Мерило моего «я»


Вы задумывались, когда либо, как мы осознаем свое собственное «я»? Как человек способен отделить себя от других людей? За счет, каких механизмов происходит самоидентификация личности? И вообще, что такое самоидентификация. Ученые трактуют этот термин, как самооценка человеком собственных особенностей: физических, личностных, нравственных, других. Я рассматриваю проблему несколько глубже, поскольку задаюсь вопросом, за счет, каких механизмом каждый из нас четко понимает, что «я» - это «я». Именно «я», а не кто-то иной, который «не я». Почему это моя рука, моя нога, мои мысли роятся в моей голове? Врожденное это свойство организма человека, или приобретенное в течение жизни? Вопросов больше, чем ответов. Разве бывают такие случаи, когда человек не может достоверно установить, он это или не он. Знаете, крайне редко, но бывает. И называется подобное состояние диссоциативное расстройство идентичности, а проще говоря, раздвоение личности. Складывается впечатление, что в теле одного человека существуют несколько личностей, разных по полу, возрасту, национальности темпераменту, умственным способностям и по многим другим характеристикам.

Так, внутри двадцатидевятилетней американки из Чикаго Карен Оверхилл, например, существовали семнадцать личностей, среди которых были двухлетняя девочка по имени Карен, чернокожий подросток Дженсен, тридцатичетырехлетний пастор Холден и четырнадцать других, персонажей, каждый из которых жил своей, независящей от других жизнью. В теле Крис Сейзмор уживались двадцать две личности, и все бы ничего, пока одна из них не попыталась убить ее маленькую дочь. Трагедия. Есть более удивительный случай, когда одиннадцатилетняя парализованная пациентка Эстель находясь в состоянии, близком к гипнотическому, иногда вставала с кровати, бегала, плавала, прогуливалась в горах, но во время очередной метаморфозы, недуг вновь приковывал ее к постели. Причем вторая Эстель знала о существовании первой и очень ее жалела. То есть, науке известны случаи, когда человек утрачивает свое «я» и представляет себя кем-то другим.

Попытаемся разобраться в этом непростом, но важном вопросе. Начнем с того, что когда Вы что-то делаете – едите, работаете, ходите за покупками, женитесь, наконец-то, или удачно выходите замуж, то понимаете, что делаете это именно Вы и никто другой. И болит именно Ваша голова, и огорчаетесь до слез от переживаний именно Вы, так, как воспринимаете это своими чувствами и осознаете собственным головным мозгом. Не верите? Если сомневаетесь, что все это происходит именно с вами, а не с кем-то другим, подойдите к зеркалу и убедитесь, что отражение в нем правильное. Бывает, правда, что черты лица выглядят не очень убедительно и с трудом распознаются после вчерашнего злоупотребления или из-за недосыпа. Тогда сличите отражение в зеркале с самой удачной своей фотографией, должно помочь.

Отвечая на поставленные выше вопросы, сталкиваешься с понятием личности, без которого человек не может самоидентифироваться. В определенный период своего развития, вы начинаете инстинктивно осознавать себя личностью. А, что такое личность? В современном мире нет однозначного и полного определения понятия «личность», которое бы всех устроило. Одни говорят, что личность – это человек с определенным набором психологических свойств, другие утверждают, что это социальный субъект, третьи настаивают на том, что это все-таки человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь. Мне кажется, наиболее правильна трактовка, определяющая личность, как отдельного человека, обладающего уникальной совокупностью врожденных и приобретенных качеств. Постараюсь вас в этом убедить, несмотря на то, что это определение ученые относят к человеку, как к индивиду, а не личности. Впрочем, это не столь уж важно. Крупные учение - они люди задумчивые, находящиеся в постоянном мыслительном процессе, и, как правило, отвлечены от повседневной жизни, а потому всегда путаются в терминологии. Они комфортно себя чувствуют только в узких рамках своих профессиональных интересов, и только этим живут. Особенно накладывает отпечаток узкая специализация людей, имеющих отношение к медицине.

Ученые психологи, на мой взгляд, несколько однобоко смотрят на обсуждаемую проблему. Исключительно с точки зрения изучения психологических аспектов закономерностей развития, становления и функционирования психики человека. Хирург же, обследуя больного, рассматривает его плоть, как большой праздничный пирог. При назначении лечения, он чаще всего, склоняется к мысли, что лучший вариант помощи – вырезать, удалить, ампутировать. Терапевт, в аналогичной ситуации, предпочитает длительное медикаментозное лечение, считая, что так спокойнее, поскольку можно обойтись без ненужного членовредительства. Поможет, не поможет страдальцу это лечение, вопрос не такой уж и важный. О психиатрах и наркологах я вообще молчу. Тут особый случай. Так, что надежды на помощь в определении основ механизма самоидентификации от всей этой компании нет, исключительно по причине их узкой специализации. Будем разбираться сами. Ключевая мысль об истоках самоидентификации личности кроется в приведенной выше формуле объясняющей личность, как совокупность врожденных и приобретенных качеств. Попытаюсь развить свою мысль.

Для начала необходимо очертить рамки рассматриваемой проблемы. Пойдем от истоков. Поговорим о врожденных качествах человека. Рождается ли грудничок с пониманием собственного «я» или нет? Наука утверждает, что младенец, в первые месяцы после рождения, воспринимает себя и окружающий мир, как единое и неделимое целое. Для сравнения, у взрослых все ощущения раздельные. Восприятие зрительных образов никак не влияет на обоняемые нами ароматы или звуки, улавливаемые органом слуха. Все ощущается и анализируется, как бы, независимо друг от друга. Впрочем, если мы чувствуем запах духов, видим пузырек ими наполненный и слышим из чьих-то уст название знакомой ароматической жидкости, все это в нашем мозгу сливается в одну полновесную картину и анализируется как комплексное представление, позволяющее наиболее точно идентифицировать предмет своих ощущений. Полнота представления о чем-либо, позволяет быстрее и достовернее это самое «что-либо» идентифицировать.

Восприятие малыша, это нечто другое, что-то сродни радару, улавливающему все подряд своим экраном и оценивающему информацию в комплексе, не отделяя составляющие ее части, друг от друга. Отсутствует четкое разделение в понимании, какую информацию его органы восприятия несут об окружающей среде, а какую о его собственном теле. Сам себя он считает составной частью окружающего мира и, что такое «я», на этом этапе своего развития, осознать не может. Все оценивается как монолитное цвето-, звуко-, обонятельно-, осязательное ощущение. Своего «я», как я уже говорил, нет, есть «мы». «Я», плюс все то, что меня окружает – единое целое. По большому счету это и есть «я» младенца. Все мы через это прошли, но в памяти мало что отложилось, поскольку извилины головного мозга, только, что родившегося младенца стерильны от любой информации. Мозг при рождении не загружен воспоминаниями, ощущениями, и не окрашен эмоциями, поскольку подобная информация, продукт жизненного опыта, который у младенца отсутствует по понятным причинам. Его можно сравнить с пустым флэш накопителем – никакой информации нет, но записать на него можно все, что угодно. Это уже больше относится к воспитанию и прививанию ребенку необходимых качеств.

Получается, что осознание того, что «я» - это «я», а не кто-либо другой, не врожденная функция организма, а приобретенная и развиваемая в течение всей жизни. Младенец не в состоянии себя самоидентифицировать, другими словами, отделить от внешней среды и осознание им своего «я» приходит постепенно, вместе с приобретенным опытом общения с другими людьми, в первую очередь, с самыми близкими. Но это все потом, чуть позже. Вначале познание мира происходит на уровне рефлексов или, другими словами, способности адекватно реагировать на любое внешнее воздействие. А, что в первую очередь действует на только что родившегося ребенка? Правильно, гравитация, или другими словами, сила тяжести. Ведь какой скачок в ощущениях – от скованного положения в утробе матери до возможности самостоятельного перемещения в пространстве. А способен ли только что родившийся младенец к таким перемещениям? Конечно же, нет, и об этом осведомлены все, кто общался с новорожденным. Он должен приспособиться к силе тяжести, для чего необходимо осознать и ощутить размеры собственного тела. Это начальный этап познания себя, как самостоятельно функционирующего индивида.

Первые дни и месяцы рождения движения рук младенца и ног носят случайный, где-то даже, хаотичный характер и не поддаются никакому контролю. Он адаптируется к чередованию процессов сокращения и расслабления скелетных мышц. В три месяца образуются некоторые примитивные навыки, заключающиеся в подтягивании ножек к животу, сцепление ручек, которые он постоянно тянет их в рот, подключая вкусовые ощущения. Так формируется мышечный тонус, необходимый для совершенствования целенаправленности движений, например, для изменения положения своего тела. Напряжение и расслабление мышц – это модели приспособления тела новорожденного к гравитации. Нарабатываются и совершенствуются модели обратной связи. Что это такое? Ребенок протягивает руку, чтобы взять игрушку. Орган зрения контролирует и координирует правильность движения. Поток импульсов, поступая от нервных окончаний рук, информирует головной мозг о том, как осуществляется захват предмета пальцами. Мы, имея большой опыт постоянных тренировок, уже обладаем подобными навыками, при условии, что все органы чувств работают нормально. Но попробуйте отключить хотя бы один из них. Например, попытайтесь с закрытыми глазами взять какую-либо вещь со стола, даже если вы сидите напротив нее. То-то и оно. Пиком достижения полного контроля нервной системы над управлением мышцами у полугодовалого ребенка – это умение держать головку. Первые задатки гармонии между функциями центральной нервной и мышечной систем. Так, через познание собственного тела и способность произвольно им управлять, происходит постепенное осознание младенцем своего «я».

Помимо простейших движений, называемых наукой элементарными способностями, развиваются органы чувств, присутствующие у ребенка с рождения, но совершенствующиеся в процессе развития. Это, так называемый «телесный критерий» самооценки личности, или другими словами, физическое представление о себе, как о личности – один из самых важных критериев самоидентификации, поскольку, если перестает существовать живое физическое тело, прекращает свое существование и личность. Другими словами, сломался компьютер, не работает ни одна программа, недоступен ни один файл. Именно в этот период формируются, так называемые, общие способности маленького человечка, как физические, так и умственные. Но потенциал у этих способностей у разных детей различен. Немаловажную роль здесь играет наследственность. Папа с мамой, хотят они этого или нет, но передадут своему чаду, то, что заложено в них самих на генетическом уровне. Речь идет о каких-то задатках, на базе которых развиваются те или иные специфические способности – художественно-изобразительные, актерские, математические и так далее. Другими словами – разные люди, разные возможности, а, значит, и уровень интеллекта у разных детей будет разным.

Здесь мы вторгаемся в область психологического развития ребенка, поскольку это второй критерий его становления, как личности. В этот период происходит формирования самосознания ребенка. Что это значит? В первую очередь, это переход от случайных, а точнее, непроизвольных действий к целенаправленным. Он учится управлять собственным телом, познавая его, как нечто-то ему принадлежащее. Здесь уже можно вести речь о поступках – упорядоченных действиях для достижения конкретной цели. На начальном этапе, конкретная цель – это способность младенца через восприятие окружающих вещей, познавать мир в весьма узких рамках доступных ощущений. Он начинает осознавать людей и предметы его окружающие. А что такое способность человека? Когда мы говорим, что этот человек просто способный, то мы грешим перед истиной.

Нельзя быть способным во всем, такого не бывает. Можно иметь способности к математике, литературе, какому-либо виду спорта, где такие люди и достигают потрясающих успехов, если правильно выбрали профессию и развили в себе нужные качества. Человек может быть выдающимся художником, но при этом, ничего не смыслить в элементарных технических вопросах. Может написать картину, которой все восторгаются, но, в то же время починка водопроводного крана на кухне для него вселенская проблема. Существует в научной среде мнение, что неспособных детей не существует в природе. Просто в человеке не были развиты те навыки, к которым у него имеется врожденная склонность. А в каких условиях они эффективней всего развиваются и совершенствуются? Когда склонность к тому или иному виду деятельности передается не только на генетическом уровне, но и на уровне усвоения и развития определенных способностей. Речь идет о семейных династических традициях, благодаря которым механизмы познания основ любого дела передаются из поколения в поколение. Вот когда проявляются положительные моменты для становления развития способностей ребенка. Ведь ему не надо осваивать азы профессии, начинать все с нуля. Его этому обучат, натаскают, отточат навыки, сэкономив уйму времени потраченного на познание простых истин.

А как же школа, удивитесь вы? Разве она не дает знания, необходимые для дальнейшего развития личности, не обучает основам познания и понимания мира? Если в рамках приведенной выше установки рассматривать школьное образование, то мы увидим, что оно не решает основной задачи – развития способностей личности. Школа – это общеобразовательное учреждение. В ее функции не входит выявление персональных способностей и их дальнейшее развитие. Причин много. Одна из основных – преподаватели сами не обладают универсальными знаниями, позволяющими развить способности ребенка, заложенные в нем, до совершенства. У маленькой личности есть задатки способностей к чему-либо, а у конкретного преподавателя их нет. Как же педагог будет развивать способности ребенка, которыми сам не обладает? Конечно же, существует определенная специализация и в преподавательской среде. Педагогический коллектив неоднороден. Тут тебе и учителя математики, физики, химии, географии и многих других предметов, которые дают общие основы знаний по конкретной дисциплине. А далее развивай и совершенствуй их в высшей школе. Овладевай на более высоком уровне, если твои способности тебе это позволяют делать. Учитель труда может научить тебя делать табуретку, но изготовить музыкальный инструмент высочайшего уровня способного воспроизводить красивые диапазоны звуков, может только специалист высочайшего класса.

Важным моментом в развитии ребенка, как личности, является подражание действиям других людей, в первую очередь, матери, самому близкому человеку, проводящему с ним максимум времени. Он видит, какие целенаправленные движения она совершает руками, телом, головой и пытается их повторить. Таким образом, в основе осознания целенаправленности действий лежит подражание. Совершенствование управления телом и дальнейшее развитие разумных мышечных телодвижений осуществляется за счет познания окружающих вещей – игрушек, предметов кормления и др. Это, так называемы предметно-деятельностные способности. Теперь он в состоянии как-то отделять себя от окружающего мира, постепенно осознавая свое «я». В возрасте от года до полутора у ребенка начинают складываться представления об окружающем его мире и закладываться определенные основы знаний о свойствах окружающих его предметах, он познает связи между ними. Но, тем не менее, им усваиваются лишь отдельные свойства окружающих его вещей, то есть, отсутствует целостное представление о предмете. Со временем это все сглаживается исключительно наработкой коммуникативных способностей – умения и знания, приобретаемых ребенком посредством взаимодействия с окружающими людьми. О подражании мы уже говорили.

Этот же возраст ребенка наиболее благоприятен для овладения разговорной речью. В районе года ребенок уже произносит некоторые слова. Его словарный запас в этот период составляет четыре – десять слов, им усваиваются слоги и простые слова состоящие, как правило, из одного слога, к полутора годам он достигает тридцати – ста слов. В этом возрасте происходит первая попытка самоидентификации, можно даже сказать, переходная модель, предшествующая осознанию собственного «я». В этом возрасте дети говорят о себе в разных лицах: Не кричи громко», «Саша покушал» и др. Впрочем, в этот период развития ребенка, его речь еще мало чем напоминает речь взрослого человека, поскольку разговорная речь примитивна и построена из простых предложений. К трем годам словарный запас ребенка довольно солидный – тысяча двести – полторы тысячи слов. Именно в этот период, наконец-то, появляется осознание ребенком себя, как отдельной личности в виде кризиса, который психологи называют «Я сам». Проявления этого кризиса бросаются в глаза окружающим. Резко возрастает негативизм, когда ребенок отказывается делать что-либо навязываемое взрослыми. При этом он проявляет упрямство, когда не желает в чем-либо уступать. Становится строптивым, своевольным и своенравным. Если окружающие не реагируют на подобные проявления, выплескиваются эмоции, выливающиеся в протест и нежелание уступить, в чем либо.

А, если ребенка в этом возрасте лишить общения с себе подобными. Как он научится человеческой речи, не общаясь с людьми? В 1991-м году, в Индии, одна из местных крестьянок, в джунглях стае карликовых зелёных мартышек маленького мальчика, поведение которого мало чем отличалось от обезьян - он ловко передвигался на четвереньках и без труда общался со своей «компанией». Позже, научившись говорить, Джон рассказал, что мартышки учили его всему необходимому для жизни в джунглях — лазанью по деревьям, поиску пищи, кроме того, он освоил их «язык». В Чите обнаружили пятилетнюю девочку Наташу, которая вела себя, как самая настоящая собака передвигалась по-собачьи, лакала воду из миски и вместо членораздельной речи издавала только лай, поскольку всю жизнь провела в запертой комнате, в компании кошек и собак. Одна из малохольных мамаш держала взаперти маленького ребенка, давая ему пищу, но совершенно с ним не общаясь. В итоге, мальчик до семи лет всё время проводил с птицами, когда его нашли сотрудники правоохранительных органов, в ответ на их вопросы он лишь «щебетал» и взмахивал «крыльями». Жители одной из калужских деревень заметили в близлежащем лесу мальчика, которому на вид было около 10 лет. Ребёнок находился в стае волков, которые, видимо, считали его «своим» — вместе с ними он добывал пропитание, бегая на полусогнутых ногах. Удивлению врачей не было предела — обследовав мальчика, они заключили, что хотя он выглядел как 10-летний, на деле ему должно было быть примерно 20 лет. От жизни в волчьей стае ногти на ногах парня превратились практически в когти, зубы напоминали клыки, его поведение во всём копировало повадки волков.



Таким образом, в определенном возрасте, ребенок напоминает некую заготовку. Термин больше пригодный для машиностроения, чем для психологии. Что такое заготовка в машиностроении? Это кусок металла, из которого в процессе дальнейшей обработки, толи получится нужная деталь, толи бракованное изделие. Поэтому, от того, как он воспитывается и развивается, зависит его будущее. Другими словами, его самоидентификация – это сумма врожденных и приобретенных в течение жизни качеств. А полноценное собственное «я» формируется у человека к одиннадцати годам, когда его мировоззрение полностью сформировано, и он оценивает окружающий мир, как взрослый человек.






Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Философия
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 21
Опубликовано: 19.12.2020 в 03:59
© Copyright: Анатолий Долженков
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1