Планета Х. Лето, эллинги.


Планета  Х. Лето, эллинги.
Л Е ТО.

Лето на севере Камчатки наступает совершенно внезапно! Ну ведь только что на сопках и в тундре лежал снег, как его уже нет! Солнце начинает пригревать по-весеннему, дуют влажные восточные и западные ветра, приносящие с собой мелкий, надоедливый дождь. Правда с севера или с моря может прийти снежный "вынос", засыпав зеленую траву и первые цветы 10-сантиметровым слоем, но это не надолго. Лето всё-таки! Окрестные сопки на глазах зеленеют, ветер выгоняет из бухты последние льдины, песчаные дороги быстро просыхают и люди начинают сходить с ума! Я уже писал о поисках черемши и первых рыбалках, но раннее лето - это время массовых пикников на природе! Каждые выходные, население поселка, взяв с собой еду и водку, устремляется на природу! Чтобы пожарить жесткие шашлыки из оленины, надо идти за 7 км к морю, там на "прибойке" валяется много сухого плавника и водорослей. На сопках, кроме смолянистого кедрача, деревьев нет, шашлык получится с оригинальным вкусом и запахом, поэтому с раннего утра десятки жителей Снежного, нагрузившись рюкзаками с провизией, прихватив с собой собак, жен и детей, упорно вышагивают по грунтовой дороге мимо Сувенирной фабрики, РСУ и местного аэропорта к морю, или как говорили в Снежном: "на устье", имея ввиду устье реки.
Идти с увала на увал нелегко, но весело; собаки и дети играют в догонялки, жены ворчат, сквозь зубы ругаясь матом, а мужики после каждого увала норовят сделать привал, чтобы определить у кого "Снежинка" крепче и вкуснее! Так что "на устье" все добираются в приподнятом настроении! И вот оно, слегка штормящее море, ледяное и мутное, но уже свободное ото льда! Мелюзга начинает носится по прибойке, укатанной волнами до крепости асфальта и собирать плавник. Можно конечно пикник устроить здесь, прямо у прибоя, благо камней для мангала предостаточно, но особым шиком считалось вместе с детьми, женами и плавником забраться на самый верх прибрежной Каменной сопки, высотой метров 500! Вот уж где во время подъёма было много радостных матюков, но все это было ничто, по сравнению с видом на море, которое из бурого у берега, превращалось в голубое, а потом в густо-синее, с белыми барашками волн, и куда не бросишь взгляд - ни одной живой души! А ледяной ветер с моря заставлял искать впадину на сопке, чтобы от него укрыться, где уже разводился огонь и был готов природный холодильник для водки, в виде нерастаявшего снега на северной стороне! И первый тост "За лето!", и первый шашлык на природе, и зеленая тундра, и голубизна реки, и белоснежные волны на баре! Что может быть лучше? Холодная, снежная, долгая зима, наконец, кончилась!!!

Но пикники - это только начало массового психоза! Как только подсыхала почва и река светлела от паводковой мути, все мужское население Снежного отправлялось на речку, в лодочную пристань. Бурливая и своенравная река возле поселка разделялась на два рукава, основное русло проходило метрах в пятиста от поселка, а вплотную к берегу подходила Лодочная протока. Ударяясь в правый берег, она вымыла довольно глубокую, большую, спокойную заводь, которую и называли Лодочная пристань. Если вы никогда не были в Рио-де-Жанейро и не видали тамошних "фавелл" - вам стоило прилететь в Снежный и любоваться их первозданной красотой сколько угодно! Как и в Бразилии, на лугу, возле реки, в хаотичном порядке теснились своеобразные сооружения. Изготовлены они были из различных подручных материалов, как то: обрезки железных листов, сварные конструкции и деревянные "ловушки" на медведей. Одно было общее: все эти изыски архитектуры были 5-6 метров длиной, 2,5 метра шириной и высотой в 2 метра! Это были гаражи для лодок, под гордым названием Эллинги!
Лодки там и зимовали, вместе с моторами, рыболовными сетями, поломанными табуретками и огрызками торшеров! В общем, выполняли те же функции, что и гаражные кооперативы на материке, а именно: бытовые свалки и любимейшее место летних встреч снежан!
Было и отличие: за эллинги никто никому не платил и не спрашивал разрешения на их строительство. Несколько раз властями поселка были предприняты попытки как-то узаконить эту "Воронью слободку", придать ей вид социалистической плановой застройки с присвоением порядковых номеров, но все было тщетно! На эллингах, как и на реке царила Анархия, переходящая весной в массовый психоз! В разговорах сельчан постоянно звучал один вопрос, словно списанный с плаката "А ты записался добровольцем?!"
- А ты уже спустил лодку на воду, что-то я тебя вчера на реке не видел ?
Но спустить лодку на воду - было полбеды: надо же было привести ее в божеский вид, после безжалостной летне-осенней эксплуатации! Поэтому вытащив лодку из эллинга и перевернув ее вверх днищем, хозяин лодки начинал задумчиво скрести и чесать затылок! Днище горестно показывало сколько раз хозяин сажал свою верную подругу на камни, сколько ставил временных заплаток и выпрямлял глубокие вмятины молотком! Тогда и начинался повсеместный психоз: на Эллингах стучали молотки и звенели зубила, срубая временные заплатки! Ставили красивые и постоянные, ремонтировали банки, выпрямляли погнутые весла, укрепляли транцы, а потом, Эллинг начинал благоухать Красным Суриком! Краска заранее была скуплена в Рыбкоопе до последней банки! Шпаклевали царапины, затирали их шкуркой и густо наносили сурик на израненное днище. Бывшие рыбаки и "мореманы" прекрасно знали, что только сурик, все время находясь в воде, хорошо защищает днище от коррозии и поэтому меня всегда смешило, что на материке, водители красят суриком днище своих "ласточек" и думают, что теперь оно защищено от ржавчины! Вообще-то, как только сурик высыхал, густо сдобренный дорожной пылью, он тут же отваливался большими пластами! Ну материковые - что с них взять!
Но лодки еще не все! Надо было перебрать и прочистить моторы, потому что половина из них просто не заводилась! В основном из-за быстрого течения реки, моторы были двух марок: "Нептун" и "Вихрь". Только они были способны гнать груженную лодку вверх по течению! "Ветерок" - грустно отдыхал! У каждой марки, конечно были свои верные фанаты, но всех объединяло одно общее: и "Нептуны", и " Вихри" все-таки ломались, хотя были по-советски очень надежными!
Удары редуктором о камни и топляки, когда шпонку винта срезало, как ножом, за поломку не считалось! У каждого в запасе был мешок винтов, вперемешку со шпонками и свечами! Ну и что это за поломка! Поднял мотор, выбил шпонку, заменил винт, вставил шпонку и вперед! Еще чем хороши были эти моторы - так это ремонтоспособностью! Даже со штатным набором инструментов, их можно было легко разобрать и отремонтировать, а если у тебя еще были "головки" с воротками и торцевые ключи - ты был королем!
Северяне - ребята и головастые и рукастые, сделать могут все, но иногда собирали консилиум и глядя на разобранный мотор на колченогом столе рядом с эллингом, выносили безутешный диагноз:
-Не-а! Здесь без Рашида не обойтись!
В каждом поселке был свой "Кулибин", но Рашид славился даже в Палане и Тигиле! Он мог отремонтировать любой мотор, электродрель и мотоцикл, снегоход и телевизор, часы и ружья! В общем - всё! Владелец мотора мелкой рысью бежал на поклон к Рашиду! Тот работал водителем в пожарной части, имел три бокса, в одном из которых стоял его пожарный "ЗИЛ", а остальных два - были его личные мастерские! Начальство все это знало, но терпело, потому, как без Рашида в Снежном обойтись было невозможно! Он никогда не отказывал:
-Ну что там у тебя? - вопрошал, как оракул.
-Да мотор не заводится, Рашид-дорогой.
Рашид глубокомысленно смотрел в потолок и продолжал допрос:
- Магнето проверял?
- Проверял! - юлил проситель.
- А карбюратор?
- Проверял. Не заводится!
Рашид горестно вздыхал и говорил:
-Ну ладно, пошли!
У эллингов на столе обессиленно вытянув ногу-редуктор, с красной пяткой винта лежал новопреставленный покойник. Ручка газа торчала прямо в небо, словно говоря:
"Господи! Прими грешную душу раба Божия "Вихря 30"! Злостно убиенного хозяином- дураком!". Рашид подходил к столу и консилиум "врачей", почтительно поздоровавшись с ним, скорбно расступался перед "покойником"
Рашид приступал к реанимации: только и слышалось-
-Ключ на 17! … Головку на 13! ...Отвертку!...Пассатижи!....Твою мать! …
Окончив вскрытие мотора, Рашид отступал от стола, вытирал руки ветошью и крутил перед носом хозяина шайбу, обрывки проводов и какую-нибудь деталь.
С приговором он не спешил, и народ, с замиранием сердца ждал вердикт Рашида. Тот снимал очки с нулевой диоптрией, аккуратно складывал их в очешник и, глядя вдаль просветленным взором, коротко говорил:
-Всё! П......ец!
Раздавался горестный вопль владельца мотора:
-Рашиииид! Миленький! Что же делать, рыбалка на носу?!
Рашид согласно кивал головой:
-Новый покупай!
-Так "Вихрей" даже на складе нет!
Консилиум поддакивал:
-Никаких моторов нет, все раскупили!
Хозяин подступал к Рашиду вплотную и жалобно спрашивал:
-Рашид! Может можно что-то сделать?
Рашид отрицательно качал головой и отвечал фразой из Евангелия:
-Я не Бог!
-А может..., - в голосе просящего звучала такая скорбь по убиенному другу, что Рашид, снова надев очки и глядя на выпущенные внутренности мотора, картинно, задумчиво говорил:
-Не знаю....не знаю…
Тут уж все присутствующие и вновь прибывшие начинали слезно умолять Рашида помочь в горе! Немного поломавшись для приличия, тот говорил:
-Ну ладно! Тащите его ко мне в пожарку! Может из трех поломанных соберу один хороший!
Если при этом спектакле присутствовали мы с Гуровым - то нам стоило нечеловеческих усилий, чтобы не ржать во все горло! Так как Рашид был нашим закадычным другом мы прекрасно знали, что зрение у него, как у орла- стервятника и очки он надевает для солидности, как и то, что во втором боксе, за занавеской, у него стоят два прекрасных подвесных мотора, правда собранных из пяти "покойников". А теперь еще и новые "донорские" органы повеселевшие сельчане тащат в пожарку Рашида!
И будьте уверены, что через неделю владелец нового мотора, описавшийся от счастья, повезет его к эллингам и заплатит Рашиду цену, больше стоимости нового не обкатанного "Вихря"! Потому, что ремонт и доводка мотора Рашидом - своеобразный Знак Качества и Долголетия!

Никому из новичков я не посоветую сразу покупать моторную лодку! Во-первых: в условиях планового ведения хозяйства и массового дефицита сделать это было весьма проблематично! Во-вторых: на каждую лодку б/у была уже очередь из желающих. А в-третьих: прежде чем покупать лодку, тебе надо было хорошо изучить реку, и все её пороги и перекаты!
В советское время в Снежном были лодки всего двух типов: длинные "перевёртыши" "Казанки" всех модификаций /одна хуже другой/, и новые, только что вышедшие в серию лодки "Обь"! Да, у наших Вождей и начальников были 4 катера " Амур". Один принадлежал, естественно, райкому партии, 2-ой - милиции, третий – пограничникам / был у нас еще и такой вид бездельников/, а четвертый - госпромхозу! Это были уже вполне себе катера-катера: с хорошим тентом и стационарным мотором от "Москвича-412", что и являлось его слабым звеном! Исходя из того, что запчастей на движок от "Москвича" в Снежном не было и в помине, на плаву оставалось всего два катера: райкомовский и госпромхозовский. Феномен их живучести определялся одним словом: РАШИД! А так, как Рашид с милицией и "погранцами" не дружил /и это слабо сказано/, их катера спокойно гнили во дворах вышеназванных учреждений!
Несмотря на поганейшие мореходные качества "Казанок", зачастую даже без " крыльев", которые были безопасными разве что для плаванья в ванне, наши мужики, приняв для храбрости стакан водки, выходили на них в Охотское море! Кто для ловли палтуса, кто по своим делам, но чаще – по дури! Уже проходя через всегдашние волны на баре, лодки наполовину захлестывало водой! Лихорадочное вычерпывание воды черпаками и ведрами - помогало мало! Воткнувшись носом, как утюг, в очередную волну, "Казанка" принимала новую порцию воды и все начиналось сначала! Заканчивалось это, к сожалению, плачевно: ошибка в управлении приводила к опрокидыванию лодки и наши мужики становились "Ихтиандрами", как говорили у нас в Снежном! Лодку очередным приливом выбрасывало на берег, тела утопленников - редко! Вода в Охотском море на наших широтах не превышала 4-х градусов тепла. Будь ты даже в спасательном жилете, в живых ты останешься не более 30-ти минут, а сознание начнешь терять через 15! А потом - паралич и остановка дыхания! Вот почему спасжилеты практически никто и не надевал!
А теперь подумайте, друзья, стоит ли выходить в море на непригодных для этого лодках? И главное: ради чего?!
Гибель людей летом на Севере связана в основном с морем и рекой, и хотя температура воды в реке практически такая же, как в море, выплыть и спастись - шансов гораздо больше, просто надо плыть по сильному течению, не тратя сил, а завидев перекат или отмель у берега- рвануть, как на финале Олимпийских игр по- плаванию!
Я вырос на Кавказе и горные реки знаю с детства, но поверьте мне, никому в голову никогда не приходило, что в них можно плавать на моторках! Да, в низовьях Кубани или Терека - можно, но в горах?!
Конечно, реки на Севере отличаются от горных рек Кавказа, в них не такое сильное течение и нет огромных валунов в русле реки, о которые тебя может просто размазать, но зато в огромном количестве есть "топляки" - притопленные стволы деревьев, "завалы" - деревья, корнями на берегу, а стволами и ветвями в воде. Эти завалы действуют как сито, цепляя все, что плывет по течению и, порой, почти перегораживают русло. Если ты попал в такой завал - выбраться из него нет почти ни одного шанса: тебя течением сразу тянет на дно, и ты запутываешься в ветвях деревьев и обрывках сетей. Даже если рядом твои друзья - помочь тебе они не смогут, потому, что даже подойти на лодке к "завалу" - смертельно опасно!
Есть мели, перекаты, шиверы и водопады, но эти "подарки" хотя бы хорошо видно издалека по белоснежной пене!
Река часто меняет фарватер, это зависит от дождей и солнца, и сказать, что я знаю речку, как свои пять пальцев - верх наглости, которая всегда наказуема! Поэтому не стоит лететь на полном газу по реке лишь потому, что три дня назад ты уже здесь проходил! Что я могу посоветовать новичкам: ходить по реке только с опытными рыбаками /хотя бы один сезон/, подходя к опасному месту на лодке, снять резиновые сапоги - бахилы и штормовку. В воде снять сапоги вы уже не сможете ни за что, а вот набраться водой они смогут довольно быстро и к каждой вашей ноге прибавится лишних 10 кг, плюс промокшая штормовка! Выводы делайте сами, говорят, что в таком виде хорошо прогуливаться по дну приветствуя других "Ихтиандров", я лично не рискнул попробовать!
Очень опасно плыть вниз по реке в темное время суток! Для того чтобы лодка хорошо и легко управлялась, надо плыть гораздо быстрее и так быстрого течения! В темноте, даже хорошо знакомая река становится незнакомой! Ты не видишь практически ничего, кроме русла и перекатов, ориентиры на берегу - не видны, да и сам берег тоже, к которому тебя прижимает течение. А там - "завалы"! Да и коряги на фарватере ты увидишь слишком поздно! Поэтому не спеши в поселок в сумерки. Полная темнота наступает летом около Часа ночи, а в Три уже горизонт светлеет! Лучше пару часов провести в дружеской беседе с медведями-гризли, чем плыть вниз по течению в полной темноте по черно-белой реке, не понимая, где находишься!
И запомните еще один Закон Севера: "Ни при каких обстоятельствах не теряй головы!"




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 12
Опубликовано: 07.02.2021 в 11:13
© Copyright: Александр Кузнецов-Софос
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1