, от греха подальше, под кровать.
Освободила деда Тевдоре из плена бабуля, пожалев невольника, который, со слезами в голосе, взмолился о помощи:
– Сваха, ослобони.
– А ты драться не будешь? – на всякий случай спросила бабуля.
– Бараний Бог! – клятвенно уверил её дед Тевдоре.
– Какой-какой Бог? – переспросила бабуля.
– Барани Бог, – повторил дед Тевдоре слова клятвы.
– А-а-а, – догадалась бабуля, – борони Бог. Оборони Бог.
– Я ж и гавару: бараний Бог, – подтвердил дед Тевдоре…
И был освобождён от пут.
Видимо, дед Тевдоре тоже не забыл тот инцидент и решил, что
Ладо будет ждать за тот давний поступок отца мести от двоюродного деда –
ведь Алику, умершему девять лет назад, уже не отомстишь. Оно, конечно,
девять лет прошло со дня смерти Алика, а события были – и вовсе более
восемнадцать лет тому назад, но ведь и месть – блюдо, подаваемое
холодным, и… И вообще, месть – есть месть. Вот дед Тевдоре и успокоил
Ладо, заявив, что бить сына Алика он не будет. А успокоить следовало,
так как, хоть оно и говорилось товарищем Сталиным, что сын за отца не
отвечает, но товарищ-то Ленин – вон как за брата отомстил. Товарища
Ленина дед Тевдоре за это сильно уважал. Да и товарища Сталина, если
говорить начистоту, дед Тевдоре тоже уважал, даже и несмотря на
миндальничание: ишь ты – сын за отца не отвечает.
Ладо невольно усмехнулся. Дед Тевдоре и раньше был росточка
скромного, а в старости – усох и склонился к земле, на которой
оказывался нередко лежащим по причине излишне выпитого. Дед Тевдоре
относился к категории людей, про которых верно говорится, что после
выпивки выясняется: выпивший – недоперепил. То есть: выпил больше, чем
мог, но меньше, чем хотел. Или – наоборот: выпил меньше, чем хотел, но
больше, чем мог…
Вот и теперь – дед Тевдоре уже успел помянуть усопшего так,
что еле стоял на ногах. А при его крошечном росточке он, если и мог
представлять для кого-нибудь угрозу, так для детей детсадовского
возраста. Да и то – младшей группы…
Но про тот давний инцидент Ладо ещё не знал, а потому слова
деда Тевдоре явились для него полной загадкой. “Хорошо – подумал Ладо –
что дед Тевдоре не стал драться. А то, невзначай, я бы мог не
удержаться, щёлкнуть его слегка и… Были бы вторые похороны. Бараний
Бог!”
А ещё из-за деда Тевдоре мама, бывая у родственников мужа,
первым делом смотрела на цепную собаку – целы ли у неё уши и хвост. Это
вошло у неё в привычку, и Ладо отметил, когда они приехали на похороны,
мама, даже несмотря на владевшее ею горе, навалившимся вместе с
неприятными воспоминаниями о родственниках мужа, первым делом окинула
взором двор, увидела собаку с целыми ушами и хвостом и явно немного
успокоилась.
А объяснялось это очень просто. Родственники Алика, как и все
сельские, всегда держали цепного пса. Сначала это были собаки с
кинематографической кличкой “Джульбарс”. Потом появились псы с именем
“Мухтар”. Бывали ли у них собаки: “Рэксы”, “Алые” и “Лесси”, – Ладо
точно не знал, так как общение с роднёй отца прекратилась ещё за
несколько лет до его смерти, а уж после гибели о Ладо вспомнили только
шесть лет спустя, да и сейчас решились сообщить о смерти деда в
последний момент, так до конца и не решив, а нужен ли он вообще на
похоронах. Много лет спустя после этих событий взрослый Ладо застал у
родни пса по имени “Бетховен”. Или это уже был “Бетховен-2”…
Но в первый приезд мамы Ладо, ещё до того, как он родился,
мама застала у родственников большого и ласкового пса Джульбарса. Вот у
него-то как раз и не было ушей. А почему не было и чего стоило опасаться
– никто не потрудился объяснить. Джульбарс не всё время сидел а цепи.
Оказавшись на свободе, он дружелюбно делил компанию со всеми, кто рад
был его обществу. Подошёл он, приветливо виляя хвостом, к маме. Она
ласково позвала Джульбарса. Он замахал хвостом радостнее и ткнулся носом
в колени молоденькой женщины. Мама погладила Джульбарса по голове…
Пёс, злобно и, как показалось маме, огорчённо зарычал и
молниеносно схватил её за руку, сильно – до боли в кисти – сжав челюсти.
Мама Ладо всегда отличалась поразительной выдержкой: ни,
когда во время похода в горах она, ещё пионерка, сорвалась в пропасть
(ну, как в пропасть? В ущелье… Не особенно-то и глубокое – всего-то пара
десятков метров); ни когда она с Ладо, во время отдыха у родственников в
Лоо, вместе с сыном и ещё женщиной с дочкой, пошла во время шторма
поглядеть на разбушевавшееся море, а обезумевшая стихия ринулась на них
гигантской волной, а мчавшийся в этот момент поезд отрезал им все пути к
бегствуспасению; ни когда двоюродный мамин брат, взявшийся отвезти их
на своём “Москвиче” и решивший (Шумахер недоделанный) “показать класс”
лихого вождения, на крутом повороте заложил вираж, от которого машина
перевернулась на два левых колеса и, потеряв управление, помчалась
навстречу вылетевшему из-за крутого поворота пассажирскому автобусу, –
никогда мама Ладо не паниковала, не визжала, как визжат героини
продукции голливудовской киноиндустрии, а теперь – и обезьянничающей
отечественной киноиндустрии.
Не запаниковала, не завизжала мама и в тот раз. Она терпеливо
замерла и стала ждать. Джульбарс не отпускал руку. Но и не сдавливал
челюсти сильнее. Казалось, что он тоже ждал – что будет дальше? А ещё он
как бы стеснялся своего поступка. Как бы говорил: “Вот и не хочу это
делать, а делаю. Не хочу и иначе – не могу”.
Мама замерла. И Джульбарс замер. Оба выжидали. Наконец,
Джульбарс ослабил хватку. Мама не пошевелилась. Джульбарс ослабил хватку
ещё чуть-чуть. И ещё. Мама не двигалась. Джульбарс приоткрыл пасть.
Мама не шелохнулась. Джульбарс посмотрел вопросительно, как бы
поинтересовавшись: “Ну, что же ты? Я же уже не кусаю”. Подождал ещё
немного и с виноватым видом отпустил руку.
И именно в этот момент баба Хэльга, не без интереса
наблюдавшая за происходящим со стороны, пояснила, что не нужно было
гладить Джульбарса по голове, так как он это очень не любит. А всё
потому, что дед Тевдоре, в своё время, оказывается “принимал Джульбарса в
партию”. И принял-таки. Но не просто так принимал, а проверяя пса на
стойкость в деле отстаивания: идеалов коммунизма и неприкосновенности
священных рубежей нашей социалистической Родины.
Дед Тевдоре, как нетрудно догадаться, в этом деле был
необычайно, несгибаемо твёрд – по его словам. А вот все остальные, по
мнению деда Тевдоре, такой неукротимой несгибаемостью явно не
отличались. Особенно Однояй, который это особенно и не скрывал. Недаром
же его отец не только сдался немцам в плен, но и откровенно этим
гордился, презирая погибших в годы Великой Отечественной войны
защитников Родины, называя их дураками, не сумевшими вовремя предать
Родину, которую, по мнению отца Однояя, вообще не стоило защищать.
Яблоко, как известно… Вот и Однояй, подозревал дед Теодоре,
случись война, первым побежит сдаваться немцам в плен. Однояй, зная о
подозрениях деда Тевдоре, любил его поддразнивать этим: встанет, высоко
подняв руки, отклячит жирный зад, выпятит толстенное пузо, скосолапит и
без того кривоатые ноги и пойдёт по двору, шлёпая широкими лапами,
показывая, как именно он поспешит сдаваться в плен.
Но дед Тевдоре подозревал не только мужа Тамрико. Под
подозрение попадали абсолютно все. А стоило Тевдоре выпить, как его
подозрительность усиливалась и появлялось желание как-то действовать в
сложившейся ситуации, не сидеть сложа руки и не ждать, когда придут
немцы и устроят вторую Хатынь. Так как пирушки начинаются, как правило,
не с утра, а дед Тевдоре, зная обычную немецкую подлость нападать, без
объявления войны, на рассвете, именно к вечеру становился, под
воздействием винных паров, особенно подозрительным и деятельным, то и
неудивительно, что, по мере приближения времени к полуночи, Тевдоре
начинал терять терпение – вот-вот нагрянут немцы, а отряды сопротивления
ещё не сформированы. Нужно идти в партизаны: в леса, в плавни, – а с
кем?
Партизанить – не за столом сиживать. В партизанах опасностей –
пруд пруди. А немцы – хитры и на коварство тороваты. Попадёшься к ним в
плен – все жилы из партизана вынут, прежде, чем повесят. Чтобы им
противостоять, чтобы не выдать военные и государственные тайны, нужны
особенные стойкость, мужество, выдержка. За себя Тевдоре не боялся, а
вот остальные… Годятся ли они в партизаны?
Муж сестры Хэльги – гвардейский офицер Красной Армии и коммунист. Он – вне подозрений. А вот остальные…
Стоило бы узнать их подноготную. Понятно, что партийные –
люди проверенные… А вот остальных стоило бы проверить. Но как? Алик,
можно не сомневаться, на попытку проверки даст, без сомнения, в зубы.
Барыс? И без проверки может дать. Даром, что тихий. В тихом же омуте,
как известно… Так говорит народная мудрость. Народ не станет врать.
Однояй тоже двинет в рыло, стоит только его проверить. А его
и проверять не нужно, и так видно, что человек он – гнилой, первый
претендент на предательство и этот… как его… коля… кола… бр…
коллаборационизм. Ну и словечко, ей-богу. Борони Бог, бараний Бог!
Женщины? Ну, хоть женщин-то немцы должны оставить в покое.
Должны же они… Должно же у них хоть что-то быть святое… Должно же… Нет,
после зверских истязаний и убийства девочки – Зои Космодемьянской –
надежды на хоть какую-то порядочность агрессора нет. Немцы – народ
обстоятельный. Пунктуальный. Так почему же в зверствах им быть иными?
Именно такой вопрос задавал себе Тевдоре и не находил ответ.
Так с кем же идти в партизаны?
Тевдоре нашёл, во время одного из хмельных застолий, выход из, казалось бы – безвыходной, ситуации. Джульбарс!
Джульбарс: мужчина, друг человека и не болтун, который, как известно, – находка для шпиона.
Тевдоре решил, что, если снова, как всегда в четыре утра и
без объявления войны, немцы нападут на нашу священную Родину, он, так
как по возрасту ни призыву, ни мобилизации уже не подлежит, то пойдёт в
партизаны с Джульбарсом. Осталось только проверить пса на выдержку и
стойкость и принять его в партию. Тевдоре так и сказал:
– Приму Джульбарса в партию, а там – сам чёрт мне не брат, а
не то, что немцы. Против нас с Джульбарсом никакие немцы не выстоят.
Сказано – сделано. Спрятав тесак сзади за пояс, Тевдоре
подозвал Джульбарса, а когда ласковый пёс, не почуяв подвоха, или –
почуяв, но не поверив в человеческую подлость, подбежал к Тевдоре, тот
крепко ухватил пса за голову и стал принимать его в партию. Принимал
долго, тщательно, без спешки. Пёс отчаянно выл и принимал героические
попытки вырваться, но старый и хлипкий Тевдоре, полный чувства
ответственности за порученное ему им же самим дело, проявил в этот
момент недюжинные силы и довёл приём в партию до конца, и лишь только
после того, как окровавленный пёс окончательно лишился ушей, мелкими
клочьями валявшимися вокруг места экзекуции, Тевдоре решил, что уж
теперь-то, после проверки и приёма в партию, Джульбарс полностью готов
идти в партизаны, а Тевдоре может полностью положиться на боевого
товарища.
Джульбарс, даже и после скотской выходки деда Тевдоре, не
озлобился, не возненавидел людей, он лишь зверел, если кто-нибудь
пытался дотронуться до его головы.
Мама Ладо это не знала, ей не потрудились об этом сказать, и
она, без всякой задней мысли, погладила ласкового Джульбарса по голове.
Пёс потерял власть над собой и схватил женщину за руку. Но понял, что от
мамы Ладо ему не будет зла. И сам зло не причинил.
А деду Тевдоре строго-настрого запретили и думать принимать ещё кого-нибудь в партию.
Дед Тевдоре угрозу понял, принял и подчинился. Но выпивать не перестал. И чудить не перестал. Не отпускали его немцы.
И вот он регулярно, каждый раз, когда случалось принять
горячительное, а случалось это не только нередко, но, скорее, частенько,
дед Тевдоре стал водит семью: жену и двух дочерей, – на расстрел. И не
образно говоря, не фигурально выражаясь, а на самом деле. Было это
потому, что дед Тевдоре, под воздействием горячительных напитков,
которые воскрешали в памяти события той страшной войны, перевоплощался в
немцев. Зарядив охотничью двустволку патронами с крупной картечью,
Тевдоре-немец выводил семью партизан (или – пособников партизан) во
двор, объявлял, именем немецких оккупационных властей, своих родных
женщин партизанками, или, для разнообразия, пособницами партизанок, в
чём у него, как у расстрельной немецкой команды не было никакого
сомнения, а потом зачитывал приказ военного немецкого командования о
немедленном расстреле партизан. Или их пособников.
Поставив женщин у стенки, он медленно наводил на них дуло ружья и начинал тщательно прицеливаться…
Но до убийства дело никогда не доходило – ситуацию спасали
партизаны. В партизан превращался сам Тевдоре. Из оружия у партизан
только и было, что охотничье ружьё, но каратели, насколько и жестоки,
настолько же и трусливы, – вот они и удирали, едва заслышав приближение
народного мстителя, улепётывали во все лопатки. А Тевдоре-партизан
стрелял им в след в темноту, но подстрелить кого-нибудь из подлых и
трусливых карателей ему тоже никогда не удавалось. А, может статься,
немцы ухитрялись вынести своих убитых и раненых в Неметчину.
Жену Тевдоре частенько спрашивали, как она “живёт с таким
дураком” и покорно сносит регулярные расстрелы, на что женщина, как ей
казалось – разумно, отвечала, что Тевдоре, конечно, дурак-дураком, но,
во-первых, только когда выпьет, во-вторых, всё-таки муж, а у них – две
дочери и как же они будут без отца, а в-третьих, хоть немцы и являются
регулярно для проведения карательных мероприятий, но ещё случая не было,
чтобы партизаны не успели и не освободили бы партизанок и пособниц
партизан, не вырвали бы их из лап распроклятых карателей, а самым смелым
партизаном не оказался бы не кто иной, как сам бесстрашный Тевдоре.
Ответы жены Тевдоре были резонны и убедительны. Возразить на
них, казалось, нечего, но женщины находились, что ответить:
– А ну, как не успеют партизаны? Всего-то на миг опоздают?
И холодели от ужаса, представив, что может произойти.
Патрона-то в двустволке – всего два, но картечь имеет свойство
разлетаться, а на расстреле немцы семью Тевдоре ставили очень компактно,
видимо, не хотели допустить перерасход боеприпасов. Оно и понятно:
немцы – народ рачительный. Жадный, если говорить без обиняков, народ.
А Тевдоре? Он же представитель народа, считающегося плохо
организованным. Замешкается где-нибудь, вот и не успеют партизаны. И что
тогда?
Даже помыслить страшно, что будет в таком случае.
И жена Тевдоре, когда девочки выросли, вышли замуж и уехали
жить в Керч, решила больше не искушать судьбу и тоже уехала к дочкам,
предварительно разведясь с Тевдоре: и с немецко-фашистским карателем, и с
доблестным партизаном-освободителем.
И остался дед Тевдоре один. Но – не надолго. Нашлась и на него разведёнка. Или вдова.
Уж её-то дед Тевдоре на расстрел не водил. Вернее, и её
попытался было, но дальше попытки дело не пошло. Дня два-три после того
случая деда Тевдоре не было видно, потом он появился: один глаз совсем
заплыл, второй – узкая щёлочка, блестящая слезами в кровавом глазу, губы
– два сизых расквашенных вареника громадных размеров…
Словом, как сказали видевшие распухшего от побоев деда
Тевдоре, “нашего полку прибыло”, имея в виду именно увеличение в объёмах
лица избитого. Дед Тевдоре на это реагировал так:
– Как – плипыло? Как это – плипыло? Супоф-то – супоф убыло.
Зубов, выбитых могучей сожительницей деда Тевдоре, действительно, значительно убыло.
Впрочем, случай этот имел и положительную, как это ни
покажется странным, сторону: когда деда Тевдоре увидели люди, вернее,
когда увидели, как сожительница его отделала, самого Тевдоре стали
побаиваться бить, что раньше иногда случалось, когда Тевдоре пытался или
принять кого-нибудь в партию, или проверить на способность быть
партизаном, или хотя бы заикнуться повести кого-нибудь на расстрел. Даже
уверенность своевременного прибытия спасительной миссии партизан не
спасала деда Тевдоре от расплаты за странности поведения во хмелю.
А теперь его, не столько уважительно, сколько боязливо,
сторонились, зная, что если сожительница самого Тевдоре чуть не
отправила на тот свет, то всякого, кто осмелиться обидеть её крохотное,
пьющее и сквернословящее, но изящное и, надо отдать ему должное,
красивое сокровище, – за Тевдоре его сожительница могла бы с обидчиком
сотворить такое, что и подумать страшно. Но за самого деда Тевдоре можно
было больше не бояться. А то раньше Барысу и Мишико частенько-таки
приходилось вылавливать многочисленных обидчиков и жестоко наказывать за
урон, причинённый ими любимому непутёвому дядьке.
Теперь же дед Теодоро иногда говаривал:
– Мишико, тебя если кто обидит, так ты мне только скажи…
– Сказать тебе или твоей жинке?
Дед Тевдоре обычно разводил руками и отвечал с некоторой долей неопределённости:
– Ну-у… Мне, или… Лучше мне, а я – ей и… Она кого хочешь: по
кочкам разнесёт, в грязь втопчет, сотрёт в порошок и по ветру развеет…
Барани Бог!
Поговаривают, что одностаничники до сих пор не без страха
вспоминают ужасного маленького старичка с его скорой на расправу
сожительницей и присказкой про “Бараний Бог”.
© 11.03.2021г. Владислав Кондратьев
Свидетельство о публикации: izba-2021-3039969
© Copyright: Владислав Олегович Кондратьев, 2021
Свидетельство о публикации №221031101116
© Copyright: Владислав Олегович Кондратьев, 2021
Свидетельство о публикации №121031105551