Люблю не только саму музыку, но и читать о ней. В особенности, когда
пишут люди, сведущие в ней или посвятившую всю свою жизнь служению ей.
На днях моё внимания привлекла публикация автора Проза.ру Людмилы
Дементьевой: «Диалог. Осенний бал. Начало» - https://www.proza.ru/2018/11/01/1749.
В этой публикации упоминается музыкальное произведение: «Мой отзыв на
"Осенний бал" Виктора Князева шёл под "Осенний вальс"
Шопена».
А следом ещё одна публикация того же автора «Диалог Осенний бал. Продолжение – отзыв»
- https://www.proza.ru/2018/11/01/1803.
И в этой публикации упоминается то же произведение: «Вот такой у нас получился
бал под "Осенний вальс" Шопена».
Показалось странным, что не помню вальса с таким названием у Фридерика Францишека
Шопена (о существовании какого-то другого Шопена, пишущего вальсы, мне
неведомо, и музыкальная энциклопедия о том молчит). Пришлось заняться поисками в
домашней фонотеке.
С давних пор практикую скачивать произведения представляющих для меня
интерес композиторов сразу полными собраниями сочинений, да ещё и не одного
исполнителя-дирижёра.
К моему удивлению, "Осеннего вальса" среди имеющихся у меня в
двух полных собраниях сочинений Фридерика Шопена, включающих все вальсы, я не
обнаружил. Пришлось обратиться к музыкальной справочной литературе.
«Осеннего вальса» не оказалось ни в одном из каталогов произведений Фридерика
Шопена. Включая и "Шопен Ф. Полное собрание сочинений". Ред. И. Я.
Падеревский. Том IX. Вальсы. Краков, 1950. (Переиздавалось множество раз, в том
числе на русском языке).
Вот что пишет о вальсах Шопена интернет-источник, которому я доверяю (https://www.belcanto.ru/chopin_waltzes.html):
«Список вальсов:
Op. 18 Большой
блестящий вальс Es-dur (1831)
Op. 34 Три блестящих
вальса As-dur, a-moll, F-dur (1831—1838)
Op. 42 Большой
вальс As-dur (1840)
Op. 64 Des-dur,
cis-moll, As-dur (1847)
Op. posth. 69 As-dur,
h-moll (опубл. 1852)
Op. posth. 70 Ges-dur,
f-moll, Des-dur (опубл. 1855)
As-dur, Es-dur (1827)
Op. posth. e-moll
(1830), E-dur (ок. 1829), a-moll (кон. 1820-х гг.)
В творчестве Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в
которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра стушевываются. Поэтическое
претворение получает самый ритм вальса, его кружащееся движение — то
скользящее, воздушное, то вихревое, полетное. Вальсы Шопена, подобно его
этюдам, перерастают в концертные пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и
блестящие, в которых мастерски использован весь арсенал современной техники и
виртуозного пианизма…
Семнадцать вальсов Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и
средствам выражения. Среди них встречаются мечтательные, с поющей, широкого
дыхания мелодией, как, например, a-moll, ор. 34 или f-moll, ор. 70; есть вальсы
эстрадно-виртуозного типа, эффектные, темпераментные, как «большой блестящий
вальс» Es-dur, ор. 18 или As-dur, ор. 42. Вальс cis-moll, ор. 64 раскрывает
тонкую поэзию скорбно-меланхолических образов Шопена. Поэзия вальсовой стихии,
поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы развития этого жанра,
который всесторонне разрабатывали Лист, Верди, Чайковский, Глазунов, Скрябин,
советские композиторы».
Безуспешные поиски «Осеннего вальса» с лихвой компенсировал удовольствием
от прослушивания всех вальсов Фридерика Шопена.
Не поленился найти в интернете, скачать и прослушать сам «Осенний
вальс». Даже мне с моим неоконченным начальным музыкальным образованием сразу
стало ясно, что по размеру это не вальс (у которого размер 3/4 или 3/8 при
более медленном темпе), а какая-то фортепианная пьеса (со сложным однородным размером
4/4).
Красивая мелодия показалась
очень знакомой, к тому же в видеоклипе в качестве исполнителя
был указан пианист Ричард Клайдерман (Richard
Clayderman), и определить, что это за произведение и кто его автор, не
составило особого труда.
Вот ленив я природно, чтобы
рыться по всему собранию сочинений авторов-исполнителей, число которых в домашней
фонотеке приближается к тысяче, а общий объём произведений скоро заполнит и
третий жёсткий диск емкостью 2 Тб. Поэтому давно уже практикую создавать в
каталоге для каждого автора-исполнителя папку «Избранное» и помещаю в неё понравившиеся
мне лично произведения.
Посвятил вчерашний вечер прослушиванию с несказанным наслаждением более пятидесяти избранных мной записей Ричарда
Клайдермана. Среди них без труда на слух определил и фортепианную пьесу,
выдаваемую за «Осенний вальс» Шопена, которая на самом деле является фортепианным
соло «Брак по любви» (Mariaged’Amur) автор Поль де Сенневиль.
Вот что сказано в англо-язычной статье Википедии о самом Поле де
Сенневиле (PauldeSenneville)
- (
https://en.wikipedia.org/wiki/Paul_de_Senneville):
Родился: 30 июля 1933 г. (возраст 86 лет), Париж, Франция
Альбомы: Piano Classical Masterpieces
Жанры: Инструментальная музыка, Популярная музыка, Классическая музыка,
Лёгкая музыка
Номинации: Премия «Сезар» за лучшую музыку к фильму
Песни
Dolannes Melodie
Ballade pour Adeline /
Dolannes melodie 1988 г.
Millennium Gold
Collection 2006 г.
Брак по любви
Поль Де Сенневиль начал свою карьеру в качестве журналиста и
корреспондента французской газеты France Soir. Позже он стал продюсером
телевизионной программы.
Самой большой страстью его жизни стала музыка. После написания своей
первой песни в 1962 году, он писал музыку для песен ко многим кинофильмам,
произведенным французскими компаниями, такими как Вселенная Galaxie и Daber
Фильм.
В 1978 году, Поль представлял Францию и Монако на "Евровидение
" 1978 в составе дуэта Les jardins de Monaco. Он был со временем удостоен
престижных премий и наград, таких как Премии " Сезар" (французский
эквивалент Оскара) за его музыку к фильмам.
Он был удостоен - Комте title - название французского дворянства.
В 1976 году Поль и Оливье построили собственную рекорд-компанию,
Дельфин Производств названную в честь первой дочери Поля, Delphine Deschodt.
Дельфин Производств является ведущим экспортером французской музыки и является
единственным специалистом в области инструментальной музыки.
Кроме того, вместе с Жан-Клод Borelly они открыли французских
музыкантов, таких как Ричард Клайдерман (1976), Nicolas de Angelis (1981) и
Диего Модена (1991). Де Senneville и Туссен сотрудничали с известным
французским аранжировщиком, таким как: Жерар Salesses, Эрве Рой, Бруно Рибера,
и Марк Minier. Их главная music productions была посвящена музыке Клайдермана».
По поводу произведения, ошибочно именуемого «Осенний вальс», вот что
гласит Википедия, подтверждённая другими источниками (доверяй, но проверяй) — (https://ru.wikipedia.org/wiki/Mariage_d%E2%80%99amour):
«Mariage d’amour (Брак по любви) — французское сольное музыкальное
произведение для фортепиано, созданное Полем де Сенневилем (фр. Paule de
Senneville) в 1978 году и впервые представленное пианистом Ричардом
Клайдерманом на его альбоме «Lettre À Ma Mère» в 1979 году.[2]
Позже пианист Джордж Дэвидсон (англ. George Davidson) представил это
произведение в своём альбоме My Heart Will Go On с небольшими изменениями.[3]
Эту версию композиции иногда ошибочно приписывают Шопену под названием
Spring Waltz («Весенний вальс»), поскольку загруженное на Youtube видео было
неправильно подписано и набрало как минимум 25 миллионов просмотров перед тем,
как было удалено.[4]
По состоянию на 2017 год несколько копий с тем же ошибочным заголовком
все ещё присутствовало на Youtube».
Не несколько, а множество копий с ошибочно указанными заголовками и ошибочно
указанными авторами по-прежнему присутствует на Youtube»!
В подтверждение этого привожу актуальное и на сегодняшний день исчерпывающее
расследование этой музыкальной мистификации, которое обнаружил в Контакте -
http://vk.com/topic-16864555_22583150:
Марина
Волосевич 11 апр 2010 в 15:47 пишет:
"Итак,
приступаем к новому делу. Обсуждаемые аудиозаписи в конце поста. На повестке
дня:
Бородин.
Весенний вальс. 4:27
Дебюсси.
Осенний вальс. 4:27
Моцарт.
Весенний вальс
Шопен. Вальс
цветов
Шопен. Весенний
(осенний) вальс.
Шопен. Весна
Шопен. Душа
плачет
Шопен. Здесь
умирала любовь 2:37
Шопен. Мелодия
любви "Слёзы осени"
Шопен. Мелодия
осени.
Шопен. Мелодия
рая.
Шопен. Счастье
и любовь 2:43
Шопен. Прощай,
любовь! Здравствуй, любовь! 2:47
Шопен.
Романтика. Chopin – Romantica
Шопен. Чудова
классика
Chopin. Spring waltz
Шостакович. Весна 4:27
Хочу вам
сообщить, что это никакой не Шопен, и не Моцарт и не Шостакович, а французский
композитор Paul De Senneville.... Это произведение называется "Mariage
D′Amour", что в переводе означает "Брак по любви". И вообще,
какой вальс может быть в размере 4/4?
Тит. лист нот
оригинала Mariage D′Amour, с фамилией Senneville, имеются в фотоматериалах:
http://vk.com/albums-16864555?z=photo-16864555_16... "ВКонтакте"
существует 2 варианта исполнения, две аранжировки этого произведения:
Richard Clayderman (аранжировка - Olivier Toussain),
впервые встречается на альбоме "Lettre a ma mere" 1979 года. 2:40
George Davidson
(альбом 2000 года. 4:27) -
https://mvclip.ru/clip/george-davidson/mariage-damour
(ссылка на видеоклип добавлена мной).
По результатам всего расследования лично мне не жаль потраченного
времени на него.
Хоть и не вальс это и не Шопена вовсе, но фортепианная пьеса «Mariage
D′Amour» (Брак по любви) Поля де
Сенневиля чудо, как хороша!
Насладился вальсами Фридерика Шопена (целый вечер украл с их помощью у
вечности).
В кои веки переслушал Ричарда Клайдермана и невольно вспомнил годы
начала века нынешнего, когда последний раз слушал его записи.
С удовольствием пересмотрел видеоклипы на песни из альбома "My
Heart Will Go On" Георга Дэвидсона.
Открыл нового для меня замечательного композитора Поля де Сенневиля,
прослушал и вот уже который день скачиваю из открытых источников музыку его
сочинения.
«Ррекомендую»(с).