"После Освенцима нельзя писать стихи"


Это слова немецкого философа Теодора Адорно. Как понимать эту фразу? Конечно, философ имел ввиду крах поэзии, крах всего духовного после перенесённых ужасов, и то, что поэзия по-прежнему жива, говорит о силе человеческого духа. Поэзия выжила тогда именно благодаря вере в лучшее, вере в победу добра над злом.
Трудно представить себе, чтобы поэты, прошедшие войну, вдруг стали бы описывать в своих стихах все ужасы этой войны и нечеловеческие условия существования в блокадном Ленинграде.
Чтобы Твардовский, обобщив героические черты советского солдата, не воспел бы его подвиг в образе Василия Тёркина, а стал бы рассказывать об отдельных случаях героизма, бытописуя с преувеличенным пафосом о рядовом поступке.
Что ленинградская поэтесса Ольга Бергольц сочиняла и читала бы по радио не патриотические стихи о скорой и безусловной победе, а рассказывала бы «высоким штилем» о том, сколько ленинградцев гибнет от голода, и что порой теряется человеческий облик из чувства самосохранения и желания выжить любыми путями.
Есть немало поэтов, которые обращаются к теме героизма в наши дни. Но все эти стихи неискренни, потому что чаще всего преследуют лишь одну цель – поиграть лучшими чувствами, используя «горячую» тему, будь то Афганистан, Чечня или Беслан. Подобные творения, написанные с излишним пафосом, либо живописующие подробности мучений, не представляют никакой художественной ценности.
Патриотизм основан на подлинных, а не вымышленных чувствах. А дутый патриотизм и ведёт в конечном итоге к гибели поэзии.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество рецензий: 2
Количество просмотров: 33
Опубликовано: 28.01.2021 в 15:08
© Copyright: Лидия Левина
Просмотреть профиль автора

Паренёк с окраины     (28.01.2021 в 21:14)
Аплодисменты!...

Лидия Левина     (29.01.2021 в 13:22)
Вот. (Скромно потупила глаза).







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1