Пишу по
памяти, могу что-то напутать, но сама форма рассказа, выбранная мною, не
требует доказательств. В крайнем случае можно все будет списать на неудачную
шутку.
Михаил
Афанасьевич Булгаков широко стал известен в конце шестидесятых годов прошлого
столетия, почти через тридцать лет после своей смерти. Два номера журнала
«Москва» с романом «Мастер и Маргарита» передавались из рук в руки как святыня.
Власти долго не решались публиковать произведение, опасаясь, что оно будет
способствовать возрождению религии. (Действительно, некоторые люди, прочитав
книгу, уверовали, а уверовав, критически ее переосмыслили).
На мой же
взгляд, Булгаков открыл нам доступ к либерализму как идее. Этот взгляд на мир
был ему по душе, заменял веру и любовь, укреплял в нем критическое отношение к
окружающим. То есть опасность скрывалась совсем не в странной фигуре Иешуа
Га-Ноцри (Иисуса из Назарета).
Когда я
учился в Педагогическом институте на Малой Пироговке, восхищение Булгаковым
было повсеместным, никаких критических замечаний в его адрес я не слышал.
Обычно Михаила Афанасьевича сравнивали с Гоголем, уверяли, что он принял
эстафету от великого писателя. Я также придерживался общепринятой точки зрения.
Однако это свидетельствует только об атеистической атмосфере, в которой мы
росли. С Евангелием мы частично знакомились на уроках старославянского языка,
но предмет этот большинством считался постылым.
Помню
только о стаде свиней, в которое Христос разрешил войти бесам. Они вошли, а
стадо бросилось с кручи в море. Многие элементарные вещи, которые должен знать
обыкновенный культурный человек, для нас были тайной за семью печатями.
Сравнение с Гоголем, теперь вижу, неправомерно хотя бы потому, что Николай Васильевич
воспевал Бога, а Михаил Афанасьевич на Бога нападал в надежде, что его главное
произведение увидит свет при жизни...
Булгаков
изображает Бога Слово (вторую ипостась Троицы) бродячим полоумным философом, а
сатану, которого Иисус Христос победил и дал нам возможность побеждать,
всемогущим. Добавить тут нечего.
В начале
1939 года Михаил Булгаков получил от МХАТа долгожданный заказ на работу над
пьесой «Батум» о молодых революционных годах Сталина. Он надеялся, что Иосиф
Виссарионович, смотревший не раз «Дни Турбиных», после постановки «Батума» даст
«добро» на публикацию «Мастера» в качестве нового слова в антирелигиозной
пропаганде. Предав Бога, сын профессора Духовной академии Афанасия Ивановича
Булгакова мечтал о настоящей, а не игрушечной славе. Но на предательстве ее
никак не построишь.
К числу
доверенных людей Сталина принадлежал Александр Фадеев (он ловко выведывал у
кокетливой и скучающей Елены Сергеевны, третьей жены Михаила Афанасьевича,
необходимые сведения), поэтому содержание романа вождю народов было известно.
Мы не знаем ничего о взглядах Сталина на множество вопросов. Однако понятно,
что в Православии он разбирался (церковно-приходская школа плюс Тифлисская
семинария, в которой он учился на «отлично», не сдав из-за отчисления по
политическим мотивам только выпускные экзамены). Иосиф Виссарионович прилично
ориентировался в русской литературе, мог цитировать наизусть пространные
отрывки из классики.
Сталин
считал пьесу Булгакова «Дни Турбиных» контрреволюционной, но ценил за
искренность, которая иногда бывает выше таланта, а порой и есть сам талант. В
«Мастере и Маргарите» искренности не хватает, ее затмили вздорные фантазии и
сведение личных счетов с коллегами по цеху.
Булгакову
отменили уже оформленную командировку в Батуми, его сняли прямо с поезда в
районе Тулы. Планы рухнули. В 1940 году писатель скончался...
В
характере Булгакова наблюдалась некая провинциальность, которая не связана с
местом рождения Киевом – третьей столицей Российской империи. Михаил
Афанасьевич таскал с собой золотой портсигар, любил дорогую одежду, дорогие
рестораны и дорогих женщин. Однако денег катастрофически не хватало. Нет бы
смириться, а он упрямствовал.
Булгаков
был смешон в бабочке и клетчатом пиджаке одновременно, с моноклем в глазу – он
походил на нечто среднее между официантом и академиком. Он был смешон (далее
идет в рифму) в поиске богатых жён. Он был смешон в своем преклонении перед
американским посольством на Садовом кольце. Однако, не выезжая заграницу, наш
писатель не видел более роскошных помещений и столь украшенного разнообразной
снедью и выпивкой стола. Они вошли в знаменитую сцену бала у сатаны.
Вторая
жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская жила за два дома от нас до 1987
года. Ее подъезд выходил во двор между двумя Пироговками – Большой и Малой.
Напротив ее окон располагалась усадьба независимого и знаменитого художника
Корина. Не ведаю, были они знакомы или нет.
Любовь
Евгеньевна ввела Михаила Афанасьевича в закрытую касту Московского
художественного театра, доставала ему приглашения от американцев, рассказывала
о Париже. Она была интеллигентной и простой в общении женщиной. В годы войны
зимой, когда приносили со двора пудовую гирю, разогретую на костре, она
заходила к соседям погреться...
А у Елены
Сергеевны Булгаковой с бытом все было всегда налажено. Еще при жизни умирающего
Михаила Афанасьевича она сумела удивительным образом пересесть в уютную, пусть
и шаткую, лодку Александра Фадеева, который ушел от Ангелины Степановой. Во
Вторую войну Елена Сергеевна не бедствовала.
10.08.2014