Виртуальный музей П.А. Кропоткина



Пётр Алексеевич Кропоткин (9 декабря 1842, Москва — 8 февраля 1921, Дмитров)
Одной из главных задач Всерос. Общ. Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина является устройство в Москве, в доме, где родился П.А., „Музея П.А. Кропоткина“. В этом музее будет собрано все, что имеет то или иное отношение к жизни и творчеству покойного гуманиста и анархиста-революционера.
Кроме этого, Комитет предполагает устраивать лекции, беседы и доклады, посвященные П-ру А-чу, а также издавать сборники и бюллетени.
Анархо-кооперативный листок "Почин". Вторая серия. № 2. Январь 1922
http://oldcancer.narod.ru/Atabekian/P/22-2.htm#3

Музей П.А. Кропоткина (прижизненное фото Музея)

Современный вид дома в котором располагался музей П.А. Кропоткина (ныне посольство Палестины)
На страницах этого сайта Вы познакомитесь с жизнью и творчеством русского ученого, революционера, анархиста Петра Алексеевича Кропоткина.
Структура сайта-музея повторяет существовавший Музей Петра Кропоткина в Москве, в Кропоткинском переулке с 1923 по 1939 годы. За основу описания музея взят путеводитель по Музею написанный Н.К. Лебедевым и опубликованный в 1928 году.
В настоящее время существует Музей Петра Кропоткина, расположенный в городе Дмитрове, Московской области, в доме, в котором, с лета 1918 года проживал и в котором скончался Петр Алексеевич. Адрес музея: Московская область, город Дмитров, улица Кропоткинская, дом 95.
http://dmmuseum.ru/%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d0%bc%d1%83...
...Московский Совет рабочих и крестьянских депутатов на своем пленарном заседании 15 февраля 1922 г. вынес постановление передать дом, в котором родился П.А. под Музей его имени. Весной 1922 г. Президиум Моск. Совета передал означенный дом Комитету.
Однако приступить немедленно к устройству Музея Комитет был не в состоянии, так как дом требовал большого ремонта. Вследствие этого только к 9 декабрю 1923 г. (годовщина рождения П. А-ча). Комитет мог открыть Музей в его первоначальном виде. Основным ядром Музея явились коллекции, фотографии, рисунки, рукописи П. А-ча, заботливо сохраненные и переданные Комитету вдовой покойного П. А-ча С.Г. Кропоткиной, а затем Музей пополнился семейными портретами и документами, переданными Комитету семьей Поливановых и другими предметами, собранными среди друзей П. А-ча и полученными из Парижа и Лондона. Экспонаты были размещены в трех комнатах Кропоткинского дома-особняка.
В таком первоначальном виде Музей существовал до 1925 г., когда из Англии С.Г. Кропоткиной были привезены личная библиотека, архив, П. А-ча, его черновые рукописи, некоторые предметы обстановки его рабочего кабинета и другие вещи.
...Музей Кропоткина был закрыт в 1939 году. Все фонды Музея были переданы в Музей Революции (ныне Государственный центральный музей современной истории России) в 1941 году. Из Музея Революции фонды были переданы в другие музеи.
Следует помнить, что путеводитель издан в 1928 году, поэтому временная позиция читателя находится в начале 20 века.

План Музея имени П.А.Кропоткина
Первая комната – Предки и социальная среда. – Детство П. А-ча и юношеские годы. Предки Кропоткина – типичные представители привилегированного дворянского класса. На стене против двери портреты деда, бабки, отца, матери. Здесь же герб князей Кропоткиных и родословная – эмблемы сословных привилегий.
На этой же стене расположены экспонаты, иллюстрирующие быт крепостного строя, в котором родился и вырос П.А. Кропоткин. (Объявление о продаже крепостных, привоз крестьянами натурального оброка, крепостные акты, рапорты бурмистра и т.д.). Вся жизнь дворянского класса базировалась на бесплатном труде крепостных и натуральном хозяйстве.
Вторая стена посвящена детству и юношеским годам П.А. Кропоткина. (Начало “бунта” против среды, ненависть к рабству. Под влиянием передовых писателей чувство протеста крепнет и растет любовь к трудовому народу).
На этой стене следует отметить рукописные детские “дневниковые записи” и “журналы” П.А. Кропоткина, его портрет в костюме камер-пажа и “отчет о поведении в Пажеском Корпусе пажа князя Петра Кропоткина”.
На третьей стене размещены собственноручные рисунки П.А. Кропоткина, иллюстрирующие его путешествия и жизнь в Сибири. В витрине выставлены путевые тетради, маршруты, отчеты о путешествиях и т.д.
Вторая комната – Научная и революционная деятельность в 1870-1876 гг. На первой стене размещены геологические карты работы П. А-ча. В витрине выставлены его научные труды того времени (обратить внимание на том “Исследование о ледниковом периоде”).
Два щита поперечной перегородки знакомят посетителя с Интернационалом и Парижской Коммуной, имевших в жизни Кропоткина большое значение. События Парижской Коммуны окончательно заставили Кропоткина стать в ряды социалистов. В 1872 г. он примыкает к бакунинскому крылу Интернационала.
На третьей стене размещены портреты членов “кружка чайковцев”, в который Кропоткин входит в 1872 г. Здесь же виды Петропавловской крепости, куда Кропоткин был заключен весною 1874 г. и плакат иллюстрирующий “побег” Кропоткина в 1876 г. Обратить внимание на собственноручные рисунки П.А. Кропоткина в крепости. В витрине рукописи второго тома “Исследование о ледниковом периоде”, писанные Кропоткиным в крепости, часы, внутри которых был передан план побега.
Третья комната занята экспонатами, иллюстрирующими жизнь и деятельность Кропоткина в Европе.
На первой стене обратить внимание на “афишу-протест”, которая была составлена, напечатана и расклеена Кропоткиным в апреле 1881 г. по поводу казни участников “дела первого марта”. Здесь же собственноручные рисунки П.А. Кропоткина – виды тюрьмы в Клевро, где был заключен Кропоткин. В витрине обратить внимание на декрет об изгнании Кропоткина из Швейцарии.
Средняя стена и витрины около этой стены иллюстрируют жизнь Кропоткина в Англии. Центральное место занимает портрет Кропоткина (масло) работы английского художника Мошелеса. Здесь же бюст (гипс) Кропоткина работы скульптора Цейтлина.
Щит “1905 год” иллюстрирует связь Кропоткина с революцией 1905 года, а третья стена посвящена – семидесятилетию Кропоткина. (См. адреса и юбилейные газеты).
Между окнами этой комнаты помещены портреты С.Г. Кропоткиной, жены П.А-ча, и портрет В.Н. Фигнер (узницы Шлиссельбурга в продолжние 22 лет), ныне председательницы Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина.
Четвертая комната посвящена последнему периоду жизни Кропоткина, его возвращению в Россию, жизни в Дмитрове, и здесь же выставлены в витринах произведения П.А. Кропоткина на различных языках. Из имеющихся здесь экспонатов обратить внимание на портрет Кропоткина (масло) работы Л.Б. Пастернака, барельеф Кропоткина, работы Цейтлина, на образцы рукописей и на альбомы его зарисовок.
Пятая комната – Копия рабочего кабинета Кропоткина в Лондоне. Поражающая простота обстановки. Обратить внимание на письменный стол Кропоткина, за которым П.А. работал во все время пребывания в Англии с 1886 г. до 1917 г. Столярный верстак, на котором работал П.А. Разнообразие библиотеки свидетельствует о необычайной широте умственных интересов Кропоткина.
Шестая комната – траурная – занята экспонатами, касающимися болезни, кончины и похорон П.А. Кропоткина. Посмертная маска П.А-ча работы скульптора Алешина.
Седьмая комната посвящена выяснению влияния Кропоткина и его идей на мировое революционное движение. Здесь мы видим образцы газет, которые издавались или издаются учениками и последователями Кропоткина в Европе, Америке, в Китае, Японии и других странах, цитаты из статей о Кропоткине виднейших деятелей рабочего движения разных стран. В витринах книги и брошюры посвященные жизни и творчеству Кропоткина и критическому разбору его учения.

Первая комната Музея – комната в которой родился Петр Алексеевич Кропоткин (9 декабря 1842г.), – знакомит нас с предками Кропоткина и с социальной средой, в которой родился и вырос П.А. и под влиянием которой складывался характер и личность будущего революционера-бунтаря.
На первой стене помещен рисунок, изображающий родословное дерево князей Кропоткиных, из которого видно, что род князей Кропоткиных происходит от первого русского князя Рюрика и его правнука Владимира Святого. Находящийся рядом с родословным деревом, пергамент, выданный Сенатом деду П.А-ча, подтверждает, что у правнука Владимира Святого, Владимира Мономаха был сын Мстислав Храбрый, потомки которого были великими князьями Смоленскими. С уничтожением великого княжества Смоленского князья Смоленские и стали именоваться Кропоткиными по прозвищу последнего князя Смоленского Дмитрия Васильевича (ум. 1470 г.), получившего за свою хозяйственную кропотливость прозвище “Кропотка”...
Виртуальный музей П.А. Кропоткина
http://kropotkin.ru/fr/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0...
...Помимо этого сайта-музея в русскоязычном Интернете существует еще несколько ресурсов, посвящённых П.А.Кропоткину:
1. Группа Вконтакте «Цитатник Петра Кропоткина»
https://vk.com/citations_of_kropotkin
2. «Сайт о научном и идейном наследии Петра Кропоткина»
http://kropotkin.site/
3. «Сообщество сайтов П.А. Кропоткина» в Фейсбуке
https://www.facebook.com/kropotkinsitecommunity/
4. «Библиотека Андрея Бирюкова»
http://oldcancer.narod.ru/index.html
Труды Кропоткина
http://vk.com/topic-38821806_26448875



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 19
Опубликовано: 09.12.2020 в 03:18
© Copyright: Игорь Бабанов
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1