
Среди карпатского населения есть много легенд о сотворении Карпат.
Согласно печатанной ниже легенде, или скорее - преданию, слышанному
автором в с. Рожанка Выжняя (Скольского округа), создание гор Карпат и
славян произошло много лет спустя после сотворения Богом мира, земли,
людей, зверей, птицы и т.д. Бог, недовольный созданными Им в начале мира
людьми, сотворит Карпаты и на них по Своему Имени русский народ для
своей славы, который стали называть славянами, так как они, живя по
Божьему, разглашали Божью славу по всему миру. И Господь, как всевед,
предвидя грехопадение и грядущие с ним бедствия на земле, тут же, в раю,
научил славян возделывать землю, скотоводству и всяким рукоделиям -
Мирному Труду, чтобы Они могли переживать все беды и, славя Бога,
существовали бы вовеки, учили бы других добру и подавали бы им помощную
руку
https://web.archive.org/web/20161109230254/http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_354.htm
Перечень упоминаемых в предании мифологических имен
Сва-Рог - Слава (Дед-Баба, Род-Рожаница), двуполое божество, единый Бог
Творец и Вседержитель, в которого верили русские славяне. Прочие
славяне называли его, как было указано выше, разными другими именами.
Именем Сварога и Славы названы многие местности по славянским землям. В
великорусских колядских игорных песнях встречается припев Слава!
В
Галичине на Коляду (и в Щедрый Вечер) ставят в правом против двери углу
избы - на покутьи (куть - угол) сноп пшеницы, ржи или овса, который
называют Дедом и расстилают по полу избы вязанку мягкой соломы, которою
называют Бабой. Ни первого, ни последнюю нельзя назвать кумиром или
идолом, так как им не поклоняются и не молятся (см. ниже - Коляда). На
Новый Год мальчики-сеятели, ходя по домам и сея зерно, выносят Деда из
каждой избы во двор, где его молотят, после чего хозяева и Деда и Бабу
обязательно сжигают, или перевязывают ими деревья.
Молитва-песня Славе в легенде основана на сохранившейся у сербо-хорватов песне в честь богини Лады:
Лепи Иве трга роже
Теби, Ладо, свети Боже.
Ладо, слушай нас, Ладо!
Песме, Ладо, певамо ти,
Срца наша кланьамо ти.
Ладо, слушай нас Ладо!
Предание I
В небесах святых, во Вышних,
В царственных чертогах пышных,
Как-то раз, во век седой,
Перед самой Колядой,
Баба, помолившись Богу
Всемогущему Сварогу -
Света и земли Творцу,
Так прибавила к концу:
Дай же, Боже, в Белом Свете,
Чтоб земля жила в расцвете
Ныне, присно и всегда,
Бед не знала никогда!
Тут же завела беседу:
Час приспел, пора б нам, Деду,
Вновь сойти на Белый Свет
Ведь вестей оттуда нет.
Может в нем есть недостатки.
Может новые порядки
Надо б в свете завести.
Да посмотрим по пути,
Не вползли ли в свет напасти
Из Пекольной черной пасти,
Нет ли где какой беды
И цветут ли благ сады?
...
XXIII
Венчиком сияли горы
На далекие просторы,
Дулись на челе земли
И терялися в дали.
Гордо в высь неслись Карпаты,
Круто в низ вились их скаты.
Восхищался ими свет.
А Сварог, Создатель Дед,
Реючи под небесами,
Молвил Персти: Ты уж с нами!
Брызгал в землю красотой
И десницею святой
Посылал ей в утешенье
И свое благословенье.
Загляделись небеса
На земные чудеса.
Все другие Деды боги
Вышли спешно на пороги
Солнечных своих дворцов,
И со всех небес концов
Устремили с лаской взоры
На Карпатские Грай-Горы
С русским людом на скалах.
- Дивен Бог в своих делах!
Сроду, как живу, отмала
Гор таких я не видала! -
Лада молвила богам. -
Радость тварям, гордость нам! -
А богатый бог Дед Велес
Развязал свой полный черес,
Песни из него сновал
И метал к подножьям скал
Коломыйки удалые,
Залихватские, живые,
Думки Багровецкие,
Шумки Лозовецкие
И, потрясши калитою, молвил:
Песней грусть покрою!
Сыпьтесь песни на горбы
Для забавы и гульбы,
Веселите верховины,
Велеснев, а с ним равнины,
Восторгайте Белый Свет
И несите мой привет
Вниз на Белые Карпаты
В терема, дворцы и хаты! -
И стрясала калита
Прямо пастушкам в уста:
Фралы, гайды и сопелки,
Сим - трембиты, тем - свирелки,
Третьим - дудки из коры
И фуярки для игры.
Велес сыпал их и в долы
Прямо в руки и подолы
Подгорян и подолян,
И для русских поселян
Величавой Белцаревны,
Щумной Русской Королевы -
Сих средь русских сел вельмож,
И для Равы Русской тож.
Чтоб не знали пальцы скуки,
Слал им и бандуры в руки
Гусли сладкошумные,
Кобзы многодумные,
Балалайки и торбаны.
Молвил:
Пусть растут бояны,
Соловьи славянских стран
У хорватов и полян! -
Засвистели вдруг свирели,
А трембиты так ревели,
Что вздремнувший Дед Бескид
Крикнул: Ой, Перун гремит! -
- Ой как чудно! Ой, как мило! -
Яри говорил Ярило. -
Краше житии людям там,
Чем на небе здесь богам.
Радость и душе и взору! -
И сошел на Белогору,
И привел на землю в рай
Красную весну и май.
А за ним сошел Купало
И принес с небес немало
Всяких зерен и плодов
В дар славянам от Дедов.
Оба с тех времен менялись
И в раю чередовались:
Что Ярило, полон сил,
Яр-Весною наярил,
Все то, лишь пригрел Купало,
Поспевало, дозревало
Людям в миски и горшки,
А скотинке в желобки.
Стало на земле пышнее,
Краше, лучше и милее:
То Ярило цвет и май,
То Купало урожай.
...
Через звездные пороги
Дед вошел в свои чертоги,
В Горния Небес взошел,
Сел со Славой на престол,
В Ждыню отослал Заботы
И, почивши от работы,
Под колядку Ой в саду,
Стал встречати Коляду.
КолядА
Слово темное и до сих пор невыясненное. Одни пытаются найти его корень в
римских Calend-ах, другие видят в нем корни слов коло (диск солнца) и
ладо. Одни считают Коляду божеством, другие - названием праздника. По
всей вероятности это был общий праздник всех богов (на подобие
христианского праздника Всех Святых) по случаю обратного поворота
ушедшего в даль солнца (солнцеворота), как бы рождение его (dies solis
natalis), Праздник Мирного Труда миролюбивого, земледельческого
славянского народа, Праздник Благодарности Богу и прибогам, как земным
работникам, за прошедший год, а вместе с тем и общее поминовение душ
усопших предков, соединенное с Колядой, как и с другими великими
славянскими праздниками (Великднем, Русалиями), о чем свидетельствует
блюдо кутьи в сочельник и оставление ея после Святой Вечери на стол на
ночь для душ.
Коляда праздновалась в декабре месяце, называемом до
сих пор в Галичине Груднем (в старину - Просинцем), т.е. после окончания
всех хозяйственных работ (обмолота, прядения и т.д.), в то время, когда
земля покрывалась грудой (твердой мерзлостью) и когда можно было
приглашать (просить) в гости знакомых и родственников из других селений,
так как в другое время, из-за непроходимых тогда болот, этого нельзя
было делать.
Праздник Коляды был чрезвычайно радостен (он таков и
теперь), особенно для детей и молодежи, которая организованными группами
в личинах (масках) и без них, с туром (ныне цапом-козою), с заученными
маленькими пьесками колядовала, т.е. воколо (кругом) все дворы селения и
под окнами пела колядки, а с туром заходила и в избы потешить и старых,
и молодых.
В русской части Галичины Коляда начинается в Святый
Вечер или в Добрый Вечер обильной, состоящей из двенадцати блюд Святой
Вечерей (сочельником) накануне Рождества Христова. Как только появятся
первые звезды, хозяин, в сопровождении детей и челяди, вносит в избу
заранее заготовленный сноп пшеницы, ржи или овса, с ним и вязанку мягкой
соломы. Сноп ставят на лаве (скамье) за стол или скрыню, заменяющую
стол, в углу на покутьи, чтобы он, как почетный гость, опирался в две
стены, а солому разстилают на полу избы. Сноп величают Дедом, а солому
Бабой (местами - Дедухом). Во время Вечери Деда гостят, вкладывают в
него понемногу от всякого сухого блюда. По соломе дети кувыркаются ,
кукарекают, блеют и т.д. Святая Вечеря состоит из растительных блюд -
даров опекунши растений богини Лады. Воскуривши яловец (можжевельник),
хозяин берет паланичку (тонко печеный хлеб, в роде толстой лепешки),
смазанную медом (в других местностях поджаренным луком), желает всем
здоровья и счастья, отрывает кусочек для себя и предлагает за тем по
старшинству всем присутствующим. Всякий щипает (отрывает) себе кусочек и
сьедает для здоровья и счастья. Стол покрыт скатертью или убрусом, под
ним сено, а во всяком углу стола под скатертью зубец чесноку (против
злых духов). Посредине стола два хлеба: Маланка и Василь (Лада и Велес),
в верхний вкладывают свечу. Вокруг хлебов чесноковый венец. Маланку
ставят на верху, Василя внизу (В Калушском у. в Галичине в день Нового
Года (Василий - Велес) оба хлеба купают в реке или в колодце, после
чего, покрыв пол хаты полотном, катят оба хлеба от порога к столу и
опять ставят на стол, но теперь - Маланку внизу, а Василя на верху).
Вечеря состоит почти из всех национальных безмясных блюд: борщ, всякого
рода вареники (с картошкой, капустой, гречневой кащей с грибами,
пшеном, сливами и т.п.), пирожки, голубцы, вар (вареные сушеные фрукты),
капуста, свекла, горох, фасоль и бобы, грибы, мед, фрукты и орехи.
Обязательное блюдо, без которого нет Святой Вечери и которое кушают
обыкновенно последним - кутья: вареная пшеница с медом, тертым
(макогоном в макотре) маком и тертыми орехами. Хозяин берет немного
кутьи в ложку и со словами Сейся, родися жито, пшеница и всякая пашница -
сеет ее по потолку. Чем больше прилипнет кутьи к потолку, тем больше
будет урожай для хозяина в наступающем году. Во время и после Вечери под
окна подходят колядники. Где их не желают по скупости или другим
поводам, стучат в окно, и колядники безмолвно уходят. После ужина пастух
связывает все ложки веревочкой, чтобы товар (скот) во время пастьбы не
расходился. Избы в праздник Коляды не метут (Баба на полу) и сора из
хаты не выносят, чтобы не вынести вместе с ним ниспосланного в Коляду
счастья и т.д. Коляда изобилует множеством других мелких обрядов и
обычаев, уцелевших в одних и погибших в других деревнях и уездах, как
тоже и гаданиями.
На самый день Коляды заготовляются дары скотьего
бога Велеса: окорока, ядерницы (желудки и кишки с кашей и кусками сала),
колбасы и т.д. К этому празднику более зажиточные хозяева колют и режут
безрог (свиней), овец, телят и т.д.
В колядках упоминается имя
Лады и Деда Ладо, а некоторые из них оканчиваются припевами Ой Дай-Боже!
или Ой Дай-Бог! Перед Святой Вечерей, чествуя богиню здоровья и
крепости Живу, в некоторых местностях моются в реках и потоках, как в
Живный Четверг, считая воду в этот вечер целебной, что вместе с Дедом и
Бабой, Дажь-Богом, Велесом и Ладой свидетельствует о соборности
праздника Коляды, заменяющего белорусский праздник Дзядов.
Следует
подчеркнуть, что этот праздник, как ни один другой, сберег почти
полностью свой древний, дохристианский облик, о котором упоминает автор
рукописи Жизнь Владимира Великого. Святая Вечеря, забавы и увеселения
(продолжающиеся до Щедрого Вечера), хождение с туром, надевание личин,
пение колядок и щедровок, и проч., и проч., происходят ныне так же, как
почти тысячу лет тому назад, до принятия христианства. И сама бес
Коляда, как ее назвал автор упомянутой рукописи, все ея обряды - глубоко
нравственны и чрезвычайно милы. Весь праздник дышет любовью к Богу,
предкам и живущим ближним, и даже к скоту. Воскурив яловец в избе,
хозяин, тут же перед Святой Вечерей, отправляется с ним и хлебом (в
некоторых местностях с особо для этой цели печеными калачиками) в хлева и
на птичий двор и балует им всю домашнюю скотину и птицу. В этот Добрый,
Святый Вечер скот и птицы разговаривают человеческим языком. Но храни
Господь подслушивать: любопытного ждет верная семерть. В праздник Коляды
постоянно поздравляют друг друга и желают всяких благ: Помогай Бог на
счастье, на здоровье! Дай вам Бог из росы и воды! Сейся, родися для вас и
худобки! И в миски, и в желобки! Дай Боже счастья! Дай Боже, дай Боже,
дай Боже и вам! Поздравляют и хозяина, и хозяйку, их детей и всю челядь,
и всякого в избе особо. Многие колядки, которые поются под окнами,
содержат в себе и всякого рода пожелания, но обычай сохранился, что один
из колядников, после окончания пения колядников под окном, входит в
избу и обязательно еще раз поздравляет и желает - виршуе (так как все
поздравления и желания приукрашены рифмой), после чего получает коляду,
т.е. или деньги, или что-нибудь сьестное.
Упоминаемая в Предании колядка в Галичине в общем употреблении:
Ой в саду, садойку
Там павойки ходят,
Там повойки ходят
И перойки ронят. И т.д.
В иных местностях поют: садочку или садоньку, павочки или павоньки, перячка или перонька.
Илья
Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание. Отрывок из
соч. Сварог. Издание Общества ревнителей русской старины. Нью-Йорк, 1941 https://vk.com/doc399489626_504969339