Пробуждение


Пробуждение
Пробуждение

К роману Булгакова "Мастер и Маргарита".

Олегу Валерьяновичу Басилашвили, с любовью.

Кто такой Мастер. Михаил Афанасиевич Булгаков, как мне помнится, не говорит много о том, кто такой Мастер. Мастер сам уточняет: я - Мастер. Было бы странно, если бы он начал расшифровывать и оправдывать свое имя. Но, автор, видимо знал и понимал, что Мастер - это тот творец, которому вручен ключ от тайн мироздания, обладая которыми, человек, словно оглядывает с другой высоты то, что недоступно всем остальным; и, - делает некоторые заключения, которые, однако, не меняют картину мира всему человечеству, ибо - Мастер - не волшебник, он труженик, обладающий знаниями, которые не могут быть навязаны насильственным методом. Мастер созерцает всю картину мира целиком со всеми коллизиями, изъянами того организма, который называется "человек". Он видит все то, что свойственно человеку, ведь он - Мастер - и сам человек.
Но, Мастер находится на более высокой ступени, как я уже сказал, и он уже не может совершить деструктивных действий, так как, по просту, совершать их ему не интересно, если брать в основу, детскую организацию его сущности. Однако, игровая система, в которой существуют дети, тоже не устраивает Мастера, потому что мечта о мире идеальном лежит в основе представления на земном уровне красоты мироздания. А природа игры, все-таки, подразумевает деструктивные ходы, которые формируют опыт. Но путь приобретения опыта тоже уже лежит вне той сферы, откуда Мастер созерцает. Создатель наделил этого человека, дав ему высшее видение - созерцание тех принципов, которые на самом деле должны руководить человеком. Быть может, созерцание - "пеленает руки", оставляя Высшую душу в "ничего не делании"; даже тогда, когда противоположный пол пытается как-то связывать себя узами любви.
Пессимизм возникает от того, что сущность Мастера - "в меньшинстве", и даже грезящее успокоение в семейном счастье кажется ему недостижимым. Он желал бы, чтобы человек развивался и чтобы его вторая половина не просто "слепо верила", а проникалась, растворялась, становилась бы "первым в первом", тем, собственно, кто - "он сам". А верование предполагает ожидание, происходящее "за барьером" того мира, за который ты, по сути попасть и не стремишься; но преследуешь какие-то свои, созданные в иллюзорных представлениях, интересы одного существа - твоего собственного (как ты себя ощущаешь), быть может самодостаточного, не имеющего отношения к истинной любви, которая оставляет все страхи позади, оставляет позади инстинкт самосохранения, который и являет собой сдерживающий фактор, "не дающий потерять здравый смысл". И где они, все эти смыслы?!!
О, если бы - иначе!
И тогда бы пессимизм Мастера начал таять, обнаруживая живительные ростки "нового бытия". НО, - он не наблюдает движения души человека, его пробуждения, он, скорее, наблюдает сон человека, и ему больно от того, что Маргарита тоже остается непробужденной, как и все остальные земные особи; а значит остается непробужденной и часть его собственного существа, которое явилось из горних сфер, чтобы осуществить единение, соитие с сугубо земным женственным началом. И, не смотря на то, что любовь женщины обожгла и установила некую связь; но её, любви - не достаточно. Быть может от того, что она затуманена "разностью глобальных задач" на разрешение которых дается определенное волеизъявление. Оно то и не совпадает. И - трагедия ли в этом? В том, что человечество на протяжении веков не может ясно осознать это и как-то определить; чтобы начать жить уже на совершенно другом уровне?
Сюжет романа Булгакова, как мне кажется, складывается именно из этого состояния Высшей Сущности, которая пришла в мир, но, - которая вынуждена быть пассивной, ибо всякое действие предполагает насилие. А это последнее Мастер уже не умеет делать, и в этом смысле он постигает природу возлюбленной - женщины - любящего сугубо земного существа; и существование Мастера не происходит в другой параллели, куда люди, через испытания, должны сами попасть, по своей воле, а не по принуждению; скорее - Мастер видит, что Маргарита осталась порождением Земли и только; и ей не доступен "ход в неизведанные дали" Космических интенций. И в этом - смысл пробуждения, - и Мастера тоже, - в понимании тотальности непознанности, а лишь проистекания самой жизни со всем тем, что в ней творят живые организмы, включая людей с их родовыми связями, мотивированными и немотивированными поступками и отсутствием таковых.
И в этом смысл того, что роман кончается победой пространства спящих людей, перед которым пасуют и те самые силы, которые призваны выявить все то, на что люди должны отреагировать - ужаснуться! Но, этого не происходит, и герои романа покидают "поле битвы", констатируя, в общем, что старые методы не работают, а какова природа новых методов пробуждения пока еще не известно. Тема Христа в произведении Мастера, его обращение к Его фигуре - попытка исследовать еще раз "миссионерское действо", его действенную силу, если она, эта сила, вообще, - имеет смысл в дальнейшем существовании Человечества.

28 сентября 2019

P. S. На самом деле все люди инертны и инфантильны, они в высшей степени эгоистичны и малоподвижны в своих рассуждениях и действиях. Скорее, они останутся в своей ячейке, чем будут расширять сознание до степени успокоения. Ведь спокойствие они считают актом отсутствия.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Утопия
Ключевые слова: Текст был написан под влиянием литературы, театра и кино.,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 36
Опубликовано: 04.01.2021 в 19:21







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1