Алексей Наговицын. Три типа мышления (тезисы) 03.12.2020
Сегодня 9 дней с момента ухода в Иномирье доктора философских наук
Алексея Евгеньевича Наговицына. И мы хотели бы ещё раз вспомнить его и
один из знаменитых очерков, созданных им более 20 лет назад, не
потерявший актуальности по сей день.
***
Нами выделяются три
типа мышления: мифологическое, религиозное и научное — в процессе
развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом,
когда говорится о преобладании того или иного типа мышления,
подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином
социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной
возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог
Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою
деятельность в разных возрастах.
Под мифологическим типом
мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным
космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение
мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа
мышления преобладает решение стратегических задач, а в образовании оно
связано с развивающим обучением, которое и имеет максимальные успехи в
младших классах, где данный тип мышления преобладает вплоть до
возрастного кризиса, связанного с переходом к младшему подростковому
возрасту. В данный период ребенок осваивает новый для себя тип
социальных отношений и пространство человеческих знаний. В это время
наиболее целесообразно, по нашему мнению, кроме развивающего обучения,
прививать ребенку патриотизм и основные элементы и принципы принятых в
данном обществе социальных отношений и ожиданий. При этом не следует
вдаваться в детализацию данных навыков, ребенком должно быть усвоено
само пространство морали, этики, эстетики и их отличительных признаков.
Так же, по нашему мнению, должны быть привиты навыки совместной
творческой деятельности в коллективе сверстников и старших товарищей (не
обязательно учителей).
Такой тип мышления дает возможность привить
ученику навыки в определенных предметах с максимальной усвояемостью.
Под такими предметами мы в первую очередь понимаем начала точных и
общественных наук. Гуманитарные и связанные с развитием эстетических и
культурных навыков предметы, видимо, должны в первую очередь
«очерчиваться», но не детализироваться. Например, нет необходимости
сколько-нибудь детально изучать историю, а, по нашему мнению, следует
показать учащимся её базовые принципы и законы. Мифологический тип
мышление назван нами так, поскольку преобладал в социальных сообществах
до появления мировых религий, и может быть с известным приближением
соотнесен с историей Древнего мира, язычеством — Традиционной культурой.
Религиозный тип мышления мы связываем с появлением мировых
религий и учений имеющих фиксированного мифологического или
исторического провозвестника (христианство – Иисус Христос,
мусульманство – Магомет, зороастризм – Зороастр, конфуцианство –
Конфуций, буддизм – Гаутама, иудаизм – Моисей и т.д.). Данный тип
мышления сменяет мифологический и характеризуется развитием моральных и
этических норм и социальных связей. Он непосредственно связан с
процессом воспитания и культурно-эстетического обучения. По нашему
мнению такой тип мышления преобладает в подростковом возрасте и именно в
этом возрасте, по нашему мнению, следует уделять особое внимание
культурно-эстетическому, нравственному, художественному, литературному
развитию обучаемых, а так же их воспитанию. В данный возрастной период
формируется основа морально-этической составляющей личности человека,
поэтому мы полагаем, что всевозможные примеры из истории и литературы, а
так же совместная деятельность учащихся, направленная на решение
творческих и социально значимых задач может стать основой
воспитательного процесса в данном возрасте. По нашему мнению, основной
задачей педагогов при работе с подростками, является именно процесс
воспитания и формирования граждан, учитывая при этом в первую очередь
этическую, нравственную, моральную и гражданскую составляющую. Древние
персы во времена создания своей империи учили своих детей трем вещам:
скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду. В таком
подходе отразилась идея привития необходимых основных навыков и
воспитание достойного гражданина социума. Мы полагаем, что подростковый
возраст должен в первую очередь стать «воспитательным» возрастом в
средней школе. При этом не следует бояться, что перекос в воспитание
может нанести серьезный ущерб обучению, так как большинство гуманитарных
предметов занимающих значительное время в старших классах изучается
именно в данный период. Также не следует опасаться, что навыки точных
наук за данный период могут быть утеряны. Само их преподавание, по
нашему мнению, следует соотнести с изучением истории науки и биографий
известных ученых, тогда процесс восприятия материала сможет приобрести
определенную эмоциональную окраску, что в свое время улучшит усвояемость
материала учащимися. Кроме того, целесообразно в этот возрастной период
дать учащимся элементарные навыки в таких дисциплинах, как психология,
социальная психология, социология, правоведение, религиоведение,
обществоведение, так как это может снять целый ряд подростковых
конфликтов и повысит правовую грамотность учащихся.
Конечно следует
дать определенные навыки таких предметов, как эзотерика и медитация,
так как при грамотном использовании этих знаний и правильной их оценки,
возможно, снизить распространение таких негативных явлений, как
наркомания, алкоголизм, сектантство. Навыки медитации и аутотренинга в
определенной степени могут заменить получение «кайфа» от алкалоидов и
наркотиков, при этом при грамотном преподавании положительно сказаться
на здоровье учащихся, снижении утомляемости и агрессивности. Само
преподавание желательно, где и когда это возможно проводить на свежем
воздухе, на природе. В процессе воспитания, так же желательно привлекать
родителей, для снятия напряженности между поколениями, а также
проведение среди родителей специальных лекций и семинаров с целью
объяснения им особенностей данного возрастного периода и выработки общей
с образовательным учреждением концепции поведения.
Исторически
период преобладания религиозного мышления связан с ранним
Средневековьем, рыцарством, отчасти Конкистой и эпохой Возрождения.
Под научным мышлением мы понимаем преобладание эксперимента в познании
мира, решение тактических, подчас сиюминутных задач, известное
торможение нравственного развития, скептицизм и точность. Исторически
данный этап связывается нами с появлением «научного мышления» в Западной
Европе и по настоящее время. Подобный тип мышления начинает преобладать
в старших классах, после юношеского возрастного кризиса, и ему
соответствуют определенные дисциплины, которые могут быть восприняты
обучаемыми наилучшим образом (химия, физика, высшая математика и др.).
Во время данного периода, по нашему мнению, следует сделать упор на
развитие экспериментальных и производственных навыков. В данный период
обучения следует максимально усилить всевозможные стажировки,
самостоятельные задания, соревнования, факультативное изучение
дополнительных предметов и профессий.
Процесс изменения типа
мышления соотносится нами с возрастными кризисами и происходит
постоянно, так возрастной кризис «третьего курса» (21 год) соотносится
снова с проявлением мифологического типа мышления[1].
Эти три
типа мышления в явном или неявном видах присутствуют теперь уже всегда и
перетекают один в другой, образуя комбинации. Существование ныне в
чистом виде лишь какого-то одного типа мышления у зрелого человека —
крайняя редкость, хотя ребёнок, лишённый религиозных и научных
предрассудков, способен являть в чистом виде мифологический тип
миропонимания.
[1] «Влияние различных типов мышления
(мифологического, религиозного, научного) на педагогический и
воспитательный процесс» — так называется работа А.Е. Наговицына, канд.
психол. наук. и докт. филос. наук, выполненная под эгидой
Государственного НИИ «Семьи и воспитания» РАО.
Об авторе: Наговицын
Алексей Евгеньевич, доктор философских наук, кандидат психологических
наук . Родился в 1961-м в Москве, окончил Московский авиационный
институт. В 1998 году в Институте развития личности РАО защитил
диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук
по теме «Влияние ритмо-фонетической структуры текста на подростков и
молодёжь» (специальность 19.00.07 — педагогическая психология). В 1999
году окончил Институт развития личности РАО (психолог). В 2003 году в
Московском государственном университете культуры и искусств защитил
диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме
«Смена гендерных ролей в мифологических системах» (специальность
24.00.01 — теория и история культуры). Преподавал социальную психологию,
социологию, культурологию, этнопсихологию, этнолингвистику и
психолингвистику, этнологию, религиоведение. Был деятельным участником
процесса Языческого Возрождения с 1990 года — с одной стороны, а с
другой — учёным, исследователем, автором целого ряда научных и
научно-популярных монографий. Специалист по мифологии этрусков и хеттов,
а также в области сказкотерапии.
http://philosophia.ru/velemudr01/