Сократ -часть V ( Послесловие)


Сократ -часть V ( Послесловие)

Я обещала в заключительной части очерка высказать своё личное мнениео некоторых аспектах учения и жизни Сократа, которые меня удивили. Выполняю своё обещание.

1).Отрицание Сократом письменности.

1.1 Удивляет тот факт, что Сократ отрицал письменность и поэтому не написал ни одной книги. За него это сделали его ученики Ксенофонт, Платон и Аристотель.Только благодаря им человечество узнало о существовании Сократа и его учении.

Современные ученые всего мирасчитают письменностьодним из главных признаковпоявления цивилизации.А древние народы вообщеполагали её даром богов. Передача информации - это потребность человека сохранить для своихпотомковинформацию о их жизни в форме, неподвластной искажениям – в отличие от устной речи. Ради этого, 35 тысяч лет тому назад, в эпоху палеолита , первобытные люди сделали первые рисунки на стенах и потолках пещер,стремясьпредставить в графической форме окружающий их мир.

А вот письменность как графическое изображения речи появилась лишь в середине четвертого тысячелетия до нашей эры в Месопотамии, в стране шумеров, а затем в Египте. Изначально она состояла из пиктограмм, затем перешла в клинопись ибыстро распространилась на Ближнем Востоке. Постепенно её заменил арамейский алфавит.

Позже, около 3200г. до н.э., сначала в Месопотамии, потом в Египте появились первыезнаки в видеиероглифов.

Во втором тысячелетии до н. э. возникла китайская письменность (одна из старейших и используемых до наших дней) сначала в виде пиктограмм, каждая из которых представляла собой целое слово, а затем – иероглифов. Она была адаптирована для других языков из-за огромного влияния Китая в Восточной части мира. Она - одна из старейших непрерывно используемых систем письменности в мире.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.

1.2 Первый алфавит.

Во 2-м тысячелетии до н.э. финикийцы создали первый алфавит, состоящий не из пиктограмм, а из знаков, означающих отдельные слоги. Былоиспользовано 22 знака, каждый из которых означал один звук. Но символов для обозначения гласных звуков не было.

В 9 в. н. э. греческие братья Мефодий и Кирилл изобрели два алфавита - глаголицу и кириллицу в качестве системы письма для старославянского языка. Кириллица и сегодня используется для русского, украинского, болгарского, белорусского, сербского языков, а также в письменности более 50 неславянских языков.

Греческий алфавит стал огромным шагом вперед в развитии алфавитов, тем более, что впервые в нём были выделены гласные буквы. Он существует с 800 года до наших дней и за свою долгую историю был использован для написания иврита, арабского, турецкого, галльского и албанского языков.

Латинский алфавит является наиболее широко используемым алфавитом за всю историю человечеств. Появившись в качестве варианта греческого алфавита примерно в 700 г. до н.э., он быстро распространился сначала в Европе, а затем и во всем мире.

Из-за большого количества людей, говорящих на арабском языке, а также широкого распространения ислама, арабский алфавит стал вторым по частоте использования алфавитов в мире.

Острое желание быть в курсе событий, происходящих в мир, подвигло Луи Брайля, слепого француза, в 1821 годуизобреститак называемую тактильную систему чтения и письма в виде рельефных точек. Но ему было недостаточно просточитать книгис выпуклыми буквами, он решил научиться и писать книги и совершил это.

При егожизни эта система не завоевала большой популярности, но после его смерти она превратилась в средство письменного общения для слепых и слабовидящих.Позже шрифт Брайля был адаптирован к огромному количеству языков по всему миру.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
1.3 Памятники письменности.

Самыми древними памятниками письменности были летописи. Их история началась с созданных в Шумере, Ассирии и Вавилоне глиняных табличек (датируемых IV-I тысячелетием до н.э.). Позже таблички были заменены на деревянные, костяные или оловянные, покрытые воском.

Затем появились свитки папируса и пергамента, а ещё позже —рукописи икниги. Многие из них были прекрасно оформлены. Книги переписывали монастырские монахи или писари при дворах монархов. Они славились прекрасными, выполненными от руки.миниатюрами – иллюстрациями. Одни из самых древних старорусских рукописей — «Повесть временных лет» (около 1113 г.) и «Поучение Владимира Мономаха» (вероятно, 1117 г.).

1.4 Всемирно известные памятники письменности.

Памятники письменности – это бесценные документы, позволяющиеученымвоссоздать устную речь того или иного исторического периода и узнать, как же звучала устная речь живших раннее народов. Не будь их, мы не зналибы истории развития нашей планеты и таких великих имён, как: Иисус Христос, Моисей, Будда, Мухаммед, Конфуций, Альберт Энштейн, Исаак Ньютон, Колумб, Чингисхан, Наполеон, Платон, Вольтер, Зигмунд Фрейд, Ницше… Мы не наслаждались бы великими творениямиМикеланджело, Рембрандта, Людвига ван Бетховена, Иоганна Баха, Леонарда да Винчи, Амадея Моцарта…

Не увидели бы свет «Жизнь двенадцати цезарей» Светония и « Сравнительные жизнеописания» Плутарха, баси Эзопа, суждения и афоризмы блистательныхФрансуа де Ларошфуко, Блеза Паскаля и Жана де Лабрюйера, "Священный вертеп» Лео Таксиля –сатиранаримское духовенство почти за 12 столетий. Он как провидец заглянулдалеко вперёд и заметив, чтоменяются эпохи и правители , но всегда остаётся актуальной темадвойных стандартов людей, имеющих власть и влияние , у которых алчность и жажда накопленияберёт верх надобычной порядочностью.

К наиболее известным книжнымпамятникам славян относятся«Апостол» , «Повесть временных лет» в двух частях, «Слово о полку Игорове».

В1564 году на Руси вышло шесть книг в анонимном издании — без указания места, года и печатника. А в середине XVI века Иван IV приказал на средства из царской казны устроить в Русском царстве типографию. Она была открыта в 1563.году. Тимофеев Мстиславец начали работу над первым изданием — книгой «Апостол». Вследующем году она была готова. «Апостол» стал первой точно датированной печатной книгой России.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2.Удивляет тот факт, чтоСократ в отличие

от тогдашних философов и софистов и не думал о создании своей собственной философской школы, не заботилсяоб оплате своихидей и размышлений. Передавал бы свои знания ученикам, развивал ихи тем самым зарабатывал бы деньги на содержание семьи . Я как женщина отлично понимаю Ксантиппу, которая называла супруга болтуном и бездельником. Ведь деньги в семье нужны были не только на еду, одежду и обувь для детей, но и на их обучение , которое в Афинах было платным. А согласно афинским законам детей следовало обучать с 7-летнего возрастаобщеобразовательным дисциплинам, а с12 лет всерьёз заботиться об ихфизическом здоровьикак будущих защитниках своей Родины. Поэтому мальчики с 12 до 16 лет занимались в палестрах –частных гимнастических школах.

И все заботы лежали на плечах несчастной Ксантиппы.Тут никакого терпения не хватит, никакие нервы не выдержат!

Сократ же, находясь в тюрьме, перед смертной казньювсё же вспомнил о детях , но о предстоящем их сиротском существовании проявил заботу весьма своеобразно, посоветовавдрузьям своим с ними обойтись согласно своему учению:

«…Если они станутмного воображать о себе, ничего не из себя стоя, то воздайте им по заслугам, как я учил. … Этим вы воздадитеи сыновьям моим и мне».

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

3. Поведение Сократа часто нарушало моральные устои Афин и шло вразрез с тем, к чему привыкли жители полиса. Он всегда конфликтовал с властью, считая себя правым, но при этомпонимал , что его ценности сильно разнятся с ценностями современников идо последнего момента пытался объяснитьсудьям «свою» истину . Именно поэтому он отказался от поблажек, которые могли быть ему предоставленыхотябыиз-за его возраста . Кроме того, согласно правилам афинского судейства он имел право, уже будучи признанным виновным,сам себе назначить наказание – изгнание или штраф. Друзья предлагали ему побег даже из тюрьмы. Поселился бы на каком-либо острове ипродолжил свою просветительскую деятельность. Но он заявил, что абсолютно ни в чём не виновенипоэтому заслуживает не осуждения, а вознаграждения. И предпочёл смерть.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

4.Совершенно непонимаю отношения Сократа к жизненной позиции киников,и в частности к его ученикуДиогену.Вызывает удивление откровенная пропаганда тунеядства. Если бы большинство населения Афин подобно Диогену залегло в грязныебочки немытыми, неухоженнымии ждущими, когда кто-либо из жалости принесёт им как бездомной и искалеченной собаке еду…. На мой взгляд, человек должен личным своим примеромучить людей жить достойно, порядочно , красиво…

Ведь он – творение Высшего Разума, щедро одаренное потенциаломразнообразных, разумных и полезных возможностей…

Невольно приходят на ум словаизроманаН.Островского « Как закалялась сталь»:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

5.Во все времена власть органически не переносила инакомыслящих. Обвиняя Сократа в совращении молодёжи, она имелав видуувод еёс «истинного пути» воспитания в традициях афинского полиса.

Греческая религия того временисостояла из общинных культов различных божеств, которые не были всемогущими, но каждый покровительствовал одной или нескольким стихиям, сферам деятельности человекаили географическим областям.

Мыслитель заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, так как зло происходит из-за незнания. Он давал бесплатно урокижелающим учиться у него, главным образом поиску истины с помощью грамотно построенных диалогов. Молодые аристократы охотно брали у него такие уроки ,овладевали мастерствомдиспутов - важнейшим качеством для их карьеры. Услышав о мудрости Сократа, многие из них естественно,устремилась получать знания именно у него. Он жеучилпользоваться собственным разумом и не уповать на волю богов, как тогда было принято. Этим он и подрывалтрадиционныеустои воспитания афинян. Но такова была мораль Сократа. Он всегда открыто высказывал своё мнение.

Если бы афинские судьи стали свидетелями увлечений своей молодёжи, аналогичным увлечениям молодёжи 20-го века, волосы у них встали бы дыбом и все свои обвинения в адрес Сократао развращении молодёжи они сочли бысущим бредом и химерами, недостойными внимания.Приведу примеры « забав и развлечений» моих 14- 19 -летних современников. На что только не идут они, чтобы доказать свою «крутость» и получить острые ощущения! Вот примеры самых опасных увлечениях, которые угрожают здоровью и жизни подростков сегодня:

Руфинг – прогулки по крышам в поисках объектов для фотосъёмок, один из самых опасных развлечений подростков. Диггерство – спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее).

Сталкерство – посещение и изучение заброшенных мест: недостроенных зданий, неработающих заводов…

Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке), откровенная игра со смертью, реальный шанс попасть в больницу, стать инвалидом или погибнуть.

Бейскламбинг – подъем на большую высоту без страховки.

Бейсджампинг – прыжки с высоты в несколько сотен метров со специальным парашютом.

Паркур – «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и томуподобных). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.

Акрострит – уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто.

«Собачий кайф» – суицидальное поведение - намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа».

Понять, что ребенок подсел на «собачий кайф», можно по поведению и внешним изменениям: следы на шее, красные белки глаз, необычные поступки, жалобы на головные боли - все это может стать сигналом беды.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 19
Опубликовано: 26.01.2021 в 13:29







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1