Русское льноводство, льняной рынок и льняная кооперация




Предисловие В тяжкие дни государственного и хозяйственного распада нашей родины неотступной является мысль о возможных путях ее возрождения.
С особенными вниманием должны мы в эти минуты подсчитывать то немногое, что еще осталось у нас и на чем может быть построено наше национальное возрождениe.
Для нас русских, одним из таких устоев нашего народного хозяйства является льняная культура, наиболее исконной из промыслов северной России. Собирая на своих полях значительно более половины мирового урожая льняного волокна, мы не можем относится к этой отросли хозяйства нашего иначе, как с полным признанием ее глубочайшего государственного и национального значения.
Приведенные соображения заставили нас поспешить с опубликованием настоящего изследования, основанного на многолетнем изучении основных устоев и живых двигающих сил русского льноводства.
Задачей работы является осветить ту историческую организационно-хозяйственную и рыночную обстановку, в которой сложилось и развивается наше льноводство и его кооперативная организация, описанию которых посвящена особая глава (c.3)

...Экономическая задача, стоящая перед организаторами льняной кооперации заключалась в том, чтобы убрать с рынка торговых посредников и наладить непосредственную передачу льняного волокна от производителя к конечному потребителю. Устраняя с рынка торговый капитал, кооперация должна взять на свои плечи выполнение той народно-хозяйственной работы, которую несет этот капитал, говоря иначе; собрать от крестьян льняное волокно, разсеянное малыми партиями по отдельным хозяйствам; концентрировать собранное волокно в большие массы товара, разсортировать по качеству на ряд сортов и передать на переработку в прядильные фабрики.
Выполняя эту работу с народнохозяйственной точки зрения более совершенно, чем торговый капитал, кооперация захватывает рынок и вместе с ним ту значительную посредническую прибыль, которую получает торговый аппарат и которая при кооперировании рынка возвращается крестьянству.
Необходимо отметить, что описываемый захват рынка должен произойти не в силу каких-либо льгот или правительственных распоряжений передающих льняную торговлю в монопольное владение кооперации, но в силу внутренних преимуществ работы кооперативного аппарата над работой торгового капитала.
Только такая победа, достигаемая организационным превосходством и лучшим выполнением одной и той же народнохозяйственной задачи, может быть настоящей и прочной.
Вряд ли нам нужно доказывать, что кооперация имеет все данные для одержания такой победы.
Являясь обьединением производителей сырья, кооперация может за счет сокращения посреднической прибыли понизить оптовые цены своих продаж, уже концентрированных и разработаниых партий почти до цен базаров и тем убить всякую конкуренцию торгового капитала.
Беря товар из рук крестьянина почти на корню, кооператив может гарантировать oтсутствие фальсификаций и правильную сортировку, гибкую и послушную требованию рынка, благодаря чему кооперативный товар должен пользоваться исключительной репутацией доброкачественности.
Таковы теоретическая преимущества, который могут доставить кооперации искомую победу (c.137)

Присмотримся более пристально к той народно-хозяйственной работе, которую выполняет этот аппарат и постараемся уяснить себе ее экономическую природу.
Прежде, всего следует установить, что все операции, которые ведет льняная кооперация ни в каком случае нельзя назвать торговыми операциями.
Торговля есть операция двухсторонняя; торговля — это покупка товара с целью продажи его в другие руки с прибылью. Кооперация же покупки не знает, ибо она представляет собой организованный кооперативный сбыт продуктов из первых рук самого производителя.
Говоря иначе, перед нами односторонний процесс продажи, не знающий разницы между покупной и продажной стоимостью товара и стремящийся не к увеличению этой разницы, а к увеличению абсолютной высоты цен.
В идеала кооперативный сбыт должен строиться на чисто комиссионных началах — крестьянин-льновод сдает свои продукты кооперативному аппарату, последний соединяет полученные массы продукта, сортирует, концентрирует их в значительные рыночно-организованные партии товара и продает на рынке, удерживая из вырученной суммы комиссионный процент на покрытие расходов и передавая всю остальную сумму производителю, получающему помимо базарных цен всю посредническую прибыль.
Подобная организация дела освобождает народное хозяйство от необходимости выделять посреднические капиталы, а сам кооперативный аппарат делает исключительно устойчивым, гарантируя его от какой-либо возможности понести убытки (с.169)
А.В. Чаянов. Русское льноводство, льняной рынок и льняная кооперация. Москва, 1918. 177с.
http://www.cnshb.ru/artefact3/ia/ie1.asp?page=coll...
СамоОрганизация Крестьянской Кооперации
https://vk.com/doc399489626_581693445



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 16
Опубликовано: 21.12.2020 в 20:33
© Copyright: Игорь Бабанов
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1